Дело № 2-559/2014
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Амурск. 05 июня 2014 г.
Амурский городской суд Хабаровского края в составе
председательствующего, судьи Погореловой Л.Р.,
с участием прокурора Фурман К.Е.,
при секретаре Лузяниной С.Г.,
с участием представителя ответчика Ян-юн-вун И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Амурского городского прокурора в интересах учащихся МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан к муниципальному бюджетному образовательному учреждению средняя общеобразовательная школа № 3 п.Эльбан Амурского муниципального района Хабаровского края, администрации Амурского муниципального района Хабаровского края об обязании организовать установку ограждения(забора) по всему периметру образовательной организации, в срок до 01.09.2014г.,
У С Т А Н О В И Л:
Амурский городской прокурор обратился в суд с вышеуказанным иском, указав, что в ходе проверки соблюдения муниципальным бюджетным общеобразовательным учреждением средняя общеобразовательная школа № 3 п. Эльбан (далее МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан) требований Федерального закона Российской Федерации от 06.03.2006г. № 35 – ФЗ « О противодействии терроризму» и Федерального закона от 29.12.2012г. № 272 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», установлено, что в нарушение требований федерального российского законодательства в области образования, противодействия терроризму, требований СаНПиН 2.4.2.2821-10, МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан не имеет ограждение по всему периметру территории указанного общеобразовательного учреждения. Неисполнение МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан требований законодательства нарушает права неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних граждан, на безопасные условия пребывания в образовательной организации; может привести к несчастному случаю, и в результате повлиять на жизнь, здоровье неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних.
Кроме того, отсутствие ограждения создает возможность беспрепятственного доступа на территорию учреждения посторонних лиц, ведет к захламлению пришкольного участка, ставит под угрозу жизнь и здоровье детей, ослабляет антитеррористическую защищенность школы.
23.04.2014 помощник Амурского городского прокурора Захарова И.А. представила заявление об уточнении исковых требований, в котором просит обязать МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан, администрацию Амурского муниципального района организовать установку ограждения (забора) по всему периметру образовательной организации в срок до 01.09.2014 (л.д. 211).
В судебном заседании помощник Амурского городского прокурора Фурман К.Е. на удовлетворении исковых требований настаивал по вышеуказанным основаниям.
Представитель МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан в судебном заседании исковые требования признала в части установки ограждения (забора) по всему периметру школы, в суде пояснила, что МБОУ СОШ № 3 является самостоятельным юридическим лицом, в соответствии с п.6 ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. № 273 – образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий в соответствии со ст.9 ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации» относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования. Постановлением главы № 247 от 23.11.2011 восстановление ограждения школы было запланировано на 1-3 квартал 2012 года, но в связи с отсутствием финансирование соответствующие работы не были произведены. Постановлением главы Амурского муниципального района от 01.11.2013 № 1127 не было предусмотрено восстановление ограждений территорий учреждений. Учредителем МБОУ СОШ 3 п. Эльбан является Амурский муниципальный район в лице управления образования администрации Амурского муниципального района. Руководством МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан неоднократно направлялись письма учредителю о выделении средств на установление ограждения по всему периметру учреждения, однако денежные средства на эти цели не поступили, ограждение до настоящего времени не установлено, согласно программы «Комплексная безопасность образовательного учреждения на 2015-2020), планируется только в 2018 году. В этой связи исковые требования прокурора признала только в части необходимости установки ограждения, со сроком установки до 01.09.2014 не согласилась в связи с отсутствием реальной возможности осуществить соответствующие работы в указанный срок.
Представитель администрации Амурского муниципального района, будучи надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, об уважительности причин неявки не уведомил, возражений против рассмотрения дела в его отсутствие, ходатайств об отложении дела не заявил, возражений против удовлетворения предъявленных требований не представил.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд рассмотрел дело в отсутствие представителя администрации Амурского муниципального района.
Заслушав прокурора, представителя МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан, изучив материалы дела, оценив доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.6 ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273, образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающих, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации
В соответствии со ст. 7 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273, образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством РФ порядке за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06.03.2006 года № 35-ФЗ « О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; системность и комплексное использование политических, информационно- пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных иных мер противодействия терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма.
Согласно п.10 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009года, цель противодействия терроризму в Российской Федерации - защита личности, общества и государства от террористических актов и иных проявлений терроризма.
Основными задачами противодействия терроризму, в соответствии с п.11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом РФ 05.10.2009года, являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств.
Согласно ст. 28 ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ в образовательных учреждениях должны выполняться требования санитарного законодательства.В соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утвержденного постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 года № 189. закреплено, что территория участка образовательного учреждения ограждается забором и должна быть озеленена.
Судом установлено, что в нарушение вышеназванных норм территория МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан не имеет ограждения по всему периметру образовательного учреждения. Указанное обстоятельство подтверждается пояснениями прокурора, представителя ответчика, а также актом проверки образовательных учреждений г. Амурска от 24.01.2014 (л.д. 7-9).
Согласно Уставу МБОУ СОШ № 3 п. Эльбан, утвержденному приказом начальника Управления образования администрации Амурского муниципального района Хабаровского края от 30.11.2011 № 601-Д, учреждение является муниципальным, бюджетным, создано для оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий в сфере образования (п. 1.2 Устава).
Согласно п. 1.11 названного Устава, учредителем учреждения является муниципальное образование – Амурский муниципальный район Хабаровского края в лице управления образования администрации Амурского муниципального района.(л.д.34-66)
Согласно п.1.10 Положения об управлении образовании администрации Амурского муниципального района Хабаровского края, утвержденного постановлением главы Амурского муниципального района Хабаровского края от 22.03.2013г., финансирование управления образования осуществляется финансовым управлением администрации Амурского муниципального района Хабаровского края.(л.д.73-83)
Согласно статье 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
При этом свою деятельность бюджетные учреждения осуществляют в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию. Государственное (муниципальное) задание формируется для бюджетных учреждений, определенных в соответствии с решением органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств.
Применительно к бюджетным учреждениям законодатель оперирует термином "финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания" (статья 9.2 Закона). В данном случае имеется в виду то, что, ставя перед бюджетным учреждением задания, публичные образования принимают на себя необходимые расходы по его выполнению. Так, согласно п. 6 ст. 9.2 Закона финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.
Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется, кроме прочего, с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества.
Таким образом, важной характеристикой учреждения как юридического лица является то, что его деятельность финансируется собственником имущества. Такое финансирование должно обеспечивать либо все, либо основные потребности учреждения, возникающие в связи с его деятельностью, в том числе, и в части содержания имущества, необходимого бюджетному учреждению для выполнения его непосредственной обязанности, вытекающей из муниципального задания.
В отношении бюджетных учреждений подлежит применению правило ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, которым определяются особенности правового положения бюджетных учреждений. В частности, бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. При этом права бюджетного учреждения на использование финансовых инструментов существенно ограничены.
Заключение и оплата бюджетным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся в пределах лимитов бюджетных обязательств и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В соответствии с п.5 ст. 9 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012г. № 273 к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся: обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд находит иск Амурского городского прокурора подлежащим частичному удовлетворению.
Согласно ст. 206 ГПК РФ при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Принимая во внимание то обстоятельство, что потребуются определённое время и существенные материальные затраты для исполнения исковых требований, суд полагает возможным установить срок для устранения выявленных нарушений – до 01.09.2015 года.
Доводы представителя ответчика о невозможности установки ограждения до 2018 года в связи с отсутствием финансирования на указанные цели не является основанием для отказа прокурору в иске либо для установления более длительного срока для осуществления соответствующих работ, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий администрации образовательного учреждения и органов местного самоуправления с наличием финансовой возможности.
По изложенному и руководствуясь ст.ст.194-199, 214 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ № 3 ░.░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░(░░░░░░) ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░ 01.09.2015 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ 11.06.2014 (░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 07.06.2014 ░., 08.06.2014░.)
░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░░