Дело № 5-223/12
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Пенза 3 сентября 2012 года
Судья Ленинского районного суда г. Пензы Липатов О.М.,
защитника Рыжовой Н.В., действующей на основании доверенности Номер от Дата ,
потерпевшей Т.Н.
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении
КИСЕЛЕВА В.В., Данные изъяты, ранее не привлекавшегося к административной ответственности,
привлекаемого к административной ответственности по ч. 1 ст. 12.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее КоАП РФ),
УСТАНОВИЛ:
Согласно протоколу об административном правонарушении Номер от Дата Киселев В.В. Дата , управляя в Адрес самоходной машиной «ВП» б/н на Адрес в нарушение п. п. 1.5, 10.1 Правил дорожного движения не обеспечил безопасности своего движения, при возникновении опасности для движения не принял возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства совершил наезд на пешехода Т.Н., которая в результате ДТП получила телесные повреждения, расценивающиеся как легкий вред здоровью.
В судебное заседание Киселев В.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
Не явившись в судебное заседание, Киселев В.В. отказался от реализации своих прав, предусмотренных ст. 25.1 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах, дело об административном правонарушении рассмотрено в отсутствие Киселева В.В.
Защитник Рыжова Н.В. просила прекратить производство по делу в отношении Киселева В.В. в связи с отсутствием состава административного правонарушения, поскольку Киселев В.В. управлял аттракционом «ВП», который не является транспортным средством.
В соответствии с Законом РФ «О сертификации продукции и услуг» и «Правилами по проведению работ в системе сертификации механических транспортных средств и прицепов», указанный аттракцион сертификации в качестве механического транспортного средства не подлежит. Аттракцион также не подлежит государственной регистрации в органах ГИБДД в соответствии с «Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утвержденными Приказом МВД России №1001 от 24.11.2008 года.
Аттракцион ВП является устройством для организации экскурсионно-развлекательных прогулок детей и взрослых в местах массового отдыха, имеет конструктивную скорость не более 3,5 км/час и не предназначен для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Паспорт транспортного средства и государственные регистрационные номера на аттракцион в установленном порядке не выдавались. Право управления аттракционом подтверждается удостоверением о допуске лица, ответственного за техническое содержание и безопасную эксплуатацию аттракциона, выданного экзаменационной комиссией АНО «Учебный центр ИТЦ Эксперт».
Указанные обстоятельства установлены постановлением судьи Ленинского районного суда г. Пензе от 19 октября 2010 года и решением Пензенского областного суда от 17 ноября 2010 года, которые имеют преюдициальное значение.
Киселев В.В., управляя аттракционом, принадлежащим ИП Ч.С., действительно совершил наезд на Т.Н., в результате чего потерпевшей был причинен легкий вред здоровья. Вопросы возмещения причиненного ущерба подлежат разрешению в порядке гражданского судопроизводства. ИП Ч.С. добровольно возместил Т.Н. причиненный моральный вред.
Потерпевшая Т.Н. показала, что Дата в дневное время на Адрес на нее был совершен наезд аттракционом «ВП», в результате чего ей были причинены телесные повреждения, расценивающиеся как легкий вред здоровью. ИП Ч.С. добровольно возместил Т.Н. причиненный моральный вред.
В материалах дела имеется объяснение Киселева В.В., в котором Киселев В.В. подтвердил факт управления им Дата на Адрес аттракционом «ВП», наезда аттракциона на пешехода Т.Н., причинения ей в результате наезда аттракционом телесных повреждений.
Согласно заключению эксперта Номер от Дата у Т.Н., Данные изъяты, имелись телесные повреждения: подкожная гематома, след от зажившей ссадины левой лобной области, кровоподтеки лица, левой подчелюстной области, ссадины левого плеча, левой молочной железы, тыла левой кисти, 5-го пальца левой кисти, коленных суставов, которые образовались в результате дорожно-транспортного происшествия при ударных и скользящих воздействиях о тупой предмет, в момент столкновения с ней движущегося аттракциона «ФИО28», и повлекли за собой кратковременное расстройство здоровья на срок до 3-х недель от момента причинения травмы и по этому признаку расцениваются как легкий вред здоровью.
Из заключения эксперта Номер от Дата следует, что в соответствии с установленными в Российской Федерации нормативными документами аттракцион «ВП» является механическим транспортным средством – самоходной машиной категории «А IV».
К протоколу об административном правонарушении приложены: рапорт инспектора ДПС от Дата , справка по ДТП от Дата , протокол осмотра места совершения административного правонарушения от Дата со схемой к нему, протокол осмотра и проверки технического состояния транспорта от Дата .
Также в материалах дела имеется копия договора страхования гражданской ответственности от Дата , заключенный между ООО «Р» и ИП Ж.Ю. В соответствии с названным договором застрахована деятельность аттракциона ВП для организации экскурсионно-развлекательных прогулов для детей и взрослых, а также для перевозки пассажиров на небольшие расстояния в местах массового отдыха граждан.
Из сертификата соответствия Номер и приложения Номер к нему действие сертификации распространяется на аттракцион ВП, состоящий из паровоза и 4 вагонов.
В соответствии с патентом Номер патентообладателем аттракциона ВП является Ч.С.
Согласно формуляру на аттракцион ВП является устройством для организации экскурсионно-развлекательных прогулок детей и взрослых в местах массового отдыха. Максимальная скорость движения устройства на повышающей передаче составляет не более 3,5 км/час. Возможность эксплуатации данного изделия по дорогам общего пользования не предусмотрена.
Исследовав доказательства по административному делу, заслушав участвовавших в рассмотрении дела лиц, изучив материалы административного дела, прихожу к следующим выводам.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельства каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основании и в порядке, установленных законом.
Частью первой статьи 12.24 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения».
В соответствии со ст. 1 названного Закона под транспортным средством понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
На основании п. 4 ст. 22 ФЗ РФ названного закона единый порядок дорожного движения на всей территории РФ устанавливается Правилами дорожного движения, утверждаемыми Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 г. №1090 утверждены Правила дорожного движения в Российской Федерации.
В соответствии с п. 1.2 Правил дорожного движения РФ. №1090 под «транспортным средством» понимается устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем.
Согласно п. 2 «Правил допуска к управлению самоходными машинами и выдачи удостоверений тракториста-машиниста (тракториста)», утвержденных постановлением Правительства РФ №796 от 12 июля 1999 года под самоходными машинами в настоящих Правилах понимаются тракторы, самоходные дорожно-строительные машины и другие наземные безрельсовые механические транспортные средства с независимым приводом, имеющие двигатель внутреннего сгорания объемом свыше 50 куб. сантиметров или электродвигатель максимальной мощностью более 4 кВт (за исключением предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и боевой самоходной техники Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, выполняющих задачи в области обороны и безопасности государства).
На основании п. 4 названных Правил удостоверение тракториста-машиниста (тракториста) подтверждает наличие права на управление самоходными машинами категорий «A», «B», «C», «D», «E», «F», в том числе:
категория «А» - автомототранспортные средства, не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования либо имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее:
I - внедорожные мототранспортные средства;
II - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 килограммов и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает 8;
III - внедорожные автотранспортные средства, разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 килограммов (за исключением относящихся к категории «A IV»);
IV - внедорожные автотранспортные средства, предназначенные для перевозки пассажиров и имеющие, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест.
Приказом МВД РФ №1001 от 24 ноября 2008 года утверждены «Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», которые устанавливают единый на всей территории Российской Федерации порядок регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ транспортных средств с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт, а также максимальной конструктивной скоростью более 50 км/час и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования и принадлежащих юридическим лицам, гражданам Российской Федерации, иностранным юридическим лицам и гражданам, лицам без гражданства (п. 1 Правил).
Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов ОК 013-94 (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 26.12.1994г. №359, а также Общероссийскому классификатору продукции ОК 005-93 (ОКОФ), утвержденному постановлением Госстандарта России от 30.12.1993г. №301, аттракционы относятся к категории «Изделия культурно-бытового, хозяйственного, учебного назначения, театрально-зрелищных предприятий, вспомогательные для легкой промышленности» (раздел 96 0000), а не к категории «изделий автомобильной промышленности» (раздел 450000).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 г. №982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии», обязательной сертификации из раздела 9685 «Аттракционы и запасные части к ним» подлежат только автоматы игровые.
Проанализировав вышеназванные нормативные документы, прихожу к выводу о том, что аттракцион ВП, осуществляющий экскурсионно-развлекательные прогулки детей на выделенном органом местного самоуправления участке Адрес , не используемом для движения транспортных средств, не обладает признаками транспортного средства для целей ст. 12.24 КоАП РФ.
Указанное устройство представляет собой специальную аттракционную технику, изготовленную в порядке индивидуального творчества, является запатентованным промышленным образцом, возможность эксплуатации которого по дорогам общего пользования не предусмотрена.
Указанное устройство имеет конструктивную скорость не более 3,5 км/час, не предназначено для перевозки пассажиров и грузов по дорогам общего пользования, не подлежит регистрации в Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, в силу чего не может быть признано транспортным средством - самоходной машиной.
Имеющееся в материалах дела заключение эксперта Номер от Дата не является относимым и допустимым доказательством, поскольку не соответствует требованиям гл. 25-26 КоАП РФ, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях и порядок оценки доказательств, не содержит достаточного технического обоснования и ссылок на требования соответствующих ГОСТов и нормативной технической документации по вопросам эксплуатации транспортных средств.
При таких обстоятельствах, в действиях Киселева В.В. отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, а потому производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь ст. ст. 29.9, 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.24 КоАП РФ, в отношении КИСЕЛЕВА В.В. прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ за отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Ленинский районный суд г. Пензы в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья О.М. Липатов