№2-15/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
07 февраля 2017 года г. Кемь
Кемский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Яшковой И.С.,
с участием прокурора Демьяка Д.В.,
при секретаре Бахур Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Кемского муниципального района к Федоровой Е.В., <данные изъяты> о прекращении права собственности, выселении в другое жилое помещение и заключении договора мены,
установил:
Иск мотивирован тем, что Федорова Е.В., <данные изъяты> являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> (по 1/3 доли в общей долевой собственности.). Жилой дом, в котором проживают ответчики, признан аварийным и подлежащим сносу. Федорова Е.В. была уведомлена о предстоящем сносе аварийного дома и ее семье предложена квартира, расположенная по адресу: <адрес>. Однако выселиться из аварийного жилого помещения в предоставляемое жилое помещение ответчики в добровольном порядке отказываются. По изложенным основаниям, истец просит прекратить право собственности и выселить ответчиков из жилого помещения, расположенного по адресу <адрес> в жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>; обязать Федорову Е.В., <данные изъяты> заключить с администрацией Кемского муниципального района договор мены жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Определением суда от 29 декабря 2016 года приняты увеличенные администрацией Кемского муниципального района к Федоровой Е.В., <данные изъяты> исковые требования об обязании ответчиков сняться с регистрационного учета по месту регистрации.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, при подготовке дела привлечены Правительство РК, администрация Кемского городского поселения.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечён Иванов В.Ф., в порядке ст. 47 Гражданского процессуального кодекса РФ привлечена администрация Кемского муниципального района, исполняющая государственные полномочия по опеке и попечительству.
Представитель администрации Кемского муниципального района в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании представитель истца Салтыков В.Н., действующий на основании доверенности, на иске настаивал.
Ответчик Федорова Е.В., действующая в своих интересах и как законный представитель своих несовершеннолетних детей <данные изъяты> в судебное заседание не явилась, уведомлена надлежащим образом. Ранее в судебном заседании против удовлетворения иска возражала. Пояснила, что дом, в котором она проживала по адресу <адрес> отключили от всех коммунальных услуг, она вынуждена была переехать в квартиру по адресу: <адрес>. Соглашения между ней и администрацией достигнуто не было, поскольку в квартире имеются существенные недостатки.
Представитель третьего лица - администрации Кемского городского поселения в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Ранее Тюленев А.В., действующий на основании доверенности, полагал исковые требования подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Правительство РК в судебное заседание своего представителя не направило, извещены судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представлен письменный отзыв, полагают требования подлежащими удовлетворению.
Третье лицо Иванов В.Ф. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, заключение прокурора, полагавшего иск не подлежащим удовлетворению, заключение органа опеки и попечительства, изучив материалы дела, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что Федорова Е.В., <данные изъяты> (выписка из ЕГРП № от 15.11.2016), являются собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Заключением межведомственной комиссии от 11.12.2006 № жилые дома по <адрес>, в том числе дом <адрес>, в котором проживают ответчики, признан аварийным, непригодным для проживания и подлежащим расселению и сносу. Постановлением главы администрации Кемского муниципального района от 14.12.2006 № утвержден акт межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания, аварийными, подлежащими сносу и расселению, в который входит жилой дом, в котором проживают ответчики.
На основании постановления Правительства Республики Карелия от 23.04.2014 года № 129-П «О региональной адресной программе по переселению граждан из аварийного фонда на 2014-2017 годы» жилой дом, в котором проживает ответчик, включен в региональную адресную программу (№ 39 Перечня аварийных домов).
В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом; никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно действующему законодательству обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, осуществляется в зависимости от включения либо не включения такого дома в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».
Если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. При этом собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав. В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
В соответствии с п. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Содержание приведенных правовых норм свидетельствует о наличии у собственника жилого помещения права выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав, а предоставление собственнику другого жилого помещения может быть произведено только по соглашению с ним, а требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о выселении собственника такого жилого помещения и членов его семьи с предоставлением другого жилья на праве собственности не может быть удовлетворено, если между этими органом власти и собственником не достигнуто соглашение о предоставлении иного жилого помещения взамен изымаемого.
В силу п. 2 ст. 567 Гражданского кодекса РФ к договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже (глава 30), если это не противоречит правилам настоящей главы и существу мены. При этом каждая из сторон признается продавцом товара, который она обязуется передать, и покупателем товара, который она обязуется принять в обмен.
Согласно ст. 554 Гражданского кодекса РФ в договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Таким образом, истцом в нарушение ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ не представлено доказательств, свидетельствующих о наличии согласия ответчика на получение конкретного жилого помещения взамен изымаемого, при этом в ходе рассмотрения настоящего дела ответчик Федорова Е.В., действующая в своих интересах и как законный представитель своих несовершеннолетних детей <данные изъяты> выразила свое несогласие на предоставление ее семье заявленного истцом жилого помещения.
Как следует из разъяснений, содержащихся в п. 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.
Кроме того, из содержания положений статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации и разъяснений, содержащихся в пунктах 20, 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02 июля 2009 года № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.
Из пояснений представителя истца следует, что требование о сносе аварийного жилого дома либо его реконструкции собственнику не направлялось, решение об изъятии жилого помещения у собственника не принималось.
То обстоятельство, что многоквартирный дом, в котором находится принадлежащая семье ответчика квартира, включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых предоставлена финансовая поддержка в соответствии с указанным выше законом на переселение граждан в рамках адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, что подтверждено и разъяснениями судебной практики, приведенными в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года.
На основании изложенного, учитывая обстоятельства настоящего дела, суд не усматривает правовых оснований для удовлетворения требований истца о прекращении права собственности, выселении в другое жилое помещение, снятии с регистрационного учета по месту жительства и заключении договора мены.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении иска администрации Кемского муниципального района к Федоровой Е.В., <данные изъяты> о прекращении права собственности, выселении в другое жилое помещение, снятии с регистрационного учета по месту жительства и заключении договора мены отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Кемский городской суд Республики Карелия.
Судья И.С. Яшкова
Мотивированное решение составлено 09 февраля 2017 года