Решение по делу № 2-1048/2012 ~ М-966/2012 от 13.09.2012

Дело №2-1048-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Мысковский городской суд Кемеровской области в составе

Председательствующего:                         Литвиненко И.В.

При секретаре:                             Некипеловой Л.Н..

Рассмотрев в открытом судебном заседании 11 октября 2012г. дело по иску
П. к Администрации Мысковского городского округа о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

П. обратился в суд с исковыми требованиями к Администрации Мысковского городского округа о предоставлении жилого помещения.

Требования мотивировал тем, что П. на основании договора купли-продажи от 30.04.1999 г., на праве собственности принадлежит квартира <адрес>, земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, общей площадью 1016 кв.м., принадлежит истцу на праве собственности, на основании договора купли-продажи от 30.04.1999 г.

Право собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сделана запись регистрации соответственно , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии , , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии

В квартире в жилом доме по адресу: <адрес> истец зарегистрирован с 05.10.2000 года по настоящее время; жена ФИО1 была зарегистрирована с 05.10.2000 года по 18.05.2006 года и с 20.12.2007 года по настоящее время; сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован с 05.10.2000 года по настоящее время; сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован с 05.10.2000 года по настоящее время.

Часть жилого дома (квартира в жилом доме), расположенная по адресу: <адрес>, общей площадью 47,4 кв.м., жилой площадью 34,4 кв.м., состоит их трех жилых комнат, санузел отсутствует, печное отопление, расположена на первом этаже одноэтажного двухквартирного брусчатого дома.

Земельный участок с кадастровым номером относится к категории земель - земли населенных пунктов; разрешенное использование - под жилую застройку индивидуальную.

Согласно заключения специализированной организации ООО «Посна» о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных коммуникаций жилого дома по <адрес> от 10.11.2011 года, в соответствии с методикой по определению непригодности жилых зданий и помещений для проживания (МДК 2-03.2003), дом не пригоден для проживания по следующим критериям:

-    температурно-влажностный режим в жилом доме не соответствует допускаемым параметрам ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата помещений»;

-    строительные конструкции дома и инженерное оборудование достигли ветхого состояния. Несущая способность несущих строительных конструкций дома существенно исчерпана, большинство конструкций находятся в ограничено-работоспособном или в аварийном состоянии.

С учетом имеющегося значительного физического износа строительных конструкций и дома в целом, проведение восстановительных работ одноэтажного дома барачного типа, расположенного по <адрес> экономически не целесообразно.

Из заключения следует, что на основании п. 34 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 дом барачного типа по <адрес> следует признать непригодными для проживания людей, в связи с большим физическим и моральным износом в процессе эксплуатации дома в целом и отдельных его частей, находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии, имеющихся дефектов, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и ухудшения эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций дома, имеющие значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций.

На основании Постановления Правительства РФ №160 от 24.02.2009 г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» дом расположен значительно ближе допустимого расстояния санитарно-защитной зоны ЛЭП 6 кВ.

Истец полагает, что при таких обстоятельствах аварийность дома <адрес>, необходимость его сноса и как следствие непригодность для проживания граждан находившихся в нем квартир, в том числе квартиры 2, доказывается представленными доказательствами.

Согласно заключения о признании жилого помещения непригодным для постоянного проживания, составленного межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации Мысковского городского округа от 26.06.2012 года , по результатам рассмотренных документов: копии технического паспорта жилого дома, планов и разрезов помещений, технического заключения о состоянии строительных конструкций и инженерных коммуникаций специализированной организации ООО «Посна», заключения Госсанэпиднадзора, заключения противопожарной службы, заявления на неудовлетворительные условия проживания, заключения о техническом состоянии жилого дома, акта Государственной жилищной инспекции, и на основании акта межведомственной комиссии, составленного по результатам обследования выявлено следующее: фундамент дома имеет неравномерную осадку, сквозные трещины, нарушение монолитности и частичное разрушение, выпирание грунта, разрушение и зарастание цокольной части мхом и травой. Стены имеют значительное выпучивание и прогибы, неравномерная осадка, перекос дверных и оконных проемов, наличие глубоких трещин в брусе, поражение древесной гнилью. Перегородки имеют трещины, выпучивание, неравномерную осадку, перекос. В перекрытии заметен значительный прогиб балок, провисание настила из досок, трещины в местах сопряжений со смежными конструкциями связанные с неравномерной осадкой грунта. Стропильные конструкции крыши имеют трещины, загнивания, нарушение креплений. Покрытие кровли частично заменено на новое. Двери, окна и поля рассохлись, имеют трещины, деформированы и повреждены гнилью. Печь в неудовлетворительном состоянии.

Просит обязать Администрацию г. Мыски предоставить мне - П. благоустроенное жилое помещение, имеющее статус жилого дома, по договору социального найма на территории <адрес>, отвечающее техническим и санитарным требованиям, общей площадью не менее 47,4 кв.м. (жилой площадью не менее 34,4 кв.м.), состоящее не менее, чем из трех комнат.

