Дело (№)а-5423/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца - Сапрыкина В.Ю.,
представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - Курьянова В.Е., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Сапрыкина Владислава Юрьевича к призывной комиссии Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Сапрыкин В.Ю. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии от 06.10.2020 №2.
В обоснование заявленных требований указав, что состоит на воинском учете в военном комиссариате по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа.
В ходе осенних призывных мероприятий 2020 года при прохождении медицинского освидетельствования им были изложены жалобы на состояние здоровья, а именно: на утомляемость, слабость, сонливость, а также сообщено, что проходит обследование по причинам повышенного уровня тиреотропного гормона и что установлен диагноз «Субклинический гипотериоз, вследствие йодной недостаточности, в стадии медикаментозной компенсации», однако направление на обследование по этому поводу ему не выдали. На заседании призывной комиссии 6 октября 2020 года, данное обстоятельство было также проигнорировано, в результате чего выдана повестка на отправку в вооруженные силы на 18 октября 2020 года без учета всех результатов обязательных диагностических исследований, а именно без общего анализа мочи и анализ крови на ВИЧ.
По мнению административного истца, диагноз «Субклинический гипотериоз, вследствие йодной недостаточности, в стадии медикаментозной компенсации» подпадает под действие статьи 13 Расписания болезней утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", в результате чего, должна быть определена категория годности «В» - ограничено годен к военной службе.
По утверждению административного истца, при определении категории годности, нарушены требования Постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», следствием чего нарушен порядок проведения медицинского освидетельствования и определении категории годности, в связи с чем оспариваемое решение является необоснованным и незаконным, нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами, что является нарушением прав и законных интересов истца (л.д. 5-8).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23.11.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечен ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Призывная комиссия Воронежской области (л.д.44-46).
В судебном заседании административный истец Сапрыкин В.Ю. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика - ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - Курьянов В.Е., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 14, 15), против удовлетворения требований возражал, представлены письменные возражения относительно заявленных требований (л.д.16-19).
Административные ответчики - призывная комиссия по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа, Призывная комиссия Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с личным делом призывника, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 указанного Положения).
Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Сапрыкин Владислав Юрьевич (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения состоит на учете в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа с 02.02.2017 года.
При прохождении медицинского освидетельствования призывной комиссией в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа 02.02.2017 года, 07.03.2018 года, 17.09.2018 года, 08.07.2019 года, 05.10.2020 года жалоб на состояние здоровья Сапрыкин В.Ю. не предъявлял, что подтверждается заключениями врачей-специалистов в учетной карте призывника, за исключением жалоб на снижение зрения (близорукость 2,ОД). Указанное подтверждается листами медицинского освидетельствования от 24.01.2017 года и от 07.06.2019 года (л.д. 21 об., 25, 26).
Поскольку оснований для проведения дополнительного медицинского обследования призывника не было, был установлен диагноз «здоров», категория годности к военной службе «А-4 - годен к военной службе с незначительными ограничениями».
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В связи с тем, что Сапрыкин В.Ю. в 2018 году поступил в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-технологический колледж» решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 08.10.2018 года (протокол № 4) ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2021. Данное право на отсрочку было утрачено в связи с отчислением с 16.01.2019 по собственному желанию, что подтверждается выпиской из приказа ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно -технологический колледж от 21.01.2019 года № 5 (л.д. 31).
08.07.2019 Сапрыкину В.Ю. под личную роспись вручена повестка о явке в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа к 8.00 ч. 10.07.2019 для отправки к месту прохождения военной службы, однако в назначенное время истец по повестке не явился.
Согласно докладной записке Белоусовой И.А от 10.07.2019, 10.07.2019 по месту проживания Сапрыкина В.Ю.: <адрес>, был проведен выезд с целью вручения повестки в военный комиссариат. Дома дверь никто не открыл. По телефону истец ответил, что их нет дома, просил повестку опустить в почтовый ящик и что он будет консультироваться с юристом по поводу вызова в военный комиссариат на 11.07.2019 (л.д. 33).
Согласно объяснениям Сухининой В.М. от 20.11.2019, 20.11.2019 по месту проживания Сапрыкина В.Ю.: <адрес>, был проведен выезд с целью вручения повестки в военный комиссариат. Дома дверь никто не открыл. Соседи сказали, что призывник здесь давно не появлялся (л.д. 35).
Согласно объяснениям Пономарева Н.П. от 07.12.2019 было произведено оповещение призывника Сапрыкина В.Ю., в результате которого установлено, что Сапрыкин В.Ю. работает в ТЦ МП «Макдональдс», по месту его проживания дверь никто не открыл, на телефонный звонок призывник не ответил (л.д. 36).
28.05.2020 начальнику отдела полиции № 4 УМВД России по г. Воронежу было направлено обращение об установлении местонахождения гражданина Сапрыкина Владислава Юрьевича (л.д. 37). Согласно рапорту УУП ОУУП и ПДН ОП № 4 УМВД России по г. Воронежу Токарева Р.И. от 01.06.2020, по адресу <адрес> дверь длительное время никто не открывал, опросить гражданина Сапрыкина В.Ю. не представилось возможным (л.д. 38).
Сапрыкин В.Ю. вызывался повестками в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета 21.09.2020 (повестка вручена под личную роспись 18.09.2020) и 29.09.2020 (повестка вручена под личную роспись 21.09.2020). После чего Сапрыкин В.Ю. 21.09.2020 под личную роспись получил повестку явиться в военный комиссариат к 11.00 06.10.2020 на заседание призывной комиссии (л.д. 40).
Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 06.10.2020 (протокол № 2) Сапрыкин В.Ю. призван на военную службу (л.д. 41).
Доводы Сапрыкин В.Ю. о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву, не подтверждаются медицинскими документами. При этом наличие у истца заболеваний с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования врачебной комиссией не подтверждено.
Административным истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории годности, а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.
Между тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Вынесенное военно-врачебной комиссией заключение о категории годности действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в данном заключении. При этом повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574.
Суд полагает необходимым отметить, что, считая себя негодным к военной службе, Сапрыкин В.Ю. не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574., так же как и административный истец не лишен был возможности представить соответствующее экспертное заключение в суд самостоятельно, поскольку обязанность бремя доказывания наличия заболеваний, дающих основания для установления категории годности возложено на истца.
Более того, административный истец не был лишен возможности ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, однако, как следует из материалов дела, указанным правом не воспользовался.
Медицинское освидетельствование в отношении административного истца проводилось в строгом соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства №565 от 04.07.2013. Диагнозов которые могли бы подойти под действие статей Расписания болезней соответствующих категории годности к военной службе - «В - ограниченно годен к военной службе», у него не имеется.
Заболеваний, повлекших бы освобождение от призыва на военную службу у административного истца не выявлено. Оснований для применения иных пунктов вышеуказанных статей Расписания болезней не имеется.
На основании изложенного, с учетом того, что доказательств нарушения своих прав, либо незаконности оспариваемого решения административный истец в суд не представил, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Сапрыкина В.Ю. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Сапрыкина Владислава Юрьевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконным решения призывной комиссии от 06.10.2020 года № 2 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 12 января 2021 г.
Дело (№)а-5423/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 декабря 2020 года Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Курындиной Е.Ю.,
при секретаре Воевуцкой А.В.,
с участием административного истца - Сапрыкина В.Ю.,
представителя административного ответчика – ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - Курьянова В.Е., действующего на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по исковому заявлению Сапрыкина Владислава Юрьевича к призывной комиссии Воронежской области по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии,
У С Т А Н О В И Л:
Сапрыкин В.Ю. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконным и отмене решения призывной комиссии от 06.10.2020 №2.
В обоснование заявленных требований указав, что состоит на воинском учете в военном комиссариате по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа.
В ходе осенних призывных мероприятий 2020 года при прохождении медицинского освидетельствования им были изложены жалобы на состояние здоровья, а именно: на утомляемость, слабость, сонливость, а также сообщено, что проходит обследование по причинам повышенного уровня тиреотропного гормона и что установлен диагноз «Субклинический гипотериоз, вследствие йодной недостаточности, в стадии медикаментозной компенсации», однако направление на обследование по этому поводу ему не выдали. На заседании призывной комиссии 6 октября 2020 года, данное обстоятельство было также проигнорировано, в результате чего выдана повестка на отправку в вооруженные силы на 18 октября 2020 года без учета всех результатов обязательных диагностических исследований, а именно без общего анализа мочи и анализ крови на ВИЧ.
По мнению административного истца, диагноз «Субклинический гипотериоз, вследствие йодной недостаточности, в стадии медикаментозной компенсации» подпадает под действие статьи 13 Расписания болезней утв. постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе", в результате чего, должна быть определена категория годности «В» - ограничено годен к военной службе.
По утверждению административного истца, при определении категории годности, нарушены требования Постановления Правительства от 04.07.2013 № 565 «Об утверждении положения о военно-врачебной экспертизе», следствием чего нарушен порядок проведения медицинского освидетельствования и определении категории годности, в связи с чем оспариваемое решение является необоснованным и незаконным, нарушен порядок его принятия, установленный нормативными правовыми актами, что является нарушением прав и законных интересов истца (л.д. 5-8).
Определением Коминтерновского районного суда г. Воронежа от 23.11.2020, занесенным в протокол судебного заседания, к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечен ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области», Призывная комиссия Воронежской области (л.д.44-46).
В судебном заседании административный истец Сапрыкин В.Ю. заявленные требования поддержал.
