Дело № ...
10RS0004-01 № ...
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
19 января 2021 года ........
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Чаловой Н.В.,
при секретаре Иванниковой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора ........, действующего в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кондопожского муниципального района о понуждении к совершению определенных действий.
установил:
........ обратился в суд с иском к администрации Кондопожского муниципального района, в котором просит обязать администрацию Кондопожского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.
В обоснование заявленных требований прокурор указал, что прокуратурой были осуществлены надзорные мероприятия в сфере исполнения законодательства, регламентирующего оказание услуг по погребению, законодательства о похоронном деле. Установлено, что в нарушение положений Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ № ...-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от ХХ.ХХ.ХХ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», на территории Кондопожского муниципального района для погребения умершего и оказания услуг по погребению специализированная служба по вопросам похоронного дела органом местного самоуправления не создана. Отсутствие на территории муниципального района специализированной службы нарушает права неопределенного круга лиц на получение на безвозмездной основе услуг по погребению, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг, а так же лишает лицо, принявшее на себя обязанность осуществить погребение умершего, права выбора между осуществлением такого погребения безвозмездно специализированной службой в соответствии с гарантированным перечнем услуг, либо самостоятельно с последующим получением социального пособия на погребение
В судебном заседании старший помощник прокурора Гордеева К.А. заявленные требования об обязании администрации в течение 6 месяцев со дня вступления в законную силу судебного решения создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представители ответчика администрации Кондопожского муниципального района Евцемяки А.Г., Панфилова О.В., действующие на основании доверенностей, в судебном заедании возражали против удовлетворения иска. Представитель Евцемяки А.Г. пояснил, что на территории муниципального района есть сторонний хозяйствующий субъект, который в полном объеме оказывает услуги по погребению.
Третье лицо муниципальное учреждение «Физкультурно- оздоровительный комплекс» представителя в судебное заседание не направило, о месте и времени судебного заседания уведомлено должным образом.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему.
В силу положений ст.45 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое в пределах своих полномочий самостоятельно, является необходимой формой осуществления власти народа, составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения (ст.12, ч.2 ст.3, ч.1 ст.130 Конституции РФ).
Общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, государственные гарантии его осуществления устанавливает Федеральный закон от ХХ.ХХ.ХХ № ... «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № ...-Ф3), который к вопросам местного значения муниципального района относит организацию ритуальных услуг (п.17 ч.1 ст.15).
Межгосударственный стандарт ГОСТ 32609-2014, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии с ХХ.ХХ.ХХ и устанавливающий обязательные для применения в документах термины и определения в области похоронного дела (далее - ГОСТ 32609-2014), определяет ритуальные услуги как результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также деятельность исполнителя по погребению останков, праха умерших или погибших, проведению похорон, содержанию мест захоронений, указывая в примечании, что под ритуальными услугами следует подразумевать похоронные и мемориальные услуги (п.2.1.4).
Статья 17 Федерального закона № ...-Ф3 содержит перечень полномочий, которыми обладают органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения, не являющийся исчерпывающим, поскольку по вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 названного закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований также могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от ХХ.ХХ.ХХ №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ), который устанавливает гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности (ст.1).
Гарантии осуществления погребения умершего в соответствии с Федеральным законом №8-ФЗ реализуются путем организации в Российской Федерации похоронного дела как самостоятельного вида деятельности, которая осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются создаваемыми органами местного самоуправления специализированными службами по вопросам похоронного дела (далее - специализированная служба), порядок деятельности которых определяется названными органами (п.п.1 и 2 ст.25, ст.29 Федерального закона №8-ФЗ).
Именно специализированная служба на безвозмездной основе оказывает супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантированный законом следующий перечень услуг по погребению: оформление документов, необходимых для погребения; предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом) (п.п.1 и 2 ст.9 Федерального закона №8-ФЗ).
Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, возмещается специализированной службе в зависимости от категории, к которой относится умерший, за счет Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации (п.З ст.9 Федерального закона №8-ФЗ).
В Указе Президента Российской Федерации от ХХ.ХХ.ХХ № ... «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» установлено, что специализированные службы оказывают на безвозмездной основе перечисленные выше услуги по погребению по первому требованию указанных в пункте 1 статьи 9 Закона о погребении лиц, а также обращено внимание на недопустимость отказа специализированных служб в оказании таких услуг в связи с отсутствием у них необходимых средств и по другим основаниям (п.1), предусмотрено, что органы местного самоуправления выделяют специализированным службам необходимые средства для оказания гарантированного перечня услуг по погребению.
При отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации (ст.12 Федерального закона №8-ФЗ).
Федеральный закон №8-ФЗ не содержит понятие специализированной службы. Между тем, согласно пункту 2.1.3 ГОСТа 32609-2014 «Межгосударственный стандарт. Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения» это хозяйствующий субъект, на который возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших или погибших, которые кроме ритуальных и мемориальных услуг оказывают дополнительные обрядовые, юридические и другие виды услуг.
Специализированные службы по вопросам похоронного дела в первую очередь осуществляют деятельность по гарантированному перечню услуг и погребению, и не преследуют извлечение прибыли в качестве основной своей деятельности.
Анализ приведенных законоположений приводит к заключению, что федеральный законодатель предусмотрел создание в муниципальном образовании специализированной службы именно органом местного самоуправления как гарантию безусловного исполнения требований Федерального закона №8-ФЗ и предоставления лицам, взявшим на себя обязанность по погребению умершего, права выбора организации, осуществляющей услуги по погребению, независимо от наличия на территории муниципального образования иных субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих услуги в сфере похоронного дела.
Вопреки изложенному, на территории Кондопожского муниципального района отсутствует специализированная служба по вопросам похоронного дела.
Доводы ответчика о наличии на территории муниципального района стороннего хозяйствующего субъекта, который в полном объеме оказывает услуги по погребению, основаны на неправильном толковании ном права.
Оценив представленные доказательства, с позиции приведенного законодательства, суд находит исковые требования прокурора ........ о возложении на администрацию Кондопожского муниципального района обязанности по созданию на территории муниципального образования «Кондопожский муниципальный район» специализированной службы по вопросам похоронного дела подлежащими удовлетворению.
В силу ст.204 ГПК РФ суд полагает необходимым установить срок исполнения решения суда - в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда. Указанный срок является разумным и достаточным для совершения возложенной на администрацию Кондопожского муниципального района обязанности по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
решил:
исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Кондопожского муниципального района в течение шести месяцев со дня вступления в законную силу решения суда создать на территории муниципального образования «Кондопожский муниципальный район» специализированную службу по вопросам похоронного дела.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Кондопожский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья
Н.В.Чалова
Мотивированное решение изготовлено 21.01.2021