Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
24 ноября 2022 года г. Ульяновск
Заволжский районный суд г. Ульяновска в составе председательствующего Куренковой О.Н.,
при секретаре Кондратьевой Ю.В.,
с участием помощника прокурора Заволжского района г. Ульяновска Шатрашановой А.А.,
представителя административного истца ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» ФИО,
административного ответчика Соколова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» к Соколову Александру Валерьевичу об установлении административного надзора,
У С Т А Н О В И Л:
Административный истец – ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» обратился в суд с административным исковым заявлением к Соколову Александру Валерьевичу об установлении административного надзора. В обоснование заявленных требований указано, что Соколов А.В. осужден приговором Железнодорожного районного суда г. Ульяновска от 03 августа 2021 года по ч.1 ст. 228 УК РФ, с применением ч.4 ст. 74 и ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров (приговор мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 26 февраля 2021 года) к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Ранее решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 22 июля 2020 года в отношении Соколова А.В был установлен административный надзор. В связи с тем, что Соколов А.В. в период нахождения под административным надзором совершил преступление, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания, истец просил установить в отношении Соколова А.В. административный надзор сроком на 3 года со следующими ограничениями:
- запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица на территории Российской Федерации, в определенное время суток с 23.00 часов до 06.00 часов;
- четыре раза в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации;
- запретить посещение мест проведения массовых и иных мероприятий и участия осужденного в данных мероприятиях;
- запретить выезжать за пределы территории, избранной им для проживания на территории Российской Федерации.
В судебном заседании представитель административного истца ФИО просил исковые требования удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Административный ответчик Соколов А.В. с исковым заявлением согласен частично, просил установить ему меньшее количество явок для регистрации, не устанавливать иные ограничения.
Суд, выслушав представителя административного истца, административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административное исковое заявление подлежащим удовлетворению, исследовав материалы дела приходит к следующему.
Основания и порядок применения административного надзора установлены Федеральным законом от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон № 64-ФЗ).
В соответствии с п. 1 ст. 1 Закона № 64-ФЗ административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Статьей 2 Закона № 64-ФЗ определено, что административный надзор устанавливается для предупреждения совершения лицами, указанными в статье 3 настоящего Федерального закона, преступлений и других правонарушений, оказания на них индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Пунктом 4 ч. 2 ст. 3 Федерального Закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор устанавливается в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 настоящей статьи).
Как установлено в судебном заседании, решением Ленинского районного суда г.Ульяновска от 22 июля 2020 года, вступившим в законную силу, в отношении Соколова А.В. установлен административный надзор сроком на 1 год, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки один раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрета посещения заведений, в которых осуществляется продажа спиртного на разлив; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания с 23.00 часов до 06.00 часов.
Соколов А.В. осужден приговором Железнодорожного районного суда г.Ульяновска от 03 августа 2021 года по ч.1 ст. 228 УК РФ, с применением ч.4 ст. 74 и ст. 70 УК РФ по совокупности приговоров (приговор мирового судьи судебного участка №1 Ленинского судебного района г. Ульяновска от 26 февраля 2021 года) к наказанию в виде лишения свободы на срок 1 год 6 месяцев с отбыванием в исправительной колонии строгого режима за совершение преступлений небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором.
Наказание по данному приговору в виде лишения свободы Соколов А.В. отбывает в исправительной колонии № УФСИН России по Ульяновской области и подлежит освобождению из мест лишения свободы по отбытию срока наказания 02 февраля 2023 года как лицо, имеющее судимость за совершение преступлений небольшой тяжести в период нахождения под административным надзором.
В силу выше приведенных норм основанием для установления административного надзора является сам факт совершения в период нахождения под административным надзором преступления, за которое назначено наказание в виде лишения свободы и лицо направлено к месту отбывания наказания.
Такой порядок является необходимым и соразмерным, поскольку обусловлен интересами общественной безопасности и соответствует задачам административного надзора. В связи с чем Соколову А.В. должен быть установлен административный надзор.
Согласно приговору суда Соколов А.В. до заключения под стражу имел регистрацию по адресу: <адрес>, и по этому же адресу он намерен проживать после освобождения из мест лишения свободы.Согласно п.1 ч.1 ст.5 Федерального закона РФ № 64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в п. 2 ч. 1 ст. 3 указанного Федерального закона, на срок от 1 года до 3-х лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
В силу разъяснений, содержащихся в п. 27 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15, согласно части 8 статьи 272 КАС РФ при установлении срока административного надзора за лицами, указанными в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 3 Закона об административном надзоре, суд не связан основаниями и доводами, изложенными в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, и вправе определить срок в пределах, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Закона. При обсуждении вопроса о продолжительности срока административного надзора за названными выше лицами суду надлежит учитывать сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период и после отбывания наказания, его отношение к учебе и труду, характер совершенных им деяний и иные значимые для дела обстоятельства, что должно быть отражено в мотивировочной части решения.
Учитывая сведения, характеризующие поведение административного ответчика в период отбывания наказания, наличие у него 3 поощрений от администрации исправительного учреждения и 4 дисциплинарных взысканий, которые в настоящее время не сняты и не погашены, а также характер совершенных им деяний, суд приходит к выводу, что административный надзор в отношении Соколова А.В. подлежит установлению сроком на 2 года.
При разрешении исковых требований об установлении конкретных видов ограничений и возложении обязанностей суд исходит из следующего.
В силу требований ч.2 ст.4 Федерального закона № 64 от 06 апреля 2011 года «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», явка поднадзорного лица в орган внутренних дел для регистрации является обязательным административным ограничением и подлежит безусловному применению.
Учитывая данные о личности административного ответчика Соколова А.В., обстоятельства и степень общественной опасности совершенных административным ответчиком преступлений, его поведение как до совершения преступления, так и в период отбывания наказания суд полагает возможным кроме обязательного ограничения в виде явки 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации, установить ограничения в виде запрета поднадзорному лицу выезда за пределы Ульяновской области, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей, запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей.
По мнению суда, установление именно указанных выше административных ограничений и установление административного надзора на срок 2 года, позволит предупредить совершение Соколовым А.В. новых преступлений и других правонарушений, окажет профилактическое воздействие в целях защиты государственных и общественных интересов.
Суд не усматривает нарушения конституционных прав административного ответчика установлением административного надзора и указанными административными ограничениями.
В связи с этим административное исковое заявление подлежит частичному удовлетворению.
Суд отмечает, что поднадзорное лицо в течение срока административного надзора вправе обратиться в суд с заявлением о частичной отмене административных ограничений при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 4 Закона № 64-ФЗ, а в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 9 Закона № 64-ФЗ, с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление ФКУ «Исправительная колония № УФСИН России по Ульяновской области» к Соколову Александру Валерьевичу об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить административный надзор в отношении Соколова Александра Валерьевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сроком на 2 года, который подлежит исчислению со дня постановки лица на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения после освобождения из мест лишения свободы по отбытию наказания, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
При административном надзоре в отношении Соколова Александра Валерьевича установить следующие административные ограничения:
запретить пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося его местом жительства либо пребывания, в период с 23.00 часов до 06.00 часов, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей;
запретить выезжать за пределы Ульяновской области, за исключением случаев исполнения трудовых обязанностей;
один раз в месяц являться в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В остальной части административного искового заявления отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска путем подачи апелляционной жалобы (представления) в течение 10 дней со дня принятия судом решения.
Мотивированное решение изготовлено 24 ноября 2022 года
Судья: О.Н. Куренкова