Представитель административного ответчика - ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» - Курьянов В.Е., действующий на основании доверенности и диплома о высшем юридическом образовании (л.д. 14, 15), против удовлетворения требований возражал, представлены письменные возражения относительно заявленных требований (л.д.16-19).
Административные ответчики - призывная комиссия по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа, Призывная комиссия Воронежской области о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили.
Выслушав лиц, участвующих в деле, ознакомившись с личным делом призывника, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
В соответствии со статьей 59 Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Согласно пункту 4 статьи 26 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, а также в иных случаях, предусмотренных законом, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами, по результатам которого дается заключение о годности гражданина к военной службе (пункты 1, 2 и 3 статьи 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Федеральный закон о воинской обязанности и военной службе).
Согласно пункту 1 статьи 5.1 Федерального закона о воинской обязанности и военной службе, граждане при постановке на воинский учет, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, отоларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (пункт 2 статьи 5.1 Закона N 53-ФЗ).
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года N 565 (далее - Положение).
Пунктом 4 Положения определено, что военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования. При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию в целях, указанных в пункте 1 настоящего Положения. При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе), обучению (военной службе) по конкретным военно-учетным специальностям, обучению (службе) по специальностям в соответствии с занимаемой должностью, решения других вопросов, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, настоящим Положением, нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба (приравненная служба), с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения. Под определившимся врачебно-экспертным исходом понимается такое состояние здоровья, когда результаты обследования и лечения дают основание военно-врачебной комиссии вынести заключение о категории годности к военной службе (приравненной службе) и когда дальнейшее лечение не приведет к изменению категории годности к военной службе (приравненной службе).
В соответствии с пунктом 6 Положения, годность к военной службе граждан при первоначальной постановке на воинский учет, при призыве на военную службу, граждан, призываемых на военные сборы, граждан, проходящих военные сборы, граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в мобилизационный людской резерв, пребывающих в мобилизационном людском резерве, граждан, поступающих в военно-учебные заведения, военнослужащих и лиц, пребывающих в запасе Вооруженных Сил, определяется в соответствии с требованиями к состоянию здоровья согласно приложению.
Согласно пункту 20 Положения в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии или начальника отдела военного комиссариата, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.
При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.
По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.
По результатам медицинского освидетельствования призывная комиссия принимает в отношении указанных граждан одно из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас (пункт 1 статьи 28 Закона N 53-ФЗ).
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 года N 574 (пункт 8 указанного Положения).
Из указанных правовых норм следует, что решение призывной комиссии в отношении призывника непосредственно зависит от результатов медицинского освидетельствования о годности призывника к военной службе.
Установлено и подтверждается материалами дела, что Сапрыкин Владислав Юрьевич (ДД.ММ.ГГГГ) года рождения состоит на учете в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа с 02.02.2017 года.
При прохождении медицинского освидетельствования призывной комиссией в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа 02.02.2017 года, 07.03.2018 года, 17.09.2018 года, 08.07.2019 года, 05.10.2020 года жалоб на состояние здоровья Сапрыкин В.Ю. не предъявлял, что подтверждается заключениями врачей-специалистов в учетной карте призывника, за исключением жалоб на снижение зрения (близорукость 2,ОД). Указанное подтверждается листами медицинского освидетельствования от 24.01.2017 года и от 07.06.2019 года (л.д. 21 об., 25, 26).
Поскольку оснований для проведения дополнительного медицинского обследования призывника не было, был установлен диагноз «здоров», категория годности к военной службе «А-4 - годен к военной службе с незначительными ограничениями».
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Согласно пунктам 1 и 3 статьи 26 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.
В связи с тем, что Сапрыкин В.Ю. в 2018 году поступил в государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Воронежской области «Воронежский государственный промышленно-технологический колледж» решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 08.10.2018 года (протокол № 4) ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2021. Данное право на отсрочку было утрачено в связи с отчислением с 16.01.2019 по собственному желанию, что подтверждается выпиской из приказа ГБПОУ ВО «Воронежский государственный промышленно -технологический колледж от 21.01.2019 года № 5 (л.д. 31).
08.07.2019 Сапрыкину В.Ю. под личную роспись вручена повестка о явке в отдел военного комиссариата по Центральному и Коминтерновскому районам г. Воронежа к 8.00 ч. 10.07.2019 для отправки к месту прохождения военной службы, однако в назначенное время истец по повестке не явился.
Согласно докладной записке Белоусовой И.А от 10.07.2019, 10.07.2019 по месту проживания Сапрыкина В.Ю.: <адрес>, был проведен выезд с целью вручения повестки в военный комиссариат. Дома дверь никто не открыл. По телефону истец ответил, что их нет дома, просил повестку опустить в почтовый ящик и что он будет консультироваться с юристом по поводу вызова в военный комиссариат на 11.07.2019 (л.д. 33).
