Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
17 апреля 2019 года г. Екатеринбург
Екатеринбургский гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего – судьи Палеева А.П.,
при секретаре судебного заседания – Курченко Э.В.,
с участием помощника военного прокурора Екатеринбургского гарнизона <данные изъяты> Шубина В.Н., представителя истца – Министерства обороны Российской Федерации – Петровой Е.А., представителя ответчика Мальцева А.А. – Жбанова С.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда гражданское дело, возбужденное по иску военного прокурора Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации к командиру войсковой части 00000 <данные изъяты> Мальцеву А.А. о взыскании с него материального ущерба в сумме <данные изъяты>,
установил:
военный прокурор Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации обратился в суд с иском к командиру войсковой части 00000 <данные изъяты> Мальцеву А.А. о взыскании с него материального ущерба в сумме <данные изъяты>. В обоснование требований военный прокурор в иске указал, что решением Чапаевского городского суда Самарской области от 30 октября 2018 года по иску Ш.А.Е., работавшего в войсковой части 00000 на должности <данные изъяты>, уволенного приказом командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ №, указанный приказ командира части признан незаконным, Ш.А.Е. восстановлен в ранее занимаемой должности, и с войсковой части в пользу истца через ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по <данные изъяты>» взысканы: средний заработок за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>, компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>, государственная пошлина в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>. Таким образом, в результате незаконного увольнения командиром войсковой части Мальцевым <данные изъяты> Ш.А.Е. государству в лице Министерства обороны Российской Федерации причинен ущерб на сумму <данные изъяты>.
В этой связи, ссылаясь на положения ст.ст. 1064, 1081 ГК РФ, ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», военный прокурор просил суд взыскать с Мальцева в соответствии со ст.ст. 4, 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» сумму причиненного государству материального ущерба в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании участвующий в рассмотрении гражданского дела помощник военного прокурора Екатеринбургского прокурора Шубин поддержал заявленные к Мальцеву требования и просил их удовлетворить по изложенным в иске доводам.
Представитель истца – Министерства обороны Российской Федерации – Петрова также настаивала на удовлетворении заявленных к Мальцеву военным прокурором в интересах Российской Федерации требований.
Представитель ответчика Жбанов в суде возражал против удовлетворения исковых требований к Мальцеву, пояснив в обоснование своих возражений, что ответчиком сумма причиненного им материального ущерба возмещена в добровольном порядке, о чем им представлен чек-ордер на сумму взыскиваемых с него денежных средств.
Выслушав объяснения прокурора, представителей истца и ответчика, исследовав представленные доказательства и оценив их в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Согласно решения Чапаевского городского суда Самарской области от 30 октября 2018 года по иску Ш.А.Е., приказ командира войсковой части 00000 от ДД.ММ.ГГГГ № об увольнении Ш.А.Е. признан незаконным, истец восстановлен в ранее занимаемой должности, и с войсковой части в его пользу через ФБУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Самарской области» взысканы: средний заработок за время вынужденного прогула в размере <данные изъяты>, компенсация морального вреда в размере <данные изъяты>, государственная пошлина в размере <данные изъяты>, а всего <данные изъяты>. Данное решение суда вступило в законную силу 3 декабря 2018 года.
В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» от 12 июля 1999 года №161-ФЗ, командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего (лица гражданского персонала) с военной службы (работы), незаконном переводе лица гражданского персонала на другую работу, незаконном назначении военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, не предусмотренную штатом (штатным расписанием) воинской части, либо на должность, оплачиваемую выше фактически занимаемой должности, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего (лица гражданского персонала), незаконного перевода лица гражданского персонала на другую работу, незаконного назначения военнослужащего (лица гражданского персонала) на должность, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.
Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 8 названного закона, приказ о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, издается вышестоящим в порядке подчиненности командиром (начальником) воинской части. Предъявление иска о возмещении ущерба, причиненного командиром (начальником) воинской части, абз. 3 ч. 1 указанной нормы также возлагается на вышестоящего в порядке подчиненности командира (начальника) воинской части.
Кроме того, помимо вышеприведенного, установленного Федеральным законом «О материальной ответственности военнослужащих» порядка привлечения военнослужащего к материальной ответственности, часть 1 статьи 45 ГПК РФ наделяет прокурора правом обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
При вышеизложенных обстоятельствах, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных военным прокурором в интересах Российской Федерации к Мальцеву требований.
Вместе с тем, ч. 6 ст. 8 Федерального закона «О материальной ответственности военнослужащих» предоставляет военнослужащим право добровольно полностью или частично возместить причиненный ущерб в денежной форме.
Как видно из представленного ответчиком чека-ордера от 15 апреля 2019 года, он возместил сумму взыскиваемого с него материального ущерба в заявленном в иске размере, перечислив денежные средства на расчетный счет ФКУ «Управление финансового обеспечения Министерства обороны Российской Федерации по Центральному военному округу».
Таким образом, истцу полностью возмещен причиненный материальный ущерб.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197 – 199 ГПК РФ, военный суд,
решил:
в удовлетворении исковых требований военного прокурора Самарского гарнизона в интересах Российской Федерации к Мальцеву А.А. о взыскании с него материального ущерба – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Уральский окружной военный суд, через Екатеринбургский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.П. Палеев