Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1814/2014 ~ М-1709/2014 от 28.08.2014

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Самара «24» октября 2014 года

Красноглинский районный суд г. Самары в составе:

председательствующего судьи Нуянзиной С.В.,

при секретаре Ивановой И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № <данные изъяты> по иску Елистратовой <данные изъяты>, Елистратовой <данные изъяты> к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение - комнату в порядке приватизации,

У С Т А Н О В И Л:

Елистратова О.В. и Елистратова Д.В. обратились в суд с иском к Департаменту управления имуществом городского округа Самара о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, указав в заявлении, что Елистратова О.В, Елистратова Д.В., Елистратов В.С., Елистратов С.Б. Матвеев А.В. зарегистрированы и постоянно проживают по адресу: <адрес>, комната аб, им был выдан ордер от <дата> на комнату А и ордер <дата> на комнату Б от <дата> Как сотрудникам Винтайского машиностроительного завода, эти лицевые счета были объединены в 2004 году. У всех членов семьи регистрация указана в комнате АБ, а у Елистратовой О.В. регистрация указана в комнате 51Б. При обращении в Департаменту правления имуществом г.о. Самара с заявлением на приватизацию потребовали договор социального найма на комнату. При обращении в ДУИ г.о. Самара был получен отказ, так как истцами не представлен документ, подтверждающий основания вселения в жилое помещение АБ <адрес>. При обращении Елистратовой О.В. в ОУФМС с заявлением о перерегистрации, ей было также отказано, поскольку нет договора социального найма. Елистратов В.С., Елистратов С.Б. /снят с регистрационного учета/ и Матвеев А.В. отказались от участия в приватизации. Елистратова О.В. и Елистратова Д.В. просят суд признать за ними право общей долевой собственности по ? доли каждый на жилую комнату, назначение жилое, общей площадью 29,0 кв.м. этаж 4 по адресу: самарская область, <адрес>, комната 51аб, кадастровый номер 63:01:0347003:1085, в порядке приватизации.

В судебное заседание представитель истцов – Палухина М.Ю., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала и просила удовлетворить в полном объеме, дала пояснения аналогичные изложенным в иске.

Представитель ответчика - Департамента управления имуществом г.о.Самара, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, Самарского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» и третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – Елистратова В.С., Елистратов С.Б., Матвеев А.В. в судебное заседание не явились, о дне, времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом, причину неявки суду не сообщили, ходатайств об отложении дела не заявляли, в связи с чем, суд считает возможным рассмотреть данное дело в их отсутствие.

Выслушав мнение представителя истца, изучив и проверив материалы гражданского дела, суд считает, что исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 18 Закона РСФСР от <дата> «О приватизации жилищного фонда в РСФСР», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Согласно пункту 13 Постановления Верховного суда РФ от <дата> «О некоторых вопросах применения судами Конституции РФ при осуществлении правосудия» при рассмотрении дел, вытекающих из жилищных правоотношений, судам необходимо учитывать, что Конституция РФ предоставила каждому, кто находится на территории РФ, право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства, а также гарантировала право на жилище (ч. 1 ст. 27, ч 1 ст. 40).

Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ граждане по своему усмотрению и в своих интересах могут осуществлять принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаться ими.

Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и иных, предусмотренных жилищным законодательством, оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права свободы и законные интересы других граждан.

В соответствии со ст. 94 Жилищного кодекса РФ жилые помещения в общежитиях предназначены для временного проживания граждан в период их работы, службы или обучения.

В силу ст. 92 Жилищного кодекса РФ в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Использование жилого помещения в качестве специализированного жилого помещения допускается только после отнесения такого помещения к специализированному жилищному фонду с соблюдением требований и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду специализированных жилых помещений и исключение жилого помещения из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.

Согласно статье 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежащих государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса РФ о договоре социального найма.

Из указанных норм закона следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и переданы в иную форму собственности, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма. Отсутствие договора социального найма, а также решения об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

На основании ст. 61 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.

В статье 67 Жилищного кодекса РФ закреплены права и обязанности нанимателя жилого помещения по договору социального найма.

Судом установлено, что Елистратову <данные изъяты> на основании ордера от <дата> предоставлена комната площадью 11,5 кв.м. по адресу: <адрес>А, и на основании ордера <данные изъяты> от <дата> предоставлена комната площадью 16,8 кв.м. по адресу: <адрес>Б. На дынные жилые помещения был открыт общий лицевой счет <данные изъяты>

В жилом помещении по адресу: <адрес>АБ зарегистрированы: с 2004 года - Елистратов <данные изъяты>, <дата> г.р. /квартиросъемщик/, с <дата> Елистратов <данные изъяты>, <дата> г.р. /отец/, который снят с регистрационного учета <дата> года., с <дата> Елистратова <данные изъяты>, <дата> г.р. /дочь / и Елистратова <данные изъяты> <данные изъяты>, <дата> г.р. /жена/, с <дата> Матвеев <данные изъяты>,<дата> г.р. /брат жены/, Матвеева <данные изъяты>, <дата> г.р. /мать жены/, что подтверждается справкой № 1850, выданной ГУП <адрес> службой по учету потребителей ЖКУ № 14.Судом установлено, что до декабря 2006 года многоквартирный <адрес> принадлежал Винтайскому Машиностроительному заводу, в настоящее время ОАО «Кузнецов», который и предоставлял спорное жилое помещение.

Распоряжением № 201-р от <дата> «Об исключении общежитий, расположенных по адресам: <адрес>,3,5 из состава муниципального специализированного жилищного фонда» <адрес> был исключен из состава муниципального специализированного жилищного фонда общежития и включены жилые помещения муниципального жилищного фонда в состав муниципального жилищного фонда социального использования.

Согласно выписки из реестра спорный объект недвижимости – квартира, расположенная по адресу <адрес> АБ является муниципальной собственностью городского округа Самара, включен в реестр муниципального имущества <дата> за номером <данные изъяты> основании Решения Департамента по управлению государственным имуществом <адрес> от <дата> года.

Какого либо решения об отнесении вышеуказанного дома к специализированному жилищному фонду муниципальным образованием городского округа Самара после передачи дома в муниципальную собственность не принималось.

Статьей 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилого фонда в Российской Федерации» предусмотрено право граждан, занимающих жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных указанным Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Согласно статье 4 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», жилые помещения в общежитиях не подлежат приватизации. Однако в соответствии со статьей 7 Федерального закона РФ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий, и переданы в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Из указанной статьи следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.

При этом отсутствие договора социального найма, а также решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.

Кроме того, ввиду утраты указанным выше зданием статуса общежития в силу закона, а также с учётом требований действующего законодательства о применении к жилым помещениям, расположенным в таких домах, положений о договоре социального найма, граждане приобретают право пользования им на условиях договора социального найма, поскольку статья 7 Вводного закона предусматривает применение норм Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, расположенными в жилых домах, ранее принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, без каких-либо изъятий и ограничений.

Поскольку общежитие было передано в муниципальную собственность <адрес> до введения в действие нового Жилищного кодекса Российской Федерации, то после вступления в силу Федерального закона от <дата> № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», статус общежития на данный объект недвижимого имущества был утрачен в силу закона, в связи с чем, должен применяться правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма, истцы вправе приобрести занимаемое ими по договору социального найма жилое помещение в собственность в соответствии со статьёй 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».

В соответствии со статьей 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ», граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами РФ и субъектов РФ.

Согласно представленным документам, Елистратова <данные изъяты> приватизированного жилья в <адрес> не имеет. Право приватизации ранее не использовала, что подтверждается справкой формы № 2, выданными Самарским филиалом ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» от <дата> № 31330гп. В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество также отсутствуют сведения о зарегистрированных правах.

Каких-либо сведений о том, что жилое помещение – квартира по адресу: <адрес> АБ, относится к категории помещений, не подлежащих приватизации, которые указаны в статье 4 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации», суду не представлено.

Несмотря на отказ в государственной регистрации права собственности на квартиру, защита гражданских прав, в данном случае, может быть осуществлена путём признания права - статья 12 Гражданского кодекса РФ, поскольку признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства: права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст. ст. 2. 18 Конституции Российской Федерации).

Согласно статье 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путём признания права.

Принимая во внимание установленные выше обстоятельства и представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу о том, что за Елистратовой О.В. и Елистратовой Д.В. возможно признать в порядке приватизации право собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>АБ.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194–199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Исковые требования о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации – удовлетворить.

Признать за Елистратовой <данные изъяты> и Елистратовой <данные изъяты> право общей долевой собственности по 1/2 доли каждый на жилую комнату, назначение жилое, общей площадью 29,0 кв.м. этаж 4 по адресу: самарская область, <адрес>, комната 51аб, кадастровый номер 63:01:0347003:1085, в порядке приватизации.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, то есть с <дата> года.

Председательствующий _____________________

2-1814/2014 ~ М-1709/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Елистратова О.В.
Ответчики
Департамент управления имуществом городского округа Самара
Другие
ЕлистратовВиктор Сергеевич
Матвеев А.В.
Елистратов С.В.
ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"
Управление Росреестра по Самарской области
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Нуянзина С.В.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
28.08.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
29.08.2014Передача материалов судье
01.09.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.09.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.09.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
19.09.2014Предварительное судебное заседание
03.10.2014Судебное заседание
20.10.2014Судебное заседание
24.10.2014Судебное заседание
30.10.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.11.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее