Дело № 2-126/2015 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 июля 2015 года <адрес>
Конышевский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Конышевского районного суда Курской области Березниковой Е.М.,
при секретаре Форманюк Е.Ю.,
с участием истца Татаринова С.П.,
представителя соответчика - администрации <данные изъяты>, Новиковой В.А., действующей на основании удостоверения от <дата> года, соответчика Машковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Татаринова ФИО1 к администрации <данные изъяты>, Машковой ФИО2 о признании отсутствующим права собственности на <данные изъяты>, расположенного <адрес>, а так же о признании недействительной регистрационной записи №
УСТАНОВИЛ:
Татаринов ФИО1 обратился в <данные изъяты> суд <данные изъяты> с исковым заявлением к администрации <данные изъяты>, филиалу ОБУ МФЦ <данные изъяты> о признании незаконной регистрации права собственности на <данные изъяты>, расположенной <адрес>, а так же о возмещении морального вреда и понесенных судебных расходов.
В предварительном судебном заседании <дата> истец Татаринов С.П. заявил ходатайство о прекращении производства по делу в части взыскания морального вреда и понесенных судебных расходов, а так же о замене ненадлежащего ответчика - филиала ОБУ МФЦ <данные изъяты> надлежащим - Машковой Т.В. Определениям суда от <дата> ходатайства истца были удовлетворены.
Истец Татаринов С.П. с учетом последующих уточнений и дополнений заявленных исковых требований к администрации <данные изъяты> и Машковой Т.В. просил признать право собственности на <адрес>, расположенного <адрес> отсутствующим, а так же о признании недействительной регистрационной записи №, прекратив зарегистрированное <дата>. право собственности за Татариновым С.П., <дата> на <данные изъяты> площадью <данные изъяты> расположенной по адресу: <адрес>, кадастровый (условный) № в связи с внесением ошибочных данных администрацией <данные изъяты> в постановлении № от <дата> в части номера квартиры, а именно указание кв. №, вместо № в <данные изъяты>, при нумерации адресных хозяйств жителей поселения, с последующим перенесением указной ошибки в регистрационную запись Управлением Росреестра <данные изъяты>. При этом по данным БТИ <дата>. им проведена регистрация принадлежащей на праве собственности кв.№ (ныне в доме №) <адрес>, на основании договора купли-продажи заключенного <дата> между ним и АОЗТ <данные изъяты>, в последующем ликвидированного и на регистрационном учете в ИФМНС <данные изъяты> не состоящего. В Управлении Росреестра <данные изъяты> за Татариновым С.П. было зарегистрировано право собственности и получено свидетельство о регистрации прав, на принадлежащую на праве собственности Машковой Т.В. кв. № д. №, расположенной по адресу: <адрес>. По данным БТИ Машковой Т.В. регистрация права собственности на спорную квартиру проведено <дата> Допущенная ошибка является препятствием в осуществлении права Татаринова С.П. на регистрацию права собственности за ним кв. № д. № <адрес>
В судебном заседании истец Татаринов С.П., заявленные исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении; уточнив номер регистрационной записи №Требований о взыскании судебных расходов не заявлено.
Ответчик Машкова Т.В. в судебном заседании исковые требования Татаринова С.П. признает в полном объеме, не возражает против их удовлетворения. При этом пояснив, что квартира № в д.№ в с<адрес> принадлежит ей на праве собственности на основании договора купли-продажи от <дата> заключенного между нею и АОЗТ <данные изъяты> и зарегистрировано в БТИ <дата> ФИО1 является собственником кв.№ в д.№ <адрес>. Регистрационную запись № признав незаконной, просит признать отсутствующим у Татаринова С.П. право собственности на кв.№ в.д.№ <адрес>
Представитель соответчика администрации <данные изъяты> Новикова В.А. уточненные Татариновым С.П. исковые требования признает, полагает необходимым их удовлетворить в полном объеме, поскольку Татаринов С.П. по договору купли-продажи от <дата> с АОЗТ <данные изъяты> является собственником кв.№ в д.№ <адрес>, а ответчик Машкова Т.В. собственником кв.№ в д.№ <адрес>. При этом пояснив, что при выдаче Татаринову С.П. в <дата> выписки из постановления муниципального образования № от <дата> нумерация адресного хозяйства Татаринова С.П. искажена, ошибочно, вместо квартиры № указана квартира № в д.№ <адрес>
Представители третьего лица, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне соответчиков - Управления Росреестра <данные изъяты> и <данные изъяты> отделения <данные изъяты> филиала ФГУП «Ростехинвентаризация»-Федеральное БТИ», извещен надлежащим образом о дне, месте и времени проведения судебного заседания, в суд направил заявление, согласно которому просит провести судебное заседание без участия из представителя.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, в силу ст.167 ГПК РФ счел возможным рассмотреть дело в отсутствии вышеуказанных лиц.
Суд, выслушав объяснения участников процесса, исследовав и оценив письменные материалы гражданского дела в их совокупности, находит заявленные истцом Татариновым С.П. требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
В силу ст.218 ч. 2 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены дарения, другой сделки об отчуждении этого имущества.
Судом установлено, что Татаринову ФИО1 по договору от <дата>. купли-продажи, заключенному между Татариновым С.П. и представителем АОЗТ <данные изъяты>, принадлежит квартира № в доме <данные изъяты> <адрес>, что подтверждается копией договора купли-продажи от <дата> (л.д. №) и согласуется с копией технического паспорта от <дата> (л.д.№).
При этом данный договор был предоставлен в Управление Росреестра <данные изъяты> <дата> с заявлением о регистрации прав на квартиру № в д№ <адрес>, что следует из предоставленного госрегистратором пакета документов, со свидетельством о регистрации права, регистрационная запись №
При этом договор, отвечающий требованиям ст.218 ГК РФ, об отчуждении Машковой Т.В., как собственником кв.№, расположенной в д.№ <адрес> в пользу Татаринова С.П. не заключался.
Основанием регистрации Управлением Россреестра <данные изъяты> <дата>. права собственности за истцом Татариновым С.П. на кв.№, расположенную в д.№ <адрес> являлся договор купли- продажи квартиры от <дата> фактически заключенный в отношении квартиры № в доме <данные изъяты> (ныне дом №), расположенного в <адрес> между Татариновым С.П. и АОЗТ <данные изъяты> (л.д.№).
По результатам регистрации регистратором Управления Росреестра <данные изъяты> ФИО3 составлена регистрационная запись № с выдачей Татаринову С.П. свидетельства о государственной регистрации права собственности на спорную квартиру; кадастровый (условный) № от <дата> (л.д.№).
Указанные обстоятельства сторонами не оспариваются.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п.п.52-59 Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество не подлежит оспариванию путем заявления требований, подлежащих рассмотрению по правилам главы 25 ГПК РФ, поскольку в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, не может разрешаться спор о праве на недвижимое имущество.
Статья 35 ч. 3 Конституции РФ закрепляет принцип неприкосновенности собственности, в силу которого никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда.
При регулировании прав на жилое помещение, в том числе при переходе права собственности на жилое помещение, необходимо соблюдение, с одной стороны, принципа неприкосновенности частной собственности, а с другой - баланса прав и охраняемых законом интересов всех участников этих отношений, обеспечение возможности дифференцированного подхода к оценке возникающих жизненных ситуаций, с тем чтобы избежать необоснованного ограничения конституционных прав и свобод (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 21 апреля 2003 года N 6-П, от 8 июня 2010 года N 13-П и от 27 февраля 2012 года N 3-П, определения Конституционного Суда Российской Федерации от 17 октября 2006 года N 485-О, от 3 ноября 2006 года N 455-О и от 5 марта 2009 года N 376-О-П).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр (пункт 2 статьи 8.1 ГК Российской Федерации), причем государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (абзац второй пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация прав на недвижимое имущество направлена на реализацию принципов публичности и достоверности сведений о правах на объекты недвижимого имущества и их правообладателях, она создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом (определения от 5 июля 2001 года N 132-О и N 154-О и др.).
Регистрационным удостоверением № от <дата> <данные изъяты> Бюро технической инвентаризации, удостоверена регистрация Татариновым ФИО1, на основании договора купли-продажи права собственности на квартиру № в доме № <адрес>
Из приобщенного и исследованного в судебном заседании постановления администрации <данные изъяты> от <дата> №, явствует, что данному домовладению присвоен №, в котором кв.№ принадлежит Татаринову С.П., а кв.№ принадлежит Машковой Т.В.
Аналогичные сведения содержатся и в похозяйственных книгах населенного пункта <данные изъяты> с <дата> по <дата> лицевой счет № Машкова Т.В. и лицевой счет № Татаринов С.П.
Более того ответчик Машкова Т.В. предоставила в судебном заседании договор купли-продажи от <дата>. в отношении кв.№ в доме № <адрес>, с отметкой о регистрации договора в БТИ <дата> с правом полной собственности Машковой Т.В. на спорную квартиру.
Вместе с тем из приобщенного и исследованного в судебном заседании копии свидетельства о государственной регистрации права от <дата> кадастровый (условный) №, регистрационная запись № Татаринову С.П., на основании договора купли-продажи домовладения от <дата> дата регистрации <дата> на праве собственности принадлежит квартира №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенная в д.№ <адрес>
Из смысла и содержания статья 31 "Ответственность при государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" №122 от 21.07.1997г. органы, осуществляющие государственную регистрацию прав, не несут ответственности за законность сделки, если такая сделка была нотариально удостоверена (абзац четвертый пункта 1).
Нотариально удостоверенного договора купли-продажи от 22.03.1993г., как основания регистрации права собственности Татаринова С.П. на кв.№ в д.№ <адрес> не имелось.
Из смысла и содержания ст.288 ГК РФ лишь собственник осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему жилым помещением в соответствии с его назначением.
Согласно регистрационному удостоверению № от <дата>, выданного <данные изъяты> Бюро технической инвентаризации, следует, что квартира № д. № <адрес> зарегистрирована по праву собственности за Татариновым ФИО1 на основании договора купли-продажи (л.д. №).
Квартира № д. № <адрес> зарегистрирована по праву собственности за Машковой ФИО2, что подтверждается регистрационным удостоверением № от <дата> (л.д. №).
Постановлением главы администрации <данные изъяты> № от <дата> «О присвоении почтовых номеров объектам градостроительной деятельности по населенным пунктам <данные изъяты> ошибочно Татаринов С.П. значится владельцем кв. № д. № в <адрес> с кадастровым номером земельного участка №
Выписка из данного постановления содержит искаженные сведения о нумерации адресного хозяйства Татаринова С.П., как № <адрес> (л.д. №).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 статьи 223 ГК РФ недвижимое имущество признается принадлежащим добросовестному приобретателю на праве собственности с момента государственной регистрации его права в ЕГРП, за исключением предусмотренных статьей 302 ГК РФ случаев, когда собственник вправе истребовать такое имущество от добросовестного приобретателя.
Доказательствами права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним является выписка из ЕГРП. В то же время запись в ЕГРП о праве собственности отчуждателя не является бесспорным доказательством добросовестности приобретателя.
Ответчик может быть признан добросовестным приобретателем имущества при условии, если сделка, по которой он приобрел владение спорным имуществом, отвечает признакам действительной сделки во всем, за исключением того, что она совершена неуправомоченным отчуждателем.
Собственник вправе опровергнуть возражение приобретателя о его добросовестности, доказав, что при совершении сделки приобретатель должен был усомниться в праве продавца на отчуждение имущества.
Оснований подтверждения законности регистрации права собственности за Татариновым С.П. на кв. № д. № в д<адрес> истцом не предоставлено, не добыто их и в судебном заседании.
Стороны указный факт по делу не оспаривают.
Более того, каких-либо законных прав для отчуждения Татариновым С.П. в пользу третьих лиц, в том числе в пользу Машковой Т.В. квартиры № в д.№ <адрес>, не имелось.
Судом установлено, что кв.№ в д.№ <адрес> Татаринову С.П. на праве собственности не принадлежит и ранее не принадлежала, а регистрация прав в Управлении Росреестра <данные изъяты> результат, злоупотребления правом со стороны истца, небрежность допущенная при формировании документов (постановления) о нумерации адресных хозяйств жителей поселения должностными лицами администрации <данные изъяты> и невнимательность со стороны регистратора, при работе с документами- основаниями регистрации права.
Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.
При этом в силу ст.208 ГПК РФ на иск, направленный на оспаривание зарегистрированного права, исковая давность не располагается.
Сделки с недвижимым имуществом подлежат государственной регистрации в случаях в порядке, предусмотренном ст. 131 ГК РФ и законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (п. 1 ст. 165 ГК РФ).
Статьей 17 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» определены основания для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу части 2 статьи 13 ГПК РФ государственный регистратор обязан внести запись в ЕГРП на основании судебного акта независимо от его участия в деле.
После передачи владения недвижимым имуществом покупателю, но до государственной регистрации права собственности покупатель является законным владельцем этого имущества и имеет право на защиту своего владения на основании статьи 305 ГК РФ. В то же время покупатель не вправе распоряжаться полученным им во владение имуществом, поскольку право собственности на это имущество до момента государственной регистрации сохраняется за продавцом.
Судом установлено, что каких-либо действий, в установленном в законном порядке для отчуждения собственником кв.№ в д.№ <адрес> не совершено.
Предоставленная в суд Управлением Росреестра <данные изъяты> копия договора купли-продажи от <дата>. между Татариновым С.П. и Машковой Т.В. суд признает недопустимым доказательством перехода права собственности на кв.№ в д.№ <адрес>, поскольку совершено в нарушением положений ст.167,228,555 ГК РФ, в пользу лица являющегося собственном данного недвижимого имущества с <дата>
В пункте 1 статьи 2 Закона «О регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» сформулирован важнейший принцип, присущий многим системам регистрации, - принцип достоверности: государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Запись в Едином государственном реестре прав свидетельствует о наличии права, существование которого не требует дополнительных доказательств.
В соответствии с п.1 ст.17, п.1 ст.28 ФЗ №122 от 21.07.1997г. «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», вступившее в законную силу решение суда, является основанием для государственной регистрации права, в том числе основанием для погашения записи о праве в случае признания судом регистрационной записи недействительной.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.191-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░1 ░░ ░░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░.№ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ <░░░░> ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░1 <░░░░> ░░░░░░░░, ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░░░░░ ░░░░░ №, ░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░>, ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ № ░░ <░░░░>, ░░ ░░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░░.░. ░. № ░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ №
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ № ░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ <░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░): ░.░. ░░░░░░░░░░░