Дело № 2 – 2056/2020 66RS0004-01-2020-001098-51
Мотивированное решение изготовлено 02.06.2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург 26 мая 2020 года
Ленинский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области в составе председательствующего Пономарёвой А.А., при секретаре судебного заседания Кузнецовой Д.С.,
с участием истца Зайнуллиной А.Р., представителя ответчика Сергеевой Е.А., действующей на основании доверенности от 05.12.2018 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Зайнуллиной Анфисы Радиковны к Публичному акционерному обществу «Ростелеком» о взыскании премии, компенсации за задержку выплаты премии, возложении обязанности по пересчету зависящих от премии выплат,
УСТАНОВИЛ:
Истец Зайнуллина А.Р. обратилась к Публичному акционерному обществу «Ростелеком» (далее по тексту – ПАО «Ростелеком», работодатель, ответчик) с иском о взыскании премии в размере №, компенсации за задержку выплаты премии в размере №, возложении обязанности по перерасчету зависящих от премии выплат.
В обоснование заявленных требований пояснила, что работала у ответчика в должности бухгалтера с <//> по <//>, уволена в связи с сокращением численности или штата работников организации по п. 2 ст. 81 ТК РФ. В период работы в ПАО «Ростелеком» применялась повременно-премиальная система оплаты труда, приложением № к Положению об оплате труда была предусмотрена ежеквартальная и годовая премия. За период с <//> по <//> ей не выплачена годовая премия в сумме №, которая выплачивалась в марте 2017 г. по итогам 2016 года. На сумму невыплаченной премии исчислены проценты по ст. 236 ТК РФ в размере № Также в связи с тем, что начисление премиальной выплаты влияет на суммы компенсации за неиспользованный отпуск и пособия по сокращению, выплаченные ей при увольнении суммы подлежат перерасчету с учетом исчисленной премии, за вычетом НДФЛ.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме, дополнительно пояснила, что выплата премии ей полагалась в связи с тем, что увольнение произошло по инициативе работодателя, при этом основание и процедуру увольнения она не оспаривает. Ранее в суд не обращалась, поскольку была тяжелая ситуация до 2018 г., затем устроилась на работу и не было для этого времени.
Ответчик исковые требования не признал, в письменных возражениях пояснил, что истец правом на получение годовой премии по итогам 2016 г. не обладала, поскольку условиями трудового договора и Положения об оплате труда ПАО «Ростелеком» премия не является обязательной частью заработной платы. Истец отработала в 2016 году меньше половины расчетного периода и предусмотренную процедуру оценки результатов работы по итогам 2016 года не проходила. Также истцом пропущен срок на обращение в суд, предусмотренный ч. 2 ст. 392 ТК РФ, заявление могло быть подано не позднее <//>
Представитель ответчика Сергеева Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании доводы возражений поддержала, дополнительно пояснила, что истец работала на должности бухгалтера по расчетам персонала, все предусмотренные сроки выплат ей известны, доказательств уважительности причин пропуска обращения в суд истец не представила.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 16, 56, 57 Трудового кодекса Российской Федерации (далее по тексту – ТК РФ) трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставить работнику работу, выплачивать заработную плату, а работник обязуется лично выполнять определенную трудовую функцию. Обязательными для включения в трудовой договор являются, в том числе, условия оплаты труда.
Право работника на своевременную выплату заработной платы в полном объеме установлено ст. 21 ТК РФ. Под заработной платой (оплатой труда работника) понимается согласно ст. 129 ТК РФ вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В соответствии с ч. 1 ст. 135 ТК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (часть 2 статьи 135ТК РФ).
Согласност. 191ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективными договорами или правилами внутреннего распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине.
По смыслу приведенных норм ТрудовогокодексаРоссийской Федерации в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда. При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права. Система оплаты труда включает, помимо фиксированного размера оплаты труда (оклад, тарифные ставки), доплат и надбавок компенсационного характера, доплаты и надбавки стимулирующего характера, к числу которых относится премия, являющаяся мерой поощрения работников за добросовестный и эффективный труд, применение которой относится к компетенции работодателя.
В судебном заседании установлено, что Зайнуллина А.Р. состояла в трудовых отношениях с ПАО «Ростелеком» филиал «Многофункциональный Общий Центр Обслуживания» на должности бухгалтера 2 категории в период с <//> (приказ №/л от <//>) по <//> (приказ №/л от <//>).
Трудовой договор прекращен по инициативе работодателя в связи с сокращением численности или штата работников организации по п. 2 ч. 1 ст. 81 ТК РФ.
В соответствии с п. 5.1. трудового договора № от <//> (в редакции соглашения от <//>) истцу в период работы был установлен оклад в размере № и районный коэффициент 15 %.
Пунктом 3.1.3 трудового договора предусмотрено, что работодатель имеет право поощрять работника за добросовестный эффективный труд. В связи с этим, п. 5.2 договора установлено, что работнику могут выплачиваться премии в сроки, порядке и размерах, определяемых внутренними документами работодателя.
Положением о системе материального стимулирования работников филиала «Многофункциональный Общий Центр Обслуживания», утв. приказом ПАО «Ростелеком» от <//>, установлено, что регулярная премиальная выплата (регулярная премия) – это выплата стимулирующего характера, обусловленная трудовым договором, которая может выплачиваться на ежемесячной, ежеквартальной и ежегодной основе по результатам индивидуальной и коллективной деятельности (включая результаты деятельности всего Общества) в соответствующем расчетом периоде (п. 2.3).
Согласно абз. 3 п. 3.1.8.4 Положения право на получение годовой премии (работникам, которым установлены три квартальных и одна годовая премии) имеют штатные работники Общества, а также работники, ранее состоявшие в трудовых отношениях с Обществом, которым предусмотрена вышеуказанная премия, прошедшие процедуру оценки результатов работы и отвечающие одному из следующих требований:
- работники, которые состояли в трудовых отношениях с Обществом не меньше половины расчетного периода плюс один день (в рабочих днях), но до момента издания приказа о выплате премии прекратили трудовые отношения с Обществом и были уволены, в том числе, по основанию п. 2 части первой ст. 81 ТК РФ.
Расчетным периодом для премии по итогам работы за год является год.
На основании указанных положений трудового договора и локального нормативного акта ответчика для возникновения права на получение премии по итогам работы за 2016 год истец должна была отработать у работодателя в расчетном периоде 2016 года не менее половины года плюс один рабочий день, то есть период не менее чем с <//> по <//>, и пройти процедуру оценки результатов ее работы.
В связи с тем, что трудовой договор прекращен с истцом <//>, права на получение годовой премии по итогам 2016 г. у истца не возникло.
Кроме того, статьей 392 ТК РФ установлены специальные сроки обращения в суд за разрешением индивидуальных трудовых споров, а именно по спорам о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, - в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам установленных сроков они могут быть восстановлены судом.
Вп. 16Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <//> № указано, что, оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Из пункта п 3.3.3 трудового договора (в редакции соглашения от <//>) следует, что срок выплаты заработной платы истцу был установлен 8-го и 23-го числа каждого месяца.
В соответствии с п. <//> Положения выплата премии за год производится не позднее 4-го месяца года, следующего за оцениваемым, то есть по итогам 2016 г. не позднее <//>.
Годовая премия по итогам 2016 года была выплачена работникам приказом от <//> в выплату заработной платы за март 2017 г., а именно <//>
С учетом того, что истец замещала должность бухгалтера, сроки выплаты годовой премии ей были известны в силу исполнения своих должностных обязанностей. Учитывая, что премия по итогам работы за 2016 год подлежала выплате не позднее <//>, истец могла узнать о возможном нарушении своих прав <//>, следовательно, обратиться в суд не позднее <//>
Истец обратилась в суд согласно штампу на исковом заявлении <//> Доказательств того, что установленный законом срок был пропущен по уважительной причине, истцом не представлено.
С учетом установленных обстоятельств отсутствия у истца права на получение премии по итогам работы 2016 года, а также пропуска истцом специального срока для обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора без уважительных причин, суд полагает, что в удовлетворении заявленных исковых требованиях надлежит отказать в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Зайнуллиной Анфисы Радиковны к Публичному акционерному обществу «Ростелеком» о взыскании премии, компенсации за задержку выплаты премии, возложении обязанности по пересчету зависящих от премии выплат – отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Судебную коллегию по гражданским делам Свердловского областного суда через Ленинский районный суд г. Екатеринбурга.
Судья А.А. Пономарёва