ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 07 октября 2021 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Резниченко И.А.,
при секретаре Руш М.В.,
рассмотрев в открытом заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Мирон А.Л. о взыскании за счет имущества налогоплательщика задолженности по налогам,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мирон А.Л. о взыскании за счет имущества налогоплательщика задолженности по налогам. В обосновании иска, указали, что Мирон А.Л. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и поставлена на налоговый учет, ответчик осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, до 01 марта 2021 года.
Однако своевременно и в полном объеме не уплатила налоги и страховые взносы на общую сумму 38 774,38 рублей в том числе : налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: пеня в размере 111.96 руб. с 03.12.2019г. по 28.06.2020г. транспортный налог с физических лиц: пеня в размере 438.06 руб. с 04.12.2018 по 28.06.2020; -налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 4.39 руб. с 01.07.2019 по 28.06.2020; -земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 0.9 руб. с01.11.2015 по 30.11.2015; -страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог за 2020 год в размере 32448 руб., пеня в размере 50.56 руб. с 10.01.2019 по 11.01.2021; -страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 8 426 руб., пеня в размере 16.41 руб. с 10.01.2019 по 11.01.2021.
Административному ответчику было направлено требование об уплате задолженности, которое не было исполнено, требование предъявлялось по состоянию на 29.01.2018 года, срок исполнения 08.02.2018 года.
Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области в соответствии со ст. 48 НК РФ было направлено заявление мировому судье судебного участка №2 Лискинского района Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Мирон А.Л. недоимки по налогам и пени в сумме 38774,38 рублей.
Мировой судья судебного участка №2 Лискинского района Воронежской области вынес определение от 22.06.2021г. об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что из заявления и приложенных документов усматривается, что требование не является бесспорным.
До настоящего времени административным ответчиком недоимка по налогам и пени на общую сумму 38774,38 руб. в добровольном порядке не уплачена.
Административный истец просит суд взыскать за счет имущества административного ответчика недоимку по налогам и пени на общую сумму 38774,38 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Административный ответчик Мирон А.Л., в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о дне и месте рассмотрения дела.
На основании ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1, 2 статьи 432 НК РФ индивидуальные предприниматели и адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов на ОПС и ОМС исходя из своего дохода от предпринимательской или профессиональной деятельности. Если индивидуальный предприниматель начинает или (и) прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение календарного года, то фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот год, определяется пропорционально количеству месяцев начиная с месяца регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя или (и) по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (п. п. 3, 4, 5 ст. 430 НК РФ). Страховые взносы в фиксированных размерах уплачиваются индивидуальным предпринимателем не позднее 31 декабря текущего календарного года. При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (п. 5 ст. 432 НК РФ). В случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов за себя в установленный срок налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за год.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует и установлено судом, что, административный ответчик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 01.03.2021 года.
Налоговым органом административному ответчику было выставлено требование по состоянию на 29.01.2018г. об уплате задолженности по налогам, срок исполнения до 08.02.2018 года.
Данное требование не было исполнено, соответственно с заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС должна была обратиться к мировому судье в срок до 08.08.2018г.
09.06.2021 МИ ФНС № 14 по Воронежской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 в Лискинском судебном районе Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Мирон А.Л.
22.06.2021г. мировым судьей судебного участка № 2 в Лискинском судебном районе Воронежской области в принятии указанного заявления отказано.
Административный иск подан в Лискинский районный суд 15.06.2021г., то есть с пропуском срока, установленного ст. 48 п.2,3 НК РФ.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, в связи со сбоем программного обеспечения и соответственно не принятием мер по принудительному взысканию задолженности в порядке ст. 48 НК РФ через мирового судью.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Рассмотрев ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Довод административного истца о том, что причиной пропуска срока явился сбой программы, суд находит несостоятельным, поскольку налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и своевременность подачи административного искового заявления зависит исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Принимая во внимание, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, сбой программного обеспечения не является причиной объективного характера, препятствовавшей или исключавшей реализацию ею права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Ссылку административного истца на сбой программного обеспечения «АИС-Налог-3» суд не может расценивать как уважительную причину пропуска срока обращения в суд.
Каких-либо доказательств наличия указанной налоговым органом технической проблемы суду не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии иных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено.
Таким образом, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 95, 138 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Мирон А.Л. о взыскании за счет имущества налогоплательщика задолженности по налогам – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья:
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Лиски 07 октября 2021 года
Лискинский районный суд Воронежской области в составе:
судьи Резниченко И.А.,
при секретаре Руш М.В.,
рассмотрев в открытом заседании административное дело по административному иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Мирон А.Л. о взыскании за счет имущества налогоплательщика задолженности по налогам,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к Мирон А.Л. о взыскании за счет имущества налогоплательщика задолженности по налогам. В обосновании иска, указали, что Мирон А.Л. была зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя и поставлена на налоговый учет, ответчик осуществляла деятельность в качестве индивидуального предпринимателя, до 01 марта 2021 года.
Однако своевременно и в полном объеме не уплатила налоги и страховые взносы на общую сумму 38 774,38 рублей в том числе : налог на доходы физических лиц с доходов, полученных физическими лицами в соответствии со статьей 228 Налогового кодекса Российской Федерации: пеня в размере 111.96 руб. с 03.12.2019г. по 28.06.2020г. транспортный налог с физических лиц: пеня в размере 438.06 руб. с 04.12.2018 по 28.06.2020; -налог на имущество физических лиц, взимаемый по ставкам, применяемым к объектам налогообложения, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 4.39 руб. с 01.07.2019 по 28.06.2020; -земельный налог с физических лиц, обладающих земельным участком, расположенным в границах городских поселений: пеня в размере 0.9 руб. с01.11.2015 по 30.11.2015; -страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды начиная с 1 января 2017 года): налог за 2020 год в размере 32448 руб., пеня в размере 50.56 руб. с 10.01.2019 по 11.01.2021; -страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года: налог за 2020 год в размере 8 426 руб., пеня в размере 16.41 руб. с 10.01.2019 по 11.01.2021.
Административному ответчику было направлено требование об уплате задолженности, которое не было исполнено, требование предъявлялось по состоянию на 29.01.2018 года, срок исполнения 08.02.2018 года.
Межрайонной ИФНС России № 14 по Воронежской области в соответствии со ст. 48 НК РФ было направлено заявление мировому судье судебного участка №2 Лискинского района Воронежской области о выдаче судебного приказа о взыскании с Мирон А.Л. недоимки по налогам и пени в сумме 38774,38 рублей.
Мировой судья судебного участка №2 Лискинского района Воронежской области вынес определение от 22.06.2021г. об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа в связи с тем, что из заявления и приложенных документов усматривается, что требование не является бесспорным.
До настоящего времени административным ответчиком недоимка по налогам и пени на общую сумму 38774,38 руб. в добровольном порядке не уплачена.
Административный истец просит суд взыскать за счет имущества административного ответчика недоимку по налогам и пени на общую сумму 38774,38 руб.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие, заявленные требования поддержал.
Административный ответчик Мирон А.Л., в судебное заседание не явилась, будучи надлежащим образом уведомленной о дне и месте рассмотрения дела.
На основании ст. 150, ч.2 ст. 289 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие неявившихся сторон.
Исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В соответствии с п.п. 2 п. 1 ст. 419 и п. 1, 2 статьи 432 НК РФ индивидуальные предприниматели и адвокаты признаются отдельной категорией плательщиков страховых взносов и самостоятельно производят исчисление сумм страховых взносов на ОПС и ОМС исходя из своего дохода от предпринимательской или профессиональной деятельности. Если индивидуальный предприниматель начинает или (и) прекращает осуществлять предпринимательскую деятельность в течение календарного года, то фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате за этот год, определяется пропорционально количеству месяцев начиная с месяца регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя или (и) по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности, фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца (п. п. 3, 4, 5 ст. 430 НК РФ). Страховые взносы в фиксированных размерах уплачиваются индивидуальным предпринимателем не позднее 31 декабря текущего календарного года. При прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе (п. 5 ст. 432 НК РФ). В случае неуплаты (неполной уплаты) индивидуальным предпринимателем страховых взносов за себя в установленный срок налоговый орган определяет в соответствии со ст. 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за год.
В силу п. 1 ст. 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Из материалов дела следует и установлено судом, что, административный ответчик осуществлял деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до 01.03.2021 года.
Налоговым органом административному ответчику было выставлено требование по состоянию на 29.01.2018г. об уплате задолженности по налогам, срок исполнения до 08.02.2018 года.
Данное требование не было исполнено, соответственно с заявлением о вынесении судебного приказа ИФНС должна была обратиться к мировому судье в срок до 08.08.2018г.
09.06.2021 МИ ФНС № 14 по Воронежской области обратилась к мировому судье судебного участка № 2 в Лискинском судебном районе Воронежской области с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании задолженности с Мирон А.Л.
22.06.2021г. мировым судьей судебного участка № 2 в Лискинском судебном районе Воронежской области в принятии указанного заявления отказано.
Административный иск подан в Лискинский районный суд 15.06.2021г., то есть с пропуском срока, установленного ст. 48 п.2,3 НК РФ.
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области ходатайствует о восстановлении пропущенного срока для подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций, в связи со сбоем программного обеспечения и соответственно не принятием мер по принудительному взысканию задолженности в порядке ст. 48 НК РФ через мирового судью.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08.02.2007 г. N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи административного искового заявления процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска.
Рассмотрев ходатайство административного истца о восстановлении пропущенного срока, суд не находит оснований для его удовлетворения.
Довод административного истца о том, что причиной пропуска срока явился сбой программы, суд находит несостоятельным, поскольку налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений и своевременность подачи административного искового заявления зависит исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Принимая во внимание, что налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, сбой программного обеспечения не является причиной объективного характера, препятствовавшей или исключавшей реализацию ею права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Ссылку административного истца на сбой программного обеспечения «АИС-Налог-3» суд не может расценивать как уважительную причину пропуска срока обращения в суд.
Каких-либо доказательств наличия указанной налоговым органом технической проблемы суду не представлено.
Доказательств, свидетельствующих о наличии иных обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено.
Таким образом, не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 95, 138 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении административного иска Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №14 по Воронежской области к Мирон А.Л. о взыскании за счет имущества налогоплательщика задолженности по налогам – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Воронежский областной суд через районный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья: