Решение по делу № 2-194/2020 (2-1732/2019;) ~ М-1802/2019 от 03.12.2019

Дело № 2-194/2020.

УИД 42RS0001-01-2019-002483-34

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области в составе:

председательствующего Степанцовой Е.В.,

при секретаре Бунаковой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Анжеро-Судженске Кемеровской области

11 марта 2020 года

гражданское дело по иску Владимирова Д.Ю. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в городской суд с иском к ответчику о включении его в список граждан, переселяемых из жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья, мотивируя свои требования тем, что на основании договора купли-продажи от 11.06.2019 является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. В 2019 году стало известно, что жилой дом по заключению Сибирского филиала ОАО ВНИМИ от 06.12.2013 № 154 расположен на горном отводе ликвидируемой ОАО «Шахтоуправление Анжерское» и подлежит сносу по условиям подработки, но в администрации города отказали во включение в списки. Считает, что отказ во включении в списки граждан подлежащих расселению из домов ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемых шахт, нарушает его жилищные права.

Просил суд обязать ответчика включить его в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, расположенного по адресу: <адрес>, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемой ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания, и предоставить ему социальную выплату из расчета 33 кв.м. на одиноко проживающего человека, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

Определением суда от 20.01.2020 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство энергетики РФ.

Истец Владимиров Д.Ю. в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежаще, в письменном заявлении просил рассматривать иск в его отсутствие.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Министерство энергетики РФ, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, о причинах неявки суду не сообщил.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.

Представитель истца Руденко А.В., действующий на основании доверенности от 17.06.2019, в судебном заседании исковые требования подержал, суду пояснил, что Владимиров в 2008 году приобрел жилой дом по <адрес>, вселился в дом, но не смог оформить документы в связи с тем, что был осужден к лишению свободы на длительный срок. После своего освобождения они с продавцом провели сделку до конца, оформляли сами документы на дом, поскольку они не были оформлены. Дом подлежит сносу по условиям подработки. Обратившись в администрацию, истцу было отказано во включении в список граждан в связи с поздним оформление права собственности на данное жилое помещение. Просил исковые требования удовлетворить полностью.

Представитель ответчика – Администрации Анжеро-Судженского городского округа Килина Е.В., действующая на основании доверенности № 35 от 13.12.2019, в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что дом по <адрес> на основании заключения ВНИМИ от 06.12.2013 № 154 подлежит сносу по причине подработки. Во включении в списки было отказано в связи с тем, что оформление права на данное жилое помещение было после заключения ВНИМИ.

Заслушав представителей сторон, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему:

Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище.

Ст. 2 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своей компетенции обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, используют бюджетные средства и иные не запрещенные законодательством источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан.

В соответствии с ч.ч. 2, 3 ст. 5 Федерального закона от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012, с изм. от 04.03.2013) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности», финансирование мероприятий по реструктуризации угольной промышленности осуществляется за счет средств федерального бюджета в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также собственных средств организаций по добыче (переработке) угля (горючих сланцев). Перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядок их финансирования определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 13.06.2005 № 428 (ред. от 28.09.2016) «О порядке предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков» утверждены Правила предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, которые устанавливают порядок и условия предоставления из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Согласно п. 2 и 3 Правил, Министерство энергетики РФ предоставляет межбюджетные трансферты местным бюджетам шахтерских городов и поселков на ряде условий, в числе которых входят: использование межбюджетных трансфертов органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков на финансовое обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных п. 5 настоящих Правил; представление органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков Министерству энергетики РФ сведений о количестве переселяемых семей высвобожденных работников ликвидируемых организаций угольной промышленности.

В силу пп. а, б п. 5 Правил, межбюджетные трансферты направляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по сносу ветхого жилищного фонда, ставшего в результате ведения горных работ на ликвидируемых угольных (сланцевых) шахтах непригодным для проживания по критериям безопасности, содействию переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого.

Согласно п. 6 Правил размер межбюджетных трансфертов, направляемых на реализацию мероприятий, предусмотренных пунктом 5 настоящих Правил, определяется Министерством энергетики РФ по каждому шахтерскому городу и поселку на основании утвержденных в установленном порядке списков граждан, подлежащих переселению, а также списков граждан, подлежащих переселению в гг. Прокопьевске, Киселевске и Анжеро-Судженске (Кемеровская область), и муниципальных программ создания новых рабочих мест.

Пунктом 8 Правил предусмотрено, что содействие переселяемым из ветхого жилья гражданам в приобретении (строительстве) жилья взамен сносимого, а также выезжающим гражданам - в приобретении (строительстве) жилья по новому месту жительства осуществляется в форме предоставления социальных выплат. Социальные выплаты предоставляются на основании составленных на день принятия решений о ликвидации организаций угольной промышленности и ежегодно уточняемых списков граждан, подлежащих переселению, утвержденных органами местного самоуправления шахтерских городов и поселков и согласованных с Министерством энергетики РФ. Основаниями для уточнения списков граждан, подлежащих переселению, являются: рождение (усыновление) детей и их регистрация по месту жительства в ветхом жилье родителями (родителем), включенными (включенным) в список граждан, подлежащих переселению, и проживавшими (проживавшим) в ветхом жилье на день принятия решения о ликвидации организации угольной промышленности; государственная регистрация смерти или объявление умершим гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению; снятие гражданина, включенного в список граждан, подлежащих переселению, с регистрационного учета по месту жительства в ветхом жилье.

Согласно п. 9 размер социальной выплаты, предоставляемой гражданину в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, определяется из расчета стоимости жилья, приобретаемого по норме площади жилья в соответствии с пунктом 10 настоящих Правил, и средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на территории субъекта Российской Федерации по месту проживания (для граждан, переселяемых из ветхого жилья) или на территории субъекта Российской Федерации, избранного для постоянного проживания, но не выше средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации, определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти (для выезжающих граждан).

Согласно п. 10 Правил, норма общей площади жилого помещения, применяемая при расчете размера социальной выплаты, составляет: 33 кв. метра - для одиноких граждан; 42 кв. метра - на семью из 2 человек, 18 кв. метров - на каждого члена семьи, состоящей из 3 человек и более.

В силу абз. 2 п. 11 Правил социальные выплаты предоставляются при условии, что гражданин, проживающий в жилом помещении, принадлежащем ему и (или) членам его семьи на праве собственности и не имеющем обременении, принимает обязательство о безвозмездной передаче этого жилого помещения органу местного самоуправления по договору в месячный срок после приобретения жилья за счет средств предоставленной ему социальной выплаты. Указанные обязательства принимаются и подписываются всеми совершеннолетними членами семьи гражданина.

Абзацем вторым п. 13 Правил установлено, что приобретенное за счет средств социальной выплаты жилое помещение оформляется в общую собственность всех членов семьи, указанных в договоре о предоставлении социальной выплаты для приобретения (строительства) жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков.

Из приведенных положений в их взаимосвязи следует, что, решая вопрос о ликвидации угольной промышленности, Правительство РФ предусмотрело меры социальной поддержки лиц, постоянно проживающих в домах, на момент принятия решения о ликвидации шахты, которые стали ветхими из-за вредного влияния горных работ на ликвидируемой шахте путем содействия данным гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого жилья, ставшего непригодным по критериям безопасности.

Согласно п. 2.12.2 Эталона проекта ликвидации шахты (разреза), утвержденного Приказом Минэнерго России от 01.11.2001 N 308, переселению подлежат жители ветхих домов (независимо от форм собственности), являющихся непригодными для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» социальная выплата является одной из форм государственной социальной помощи, то есть имеет равное смысловое значение с пособием, поскольку направлена на оказание материальной помощи определенным слоям населения. Предоставление социальной выплаты - это одна из форм социальной защиты граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, ставшего непригодным для проживания по критериям безопасности, постоянно проживающих в ветхом жилом помещении и не имеющем иного жилого помещения, с целью обеспечения их жилым помещением.

Таким образом, из анализа вышеуказанных норм права, следует, что предоставление социальных выплат возможно при наличии следующих условий: признание жилья ветхим и непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ на ликвидируемых шахтах, наличие права на данное жилое помещение на день принятия решения о ликвидации предприятия угольной промышленности и нуждаемость граждан, проживающих в этом жилье, в переселении, то есть необеспеченность их иным жильем.

Основанием для предоставления социальной выплаты является постоянное проживание в сносимом жилом помещении, зарегистрированного на данной площади гражданина, на момент принятия решения о ликвидации угольной шахты. Каких-либо других критериев для предоставления социальной выплаты для приобретения жилья законом в данном случае не установлено.

Судом установлено, что жилой дом и земельный участок по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи от 11.06.2019 принадлежат Владимирову Д.Ю. (л.д.4-5). Право собственности на дом и земельный участок по <адрес>, зарегистрировано в ЕГРП за истцом 24.06.2019, что подтверждается выписками из ЕГРН (л.д.6-10).

Согласно паспортным данным Владимиров Д.Ю. зарегистрирован по адресу: <адрес> с 30.03.2018 (л.д.36-37).

В материалах дела имеется договор купли-продажи жилого дома от 24.10.2008, составленный в простой письменной форме, согласно которому Владимиров Д.Ю. купил у Н.И.Н. жилой дом по <адрес> за 25000 рублей, которые были переданы продавцу в полном объеме (л.д.38).

Согласно справке № 036394 от 11.04.2016, выданной ФКУ ИК-41 Владимиров Д.Ю. с 12.05.2009 по 11.04.2016 содержался в местах лишения свободы, откуда освобожден по отбытии наказания (л.д.35).

Согласно выписке из ЕГРН следует, что за Владимировым Д.Ю. иные объекты недвижимости, кроме дома по <адрес>, не зарегистрированы (л.д.21-22).

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ОАО «Шахтоуправление Анжерское» создано 29.12.2003 для осуществления деятельности, в том числе по добыче антрацита, коксующегося угля подземным способом, находится в стадии ликвидации. Решением Арбитражного суда 14.08.2014 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство. 06.11.2018 прекращена деятельность ОАО «Шахтоуправление Анжерское» в связи с его ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства от 14.08.2018.

Заключением СФ ОАО ВНИМИ от 06.12.2013 № 154 установлено, что дом по <адрес>, находится на подработанной шахтой территории, признан ветхим (л.д.16).

Как следует из показаний свидетеля Т.А.С. в судебном заседании, истец приобрел в 2008 году дом у Н.И.Н. Свидетель оформлял документы на жилой дом по ул. <адрес> за продавцом Н.И.Н.

В процессе оформления документов истец был осужден к лишению свободы на длительный срок, в 2016 году освободился.

Как следует из показаний свидетеля С.Н.В. в судебном заседании, истец в 2008 году заселился в жилой дом по ул. <адрес>, стал проживать, ухаживать за домом. Позднее был осужден к лишению свободы.

Разрешая требования истца о включении его в список граждан, подлежащих переселению из жилья, ставшего непригодным для проживания в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское», и предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья в размере из расчета стоимости жилого помещения площадью 33 кв.м. для одиноких граждан, оценивая доводы сторон, представленные доказательства в их совокупности по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о наличии законных оснований к их удовлетворению.

Как установлено судом и подтверждается собранными по делу доказательствами, истец зарегистрирован в жилом доме <адрес> с 30.03.2018, право собственности на дом зарегистрировано 24.06.2019, что подтверждается представленными доказательствами и не оспаривается ответчиком.

ОАО «Шахтоуправление Анжерское» 14.08.2014 признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, в настоящее время конкурсное производство завершено.

Анализируя представленные суду доказательства в их взаимосвязи и совокупности, суд приходит к выводу, что требования истца подлежат удовлетворению, поскольку на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское» жилой дом являлся единственным и постоянным местом проживания истца, иного жилья для проживания ни на праве собственности, ни на ином праве у него нет, что не оспаривается ответчиком и подтверждается сведениями БТИ и выпиской из ЕГРН, истец фактически проживал по <адрес> с 2008, что подтверждается показаниями свидетелей в судебном заседании, на момент принятия решения о ликвидации ОАО «Шахтоуправление Анжерское», нуждается в социальной помощи государства, социальная выплата для приобретения жилья в соответствии с положениями Правил Предоставления межбюджетных трансфертов на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, утвержденных постановлением Правительств РФ от 13.07.2005 № 428 из федерального бюджета, Администрацией Анжеро-Судженского городского округа ему до настоящего времени не предоставлена.

ОАО «Шахтоуправление Анжерское» ликвидировано, ответчик формирует и утверждает списки граждан, проживающих в ветхом жилищном фонде, ставшем в результате ведения горных работ на ОАО «Шахтоуправление Анжерское» непригодным для проживания по критериям безопасности, и оказывает указанным гражданам содействие в приобретении жилья взамен сносимого в соответствии с постановлением Правительства РФ № 428 от 13.07.2005.

Установленные судом выше обстоятельства в их совокупности дают право истцу на включение его в список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших в результате ведения горных работ на ликвидируемых предприятиях горной промышленности непригодными для проживания по критериям безопасности, предусмотренной постановлением Правительства РФ от 13 июля 2005 года № 428 и получение социальной выплаты.

С учетом обстоятельств, установленных на основании представленных сторонами доказательств, а также норм законодательства, подлежащих применению к данному спору, суд приходит к выводу, что исковые требования истца о включении его в список граждан, подлежащих переселению из жилых помещений, ставших непригодными для проживания в результате ведения горных работ ликвидируемыми шахтами, и предоставлении социальной выплаты подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования Владимирова Д.Ю. к Администрации Анжеро-Судженского городского округа о включении в списки граждан, подлежащих переселению из жилого помещения, ставшего непригодным для дальнейшего проживания в результате ведения горных работ, предоставлении социальной выплаты – удовлетворить:

Обязать Администрацию Анжеро-Судженского городского округа включить Владимирова Д.Ю., <дата> года рождения, уроженца <адрес>, зарегистрированного по адресу: <адрес>, в список граждан, подлежащих переселению из ветхого жилья, признанного непригодным для проживания по критериям безопасности в результате ведения горных работ ОАО «Шахтоуправление Анжерское»;

– предоставить Владимирову Д.Ю. социальную выплату из расчета 33 кв.м. на одиноко проживающего человека, для приобретения жилья за счет средств, предусмотренных на реализацию программ местного развития и обеспечение занятости для шахтерских городов и поселков, из расчета средней рыночной стоимости одного квадратного метра жилья на дату фактического предоставления социальной выплаты.

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения через Анжеро-Судженский городской суд путем подачи апелляционной жалобы.

        

Председательствующий:

Мотивированное решение изготовлено: 18.03.2020.

    

2-194/2020 (2-1732/2019;) ~ М-1802/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Владимиров Дмитрий Юрьевич
Ответчики
Администрация Анжеро-Судженского городского округа
Суд
Анжеро-Судженский городской суд Кемеровской области
Судья
Степанцова Е.В.
Дело на странице суда
anzhero-sudzhensky--kmr.sudrf.ru
03.12.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2019Передача материалов судье
10.12.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.12.2019Подготовка дела (собеседование)
20.01.2020Подготовка дела (собеседование)
20.01.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2020Судебное заседание
11.03.2020Судебное заседание
18.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Дело оформлено
11.06.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее