РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 февраля 2013 года г.Октябрьск
Октябрьский городской суд Самарской области в составе: председательствующего судьи Баринова М.А., при секретаре Бариновой Е.Н., с участием представителя прокуратуры г.... Ильичёва Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Воронцовой Н.Т. к Муниципальному казённому учреждению «Управление культуры Администрации г.о....» о восстановлении на работе, оплате за вынужденный прогул и компенсацию морального вреда за незаконное увольнение,
УСТАНОВИЛ:
Решением Октябрьского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ Воронцова Н.Т. была восстановлена на работе в должности <данные изъяты> в МКУ Управление культуры Администрации г.о....». В соответствии с приказом № от ДД.ММ.ГГГГ была уволена с указанной должности по п.2 статьи 81 ТК РФ в связи с сокращением численности или штата работников. Считая увольнение незаконным, Воронцова Н.Т. обратилась в суд с иском к МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» о признании незаконным и отмене приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении численности (штата)», № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесении изменений в штатное расписание», приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О расторжении трудового договора», восстановлении её на работе в должности <данные изъяты> структурного подразделения «Аппарат» МКУ «Управление культуры Администрации г.о....», взыскании заработной за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда в размере 5000 рублей.
В судебном заседании Воронцова Н.Т. исковые требования поддержала, просила удовлетворить их в полном объёме. Она пояснила, что учредителем и собственником МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» является муниципальное образование г.о.... МКУ «Управление Культуры Администрации г.о....» действует на основании Положения, утверждённого Постановлением Администрации г.о.... № от ДД.ММ.ГГГГ. Руководство Управления в лице Намычкиной Е.В. не имело права единолично решать вопрос о внесении изменений в штатное расписание. В соответствии с п.8.6 Положения «Управления» от ДД.ММ.ГГГГ структура Управления формируется по согласованию с Учредителем и может изменяться в зависимости от направлений деятельности. Направление деятельности МКУ не изменялось, структура с учредителем, т.е. с Администрацией г.о.... не согласована. Учредитель не принимал решений о реорганизации структуры «Управления», которое могло бы повлечь сокращение штата работников, ликвидацию должностей и высвобождение работников. Согласно Инструкции по делопроизводству в Администрации г.о.... № от ДД.ММ.ГГГГ, правовым актом нормативного характера является Постановление Главы г.о.... Проект Постановления разрабатывается специалистами Администрации по поручению Главы городского округа. Согласование с Учредителем должно быть в форме постановления. Соответствующего постановления не было. Таким образом, ответчик не согласовал изменения в структуре с Учредителем. В нарушение Трудового Кодекса РФ ей при увольнении были предложены должности директора одного из Домов культуры и делопроизводителя, от которых она не отказывалась, но на указанные должности были приняты другие лица. Трудовой кодекс не ограничивает срок на раздумье. Должности предлагались без приложения соответствующих должностных инструкций. В собрании профсоюза она не участвовала, поскольку находилась на больничном. Она вышла из профсоюза примерно за неделю до увольнения. Считает увольнение незаконным, приказ об увольнении подлежит отмене, а она должна быть восстановлена на работе в прежней должности, с выплатой заработной платы за все время вынужденного прогула. Незаконным увольнением ей причинен и моральный ущерб, т.к. она сильно переживала, находилась месяц на лечении <данные изъяты>. Моральный вред она определила в сумму 5000 рублей.
