Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2873/2021 ~ М-2683/2021 от 15.10.2021

Р Е Ш Е Н И Е

именем Российской Федерации

<адрес> 13 декабря 2021 года

Красноглинский районный суд <адрес> в составе

председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,

при секретаре судебного заседания Сухановой Д.А.,

с участием административного истца Иванова С.Н.,

представителя административного ответчика Ряховой Л.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело а- по административному иску Иванова С. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> об оспаривании решения и возложении обязанности,

у с т а н о в и л:

Административный истец Иванов С.Н. обратился в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> (далее по тексту Управление Росреестра) об оспаривании решения и возложении обязанности.

В обоснование исковых требований административный истец указал, что <дата> имбыло получено уведомление о приостановлении до <дата> государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 63:, по адресу: <адрес>, гараж , в связи с не предоставлением правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности на земельный участок. <дата> административным ответчиком вынесено решение об отказе в государственной регистрации права собственности на указанный объект.

Указанное уведомление об отказе в государственной регистрации права собственности, административный истец считает незаконным, нарушающее его права и законные интересы, поскольку право собственности на объект возникло на основании договора купли-продажи от <дата>, заключенного с Евстроповым М.Ф., а у последнего на основании свидетельства на землю от <дата>. По мнению истца, со стороны административного ответчика не было проведено полного и объективного рассмотрения документов для регистрации права собственности земельного участка.

Кроме того, административный истец открыто и добросовестно пользуется объектом недвижимого имущества более 15 лет, несет бремя его содержания, иных право притязаний не имеется.

Административный истец просит суд признать незаконным уведомление Управления Росреестра от <дата> № КУВД-001/2021-13576565/2 об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером:63 по адресу: <адрес>, гараж , общей площадью 73 кв.м; признать за Ивановым С.Н. право собственности на указанный земельный участок; обязать ответчика осуществить государственную регистрацию права собственности на объект недвижимости на основании заявления от <дата>.

Определением Красноглинского районного суда <адрес> от <дата> настоящие административные исковые требования разъединены с выделением требований Иванова С.Н. к Управлению Росреестра о признании права собственности на земельный участок с передачей для решения вопроса о принятии в Красноглинский районный суд <адрес>, в связи с чем в данном судопроизводстве не рассматривается.

В судебном заседании административный истец Иванов С.Н. исковые требования поддержал в полном объеме по доводам, изложенным в иске и просил удовлетворить.

Представитель административного ответчика Ряхова Л.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании с заявленными требованиями не согласилась по доводам, изложенным в письменном отзыве.

Привлеченное к участию в деле в качестве заинтересованного лица регистратор Екимова Н.Ф., извещенная о рассмотрении дела, в судебное заседание не явилась по неизвестным суду причинам.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со статьей 46 (часть 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

В силу ч.1 ст.218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

Согласно ч.1 ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Настоящее административное исковое заявление об оспаривании уведомления регистрационного органа от <дата>, направлено в суд <дата>, т.е. в течение 3-х месяцев с момента принятия оспариваемого решения.

Обязанность доказывания законности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо (ч.2 ст.62, ч.11 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

По смыслу положений ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что по договору купли-продажи от <дата> административный истец Иванов С.Н. приобрел, а Евстропов М.Ф. продал земельный участок, кадастровый , находящийся по адресу: <адрес>, гараж , <адрес>. Договор составлен в рукописной форме, в установленном законом порядке не зарегистрирован. Земельный участок принадлежал Евстропову М.Ф. на основании договора купли-продажи от <дата>, регистрационная запись 1072 от <дата>, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю.

Согласно выписки из ЕГРН земельный участок площадью 73 кв.м, почтовый адрес ориентир: <адрес>, гараж 136, поставлен на кадастровый учет <дата> с присвоением кадастрового номера 63:, сведения о правообладателе отсутствуют, границы участка не установлены в соответствии с требованием земельного законодательства.

Регистрация права на указанный участок не проводилась.

Иванов С.Н. <дата> обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права в отношении земельного участка, площадью 72,9 кв.м, по адресу: <адрес>, гараж <адрес>, <адрес>.

Уведомлением от <дата> Управление Росреестра по <адрес> приостановило государственную регистрацию права с предоставлением срока до <дата> для представления правоустанавливающих документов, подтверждающих право собственности Иванова С.Н. на земельный участок и прекращение права Евстропова М.Ф.

В установленный срок указание регистрационного органа Ивановым С.Н. не исполнено, и уведомлением от <дата> № КУВД-001/2021-13576565/2 административному истцу отказано в государственной регистрации права собственности на указанный объект.

Исходя из представленных документов, судом установлено, что Иванов С.Н. обратился в регистрационный орган для регистрации права собственности на земельный участок в порядке перехода права собственности от Евстропова М.Ф. в отсутствие регистрации права собственности последнего в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и договора купли-продажи в порядке, установленном законодательством на момент заключения сделки.

Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции от <дата>) предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются законом о регистрации прав на недвижимое имущество.

Частью 1 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту Федеральный закон от <дата> № 218-ФЗ) предусмотрено, что государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных названным Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном данным Федеральным законом порядке.

Основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются: договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки (пункт 2 части 2 статьи 14 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ).

Из положений части 1 статьи 26 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ следует, что осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав приостанавливается по решению государственного регистратора прав, в том числе, если лицо, указанное в заявлении в качестве правообладателя, не имеет права на такой объект недвижимости и (или) не уполномочено распоряжаться правом на такой объект недвижимости (пункт 1); имеются противоречия между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (пункт 3); не представлены для осуществления государственной регистрации ранее возникшего права на объект недвижимого имущества заявление и документы, наличие которых необходимо для государственной регистрации возникших после вступления в силу Федерального закона от <дата> № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» перехода данного права, его ограничения или обременения либо совершенной после вступления в силу указанного федерального закона сделки с объектом недвижимого имущества (пункт 44).

В силу статьи 27 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав отказывается по решению государственного регистратора прав в случае, если в течение срока приостановления не устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, указанные в статье 26 настоящего Федерального закона.

При этом ст. 26 Федерального закона от <дата> № 218-ФЗ содержит исчерпывающий перечень оснований для приостановления государственной регистрации прав. Одним из оснований для приостановления регистрационных действий является отсутствие документов, необходимых для осуществления государственной регистрации прав.

Согласно пункту 1 статьи 551 Гражданского кодекса Российской Федерации переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.

Отказ в государственной регистрации права собственности Иванова С.Н. на земельный участок на основании договора купли-продажи от <дата> мотивирован тем, что не представлены правоустанавливающие документы заявителя и прекращение права собственности Евстропова М.Ф. на объект недвижимого имущества, то есть не представлены необходимые документы для государственной регистрации прав, продавец земельного участка не обращался с заявлением о государственной регистрации ранее возникшего права собственности на земельный участок и с заявлением на переход права собственности к Иванову С.Н.

Из изложенного следует, что административный ответчик, принимая решение об отказе в государственном кадастровом учете объекта недвижимого имущества, действовал в соответствии с законом, в рамках предоставленных полномочий и прав,не нарушая законные интересы административного истца.

При таких обстоятельствах, правовых и фактических оснований для признания оспариваемого решения незаконным и возложения на административного ответчика обязанности осуществить государственную регистрацию права не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175 - 179 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Иванова С. Н. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> о признании незаконным уведомление от <дата> № КУВД-001/2021-13576565/2 об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок и возложении обязанности оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течении месяца со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение в окончательном виде изготовлено <дата>.

Судья: И.А. Щетинкина

2а-2873/2021 ~ М-2683/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Иванов С.Н.
Ответчики
Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Другие
Екимова Наиля Фаатовна
Суд
Красноглинский районный суд г. Самары
Судья
Щетинкина И. А.
Дело на странице суда
krasnoglinsky--sam.sudrf.ru
15.10.2021Регистрация административного искового заявления
15.10.2021Передача материалов судье
18.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
18.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.10.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.11.2021Судебное заседание
13.12.2021Судебное заседание
24.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее