Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-904/2019 (2а-8938/2018;) ~ М-9309/2018 от 27.12.2018

Дело № 2а-904/2019 (10RS0011-01-2018-011682-45)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

18.02.2019 г. Петрозаводск

Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Лазарева Е.В. рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Петрозаводску к Федотовой Ольге Владимировне о взыскании обязательных платежей,

У С Т А Н О В И Л:

Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Петрозаводску (далее – административный истец, Инспекция, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением к Федотовой Ольге Владимировне (далее – административный ответчик, налогоплательщик) о взыскании обязательных платежей.

Требования мотивированы тем, что административный ответчик по 05.05.2016 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, однако допустил нарушение установленного срока представления деклараций единого налога на вмененный налог для отдельных видов деятельности (далее – ЕНВД) за 4 квартал 2015 г. и 1 квартал 2016 г., в связи с чем были приняты решения о наложении штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации за: 4 квартал 2015 г. – 2000 руб., за 1 квартал 2016 г. – 2000 руб., которые своевременно исполнены не были, в связи с чем просит взыскать:

– 4000 руб. – штраф за несвоевременное представление декларации по ЕНВД за 4 квартал 2015 г., 1 квартал 2016 г.

Определением от 18.02.2019 принято решение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства по правилам главы 33 КАС РФ путем исследования письменных доказательств без вызова сторон.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Административный ответчик в период с 01.11.2011 по 05.05.2016 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя и в 2015-2016 гг. являлся плательщиком ЕНВД, состоя на учете в качестве налогоплательщика данного налога в Инспекции.

В срок, установленный в силу взаимосвязанных положений п. 7 ст. 6.1, пп. 4 п. 1 ст. 23, п. 6 ст. 80, п. 3 ст. 346.32 НК РФ, то есть до 21.01.2016 и 20.04.2016 (соответственно), им не исполнена обязанность по представлению налоговой декларации по ЕНВД за 4 квартал 2015 г., 1 квартал 2016 г. (соответственно), представив их 17.02.2016 и 28.04.2016 (соответственно), нарушив тем самым срок их представления на 1 месяц (полный или неполный, соответственно) при этом сумма налога, подлежащего уплате согласно представленным декларациям составила 4855 руб. и 4855 руб.

По результатам камеральных налоговых проверок представленных деклараций, проводившихся с соблюдением установленного п. 2 ст. 88 НК РФ срока, налоговым органом 13.05.2016 и 15.07.2016 (соответственно), то есть в установленный с учетом взаимосвязанных положений п. 6 ст. 6.1, п. 1 ст. 100 НК РФ срок, составлены акты №№ 3.2-21/1671, 3.2-21/2852 (соответственно), которыми предложено привлечь административного ответчика к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ. Указанные акты были получен (применительно к абзацу второму пункта 5 статьи 100 НК РФ) налогоплательщиком.

По результатам рассмотрения 29.06.2016 и 30.08.2016 материалов налоговой проверки, заместителем руководителя Инспекции 07.07.2016 и 05.09.2019 (то есть в срок, установленный с учетом взаимосвязанных положений п. 6 ст. 100, пп. 1 и 6 ст. 101 НК РФ) приняты решения о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 119 НК РФ к штрафам по 2000 руб.. Указанные решения в установленный п. 6 ст. 6.1, п. 9 ст. 101 НК РФ сроки были направлены административному ответчику, в связи с чем в силу п. 9 ст. 101 НК РФ считаются полученными им.

В связи с неисполнением обязанности по уплате штрафа по вступившим в силу решениям, налоговый орган направил административному ответчику требования: № 3021 от 30.08.2016 и № 3688 от 20.10.2016, которыми предложил в срок до 11.10.2016 и до 02.12.2016 соответственно, уплатить наложенный штраф по 2000 руб., которые в установленный срок уплачены не были, что явилось основанием для обращения 19.02.2018 с заявлением о вынесении судебного приказа, в принятии которого было отказано в связи с пропуском срока.

С настоящим административным иском налоговый орган обратился 27.12.2018.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела и не оспариваются сторонами.

Поскольку сумма задолженности по всем трем требованиям составляет 4000 руб., а срок исполнения по наиболее позднему требованию (от 20.10.2016) истек 02.12.2016, налоговый орган в соответствие с абз. 2 п. 2 ст. 48 НК РФ был обязан обратиться с заявлением о взыскании в срок до 02.06.2017, однако первичное обращение с заявлением о вынесении судебного приказа имело место лишь 19.02.2018, то есть по истечении более восьми месяцев, а с настоящим административным иском по истечение более чем 10 месяцев со дня получения определения мирового судьи об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.

Применительно к взаимосвязанным положениям ч. 2 ст. 286, ч. 6 ст. 289 КАС РФ проверяя при решении вопроса о восстановлении пропущенного срока на подачу административного искового заявления о взыскании испрашиваемого штрафа уважительность причин пропуска срока на его подачу, суд отмечает, что в качестве уважительности причин пропуска срока Инспекцией указано, что неуплата налоговых платежей и финансовых санкций влечет неисполнение доходной части бюджета и неполучение государством денежных средств, а обращение в суд с данными требованиями производится в интересах Российской Федерации, её субъекта или муниципального образования, притом, что ранее налоговый орган обращался с данными требованиями.

Вместе с тем, названные причины не могут являться основанием для восстановления пропущенного срока в свете абз. 4 п. 2 ст. 48 НК РФ, ч. 6 ст. 289 КАС РФ, поскольку не являются уважительными.

Административный истец, являясь территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, должна в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ (пп. 1, 3 и 4 Положения о Федеральной налоговой службе, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 № 506).

Сам по себе факт обращения в защиту интересов публично-правовых образований не может свидетельствовать об уважительности причин пропуска срока на обращения в суд. Восстановление пропущенного срока по данному основанию влечет нарушение принципа равенства всех перед законом и судом, установленного п. 2 ст. 6, ст. 8 КАС РФ, в силу которого суд обеспечивает равную судебную защиту прав, свобод и законных интересов всех лиц, участвующих в деле. Соответственно, к уважительным причинам пропуска срока относятся обстоятельства объективного характера, не зависящие от налогового органа, находящиеся вне его контроля, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях соблюдения установленного порядка.

С учетом изложенного, суд не усматривает оснований для восстановления пропущенного срока на подачу настоящего административного искового заявления, поскольку указываемые административным истцом обстоятельства, вследствие которых срок был пропущен, возникли только и исключительно в результате недолжной организации работы налогового органа, а равно ошибок, допущенных только и исключительно его сотрудниками, которые не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих об уважительности причин пропуска срока на предъявления административного искового заявления в суд и, как следствие, для возложения на административного ответчика соответствующих негативных правовых последствий.

Также не могут быть приняты во внимание в качестве основания восстановления пропущенного срока, якобы имевшее место предоставление налогоплательщику достаточного срока для погашения недоимки, поскольку данный срок, не будучи нормативно установленным налоговым законодательством, определяется налоговым органом в требовании об уплате налога и сбора (абз. 4 п. 4 ст. 69 НК РФ).

Предоставление дополнительного (выходящего за пределы срока, установленного требованием) срока в любом случае не может влечь для налогоплательщика негативные правовые последствия, связанные с признанием пропуска налоговым органом срока для взыскания недоимки и пени уважительным, его восстановления и, как следствие, возможности взыскания недоимки и пени.

Само по себе предоставление налогоплательщику достаточного срока для уплаты недоимки и пени не должно влечь за собой нарушение установленного срока обращения в суд с заявлением о ее взыскании.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 59 Налогового кодекса РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случаях принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что уважительных причин, препятствовавших своевременному обращению налогового органа в суд с требованиями о взыскании с налогоплательщика недоимки и пени не имеется, что является основанием для отказа в восстановлении пропущенного срока и, как следствие, в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 286, 289-298 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

Судья Е.В. Лазарева

2а-904/2019 (2а-8938/2018;) ~ М-9309/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
ИФНС по г. Петрозаводску
Ответчики
Федотова Ольга Владимировна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Лазарева Е.В.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
27.12.2018Регистрация административного искового заявления
27.12.2018Передача материалов судье
27.12.2018Решение вопроса о принятии к производству
27.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.02.2019Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
18.02.2019Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
18.02.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
21.03.2019Дело оформлено
21.03.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее