Дело № 3а-959/2021
РЕШЕНИЕ
именем РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
7 июля 2021 года г. Краснодар
Краснодарский краевой суд в составе:
судьи Санниковой С.А.,
при секретаре Пикавцовой В.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению ООО «Управляющая компания «Партнер» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной,
установил:
административный истец обратился в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, в котором просит установить кадастровую стоимость объектов недвижимости:
- нежилых помещений первого этажа №<№...>, площадью 503 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: <Адрес...>, в размере их рыночной стоимости, равной 11 769 000 руб. по состоянию на <Дата ...>;
- нежилых помещений <№...> первого этажа, площадью 377,4 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: <Адрес...>, в размере их рыночной стоимости, равной 9 403 000 руб. по состоянию на <Дата ...>;
- нежилых помещений <№...>, площадью 194,9 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, <Адрес...>, в размере их рыночной стоимости, равной 3 927 000 руб. по состоянию на <Дата ...>;
- нежилых помещений 4-го этажа <№...> площадью
177,1 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: Краснодарский <Адрес...> в размере их рыночной, на основании отчета об оценке от 15 декабря 2020 года №07/35/20-1, выполненного ООО «Е-Консалтинг».
В обоснование заявленных требований истец ссылается на то, что он является собственником указанных объектов недвижимости и считает, что результаты государственной кадастровой оценки их стоимости в размере 17 080 411,24 руб.; 12 815 401,99 руб.; 6 618 234,89 руб. и 6 013798,87 руб. соответственно, являются неверными и нарушают его права, так как ведут к необоснованному увеличению размера имущественного налога.
В судебное заседание лица, участвующие в рассмотрении дела, своевременно и надлежащим образом извещенные о рассмотрении дела, не явились.
От представителя административного истца ООО «Управляющая компания «Партнер» по доверенности <ФИО>3 поступило ходатайство, в котором представитель просит рассмотреть административное дело в свое отсутствие, установить кадастровую стоимость спорных объектов недвижимости в размере рыночной стоимости, установленной в заключении судебной оценочной экспертизы.
От представителя административного ответчика – ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Краснодарскому краю по доверенности <ФИО>4 поступил отзыв, в котором представитель просит рассмотреть дело в ее отсутствие, удовлетворение административных исковых требований оставляет на усмотрение суда.
В отзыве на административное исковое заявление представитель административного ответчика – Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю, действующая на основании доверенности, <ФИО>5 указала, что Управление не выражает какой-либо правовой заинтересованности и возражений относительно предмета судебного разбирательства, просит рассмотреть дело по существу с учетом изложенной позиции в отсутствие представителя Управления.
Представителем заинтересованного лица администрации муниципального образования город Краснодар по доверенности <ФИО>6 в адрес суда направлено ходатайство, в котором заявитель просит исключить администрацию из числа лиц участвующих в деле.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, уведомлены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, в том числе с учетом положений частей 8-9 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ), ходатайств относительно рассмотрения дела в их отсутствие, а также заявлений, содержащих указания на причины неявки, суду не представили.
В силу статьи 291 КАС РФ административное дело может быть рассмотрено в порядке упрощенного (письменного) производства в иных случаях, предусмотренных Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц.
На основании протокольного определения суда от 7 июля 2021г. настоящее административное дело рассматривается в порядке упрощенного производства, предусмотренного главой 33 КАС РФ, с учетом взаимосвязанных положений части 7 статьи 150 и части 4 статьи 247 КАС РФ.
Исследовав представленные доказательства и материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении административных исковых требований по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 245 КАС РФ предусмотрено, что юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля
2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», кадастровая стоимость – стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Согласно пункту 1 статьи 373 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 настоящего Кодекса.