Согласно объяснениям Сухининой В.М. от 20.11.2019, 20.11.2019 по месту проживания Сапрыкина В.Ю.: <адрес>, был проведен выезд с целью вручения повестки в военный комиссариат. Дома дверь никто не открыл. Соседи сказали, что призывник здесь давно не появлялся (л.д. 35).
Согласно объяснениям Пономарева Н.П. от 07.12.2019 было произведено оповещение призывника Сапрыкина В.Ю., в результате которого установлено, что Сапрыкин В.Ю. работает в ТЦ МП «Макдональдс», по месту его проживания дверь никто не открыл, на телефонный звонок призывник не ответил (л.д. 36).
28.05.2020 начальнику отдела полиции № 4 УМВД России по г. Воронежу было направлено обращение об установлении местонахождения гражданина Сапрыкина Владислава Юрьевича (л.д. 37). Согласно рапорту УУП ОУУП и ПДН ОП № 4 УМВД России по г. Воронежу Токарева Р.И. от 01.06.2020, по адресу <адрес> дверь длительное время никто не открывал, опросить гражданина Сапрыкина В.Ю. не представилось возможным (л.д. 38).
Сапрыкин В.Ю. вызывался повестками в военный комиссариат для уточнения документов воинского учета 21.09.2020 (повестка вручена под личную роспись 18.09.2020) и 29.09.2020 (повестка вручена под личную роспись 21.09.2020). После чего Сапрыкин В.Ю. 21.09.2020 под личную роспись получил повестку явиться в военный комиссариат к 11.00 06.10.2020 на заседание призывной комиссии (л.д. 40).
Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 06.10.2020 (протокол № 2) Сапрыкин В.Ю. призван на военную службу (л.д. 41).
Доводы Сапрыкин В.Ю. о наличии у него заболевания, препятствующего прохождению военной службы по призыву, не подтверждаются медицинскими документами. При этом наличие у истца заболеваний с той степенью нарушения функций, которые предусмотрены Расписанием болезней в качестве критериев определения категории негодности (ограниченной годности) гражданина к военной службе, по состоянию на момент прохождения медицинского освидетельствования врачебной комиссией не подтверждено.
Административным истцом суду не представлено бесспорных и достоверных доказательств того, что на момент прохождения медицинского освидетельствования он имел заболевания, дающие основания для установления ему иной категории годности, а равно того, что при проведении медицинского освидетельствования допущены такие нарушение, которые привели к принятию необоснованного решения.
Между тем, именно на административного истца возложена обязанность по предоставлению суду доказательств того, что действиями должностных лиц, либо государственного органа допущено нарушение его прав и законных интересов.
По решению вышестоящей военно-врачебной комиссии гражданин может быть направлен на контрольное обследование и повторное освидетельствование.
Вынесенное военно-врачебной комиссией заключение о категории годности действительно в течение года с даты освидетельствования, если иное не определено в данном заключении. При этом повторное либо очередное заключение военно-врачебной комиссии отменяет предыдущее.
При несогласии гражданина с заключением военно-врачебной комиссии, а также с результатом освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии или комиссии по постановке граждан на воинский учет, гражданин имеет право на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 N 574.
Суд полагает необходимым отметить, что, считая себя негодным к военной службе, Сапрыкин В.Ю. не воспользовался вышеуказанным правом на производство независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 июля 2008 г. N 574., так же как и административный истец не лишен был возможности представить соответствующее экспертное заключение в суд самостоятельно, поскольку обязанность бремя доказывания наличия заболеваний, дающих основания для установления категории годности возложено на истца.
Более того, административный истец не был лишен возможности ходатайствовать о назначении судебной экспертизы, однако, как следует из материалов дела, указанным правом не воспользовался.
Медицинское освидетельствование в отношении административного истца проводилось в строгом соответствии с требованиями Положения о военно-врачебной экспертизе, утв. Постановлением Правительства №565 от 04.07.2013. Диагнозов которые могли бы подойти под действие статей Расписания болезней соответствующих категории годности к военной службе - «В - ограниченно годен к военной службе», у него не имеется.
Заболеваний, повлекших бы освобождение от призыва на военную службу у административного истца не выявлено. Оснований для применения иных пунктов вышеуказанных статей Расписания болезней не имеется.
На основании изложенного, с учетом того, что доказательств нарушения своих прав, либо незаконности оспариваемого решения административный истец в суд не представил, суд применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершены в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения, соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Сапрыкина В.Ю. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного иска Сапрыкина Владислава Юрьевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Воронежской области» о признании незаконным решения призывной комиссии от 06.10.2020 года № 2 – отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня его изготовления окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Курындина
Решение в окончательной форме изготовлено 12 января 2021 г.