Руководитель МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» Намычкина Е.В. с иском не согласилась и в судебном заседании показала, что согласно Положения МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» она как руководитель по согласованию с Учредителем Администрацией г.о.... может принимать решение о сокращении штатов. После проведённой реорганизации, в ходе которой дома культуры, библиотеки, музей были выделены в самостоятельные структуры, она посчитала нужным провести оптимизацию структуры Аппарата Управления путём сокращения должности «инспектор 1 категории по проектной деятельности». Высвободившиеся средства она направила на дополнительные штатные единицы во вновь созданных бюджетных организациях, а так же на повышение заработной платы работникам музея. С данным предложением в форме служебной записки и проекта штатного расписания она обратилась в адрес Администрации г.о.... Согласование прошло в виде подписания проекта штатного расписания с Главой г.о...., который поставил свою подпись. Какого либо другого документа не требуется. Она готова была подготовить проект Постановления, но в правовом отделе ей сказали, что данный документ будет лишним и достаточно резолюции на служебной записке. Она в своей деятельности руководствуется Положением МКУ «Управление культуры Администрации г.о.... В данном положении форма согласования не указана. Она считает, что увольнение Воронцовой Н.Т. прошло в соответствии с трудовым законодательством. 20 сентября 2012 года в адрес Октябрьской городской общественной организации профсоюза работников культуры было направлено уведомление о возможном расторжении трудового договора с Воронцовой Н.Т., которая являлась членом профсоюза, а так же были направлены проект приказа о сокращении численности и штата, копии проектов новой структуры организации, проект нового штатного расписания. 21 сентября 2012 года состоялось заседание горкома профсоюза где она присутствовала и разъясняла цель сокращения численности штата, куда пойдут высвободившиеся денежные средства. Горком профсоюза поддержал решение о сокращении численности штата, но отказался от выработки и выражения мотивированного мнения по данному вопросу. ДД.ММ.ГГГГ Воронцова Н.Т. была уведомлена о предстоящем сокращении, о чём так же был уведомлен профсоюз. Воронцовой Н.Т. предлагалась должность директора ДК «<данные изъяты>» на время больничного листа основного работника ФИО1, а в последующем на эту должность по уходу за ребёнком до достижения им 3-х летнего возраста. Ответ просила дать в трёхдневный срок. Более она не могла дать, так как организация -ДК «<данные изъяты>» не может долго находиться без руководителя. Кроме того, Воронцовой Н.Т. предлагалась эта должность и ранее, когда она первый раз увольнялась по сокращению, и у ней было время изучить обязанности директора и достаточно время подумать. Воронцова Н.Т. в письменной форме сообщала ей, что от предложения она не отказывается, но и не давала своего согласия занять эту должность. По истечении трёх дней она приняла на должность директора другого человека. Так же Воронцовой Н.Т. была предложена должность делопроизводителя на время отпуска по беременности основного работника. Воронцова Н.Т. так же в письменной форме сообщила, что она не отказывается от должности, но и не дала согласия. Она считает, что увольнение Воронцовой Н.Т. прошло законно, оснований для взыскания морального вреда нет.
Представитель МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» Туманова А.Н. с иском не согласилась и поддержала позицию руководителя Управления Намычкиной Е.В.
Представитель 3-го лица -Администрации г.о....- по доверенности Грязин А.В. в судебное заседание представил отзыв, где просил рассмотреть дело в его отсутствие и указал, что с иском не согласился. Из представленных документов к заявлению следует, что увольнение Воронцовой Н.Т. было законным. Руководитель МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» Намычкина Е.В. согласовала с Администрацией г.о.... сокращение штатов. В соответствии с Положением МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» руководитель Управления руководит деятельностью Управления, издаёт в установленном порядке приказы, утверждает в пределах сметы штатное расписание, структуру Управления. Структура Управления формируется по согласованию с Учредителем и может изменяться в зависимости от направления деятельности. Учредителем и собственником имущества Управления является Администрация г.о...., которая в своей деятельности руководствуется федеральным законом №131 от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». На основании указанных нормативных документов, первый зам.Главы г.о.... ФИО2 16 мая 2012 года на служебной записке Управления от ДД.ММ.ГГГГ была сделана резолюция «решение вопроса в компетенции и юрисдикции руководителя МКУ», что не противоречит действующему законодательству. Пункт 8.6 Положения Управления принимался во внимание при написании резолюции Главой г.о.... на служебной записке «подготовить нормативный документ» и согласованием самой структуры Управления. Кроме того, решением Октябрьского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ дана правовая оценка согласования структуры МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» с учредителем. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского городского суда оставлено без изменения.
Прокурор Ильичёв Д.А. в своём заключение указал, что сокращение численности штата имело место. Увольнение Воронцовой Н.Т. произошло в рамках закона.
Суд, заслушав объяснения сторон, свидетелей, заключение прокурора, полагавшего в иске отказать, исследовав материалы дела, считает в удовлетворении исковых требований отказать по следующим основаниям.
Допрошенная в качестве свидетеля ФИО3 в судебном заседании пояснила, что финансирование МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» в 2012 году и в 2013 году практически одинаковое. Высвободившиеся денежные средства после сокращения штатов в аппарате Управления, в том числе и должности Воронцовой Н.Т., пошли на увеличение зарплаты работникам музея, на зарплату вновь введённых должностей в библиотеке и Доме культуры.
Согласно ч. 1 ст. 19 Федерального закона от 02.03, 2007 №25-ФЗ (в ред. от 21.11.2011) «О муниципальной службе в Российской Федерации" трудовой договор с муниципальными служащими расторгается по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом Российской Федерации, а также трудовой договор с муниципальным служащим может быть расторгнут по инициативе представителя нанимателя (работодателя) в указанных в настоящем законе случаях.
Таким образом, нормы Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации», регулирующие порядок увольнения муниципального служащего в связи с сокращением штата работников, отсылают к нормам Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса РФ трудовой договор может быть расторгнут работодателем в случае сокращения численности или штата работников организации.
В судебном заседании установлено, что согласно Постановления Администрации г.о.... № от ДД.ММ.ГГГГ МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» было реорганизовано в форме выделения из него юридических лиц с передачей им части прав и обязанностей реорганизуемого юридического лица без прекращения деятельности последнего, предельная штатная численность работников 15 человек.
В п.4 данного Постановления сказано, что руководителю МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» произвести реорганизацию МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» в том числе: внести соответствующие изменения в учредительные документы, структуру, штатное расписание.
Согласно п.8.4 Положения МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» руководитель Управления: утверждает в пределах сметы штатное расписание, структуру Управления; назначает на должность и освобождает от должности работников Управления в соответствии с действующим законодательством РФ.
В соответствии с п.8.6 указанного Положения, структура Управления формируется по согласованию с Учредителем и может изменяться в зависимости от направлений деятельности.
В Положении форма согласования с Учредителем по формированию структуры Управления не указана.
Руководитель МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» Намычкина Е.В. 14.05.2012 года в Администрацию г.о...., являющегося Учредителем, на имя Главы г,о.... представила служебную записку, где предлагает с целью оптимизации сократить должность «<данные изъяты>». Так же представлен проект штатного расписания работников МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» от 14.05.2012 года, который был согласован Главой г.о.... Данные обстоятельства подтверждены представленными копиями указанных документов.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что структура МКУ «Управление культуры Администрации г.о.Октябрьск ...» была согласована с Учредителем, а поэтому в этой части каких-либо нарушений или незаконных действий со стороны руководителя МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» не установлено.
Решением Октябрьского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ дана правовая оценка согласования структуры МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» с учредителем, где сделан вывод об отсутствии нарушений или незаконных действий в данной части со стороны руководителя МКУ. Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Октябрьского городского суда оставлено без изменения.
Судом достоверно установлено, что штатная должность «<данные изъяты>)», занимаемой истицей Воронцовой Н.Т., сокращена реально, о чём свидетельствуют штатные расписания МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» от 19.09.2012 года (проект), с 14.12.2012 года, с 18.12.2012 года, с 24.10.2012 года, с 01.01.2013 года.
Оснований для признания незаконным и отмены приказа № от ДД.ММ.ГГГГ «О сокращении численности (штата)» и № от ДД.ММ.ГГГГ «О внесение изменений в штатное расписание» не имеется.
Согласно ч.3 ст. 81 ТК РФ увольнение по основанию, предусмотренному пунктом 2 настоящей статьи, допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности. Он обязан предлагать вакансии в других местностях, если это предусмотрено коллективным договором, соглашением, трудовым договором
В силу ст. 180 ч.1 ТК РФ при проведении мероприятий по сокращению численности или штата работников организации работодатель обязан предложить работнику другую имеющуюся работу (вакантную должность) в той же организации, соответствующую квалификации работника.
В соответствии с ч.2 ст. 180 ТК РФ о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под расписку не менее чем за два месяца до увольнения.
На Воронцову Н.Т. при увольнении с работы распространялись все гарантии, предусмотренные трудовым законодательством для работников, увольняемых в связи с сокращением численности или штата работников организации.
Из представленных письменных доказательств установлено, что последним рабочим днём Воронцовой Н.Т. является ДД.ММ.ГГГГ. О сокращении штата Воронцова Н.Т. была предупреждена 15 октября 2012 года под расписку, то есть за 2 месяца до увольнения, что не отрицает сама истица.
Из представленных в судебное заседание штатных расписаний МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» видно, что на момент предупреждения о сокращении штата и до увольнения Воронцовой Н.Т., то есть с 15 октября 2012 года по 17 декабря 2012 года, имелись вакантные должности, соответствующие квалификации Воронцовой Н.Т., а именно- руководитель ДК «<данные изъяты>» и делопроизводителя, что не отрицалось как самой Воронцовой Н.Т. так и руководителем МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» Намычкиной Е.В.
Предлагать работнику вакантные должности работодатель должен не только в день предупреждения, но и в течении всего срока предупреждения, вплоть до увольнения. При отсутствии постоянной вакантной работы работодатель может предложить работнику временно имеющиеся вакансии, образовавшиеся в результате отсутствия работника, за которым сохраняется место (должность). При согласии работника, подлежащего увольнению, перейти на такую работу с ним должен быть заключен срочный трудовой договор.
Руководитель МКУ Намычкина Е.В. 13 ноября 2012 года письменно предложила Воронцовой Н.Т. должность директора МБУ «Дом культуры <данные изъяты>» на время отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3 лет основного работника ФИО1, указав, что ответ просит предоставить в письменной форме в течении 3 рабочих дней с момента уведомления.
Воронцова Н.Т. в своём письменном ответе указала, что от должности не отказывается, но просит дать срок на обдумывание до конца срока её отработки.
Так же 10 декабря 2012 года Воронцовой Н.Т. в письменной форме была предложена должность делопроизводителя аппарата Управления на время отпуска по беременности и родам основного работника, где просили дать ответ в течении 3 рабочих дней.
Воронцова Н.Т. на данное предложение какого-либо письменного ответа не дала.
Суд, изучив представленные письменные доказательства, выслушав доводы как руководителя Намычкиной Е.В., так и работника Воронцовой Н.Т. установил, что Воронцовой Н.Т. были реально предложены вакантные должности директора ДК «<данные изъяты>» и делопроизводителя аппарата Управления.
Суд не берёт во внимание довод Воронцовой Н.Т. о том, что ей с поступившими предложениями занять вакантные должности не были приложены должностные инструкции, а так же что трудовой кодекс не говорит об ограничении срока на раздумье.
Статья ст.81 ч.3 ТК РФ предусматривает лишь предложение работодателем все отвечающие требованиям вакансии, имеющиеся у него на день увольнения, но не обязывает работодателя представлять должностные инструкции.
У Воронцовой Н.Т. было достаточно время принять решение по предложенным должностям. Должность директора ДК «<данные изъяты>» предлагалась Воронцовой Н.Т. и ранее, когда рассматривался вопрос об увольнении Воронцовой Н.Т. в связи с сокращением штата в мае-июне 2012 года (решение Октябрьского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ года).
Указанные выше обстоятельства свидетельствуют о нежелание Воронцовой Н.Т. занять предложенные руководителем МКУ должности.
В соответствии со ст.82 ч.1 ТК РФ при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками в соответствии с п.2 ст.81 ТК РФ работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за два месяца до начала проведения соответствующих мероприятий.
Согласно ч.2 ст.82 ТК РФ увольнение работников, являющихся членами профсоюзов по п.2 ст.81 ТК РФ производится с учётом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа данной организации в соответствии со ст.373 ТК РФ.
В силу ч.5 ст.373 ТК РФ работодатель имеет право расторгнуть трудовой договор не позднее одного месяца со дня получения мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В указанный период не засчитываются периоды временной нетрудоспособности работника, пребывания его в отпуске и другие периоды отсутствия работника, когда за ним сохраняется место работы (должность).
Датой начала проведения мероприятий по сокращению штата работников МКУ «Управление культуры Администрации г.о....» следует считать 17 декабря 2012 года-дату расторжения с Воронцовой Н.Т. трудового договора.
Из этого следует, что работодатель должен был уведомить профсоюзный орган в письменной форме о предстоящем сокращении штата не позднее 17 октября 2012 года.
Работодатель уведомил профсоюзный орган в письменной форме о возможном расторжении трудового договора по п.2 ст.81 ТК РФ 20 сентября 2012 года. 24 сентября 2012 года был уведомлен профсоюзный орган о принятом решении сокращения численности (штата) работников и что 26 ноября 2012 года будет расторгнут трудовой договор по п.2 ст.81 ТК РФ с Воронцовой Н.Т.
Горком профсоюза работников культуры г.... на своём заседании 21 сентября 2012 года, отказался от выработки и выражения мотивированного мнения по вопросу возможного расторжения трудового договора с работником Воронцовой Н.Т.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что работодателем не был нарушен предусмотренный законом порядок увольнения Воронцовой Н.Т. по сокращению штата или численности работников организации, предусмотренной ст. 180 ТК РФ. Приказ об увольнении Воронцовой Н.Т. за № от ДД.ММ.ГГГГ суд признаёт законным и отмене не подлежит.
В связи с выше изложенным в иске Воронцовой Н.Т. к Муниципальному казённому учреждению «Управление культуры Администрации г.о.... области» о восстановлении на работе, оплате за вынужденный прогул и компенсацию морального вреда за незаконное увольнение следует отказать.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, судья
РЕШИЛ:
В иске Воронцовой Н.Т. к Муниципальному казённому учреждению «Управление культуры Администрации г.о....» о восстановлении на работе, оплате за вынужденный прогул и компенсации морального вреда за незаконное увольнение отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Октябрьский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 18 февраля 2013 года.
Председательствующий: судья М.А. Баринов