В соответствии со статьей 1.1 Закона Краснодарского края от 26 ноября
2003 года <№...>-КЗ «О налоге на имущество организаций» налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении:
1) административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них;
2) нежилых помещений, назначение которых в соответствии с кадастровыми паспортами объектов недвижимости или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;
3) жилых домов и жилых помещений, не учитываемых на балансе в качестве объектов основных средств, в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 3 июля 2016 года №237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Как указано в абзаце 1 пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости» (далее – Постановление Пленума ВС РФ № 28), с заявлением, административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником следующих объектов недвижимости:
– нежилых помещений первого этажа <№...>, площадью 503 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>
– нежилых помещений <№...> первого этажа, площадью 377,4 кв.м., с кадастровым номером <№...> расположенных по адресу: <Адрес...>
– нежилых помещений <№...> площадью 194,9 кв.м., с кадастровым номером <№...> расположенных по адресу: <Адрес...>, нежилые помещения 2-го этажа <№...>
– нежилых помещений 4-го этажа <№...> площадью
177,1 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: Краснодарский край, <Адрес...>, что подтверждается выписками из ЕГРН. Таким образом, административный истец вправе оспаривать кадастровую стоимость указанных объектов.
В результате проведенной государственной кадастровой оценки кадастровая стоимость спорных объектов недвижимости установлена уполномоченным органом по состоянию на <Дата ...> в размере 17 080 411,24 руб.; 12 815 401,99 руб.; 6 618 234,89 руб. и 6 013798,87 руб. соответственно.
Суд, рассматривая вопрос о дате определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, исходит из того, что лица, участвующие в деле, не оспаривали это обстоятельство, не представили суду доказательств наличия иной даты определения кадастровой стоимости, в связи с чем, суд считает <Дата ...> верной датой определения кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости, что также подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта.
Согласно данным отчета об оценке от 15 декабря 2020 года № 07/35/20-1, подготовленного ООО «Е-Консалтинг», рыночная стоимость спорных объектов недвижимого имущества, по состоянию на даты определения кадастровой стоимости составляет 11 769 194 руб.; 9 402 544 руб.; 3 926 845 руб. и
5 568 211 руб. соответственно.
Как указано в пункте 20 Постановления Пленума ВС № 28, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В соответствии с частью 1 статьи 77 КАС РФ, в случае возникновения в ходе рассмотрения административного дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу, которая может быть поручена экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.
Суд может назначить экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе. Экспертиза может быть назначена по инициативе суда, если экспертиза предусмотрена законом или ее проведение необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства, либо если требуется проведение дополнительной или повторной экспертизы, либо если проведение экспертизы необходимо в связи с выявленными обстоятельствами административного дела и представленными доказательствами.
Согласно разъяснениям, данным в пункте 23 приведенного Постановления, в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении. С учетом того, что результатом оценки является стоимость, определенная в отчете об оценке, экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности.
Учитывая, что между результатами определения кадастровой стоимости объекта недвижимости и выводами указанного отчета имелись существенные различия, определением суда от 5 апреля 2021 года по делу назначена судебная экспертиза по определению рыночной стоимости объектов недвижимости.
Согласно экспертному заключению от 21 мая 2021 года № 3А-959/2021 судебной оценочной экспертизы, выполненной экспертом
ООО «ЮГПРОЭКСПЕРТ» Безносовым О.С., по состоянию на 1 января 2018 года рыночная стоимость спорных объектов недвижимости составляет
12 832 500 руб., 9 945 700 руб., 4 755 200 руб., 4 372 300 руб. соответственно.
При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и Федеральными стандартами оценки. Экспертиза рыночной стоимости объектов недвижимого имущества проведена на основании материалов дела. Ошибки при производстве арифметических расчетов не выявлено, достоверность данных расчетов лицами, участвующими в деле, также не оспаривается.
Эксперт предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения в соответствии со статьёй 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, экспертное заключение содержит соответствующую расписку эксперта. Эксперт Безносов О.С. имеет высшее профессиональное образование, профессиональное образование в области оценочной деятельности, диплом о профессиональной переподготовке, стаж работы экспертом – 4 года, стаж работы в оценочной деятельности с 2017 года, действующий квалификационный аттестат в области оценочной деятельности, документы, свидетельствующие о членстве в СРО «Региональная ассоциация оценщиков», а также об обязательном страховании гражданской ответственности, является членом экспертного совета СРО «Региональная ассоциация оценщиков».
Экспертом были применены сравнительный и доходный подходы к оценке рыночной стоимости объектов недвижимости, что позволило наиболее полно и точно определить действительную рыночную стоимость объектов экспертизы, отказ от применения затратного подхода экспертом обоснован.
Применяемые в заключении эксперта корректировки введены на основании обобщенных аналогичных данных, отражающих зависимость стоимости объекта от ряда актуальных факторов. В заключении эксперта приняты корректировки на износ, на различия в объеме/площади здания, на климат, на сейсмичность, на региональное различие в уровне цен на ресурсы, на величину прочих и непредвиденных затрат, корректировки на торг и т.д.
Заключение эксперта не допускает неоднозначного толкования, в нем изложена вся информация, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки. Информация об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объектов оценки, подтверждена. Состав и последовательность представленных в заключении материалов и описание процесса оценки позволяет полностью воспроизвести расчет стоимости. Расчеты произведены в рамках используемых подходов, результаты расчетов согласованы и позволяют объективно определить стоимость объектов оценки по состоянию на 1 января 2018 года.
Исследовательская часть экспертного заключения является полной и мотивированной. Неполноты и неясности заключение экспертизы не содержит, ответы на вопросы являются ясными и определенными, указаны источники получения информации, в материалы дела экспертом представлены распечатки использованных им справочных изданий, что позволяет проверить достоверность приведенных в отчете данных и правильность выполненных расчетов.
Таким образом, заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости и не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определенную по состоянию на дату их кадастровой оценки.
Суд, исследовав заключение судебной оценочной экспертизы, оценив по правилам, установленным статьей 84 КАС РФ, пришел к выводу, что оснований сомневаться в объективности вывода эксперта не имеется, заключение является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объектов недвижимости, определённую по состоянию на дату их кадастровой оценки.
В ходе судебного разбирательства ни административными ответчиками, ни заинтересованными лицами по административному делу выводы вышеназванного экспертного заключения не опровергнуты, доказательств его порочности не представлено, сведений о несогласии с его содержанием либо с размером определенной рыночной стоимостью объектов недвижимости материалы дела не содержат. Доказательств того, что рыночная стоимость спорных объектов является иной, чем отражено в заключении судебной экспертизы, суду не представлено, участвующие в деле лица о назначении и проведении повторной либо дополнительной судебной оценочной экспертизы не просили.
На основании изложенного, суд полагает необходимым административный иск удовлетворить в части установления кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости, установленной согласно выводам судебной оценочной экспертизы.
Установление судом рыночной стоимости объектов недвижимости является основанием для органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве кадастровой стоимости в Единый государственный реестр недвижимости.
Согласно положениям статьи 24.20 Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Административный истец обратился с настоящим иском в суд
9 марта 2021 года, в связи с чем, датой подачи заявления следует считать 9 марта 2021 года.
Директором ООО «ЮГПРОЭКСПЕРТ» Лощилиным Р.И. в суд подано ходатайство о взыскании расходов по проведению в рамках настоящего дела судебной экспертизы в размере 95 000 рублей.
Согласно части 1 статьи 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
На основании пункта 1 статьи 106 КАС РФ к издержкам, связанным с рассмотрением административного дела, относятся суммы, подлежащие выплате экспертам.
Согласно части 1 статьи 111 КАС РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы, за исключением случаев, предусмотренных статьей 107 и частью 3 статьи 109 КАС РФ.
В соответствии с пунктом 31 Постановления Пленума ВС РФ от 30 июня 2015 года № 28, при удовлетворении требований об установлении в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости судебные расходы взыскиваются с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости. Вместе с тем в случаях, когда удовлетворение таких требований сводится к реализации в судебном порядке права заявителя, административного истца на установление кадастровой стоимости в размере рыночной, которое не оспаривается привлеченным к участию в деле заинтересованным лицом, административным ответчиком ни по основаниям возникновения, ни по содержанию (в том числе размеру рыночной стоимости), судебные расходы относятся на заявителя, административного истца, поскольку решение суда по соответствующему делу не может расцениваться как принятое против заинтересованного лица, административного ответчика, не имеющего противоположных с заявителем, административным истцом юридических интересов.