    В судебном заседании истец и его представитель Нестеров Д.А., действующий на основании ордера на заявленных требованиях настаивали.

Третьи лица ФИО1, ФИО2, ФИО3 просили рассмотреть дело без их участия, исковые требования поддерживают.

Представитель Администрации Мысковского городского округа против заявленных требований возражала, представила отзыв.

Суд выслушав пояснения сторон, изучив материалы приходит к следующему.

Суд учитывает, что согласно п. 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.), орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений (согласно ст. 19 ЖК РФ, принадлежащих гражданам, юридическим лицам), находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Согласно п. 33 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. постановлением Правительства РФ от 28 января 2006г.), основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан, в том числе и вследствие ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В силу п. 34 указанного Положения, жилые помещения, расположенные, в том числе в деревянных домах и домах из местных материалов, имеющих деформации фундаментов, стен, несущих конструкций и значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и опасности обрушения, являются непригодными для проживания вследствие признания дома аварийным и подлежащим сносу.

Исходя из п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Судом установлено, что П. является собственником трехкомнатной квартиры, общей площадью 47,4 кв.м, по адресу: <адрес> (л.д.48-49).

Право собственности на жилой дом и земельный участок зарегистрировано в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Кемеровской области о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сделана запись регистрации соответственно , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии , , что подтверждается Свидетельством о государственной регистрации права серии .

В указанной квартире П. зарегистрирован и проживает с 05.10.2000 года по настоящее время (л.д.7); жена ФИО1 была зарегистрирована с 05.10.2000 года по 18.05.2006 года и с 20.12.2007 года по настоящее время; сын ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован с 05.10.2000 года по настоящее время; сын ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения зарегистрирован с 05.10.2000 года по настоящее время (л.д.52-55).

Заключением Межведомственной комиссии от 02 августа 2012 г., данный дом был признан непригодным для дальнейшего проживания (л.д.56).

Согласно акту обследования помещения по адресу <адрес> и <адрес> от 02 августа 2012 года межведомственная комиссия по результатам обследования считает жилой <адрес> непригодным для проживания и подлежащим сносу (л.д. 58).

В соответствии с заключением специализированной организации ООО «Посна» о техническом состоянии строительных конструкций и инженерных коммуникаций жилого дома по <адрес> от 10.11.2011 года, в соответствии с методикой по определению непригодности жилых зданий и помещений для проживания (МДК 2-03.2003), дом не пригоден для проживания по следующим критериям:

-    температурно-влажностный режим в жилом доме не соответствует допускаемым параметрам ГОСТ 30494-96 «Здания жилые и общественные. Параметры микроклимата помещений»;

-    строительные конструкции дома и инженерное оборудование достигли ветхого состояния. Несущая способность несущих строительных конструкций дома существенно исчерпана, большинство конструкций находятся в ограничено-работоспособном или в аварийном состоянии.

С учетом имеющегося значительного физического износа строительных конструкций и дома в целом, проведение восстановительных работ одноэтажного дома барачного типа, расположенного по <адрес> экономически не целесообразно.

Из заключения следует, что на основании п. 34 Постановления Правительства РФ от 28 января 2006 года № 47 дом барачного типа по <адрес> следует признать непригодными для проживания людей, в связи с большим физическим и моральным износом в процессе эксплуатации дома в целом и отдельных его частей, находящихся в ограниченно работоспособном или аварийном состоянии, имеющихся дефектов, которые свидетельствуют об исчерпании несущей способности и ухудшения эксплуатационных характеристик, приводящих к снижению уровня надежности, прочности и устойчивости строительных конструкций дома, имеющие значительную степень биологического повреждения элементов деревянных конструкций.

На основании Постановления Правительства РФ №160 от 24.02.2009 г. «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» дом расположен значительно ближе допустимого расстояния санитарно-защитной зоны ЛЭП 6 кВ. (л.д. 11-46).

С учетом изложенных обстоятельств суд приходит к выводу о том, что данный жилой дом в установленном порядке был признан непригодным для проживания в соответствии с нормативными правовыми актами, вопрос о предоставлении жилого помещения истцу не решен до настоящего времени.

Согласно сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, иных помещений для проживания истец не имеет.

Ни из статьи 57 ЖК РФ, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина, поскольку означало бы предъявление гражданам, относящимся к данной категории нуждающихся в жилье (к которой относится и заявитель), объективно невыполнимых требований для целей реализации их права на жилище и тем самым ставило бы их в положение объекта государственно-властной деятельности.

Таким образом, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 ЖК РФ не исключает возможность предоставления жилых помещений малоимущим гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания, по договорам социального найма во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.

Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения и решении вопроса о размере предоставляемого П.. жилого помещения, суд учитывает положения статей 57 и 89 ЖК РФ, так как после признания жилого помещения, находящегося в собственности истца, аварийным и непригодным для проживания, жильем он не обеспечен до настоящего времени.

Согласно положений данных норм закона предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

С учетом данных о площади жилого помещения, находящегося в собственности П., суд приходит к выводу о том, что истцу должно быть предоставлено равнозначное жилое помещение общей площадью не менее 47,4 кв.м., состоящее из трех жилых комнат, в пределах г. Мыски.

    Доводы представителя Администрации Мысковского городского округа о том, что дом по адресу <адрес> не является муниципальной собственностью, и предоставление жилых помещений производится именно органом местного самоуправления и только в домах муниципального жилищного фонда, в свою очередь жилищное законодательство на прямую не регулирует изъятие жилого помещения у собственника по основанию признания данного помещения непригодным для проживания и подлежащим сносу, суд находит не убедительными.

Так, порядок изъятия жилого помещения у собственника в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу урегулирован ст. 32 ЖК РФ и предусматривает обязательное соблюдение установленной процедуры и сроков изъятия земельного участка.

При этом, как следует из разъяснений, изложенных в абзаце 4 пп. "и" п. 20 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении ЖК РФ", не исключается возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения взамен изымаемого не на праве собственности, а на иных правовых основаниях, в том числе, из государственного или муниципального жилищного фонда по договору социального найма.

Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда РФ от 05 марта 2009 г. N 376-О-П, реализуя конституционную обязанность государства в лице органов государственной и муниципальной власти оказывать содействие в обеспечении нормальных жилищных условий гражданам, лишившимся единственного жилища в результате наступления таких, в частности, находящихся вне сферы их контроля обстоятельств, как пожар, и не имеющим возможности преодолеть сложившуюся трудную жизненную ситуацию самостоятельно, федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (ч. 2 ст. 49, ч. 1 ст. 52 ЖК РФ).

При этом федеральный законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит (или ранее принадлежало) жилое помещение, а потому нуждающимся, по смыслу приведенных законоположений, может быть признан как наниматель по договору социального найма, так и собственник жилого помещения.

Также, в контексте положений статей 85, 87 ЖК РФ значение имеет факт признания дома непригодным для проживания, а не его дальнейшая судьба.

С учетом изложенного, а также принимая во внимание тот факт, что истец сам обращался с требованиями о предоставлении ему взамен признанного аварийным дома другого жилого помещения по договору социального найма, в данном случае допустимо изъятие принадлежащего ему на праве собственности жилого помещения с предоставлением вместо денежной компенсации иного жилого помещения по договору социального найма.

Суд находит обоснованным возложить обязанность по предоставлению жилого помещения на администрацию муниципального образования "Мысковский городской округ", так как именно на данный орган местного управления в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.

Доводы ответчика о том, что на орган местного самоуправления не может быть возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями собственников аварийного дома, которым жилые помещения должны предоставляться в порядке ст. 32 ЖК РФ, суд находит несостоятельными, так как в силу закона обязанность по предоставлению жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с указанными основаниями возникает независимо от формы собственности помещения, признанного аварийным.

Внесение изменений в порядок обеспечения жилыми помещениями граждан, являющихся собственниками квартир в доме, подлежащим сносу, после принятия Жилищного кодекса Российской Федерации и факт изъятия земельного участка, являющихся в силу ст. 32 ЖК РФ основанием для последующего изъятия жилых помещений в доме, подлежащим сносу, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку бездействие органа местного самоуправления по ликвидации жилищного фонда, непригодного для проживания, длительное неисполнение положений жилищного законодательства по обеспечению жилищных прав лиц, проживающих в доме, непригодном для проживания, не лишает граждан права требовать защиты их прав, в том числе путем предоставления другого жилого помещения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ,

                     РЕШИЛ :

Обязать администрацию Мысковского городского округа предоставить П. жилое помещение по договору социального найма вне очереди, отвечающее санитарным и техническим нормам, пригодное для заселения и проживания, юридически и фактически свободное, общей площадью не менее 47,4 кв.м., по месту их жительства (в границах Мысковского городского округа).

Решение может быть обжаловано в Кемеровский областной суд через Мысковский городской суд городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение в окончательном виде изготовлено 15 октября 2012 года.

Судья         (подпись)                            И.В. Литвиненко

.

.

.

2-1048/2012 ~ М-966/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Петров Андрей Анатольевич
Ответчики
Администрация
Суд
Мысковский городской суд Кемеровской области
Судья
Литвиненко Игорь Васильевич
Дело на странице суда
myskovsky--kmr.sudrf.ru
13.09.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
13.09.2012Передача материалов судье
14.09.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.10.2012Судебное заседание
11.10.2012Судебное заседание
07.11.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2013Дело оформлено
04.02.2013Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее