РЕШЕНИЕ
город Черкесск 10 июня 2014 года
Именем Российской Федерации
Черкесский городской суд Карачаево-Черкесской Республики
в составе председательствующего судьи Коцубина Ю.М.,
при секретаре судебного заседания Салпагаровой А.К.,
с участием истца Батчаевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании суда
гражданское дело № 2-2879/14 по иску Батчаевой ФИО1
к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации
морального вреда, причинённого применением политической репрессии
по национальному признаку,
установил:
Батчаева А.А. обратилась в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого вследствие применения политической репрессии <данные изъяты>.
В исковом заявлении истица указала, что согласно справке о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ № она была реабилитирована и признана жертвой политических репрессий по национальному признаку. Исходя из положений Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» статус жертвы политических репрессий и, как следствие этого, право на меры социальной поддержки приобретаются на основании справки, выданной компетентными органами государства. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 года № 5 «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров» даны разъяснения, согласно которым общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации согласно ч.4 ст.15 Конституции Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней. Поэтому применение судами вышеназванной Конвенции должно осуществляться с учётом практики Европейского Суда по правам человека во избежание любого нарушения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский суд по правам человека, рассмотрев дело «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», в своём постановлении от 2 февраля 2010 года (жалоба № 7975/06) подчеркнул, что в грузинском законодательстве отсутствует нормативный акт о возмещении ущерба жертвам политических репрессий, и что если этот пробел не будет устранён, то государство-ответчик должно выплатить 4 тысячи евро в качестве возмещения за моральный вред каждому из заявителей. В соответствии с ч.2 ст.1 ГПК РФ если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Поскольку Российская Федерация как участник Конвенции о защите прав человека и основных свобод признаёт юрисдикцию Европейского Суда по правам человека обязательной по вопросам толкования и применения Конвенции и Протоколов к ней, исковые требования должны быть разрешены с учётом правовой позиции Европейского Суда, выраженной в постановлении от 2 февраля 2010 года по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии», которым разрешены аналогичные правоотношения. Она является жертвой политических репрессий, поэтому в отношении неё была нарушена статья 1 Протокола № 1 Конвенции и Конституции РФ. Исключение с 1 января 2005 года гарантированности компенсации морального ущерба из преамбулы Закона «О реабилитации жертв политических репрессий» выглядит как отказ от правовой и моральной обязанности государства возместить причинённый вред, что противоречит статье 1 Протокола № 1 к Конвенции. <данные изъяты> Следовательно, политическую реабилитацию нельзя считать полной. Она считает справедливой и достаточной компенсацию морального вреда в размере 5 000 000 руб за моральные и нравственные страдания. Просила суд взыскать Министерства финансов Российской Федерации из средств Казны Российской Федерации компенсацию в размере 5 000 000 руб в счёт возмещения морального вреда, причинённого незаконными действиями органов государственной власти.
Ответчик - Министерство финансов Российской Федерации представил письменные возражения на иск, в которых указал, что действующим законодательством денежная компенсация морального вреда для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, не предусмотрена. Указанные лица обеспечиваются мерами социальной поддержки на основании законов субъектов Российской Федерации за счёт средств субъектов Российской Федерации. Просил в иске истцу отказать.
В судебном заседании истица повторила доводы и требования, изложенные в исковом заявлении, просила иск удовлетворить.
Представитель ответчика (Министерства финансов России) в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие и учесть позицию, изложенную в письменных возражениях.
Выслушав объяснения истицы, исследовав имеющиеся в деле документы, суд пришёл к выводу об отсутствии предусмотренных законом оснований для удовлетворения иска.
Как установлено в судебном заседании, истица – Батчаева А.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> На основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от <данные изъяты> На основании п.«в» ст3 Закона Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий» истица была реабилитирована, что подтверждается дубликатом от ДД.ММ.ГГГГ № справки о реабилитации от ДД.ММ.ГГГГ № выданной Министерством внутренних дел по Карачаево-Черкесской Республике.
Являясь демократическим и правовым государством, Российская Федерация, признала незаконными действия тоталитарного советского режима по примене-нию репрессий в отношении тех народов, которые подвергались геноциду и необоснованным обвинениям. Стремясь к восстановлению исторической справедливости, Россия законодательно провозгласила отмену всех незаконных актов, принятых в отношении репрессированных народов. Законом РСФСР от 26 апреля 1991 года № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» государство предусмотрело территориальную, политическую, социальную и культурную реабилитацию репрессированных народов, а также возмещение ущерба, причинённого репрессированным народам и отдельным гражданам со стороны государства в результате репрессий.
С целью реабилитации всех жертв политических репрессий, подвергнутых таковым на территории Российской Федерации с 25 октября (7 ноября) 1917 года, восстановления их в гражданских правах, устранения иных последствий произвола и обеспечения посильной компенсации причинённого им ущерба был принят Закон Российской Федерации от 18 октября 1991 года № 1761-1 «О реабилитации жертв политических репрессий».
Являясь реабилитированным лицом, истица в соответствии с Законом РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» имеет право на льготы и меры социальной поддержки, установленные названными федераль-ными законами, а также Законом Карачаево-Черкесской Республики от 12 января 2005 года № 7-РЗ «О мерах социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий» и иными федеральными и республиканскими нормативно-правовыми актами. Однако ни один из вышеперечисленных или иных нормативно-правовых актов, касающихся реабилитации жертв политических репрессий и регулирующих рассматриваемые судом по настоящему делу правоотношения, не предусматривает возможность компенсации причинённого репрессированным и впоследствии реабилитированным лицам морального вреда путём выплаты им денежной компенсации.
Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», как следует из его преамбулы в ранее действовавшей редакции, принимался в целях компенсации материального и морального вреда, причинённого репрессированным лицам. Однако используемые в этом законе специальные публично-правовые механизмы компенсации, в отличие от гражданского законодательства, не предусматривают разграничение возмещения материального и морального вреда. Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» предусматривает комплекс мер, направленных на социальную защиту этой категории граждан. По своей правовой природе данные виды государственной социальной поддержки являются льготами, носящими компенсаторный характер, установление порядка предоставления которых в соответствии со ст.17 Закона возложено на Правительство Российской Федерации.
Предоставление реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, льгот (именуемых в настоящее время мерами социальной поддержки) направлено на создание благоприятных условий для реализации прав и свобод названными категориями граждан и обеспечение их социальной защищённости. По своей правовой природе эти льготы носили компенсаторный характер и в совокупности с иными мерами были призваны способствовать возмещению вреда, причинённого в результате репрессий. Следовательно, льготы, которые установлены федеральным законодателем для реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в их материальном (финансовом) выражении входят в признанный государством объём возмещения вреда, включая моральный вред. Данная правовая позиция изложена в ряде сохраняющих свою силу определений Конституционного Суда Российской Федерации (от 10 июля 2003 года № 282-О, от 5 июля 2005 года № 246-О, от 27 декабря 2005 года № 527-О, от 17 октября 2006 года № 397-О, от 15 мая 2007 года № 383-О-П, от 24 июня 2008 года № 620-О-П, от 16 декабря 2010 года № 1627-О-О и многих последующих).
Таким образом, федеральным законодателем в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации были установлены порядок и последствия реабилитации, определены формы, способы восстановления прав жертв политических репрессий, способы, формы и размеры возмещения государством вреда реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, в целях компенсации как материального, так и морального ущерба, общие принципы предоставления им мер социальной поддержки, а также гарантируемый минимальный (базовый) уровень такой поддержки. Предоставление государством реабилитированным лицам предусмотренных законом и подзаконными нормативными актами льгот и компенсаций по своей правовой природе является формой возмещения вреда, причинённого этим лицам, включающего и возмещение морального вреда.
Суд также учитывает то обстоятельство, что ответственность за причинение морального вреда и возможность его денежной компенсации впервые были установлены Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, вступившими в силу только 3 августа 1992 года. Между тем, моральный вред в виде нравственных и физических страданий был причинён истцу задолго до 3 августа 1992 года, то есть до введения в действие Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусмотревших такой вид граж-данской ответственности, как компенсация морального вреда. В соответствии с ч.1 ст.54 Конституции Российской Федерации и п.1 ст.4 Гражданского кодекса Российской Федерации нормы права, касающиеся возможности денежной компенсации морального вреда, не подлежат применению к спорным правоотношениям. Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной им в определении от 18 января 2005 года № 7-О, общим (основным) принципом действия закона во времени является распространение его на отношения, возникшие после его введения в действие, и только законодатель вправе распространить новые нормы на отношения, которые возникли до введения соответствующих норм в действие, то есть придать закону обратную силу.
Реализуя предоставленное ст.126 Конституции Российской Федерации и п.5 ст.19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» право давать разъяснения по вопросам судебной практики, Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п.6 Постановления от 20 декабря 1994 года № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» разъяснил, что если моральный вред причинён до введения в действие законодательного акта, предусматривающего право потерпевшего на его компенсацию, требования истца не подлежат удовлетворению, в том числе и в случае, когда истец после вступления этого акта в законную силу испытывает нравственные или физические страдания, поскольку на время причинения вреда такой вид ответственности не был установлен и по общему правилу действия закона во времени закон, усиливающий ответственность по сравнению с действовавшим на время совершения противоправных действий, не может иметь обратной силы.
Судом также учитывается, что до 1991 года какие-либо компенсации жертвам политических репрессий при обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, законодательством РСФСР либо СССР не предусматривались.
Дата выдачи справки о реабилитации в данном случае не имеет правового значения, поскольку по общим правилам действующего законодательства обязанность компенсации морального вреда возникает в силу самого факта и в момент причинения этого вреда, а не после выдачи потерпевшему каких-либо справок или иных документов.
Суд отклоняет содержащуюся в исковом заявлении ссылку истца на Постановление Европейского Суда от 2 февраля 2010 года по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии». Присужденные заявителям по указанному делу денежные суммы являлись не компенсацией за политические репрессии, а компенсацией за нарушение права на имущество по статье 1 Протокола № 1 к Конвенции, поскольку в течение 11 лет государство Грузия уклонялось от осуществления мер по принятию законодательства, административных и бюджетных мер, чтобы лица, на которых распространяется действие статьи 9 Закона Грузии от 11 декабря 1997 года, могли эффективно использовать права, гарантированные данным положением. Кроме того, у истца не возникло отдельного права на денежную компенсацию морального вреда, следовательно, нет оснований считать, что в отношении истца нарушены положения Протокола № 1 к Конвенции. Юридически значимые обстоятельства, подлежащие установлению по настоящему делу, не совпадают с юридически значимыми обстоятельствами, которые были установлены при вынесении Европейским Судом по правам человека решения по делу «Клаус и Юрий Киладзе против Грузии». В отличии от Грузии, в Российской Федерации имеется эффективная система внутригосударственных средств правовой защиты в отношении жертв политических репрессий. При таких обстоятельствах в удовлетворении иска следует отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Отказать Батчаевой ФИО1 в иске к Министерству финансов Российской Федерации о компенсации морального вреда, причинённого вследствие применения политической репрессии <данные изъяты>
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Карачаево-Черкесской Республики с подачей апелляционной жалобы через Черкесский городской суд в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Черкесского городского суда Ю.М.Коцубин