Дело № ...
10RS0№ ...-89
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
16 марта 2021 г. ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Чаловой Н.В.,
при секретаре Токаревой К.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Территориального отдела Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ........ в Кондопожском, Медвежьегорском и ........х к администрации Кондопожского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий.
установил:
Территориальный отдел Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по ........ в Кондопожском, Медвежьегорском и ........х (далее – истец) обратился в суд по тем основаниями, что администрация Кондопожского муниципального района (далее – Администрация) является собственником артезианской скважины с кадастровым номером 10:03:0040103:47, расположенной в д.......... Утвержденный проект зоны санитарной охраны (далее - ЗСО) артезианской скважины расположенной в д........., а также санитарно-эпидемиологическое заключение на проект отсутствуют. Ссылаясь на положения Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», истец просит обязать администрацию Кондопожского муниципального района разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны (далее – ЗСО), получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта ЗСО подземного источника централизованного водоснабжения д......... - артезианской скважины с кадастровым номером 10:03:0040103:47 в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями в срок до ХХ.ХХ.ХХ.
Представитель истца Гусева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика Евцемяки А.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения искового заявления. Пояснил, что Кондопожскому ММП ЖКХ в хозяйственное ведение переданы сети, сама скважина не передавалась и находится в собственности Администрации.
Заслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В силу ч.1 ст.46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК) в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Согласно ст.42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п.1 ст.11 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
Аналогичные гарантии установлены ст.8 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон №52-ФЗ), согласно которой граждане имеют право, в том числе, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В силу п.1 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч.1 ст.7.1 Водного кодекса РФ (далее – ВК РФ) водохозяйственные мероприятия и мероприятия по охране водных объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляются органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий в соответствии со статьями 24 - 27 настоящего Кодекса или лицами, использующими водные объекты в соответствии с настоящим Кодексом.
Для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты, пригодность которых для указанных целей определяется на основании санитарно-эпидемиологических заключений (ч.1 ст.43 ВК РФ).
Для водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, устанавливаются зоны санитарной охраны в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения. В зонах санитарной охраны источников питьевого водоснабжения осуществление деятельности и отведение территории для жилищного строительства, строительства промышленных объектов и объектов сельскохозяйственного назначения запрещаются или ограничиваются в случаях и в порядке, которые установлены санитарными правилами и нормами в соответствии с законодательством о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (ч.2 ст.43 ВК РФ).
Согласно абз.2 п.5 ст.18 Федерального закона №52-ФЗ зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам. Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологические требования к организации и эксплуатации ЗСО источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения определяют Санитарные правила и нормы «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (СанПиН 2.ХХ.ХХ.ХХ-02), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от ХХ.ХХ.ХХ № ....
В соответствии с указанными правилами, ЗСО организуются на всех водопроводах, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников. Основной целью создания и обеспечения режима в ЗСО является санитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены (п.1.4).
ЗСО организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой. В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно- защитной полосы, соответственно их назначению, устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды (п.1.5).
Организации ЗСО должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются: определение границ зоны и составляющих ее поясов; план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории ЗСО и предупреждению загрязнения источника; правила и режим хозяйственного использования территорий трех поясов ЗСО. При разработке проекта ЗСО для крупных водопроводов предварительно создается положение о ЗСО, содержащее гигиенические основы их организации для данного водопровода (п.1.6).
Проект ЗСО должен быть составной частью проекта хозяйственно - питьевого водоснабжения и разрабатываться одновременно с последним. Для действующих водопроводов, не имеющих установленных зон санитарной охраны, проект ЗСО разрабатывается специально (п.1.11).
В состав проекта ЗСО должны входить текстовая часть, картографический материал, перечень предусмотренных мероприятий, согласованный с землепользователями, сроками их исполнения и исполнителями (п.1.12).
Проект ЗСО с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (п.1.13).
Из материалов дела следует, что администрация Кондопожского муниципального района на праве собственности владеет артезианской скважиной с кадастровым номером 10:03:0040103:47, расположенной в д..........
В соответствии с ответом администрации Кондопожского муниципального района от ХХ.ХХ.ХХ на запрос Роспотребнадзор по РК зоны санитарной охраны артезианской скважины, расположенной в д......... не установлены.
Как следует из ответа Кондопожского ММП ЖКХ от ХХ.ХХ.ХХ на запрос Роспотребнадзор по РК артезианская скважина с кадастровым номером 10:03:0040103:47, расположенная в д......... на балансе предприятия не находится, ее эксплуатация и обслуживание не производятся.
Согласно п.3 ч.1 ст.15 Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относятся, в т.ч. владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района.
В силу положений ст.14 Федерального закона №131-ФЗ организация водоснабжения населения на территориях сельских поселений решается органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
В соответствии с п.1.1 Устава Администрации к вопросам местного значения муниципального района решаемых на территории сельских поселений входящих в состав Кондопожского муниципального района относятся в т.ч., организация в границах поселений водоснабжения населения, в пределах полномочий, установленных законодательством РФ, осуществление в пределах установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов.
Бездействие ответчика нарушает гарантированные ст.42 Конституции РФ, ст.11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» право граждан РФ (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду и среду обитания, на ее защиту от негативного воздействия хозяйственной деятельности, на стабильное и качественное удовлетворение жизненно-важных потребностей в питьевой воде.
Оценив представленные доказательства, с позиции приведенного законодательства, суд находит исковые требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда – до ХХ.ХХ.ХХ. Указанный срок является разумным и достаточным для совершения возложенной на администрацию Кондопожского муниципального района обязанности.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района в срок до ХХ.ХХ.ХХ разработать в соответствии с санитарным законодательством проект зон санитарной охраны, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта зон санитарной охраны централизованного подземного источника централизованного водоснабжения д......... - артезианской скважины с кадастровым номером 10:03:0040103:47.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд РК в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.В. Чалова
Копия верна
Судья Н.В. Чалова
Мотивированное решение составлено ХХ.ХХ.ХХ.