Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-2043/2021 ~ М-1528/2021 от 21.04.2021

63RS0039-01-2021-002221-59

2а-2043/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

17 июня 2021 года                                г.Самара

Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2043/2021 по административному исковому заявлению Зубовой Светланы Павловны, Глинкина Константина Яковлевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,

установил:

Зубова С.П., Глинкин К.Я. обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

В обоснование заявления указано, что истцы являются собственниками (по 1/2 доле в праве у каждого) земельного участка с кадастровым номером :9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 300 кв.м, адрес (местонахождение): <адрес>. Административные истцы обратились к административному ответчику для заключения соглашения о перераспределении земельных участков с целью получения в собственность на возмездной основе смежного земельного участка площадью 204 кв.м, который не представляет самостоятельной хозяйственной ценности, никому не предоставлен и не образован. Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 19.01.2021 года № РД-52 заявителям отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, а также топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара в данном случае возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, т.е. граждане имеют право приобрести его в общем порядке.

С данным решением истцы не согласны, считает причины отказа несостоятельными, в связи с чем просят признать названное распоряжение незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара заключить с ними соглашение о перераспределении земельных участков.

В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Воеводина Н.В. требования поддержала, просила удовлетворить.

Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Матвеева Г.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.

Заинтересованное лицо Администрация г.о. Самара представителя в судебное заседание не направила, о слушании дела извещена.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).

В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.

Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).

Из материалов дела следует, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности (по доле у каждого) земельный участок с кадастровым номером :9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 300 кв.м, адрес (местонахождение): <адрес> (л.д. 7-10).

21.12.2020 истцы обратились в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером :9, находящегося в частной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 504 кв.м (л.д.69).

Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.01.2021 года № РД-52 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, а также топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара в данном случае возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 11).В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.

В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.

В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС в данной зоне составляет 300 кв.м.

Из заключения негосударственного судебного эксперта Соловьевой Е.В. № ЕС/25 от 14.09.2020, подготовленного по обращению истца Зубовой С.П., следует, что образуемый земельный участок площадью 504 кв.м на местности с четырех сторон ограничен следующими элементами: забором, установленым по границам смежного земельного участка по <адрес> с кадастровым номером :33 (северо-западная часть); забором, установленным по границам смежного земельного участка без номера (северная часть); красными линиями со стороны <адрес> (юг, юго-западная части). В связи с этим сделан вывод, что образование каких-либо самостоятельных участков, права на которые граждане могут приобрести в общем порядке и площадь которых соответствовала бы предельному минимальному значению 300 кв.м, помимо предлагаемого перераспределения, не представляется возможным. Иное образование земельных участков приведет к нарушению положений ст. 11.9 ЗК РФ (стр.16). Образование земельного участка площадью 504 кв.м приведет к выравниваю условной линии размещения границ земельных участков вдоль <адрес> (по красной линии), т.е. к более рациональному использованию земель и введет в хозяйственный оборот неиспользуемый участок, который настолько мал и имеет такую конфигурацию, что не представляет собой самостоятельной ценности (стр.19).

В судебном заседании представитель ответчика не согласился с выводами эксперта, полагал, что имеется возможность образования самостоятельного земельного участка путем увеличения его площади за счет свободной территории, прилегающей к земельному участку в точках 3-4-7.

Между тем, указанная территория не является свободной от возможных прав третьих лиц, что подтверждается заключением судебного эксперта №ЕС/34 от 16.06.2021.

Из данного заключения следует, что в ходе осмотра территории, прилегающей к земельному участку истцов площадью 300 кв.м с кадастровым номером :9, обнаружено, что непосредственно к участку с кадастровым номером :9 прилегает землепользование под жилым домом №, данная территория огорожена металлическим забором, вход на территорию осуществляется через калитку со стороны <адрес> (трамвайных путей), территория захламлена, на ней размещаются временные строения, проживает большое количество собак, расположен ветхий жилой дом № по <адрес>, территория прилегает непосредственно к забору, ограждающему земельный участок с кадастровым номером :9. Признаки образования и установления границ земельного участка, прилегающего к участку с кадастровым номером :9, не местности отсутствуют (стр.6)

Также экспертом сделан вывод, что образование условного (исследуемого) земельного участка, прилегающего к участку с кадастровым номером :9, приведет к изломанности границ земельного участка, в связи с этим – к невозможности использования его в соответствии с целевым назначением и к нерациональному использованию земель в жилой зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) (стр.14).

Суд находит указанное заключение обоснованным, поскольку оно подготовлено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, его выводы согласуются с графическими материалами дела.

Таким образом, возможность образования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, без нарушения прав третьих лиц в ходе судебного разбирательства не подтверждена.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от 19.01.2021 года № РД-52 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.

В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).

Учитывая, что схема расположения земельного участка уполномоченным органом не утверждена, при этом судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, требование истцов о возложении на Департамент градостроительства г.о.Самара обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков является преждевременным и удовлетворению не подлежит. Надлежащим способом восстановления нарушенных прав административных истцов в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Зубовой Светланы Павловны, Глинкина Константина Яковлевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить частично.

Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.01.2021 года № РД-52 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.

Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление административных истцов от 21.12.2020 о перераспределении земельных участков.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                  (подпись)                 А.И. Иванова

Копия верна: судья

Мотивированное решение изготовлено 25.06.2021.

2а-2043/2021 ~ М-1528/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Глинкин К.Я.
Зубова С.П.
Ответчики
Департамент градостроительства г.о.Самара
Другие
Воеводина Н.В.
Администрация г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Иванова А. И.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
21.04.2021Регистрация административного искового заявления
21.04.2021Передача материалов судье
23.04.2021Решение вопроса о принятии к производству
23.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.05.2021Подготовка дела (собеседование)
11.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.05.2021Судебное заседание
02.06.2021Судебное заседание
17.06.2021Судебное заседание
25.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.06.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее