Судья: Жукова О.В. Дело № 33-5842/2016
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Московского областного суда в составе:
председательствующего Брыкова И.И.,
судей Редченко Е.В., Варламовой Е.А.,
при секретаре Аррыковой Л.Д.,
рассмотрела в открытом судебном заседании 09 марта 2016 г. апелляционную жалобу Носова Алексея Владимировича на решение Истринского городского суда Московской области от 25 ноября 2015 г. по делу по административному иску Носова Алексея Владимировича о признании незаконным решения администрации Истринского муниципального района Московской области от 29 июля 2015 г. № 24-5908 об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, об обязании повторно рассмотреть заявление,
заслушав доклад судьи Редченко Е.В.,
установила:
Носов А.В. обратился в суд с иском к администрации Истринского муниципального района о признании незаконным в части решения администрации Истринского муниципального района Московской области, оформленного письмом от 29 июля 2015 г. № 24-5908, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду, об обязании повторно рассмотреть заявление.
В обоснование требований Носов А.В. указал, что является жителем д.Бужарово Истринского района Московской области и с 1980 г. пользуется земельным участком на территории поселения. 30 июня 2015 г. он обратился в администрацию Истринского муниципального района с заявлением №24-5908 о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет в целях сельскохозяйственного использования, с видом разрешенного использования – овощеводство, с указанием и утверждением места расположения (схемы расположения) испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. К указанному заявлению приложил копию обзорного плана земельного участка 748 кв.м на территории д.Бужарово в форме документа на бумажном носителе, а также копию паспорта с отметкой о регистрации в сельском поселении Бужаровское.
По результатам рассмотрения заявления администрацией Истринского муниципального района было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка без торгов в порядке статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации, на что указано в письме от 29 июля 2015 г. № 24-5908.
Носов А.В. полагал незаконным указание на то, что испрашиваемый земельный участок находится в охранной зоне очистных сооружений и что по этой причине имеются препятствия для предоставления ему этого земельного участка.
В уточненных требованиях (л.д.13-14) истец просил признать незаконным оспариваемое решение в указанной части.
В судебное заседание в суде первой инстанции Носов А.В. не явился, был извещен. Его представитель Барышев В.И. уточненные требования поддержал, пояснил, что оспаривают принятое решение только по указанному основанию, поскольку при отсутствии такого основания было бы принято положительное решение.
Представитель администрации Истринского муниципального района по доверенности Тряпицын Н.С. против удовлетворения иска возражал.
Решением Истринского городского суда Московской области от 25 ноября 2015 г. в удовлетворении требований Носова А.В. было отказано в полном объеме.
В апелляционной жалобе Носов А.В. просит об отмене решения суда, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
В судебное заседание в суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле и извещенные о слушании дела в установленном порядке, не явились, в связи с чем судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен в части 1 статьи 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ). В соответствии с указанной нормой подлежат осуществлению следующие действия: подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок (пункт 1); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости"; в случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении (пункт 2); принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.15 этого Кодекса, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 3); обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка (пункт 4); осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена (пункт 5); подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предоставлении земельного участка (пункт 6); заключение договора купли-продажи, договора аренды земельного участка, договора безвозмездного пользования земельным участком, принятие уполномоченным органом решения о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно, в постоянное (бессрочное) пользование (пункт 7).
В силу части 7 статьи 39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в случае, если схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 этого Кодекса.
Пунктом 1 части 16 статьи 11.10 ЗК РФ предусмотрено, что в утверждении схемы расположения земельного участка может быть отказано при несоответствии схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории.
В статье 7 ЗК РФ закреплен принцип целевого использования земель. Этот принцип подразумевает, в том числе, что правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральным законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования. Виды разрешенного использования земельных участков определяются соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
В соответствии Классификатором видов разрешенного использования земельных участков (утвержден приказом Минэкономразвития России о 01 сентября 2014 г. № 540) под «овощеводством» подразумевается осуществление хозяйственной деятельности на сельскохозяйственных угодьях, связанной с производством картофеля, листовых, плодовых, луковичных и бахчевых сельскохозяйственных культур, в том числе с использованием теплиц.
Судом установлено и из материалов дела усматривается, что 30 июня 2015 г. Носов А.В. обратился в администрацию Истринского муниципального района с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов сроком на 49 лет в целях сельскохозяйственного использования, предусматривающего использование теплиц, площадью 748 кв.м, с видом разрешенного использования "овощеводство", расположенного по адресу <данные изъяты>, с указанием и утверждением места расположения (схемы расположения) испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане территории. В приложении к заявлению были указаны копия обзорного плана земельного участка 748 кв.м на территории д.Бужарово, ксерокопия паспорта заявителя. (л.д.9).
Оспариваемым решением администрации Истринского муниципального района Московской области от 29 июля 2015 г. № 24-5908 Носову А.В. было отказано в предварительном согласовании предоставления земельного участка, в том числе в связи с отсутствием вида разрешенного использования "овощеводство" на схеме территориального планирования Истринского муниципального района (утверждена постановлением Правительства Московской области от 26 ноября 2011 г. № 1470/49); несоответствием вида разрешенного использования испрашиваемого земельного участка классификатору видов разрешенного использования (утвержден приказом Минэкономразвития России от 02 сентября 2014 г. №540); нахождением земельного участка в охранной зоне очистных сооружений, что установлено Истринским городским судом в рамках рассмотрения гражданского дела <данные изъяты> по иску группы граждан к администрации Истринского муниципального района (л.д. 10).
Разрешая требования об оспаривании указанного решения администрации Истринского муниципального района и отказывая в их удовлетворении, суд обоснованно исходил из того, что основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка имелись. В данном случае Носовым А.В. подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка в границах населенного пункта - д.Бужарово, что исключает возможность использования участка под заявленные цели - "овощеводство", Кроме того, испрашиваемый земельный участок согласно выписке из Схемы территориального планирования Истринского муниципального района Московской области находится в зоне садоводческих объединений, и не может быть предоставлен для овощеводства.
Довод Носова А.В. и его представителя о том, что испрашиваемый земельный участок не входит в охранную зону очистных сооружений, нашел свое подтверждение в ходе судебного разбирательства. Однако, с учетом того, что в судебном заседании была установлена правомерность отказа в удовлетворении заявления Носова А.В. о предварительном согласования предоставления земельного участка по иным основаниям, суд правомерно отказал в признании незаконным оспариваемого решения.
Каких-либо нарушений компетенции и порядка принятия администрацией Истринского муниципального района оспариваемого решения судом не установлено.
Довод в апелляционной жалобе о недоказанности отнесения испрашиваемого земельного участка к территории населенного пункта является несостоятельным, поскольку самим Носовым А.В. и в заявлении в администрацию (л.д.9), и в заявлении в суд (л.д.6), и в апелляционной жалобе (л.д.64) указывается на расположение земельного участка именно на территории д. Бужарово.
Ссылки в апелляционной жалобе на утверждение Схемы территориального планирования Истринского муниципального района Московской области ранее принятия Классификатора видов разрешенного использования не могут повлечь отмену решения суда. Каких-либо изменений в Схему территориального планирования в связи с принятием Классификатора не вносилось.
Вопреки утверждениям в апелляционной жалобе у администрации отсутствует обязанность утвердить схему расположения земельного участка при наличии предусмотренных законом оснований для отказа в ее утверждении. Кроме того, статья 36 ЗК РФ, на которую имеется ссылка в апелляционной жалобе, утратила свою силу с 01 марта 2015 г., то есть до обращения Носова А.В. в администрацию.
Руководствуясь статьями 311, 312 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Истринского городского суда Московской области от 25 ноября 2015 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Носова Алексея Владимировича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи