Дело № 2-731/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Красноусольский 28 ноября 2012 года
Гафурийский районный суд Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Камалова Р.Р., с участием истца Каримовой Ф.Р., представителя ответчика – Государственного Учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан Сторублевкина А.С. при секретаре Ишмухаметовой З.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Каримовой Ф.Р. к Государственному Учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Гафурийском районе Республики Башкортостан (деле по тексту – УПФ) о признании незаконным и отмене решения об отказе в установлении пенсии, возложении обязанности назначить досрочную трудовую пенсию по старости,
УСТАНОВИЛ:
Каримова Ф.Р. обратился в суд с иском к УПФ о признании незаконным и отмене решения № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в установлении пенсии, возложении на УПФ обязанности назначить Каримовой досрочную трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ, включив в стаж, дающий право на назначение пенсии, периоды нахождения в учебных отпусках с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, и период нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Исковые требования Каримова мотивирует тем, что в установлении пенсии ей отказано незаконно, поскольку УПФ необоснованно, по ее мнению, не включило в специальный стаж периоды нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации.
В судебном заседании Каримова иск поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Сторублевкин в судебном заседании иск не признал и пояснил, что в установлении пенсии Каримовой отказано на законных основаниях, поскольку действующее в настоящее время законодательство не предусматривает возможность включения периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации в специальный стаж.
Суд, выслушав стороны, изучив материалы гражданского дела, считает, что иск Каримовой подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 данного Федерального закона (мужчинам до достижения возраста 60 лет) лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Согласно ст.80 Закона РФ от 20.11.1990 № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации», действовавшего до 01.01.2002 г. пенсия в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей устанавливается при выслуге не менее 25 лет.
Пунктом 5 Постановления Правительства РФ от 11 июля 2002 года № 516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17 декабря 2001 года, № 173-ФЗ» установлено, что в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодно оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Согласно п. 3 Правил в стаж работы засчитываются периоды работы в должностях и учреждениях, указанных в Списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей.
В судебном заседании установлено и сторонами не оспаривается, что Каримова в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась в учебных отпусках, а также в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на курсах повышения квалификации.
Подтвержденная ответчиком продолжительность специального стажа Каримовой составляет 24 года 09 месяцев 18 дней, что составляет более чем 2/3 стажа, приходящегося на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию, как того требует п.4 вышеназванного Положения.
Статьей 116 ТК РФ предусмотрено, что ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска могут предоставляться в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами.
Статьями 173, 174 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) предусмотрено, что работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования работодатель обязан предоставлять дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка.
Таким образом, периоды нахождения Каримовой в учебных отпусках подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Согласно ст.187 ТК РФ в случае направления работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата.
Поэтому периоды нахождения работника на курсах повышения квалификации являются периодами работы с сохранением средней заработной платы, с которой работодатель должен производить отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Из изложенного следует, что период нахождения Каримовой на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ также подлежат включению в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.
Суд не может принять во внимание доводы представителя ответчика о том, что УПФ правомерно отказало Каримовой в назначении досрочной трудовой пенсии по старости на том основании, что нахождение его на курсах повышения квалификации осуществлялось с отрывом от производства, когда педагогическая деятельность не осуществлялась, а дополнительные оплачиваемые отпуска, предоставленные истцу в связи с обучением, не являлись ежегодными, поскольку в пункте 5 Правил исчисления… прямо указывается на возможность включения в специальный стаж ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
В указанных Правилах не содержится исчерпывающего перечня дополнительных отпусков, периоды нахождения в которых подлежат включению в специальный стаж.
Пенсионное законодательство не содержим норм о запрете включения периодов учебных отпусков и повышения квалификации в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости.
Кроме того, поскольку акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие, время нахождения Каримовой в учебных отпусках должно быть засчитано в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, так как в соответствии с ранее действовавшим законодательством периоды нахождения в учебных отпусках учитывались при исчислении соответствующего стажа.
Согласно ст. 91 Закона РСФСР от 20.11.1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в РСФСР» подготовка к профессиональной деятельности - обучение в училищах, школах и на курсах по подготовке кадров, повышению квалификации и по переквалификации, в средних специальных и высших учебных заведениях, пребывание в аспирантуре, докторантуре, клинической ординатуре подлежат включению в общий трудовой стаж.
С учетом прибавления к подтвержденному ответчиком стажу работы Каримовой периодов нахождения в учебных отпусках и на курсах повышения квалификации общий специальный стаж работы Каримовой составляет более чем 25 лет, следовательно, у нее возникает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с п.п. 19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Ввиду вышеизложенного решение об отказе в установлении пенсии Каримовой следует признать незаконным и подлежащим отмене, а иск Каримовой – удовлетворению.
Согласно ч.1 ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией. Из материалов дела следует, что Каримова обратилась в УПФ с заявлением о назначении ей пенсии ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, именно с этой даты ей следует назначить пенсию.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194–199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░, ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░.░░.░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░