63RS0039-01-2021-002221-59
2а-2043/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
17 июня 2021 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-2043/2021 по административному исковому заявлению Зубовой Светланы Павловны, Глинкина Константина Яковлевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконным распоряжения, возложении обязанности,
установил:
Зубова С.П., Глинкин К.Я. обратились в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что истцы являются собственниками (по 1/2 доле в праве у каждого) земельного участка с кадастровым номером №:9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 300 кв.м, адрес (местонахождение): <адрес>. Административные истцы обратились к административному ответчику для заключения соглашения о перераспределении земельных участков с целью получения в собственность на возмездной основе смежного земельного участка площадью 204 кв.м, который не представляет самостоятельной хозяйственной ценности, никому не предоставлен и не образован. Распоряжением Департамента градостроительства городского округа Самара от 19.01.2021 года № РД-52 заявителям отказано в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, а также топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара в данном случае возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, т.е. граждане имеют право приобрести его в общем порядке.
С данным решением истцы не согласны, считает причины отказа несостоятельными, в связи с чем просят признать названное распоряжение незаконным и обязать Департамент градостроительства г.о. Самара заключить с ними соглашение о перераспределении земельных участков.
В судебном заседании представитель административных истцов по доверенности Воеводина Н.В. требования поддержала, просила удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенности Матвеева Г.В. иск не признала по основаниям, изложенным в письменных объяснениях.
Заинтересованное лицо Администрация г.о. Самара представителя в судебное заседание не направила, о слушании дела извещена.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
В силу части 3 статьи 11.7 Земельного кодекса РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что административным истцам принадлежит на праве общей долевой собственности (по № доле у каждого) земельный участок с кадастровым номером №:9, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для индивидуального жилищного строительства, площадью 300 кв.м, адрес (местонахождение): <адрес> (л.д. 7-10).
21.12.2020 истцы обратились в уполномоченный орган с заявлением о перераспределении земель, государственная собственность на которые не разграничена, и земельного участка с кадастровым номером №:9, находящегося в частной собственности, в соответствии со схемой расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой предполагается образование земельного участка площадью 504 кв.м (л.д.69).
Распоряжением Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.01.2021 года № РД-52 в заключении соглашения о перераспределении земельных участков отказано на основании подпункта 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса Российской Федерации в связи с тем, что согласно сведениям, содержащимся в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности г.о. Самара, а также топографическим материалам Департамента градостроительства г.о. Самара в данном случае возможно образование самостоятельного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена (л.д. 11).В соответствии с подп. 9 пункта 9 статьи 39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключение соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если образование земельного участка или земельных участков предусматривается путем перераспределения земельного участка, находящегося в частной собственности, и земель, из которых возможно образовать самостоятельный земельный участок без нарушения требований, предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса, за исключением случаев перераспределения земельных участков в соответствии с подпунктами 1 и 4 пункта 1 статьи 39.28 настоящего Кодекса.
В силу ст. 11.9 Земельного кодекса РФ к числу требований к образуемым и изменённым земельным участкам относятся предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков.
В соответствии с Правилами застройки и землепользования в г. Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001 N 61, образуемый земельный участок расположен в зоне застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Предельный минимальный размер земельного участка для ИЖС в данной зоне составляет 300 кв.м.
Из заключения негосударственного судебного эксперта Соловьевой Е.В. № ЕС/25 от 14.09.2020, подготовленного по обращению истца Зубовой С.П., следует, что образуемый земельный участок площадью 504 кв.м на местности с четырех сторон ограничен следующими элементами: забором, установленым по границам смежного земельного участка № по <адрес> с кадастровым номером №:33 (северо-западная часть); забором, установленным по границам смежного земельного участка без номера (северная часть); красными линиями со стороны <адрес> (юг, юго-западная части). В связи с этим сделан вывод, что образование каких-либо самостоятельных участков, права на которые граждане могут приобрести в общем порядке и площадь которых соответствовала бы предельному минимальному значению 300 кв.м, помимо предлагаемого перераспределения, не представляется возможным. Иное образование земельных участков приведет к нарушению положений ст. 11.9 ЗК РФ (стр.16). Образование земельного участка площадью 504 кв.м приведет к выравниваю условной линии размещения границ земельных участков вдоль <адрес> (по красной линии), т.е. к более рациональному использованию земель и введет в хозяйственный оборот неиспользуемый участок, который настолько мал и имеет такую конфигурацию, что не представляет собой самостоятельной ценности (стр.19).
В судебном заседании представитель ответчика не согласился с выводами эксперта, полагал, что имеется возможность образования самостоятельного земельного участка путем увеличения его площади за счет свободной территории, прилегающей к земельному участку в точках 3-4-7.
Между тем, указанная территория не является свободной от возможных прав третьих лиц, что подтверждается заключением судебного эксперта №ЕС/34 от 16.06.2021.
Из данного заключения следует, что в ходе осмотра территории, прилегающей к земельному участку истцов площадью 300 кв.м с кадастровым номером №:9, обнаружено, что непосредственно к участку с кадастровым номером №:9 прилегает землепользование под жилым домом №№, данная территория огорожена металлическим забором, вход на территорию осуществляется через калитку со стороны <адрес> (трамвайных путей), территория захламлена, на ней размещаются временные строения, проживает большое количество собак, расположен ветхий жилой дом №№ по <адрес>, территория прилегает непосредственно к забору, ограждающему земельный участок с кадастровым номером №:9. Признаки образования и установления границ земельного участка, прилегающего к участку с кадастровым номером №:9, не местности отсутствуют (стр.6)
Также экспертом сделан вывод, что образование условного (исследуемого) земельного участка, прилегающего к участку с кадастровым номером №:9, приведет к изломанности границ земельного участка, в связи с этим – к невозможности использования его в соответствии с целевым назначением и к нерациональному использованию земель в жилой зоне Ж-1 (зона застройки индивидуальными жилыми домами) (стр.14).
Суд находит указанное заключение обоснованным, поскольку оно подготовлено специалистом, имеющим соответствующую квалификацию, его выводы согласуются с графическими материалами дела.
Таким образом, возможность образования самостоятельного земельного участка, отвечающего требованиям статьи 11.9 Земельного кодекса РФ, без нарушения прав третьих лиц в ходе судебного разбирательства не подтверждена.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемое распоряжение административного ответчика от 19.01.2021 года № РД-52 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по приведенным в нем основаниям не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая, что схема расположения земельного участка уполномоченным органом не утверждена, при этом судебные акты не могут подменять собой решения органов государственной власти и органов местного самоуправления по вопросам, отнесенным к их компетенции, когда на эти органы законом прямо возложена обязанность принятия соответствующих решений, требование истцов о возложении на Департамент градостроительства г.о.Самара обязанности заключить соглашение о перераспределении земельных участков является преждевременным и удовлетворению не подлежит. Надлежащим способом восстановления нарушенных прав административных истцов в рассматриваемом случае является возложение на административного ответчика обязанности заново рассмотреть заявление о перераспределении земельных участков. С учетом установленного п. 8 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ срока рассмотрения заявления возложенная обязанность должна быть исполнена административным ответчиком в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Зубовой Светланы Павловны, Глинкина Константина Яковлевича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 19.01.2021 года № РД-52 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления судебного решения в законную силу заново рассмотреть заявление административных истцов от 21.12.2020 о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 25.06.2021.