Административным ответчиком не оспаривалось право административного истца на установление кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества в размере их рыночной стоимости, а решение суда об удовлетворении административного иска сводится к реализации в судебном порядке такого права. Размер рыночной стоимости объектов недвижимости, установленный судом в качестве кадастровой стоимости на основании судебной экспертизы, подготовленной ООО «ЮГПРОЭКСПЕРТ», административным ответчиком в ходе судебного разбирательства не оспаривался.
На основании вышеизложенного, судебные расходы, связанные с проведением судебной экспертизы, следует отнести на административного истца, поскольку решение суда по настоящему делу нельзя расценивать, как принятое против интересов административных ответчиков.
В соответствии с абзацами 4-5 пункта 5 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 июля 2017 года № 20-П, возложение на самих налогоплательщиков бремени несения судебных расходов, связанных с установлением кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, равном его рыночной стоимости, если в результате массовой кадастровой оценки она была определена ошибочно, не только сужает реальную доступность правосудия, но и способно финансово обесценить значение соответствующего судебного решения с точки зрения соотношения бремени судебных расходов с ожидаемыми налоговыми выгодами в связи с возможным изменением налоговой базы по соответствующему налогу на недвижимое имущество.
Вместе с тем, этими выводами не исключается учет при решении вопросов о распределении судебных расходов по делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости того обстоятельства, что допущенное при установлении кадастровой стоимости ее расхождение с рыночной стоимостью может укладываться в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной кадастровой оценки диапазон отклонений и, соответственно, не является свидетельством ошибки, приводящей - вопреки объективному экономическому содержанию отношений, связанных с формированием налоговой базы по земельному и иным имущественным налогам, - к нарушению конституционных прав и свобод граждан, организаций как налогоплательщиков.
Суд приходит к выводу, что расхождение между кадастровой стоимостью, установленной в результате государственной кадастровой оценки, и рыночной стоимостью, установленной решением суда в качестве кадастровой стоимости объектов, укладывается в приемлемый с точки зрения существующих стандартов государственной оценки диапазон отклонений и не является свидетельством ошибки, приводящей к нарушению прав и законных интересов истца.
Таким образом, заявление директора ООО «ЮГПРОЭКСПЕРТ» подлежит удовлетворению. Судебные расходы подлежат взысканию с административного истца.
Руководствуясь статьями 175 - 180, 245 – 249, 111 КАС РФ, суд
решил:
административный иск ООО «Управляющая компания «Партнер» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества и об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества равной рыночной – удовлетворить.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилых помещений первого этажа №<№...>, площадью 503 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: <Адрес...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на 1 января 2018 года, в размере 12 832 500 (двенадцать миллионов восемьсот тридцать две тысячи пятьсот) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилых помещений <№...> первого этажа, площадью 377,4 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: г. <Адрес...>, кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата ...>, в размере 9 945 700 (девять миллионов девятьсот сорок пять тысяч семьсот) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилых помещений <№...> площадью 194,9 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: <Адрес...>, нежилые помещения 2-го этажа <№...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата ...>, в размере 4 755 200 (четыре миллиона семьсот пятьдесят пять тысяч двести) рублей.
Установить в отношении объекта недвижимости – нежилых помещений
4-го этажа <№...>, площадью 177,1 кв.м., с кадастровым номером <№...>, расположенных по адресу: <Адрес...> кадастровую стоимость в размере его рыночной стоимости, установленной по состоянию на <Дата ...>, в размере 4 372 300 (четыре миллиона триста семьдесят две тысячи триста) рублей.
Датой подачи заявления о кадастровой стоимости объекта недвижимости с кадастровыми номерами <№...>, <№...> считать <Дата ...>.
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объектов недвижимого имущества с кадастровыми номерами <№...>
Взыскать с ООО «Управляющая компания «Партнер» в пользу
ООО «ЮГПРОЭКСПЕРТ» (г. Краснодар) судебные расходы в размере 95 000 (девяноста пять тысяч) рублей в счет оплаты за проведение судебной экспертизы.
Решение может быть обжаловано в Третий апелляционный суд общей юрисдикции (г. Сочи) в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.
Судья краевого суда: