РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с. Лямбирь Республики Мордовия 06 сентября 2017 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе
судьи Солдатова М.О.
при секретаре Бахметовой Л.К.
с участием:
административного истца Кочкурова С.А., не явился,
представителя административного истца - адвоката Решетниковой Ю.К., действующей на основании ордера №2703 от 06 сентября 2017 года, выданного Мордовской Республиканской Коллегией Адвокатов Адвокатской палаты Республики Мордовия,
административного ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, его представителя Бурнаевой С.В., действующей на основании доверенности №2 от 09 января 2017 года,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кочкурова С.А. к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия о признании незаконным отказа в предварительном согласовании предоставления земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, возложении обязанности провести процедуру согласования схем расположения земельных участков,
установил:
Кочкуров С.А. обратился в суд к администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия (далее - администрация района) с вышеуказанным административным иском. В обоснование заявленных требований административный истец указал, что 25 мая 2017 года он обратился к административному ответчику с заявлениями о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства, площадью по <данные изъяты> каждый, расположенных в <адрес> Письмами администрации района от 13 июня 2017 г. за №687, №688 в предварительном согласовании предоставления земельного участка ему отказано, поскольку испрашиваемый земельный участок согласно генеральному плану Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия располагаются в зоне открытых природных пространств ОТ1, не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства. Кроме того, один из испрашиваемых земельных участков входит в охранную зону водных объектов. Считает отказ администрации района необоснованным, в связи с чем просит суд признать отказ органа местного самоуправления незаконным с возложением на административного ответчика обязанности провести процедуру согласования схем расположения земельных участков.
В судебное заседание административный истец Кочкуров С.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, в письменном заявлении от 05 сентября 2017 г. просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель административного истца - адвокат Решетникова Ю.К. исковые требования своего доверителя поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить в полном объёме.
Представитель административного ответчика - администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия Бурнаева С.В. в судебном заседании исковые требования не признала, просила в удовлетворении административного иска отказать.
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 15 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления: земельного участка гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов регламентирован статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации.
Положениями подпункта 2 пункта 1 названной статьи предусмотрена подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 2 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок.
Согласно пункту 7 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.
В силу пункта 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 15 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.
При этом решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка (пункт 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 6 статьи 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.
В соответствии со статьей 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Установлено судом и следует из материалов дела, 25 мая 2017 г. Кочкуров С.А. обратился в администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия с заявлениями о предварительном согласовании предоставления ему в аренду земельных участков, расположенных по адресу: <адрес> площадью <данные изъяты> каждый, кадастровый квартал <номер>, относящихся к землям населенных пунктов, ограничений в использовании которых не установлено, для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с прилагаемыми схемами.
Письмами №687, №688 от 13 июня 2017 года ответчик сообщил об отсутствии возможности удовлетворить обращения Кочкурова С.А., указав, что согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки Берсеневского сельского поселения испрашиваемые земельные участки расположены в зоне открытых природных пространств ОТ1, не предполагающей ведение личного подсобного хозяйства. Кроме того, один из испрашиваемых земельных участков входит в охранную зону водного объекта.
Между тем пункт 8 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации не содержит такого основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка как нахождение земельного участка согласно генеральному плану и правилам землепользования и застройки поселения в зоне, не предусматривающей использование земельного участка в целях, указанных в заявлении о его предоставлении.
Административным ответчиком не представлено также доказательств в подтверждение того, что испрашиваемый земельный участок входит в охранную зону водных объектов.
Согласно сообщению отдела водных ресурсов Верхне-Волжского бассейнового водного управления по Республике Мордовия от 26.07.2016г. за №10-12/182 длина ручья без названия, протекающего в д.Русская Свербейка Лямбирского района Республики Мордовия составляет около 6,0 км.
Ссылок на какие-либо иные предусмотренные Земельном кодексом Российской Федерации основания для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка в письмах администрации района не имеется, и сами оспариваемые письма №687 и №688 от 13 июня 2017 г., составленные за подписью Главы Лямбирского муниципального района Давыдова Ш.Ф., не отвечают требованиям статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации, четко регламентирующей порядок рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, а также порядок, форму и содержание решения уполномоченного органа по результатам такого рассмотрения.
Кроме того, в нарушении пункта 17 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации оспариваемое истцом решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка не содержит прямого указания на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия в предварительном согласовании предоставления Кочкурову С.А. земельных участков не соответствует требованиям закона.
Поскольку рассмотрение заявлений Кочкурова С.А. предполагает реализацию административным ответчиком своих исключительных полномочий как органа местного самоуправления по вопросам, имеющим муниципальное значение, суд считает обоснованным требование о возложении на администрацию района обязанности устранить допущенное нарушение прав административного истца путем рассмотрения его заявлений о предварительном согласовании предоставления поименованных земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства.
Руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административный иск Кочкурова С.А. удовлетворить.
Признать незаконным отказ администрации Лямбирского муниципального района Республики Мордовия №687 и №688 от 13 июня 2017 года в предварительном согласовании предоставления Кочкурову С.А. земельных участков площадью <данные изъяты> каждый, расположенных по адресу: <адрес>.
Обязать администрацию Лямбирского муниципального района Республики Мордовия рассмотреть заявления Кочкурова С.А. о предварительном согласовании предоставления двух земельных участков площадью <данные изъяты>м. каждый, расположенных по адресу: <адрес>, кадастровый квартал <номер> для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи жалобы через Лямбирский районный суд Республики Мордовия.
Судья Лямбирского районного суда
Республики Мордовия М.О. Солдатов
Решение изготовлено в окончательной форме 06 сентября 2017 года.
Судья М.О. Солдатов