Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-199/2021 ~ М-206/2021 от 25.03.2021

70RS0006-01-2021-000334-19

Дело № 2-199/2021

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

29.04.2021 Асиновский городской суд Томской области в составе:

председательствующего     Симагиной Т.С.,

при секретаре         Юрченко Л.Г.,

помощник судьи         Пирогова Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Асино Томской области гражданское дело по иску Рогова А.А. к государственному учреждению -Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) об устранении нарушений пенсионных прав,

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное), об устранении нарушений пенсионных прав указав, что в соответствии с п. 18 ч.1 ст. 30 ФЗ N 400-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» имеет право на назначение досрочной страховой пенсии. Решением от /дата/ ответчик отказал истцу в назначении досрочной пенсии. Специальный стаж истца составил 22 года 7 месяцев 22 дня. Ответчик не включил в льготный стаж периоды: с 29.10.1984 по 20.11.1987 служба в Советской Армии, с 27.02.2011 по 23.04.2011 профессиональная переподготовка мастеров газодымозащитной службы, с 25.04.2012 по 26.04.2012 участие в учебно-методических сборах, с 12.12.2012 по 13.12.2012, с 17.07.2013 по 18.07.2013 учебно-методические сборы, с 07.10.2014 по 14.10.2014, с 03.08.2015 по 08.08.2015 дополнительное время отдыха за сдачу крови и ее компонентов.

С решением пенсионного органа истец не согласен, считает, что имеет право на досрочное назначение страховой пенсии, и что указанные периоды не обосновано, не включены в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение.

Просил суд обязать ответчика включить спорные периоды в специальный стаж работы, в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Применить ко всему периоду работы льготное исчисление работы в отдельных местностях и в районах, приравненных к районам Крайнего Севера с коэффициентом 1.3. Назначить досрочную страховую пенсию по старости, в соответствии со ст. 21 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», со дня обращения о назначении досрочной страховой пенсии /дата/

В судебном заседании истец Рогов А.А. исковые требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель ответчика ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области - Лебедева О.Ф., извещенная надлежаще не явилась, согласно письменному отзову исковые требования Рогова А.А. не признала (л.д. 37-39).

Суд на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав пояснения сторон, изучив представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему:

Конституцией Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ч. 1 ст. 39). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.

Закрепляя в законе правовые основания назначения пенсий, их размеры, порядок исчисления и выплаты, законодатель вправе определить как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию, включая установление для некоторых категорий граждан льготных условий назначения трудовой пенсии в зависимости от ряда объективно значимых обстоятельств, характеризующих, в частности, трудовую деятельность (специфика условий труда и профессии и т.д.). Такая дифференциация, однако, должна осуществляться законодателем с соблюдением требований Конституции Российской Федерации, в том числе вытекающих из принципа равенства (ч. ч. 1, 2 ст. 19), в силу которых различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им (Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 03.06.2004 N 11-П).

В силу ст. 8 Федерального закона N 400-ФЗ от 28.12.2013 г. "О страховых пенсиях", вступившего в законную силу с 01.01.2015 г., право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

Согласно подп. 18 ч. 1 ст. 30 указанного Федерального закона страховая пенсия по старости назначается ранее достижения установленного возраста мужчинам и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 25 лет на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Аналогичные положения содержались в подпункте 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Как следует из данной нормы, досрочная пенсия по старости устанавливается исключительно работникам Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

В судебном заседании установлено, что /дата/ Рогов А.А. обратился в ГУ УПФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) (Тегульдетский) с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п.п.18 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ.

Решением ГУ УПФ РФ в Асиновском районе Томской области от /дата/ истцу было отказано в назначении досрочной пенсии в виду отсутствия требуемого стажа, дающего право на досрочное пенсионное обеспечение.

Из приложения к решению территориального органа в ПФР от /дата/ следует, что страховой стаж Рогова А.А. составляет 32 года 5 месяцев 29 дней, стаж работы, на должностях Государственной противопожарной службы составляет 22 года 7 месяцев 22 дня.

Пенсионный орган не принял к зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение период работы Рогова А.А.:

-с 29.10.1984 по 20.11.1987 служба в Армии по призыву, в связи с тем, что согласно пункту 109 Положения о порядке назначения и выплаты государственной пенсии, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 03.08.1972 г. № 590 период службы приравнивается только к работе с вредными и тяжелыми условиями труда по Списку 1 и Списку 2, утвержденного постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 г. № 1173, имевших место до 01.01.1992 года. Статья 38 Федерального закона от 23.05.2016 № 141-ФЗ «О службе федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» применяется при начислении стажа службы (выслуги лет) в федеральной противопожарной службе в целях назначения пенсии за выслугу лет. Для назначения страховой пенсии по старости нормы вышеуказанного закона не действуют;

-с 27.02.2011 по 23.04.2011, с 25.04.2012 по 26.04.2012, с 12.12.2012 по 13.12.2012, с 17.07.2013 по 18.07.2013, с 07.10.2014 по 14.10.2014, с 03.08.2015 по 08.08.2015, в связи с тем, что льгота не подтверждена выпиской из индивидуального лицевого счета.

Продолжительность специального стажа работы в местностях, приравненных к районам крайнего севера по имеющимся документам у Рогова А.А. составляет 26 лет 05 месяцев 23 дня.

К зачету в стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, не приняты периоды работы:

- с 27.02.2011 по 23.04.2011, с 25.04.2012 по 26.04.2012, с 12.12.2012 по 13.12.2012, с 17.07.2013 по 18.07.2013, с 07.10.2014 по 14.10.2014, с 03.08.2015 по 08.08.2015, в связи с тем, что льгота не подтверждена выпиской из индивидуального лицевого счета.

Право на пенсию в соответствии с п.6 ч.1 ст. 32 (с учетом положений, предусмотренных приложением № 6 к Федеральному закону № 400-Фз) возникает в 58 лет, т.е. с /дата/.

Частью 2 статьи 5 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" определено, что в Государственную противопожарную службу входит федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов РФ, не входящая в структуру МЧС РФ, и создаваемая органами государственной власти субъекта РФ.

Указом Президента Российской Федерации от 9 ноября 2001 г. N 1309 "О совершенствовании государственного управления в области пожарной безопасности" Государственная противопожарная служба МВД России была преобразована в Государственную противопожарную службу МЧС России. Сотрудники указанной противопожарной службы имели право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 N 437 был утвержден список работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно - спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, пользующихся правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно п. 2 указанного Постановления Правительства РФ в стаж, с учетом которого досрочно назначается трудовая пенсия по старости, включаются периоды работы в должностях, предусмотренных Списком, утвержденным настоящим Постановлением, когда Государственная противопожарная служба (пожарная охрана, противопожарные и аварийно-спасательные службы) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий являлась Государственной противопожарной службой Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Согласно Списку должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 18.06.2002 г. N 437, правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подп. 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" пользуются - мастера газодымозащитной службы пожарной части, части пожарной охраны; командиры отделения, пожарной части (команды), части пожарной охраны, отдельного поста, пожарного поезда.

Из трудовой книжки на имя Рогова А.А. заполненной /дата/, вкладыша в трудовую книжку ВТ дата заполнения /дата/ что следует, /дата/ принят слесарем 3 разряда в Тегульдетское райобъединение «Сельхозтехника» (пр. от /дата/); /дата/ переведен, водителем автомобиля ГАЗ 53 А (пр. от /дата/); /дата/ уволен в связи с призывом в Советскую Армию (пр. от /дата/); /дата/ принят шофером автомобиля ГАЗ 66 в Дирекцию Киносети (пр. от /дата/); /дата/ уволен с киносети в ОРС Н-Тегульдетского (пр. от /дата/); /дата/ принят на должность пожарного в ОПО <адрес> (Тегульдетская пожарная часть) (пр. от /дата/); /дата/ переведен на должность водителя 2 класса пожарного автомобиля (пр. от /дата/); /дата/ назначен водителем 1 го класса пожарного автомобиля (пр. от /дата/); /дата/ уволен по собственному желанию п.3 ст. 77 ТК РФ (приказ л/с от /дата/); /дата/ принят в отряд противопожарной службы <адрес> по Тегульдетскому и <адрес>м в отдельный пост <адрес> Яр водителем автомобиля (пр. л/с от /дата/); /дата/ уволен в связи с истечением срока трудового договора (приказ л/с от /дата/); /дата/ принят мастером газодымозащитной службы пожарной части (приказ л/с от /дата/); /дата/ переведен на должность командира отделения пожарно-спасательной части (приказ -к от /дата/); /дата/ трудовой договор расторгнут в связи с переводом работника по его просьбе на работу к другому работодателю п.5 ч.1 ст. 77 ТК РФ (приказ -к от /дата/).

Согласно справке от /дата/ предоставленной ФГКУ «1 отряд ФПС по <адрес>», Рогов А.А. принят пожарным в отряд пожарной охраны ГПС <адрес> с /дата/ (пр. от /дата/). Отряд пожарной охраны ГПС <адрес> реорганизован в отряд государственной противопожарной службы <адрес> (основание: приказа начальника УГПС УВД <адрес> от /дата/). С /дата/ Рогов А.А. переведен на должность водителя пожарного автомобиля (приказ от /дата/). Отряд государственной противопожарной службы <адрес> с /дата/ преобразован в отряд государственной противопожарной службы №<адрес> (основание приказ от /дата/ УГПС УВД <адрес>). Отряд государственной противопожарной службы № <адрес> с /дата/ реорганизован в Управление по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности <адрес> (основание: приказ от /дата/ начальника ГУ ГО и ЧС <адрес>). Уволен с /дата/ по собственному желанию (приказ л/с от /дата/). С /дата/ Рогов А.А. принят мастером газодымозащитной службы (приказ л/с от /дата/).С /дата/ в целях создания федерального казенного учреждения изменен тип на федеральное государственное казенное учреждение «1 отряд федеральной противопожарной службы по <адрес>» ФГКУ «1 отряд ФПС по <адрес>» (приказ МЧС России от /дата/). С /дата/ переведен на должность командира отделения пожарно – спасательной части ФГКУ «1 отряд ФПС по <адрес>» (приказ -к от /дата/.). Работает по настоящее время. Должности предусмотрены Списком должностей работников Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) МЧС России, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от /дата/ .

За период работы обучался на курсах (с отрывом от производства): с 27.02.2011 по 23.04.2011 профессиональная переподготовка мастеров газодымозащитной службы (приказ -км от /дата/); с 25.04.2012 по 26.04.2012 участие в учебно-методических сборах (приказ -км от /дата/); с 12.12.2012 по 13.12.2012, с 17.07.2013 по 18.07.2013 учебно-методические сборы (приказ -км от /дата/, приказ -км от /дата/).

Периоды: с 07.10.2014 по 14.10.2014, с 03.08.2015 по 08.08.2015 дополнительное время отдыха за сдачу крови и ее компонентов (приказ -к от /дата/, приказ -к от /дата/)

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в редакции, действовавшей на момент обращения истца за назначением досрочной страховой пенсии) страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30, мужчинам, достигшим возраста 55 лет, женщинам, достигшим возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет. Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, страховая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, страховая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.

При назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 2, 6 и 7 части 1 данной статьи применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, применявшийся при назначении государственных пенсий по старости в связи с работой на Крайнем Севере по состоянию на 31 декабря 2001 г. (часть 2 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Статьей 33 Федерального закона N 400-ФЗ предусмотрено суммирование стажа на соответствующих видах работ и снижение возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а именно: при определении стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с работой в указанных районах и местностях (за исключением случаев определения стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного статьей 17 настоящего Федерального закона) к указанной работе приравнивается работа, дающая право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (пункт 1).

Лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, предусмотренной пунктами 1 - 10 и 16 - 18 части 1 статьи 30 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет (пункт 2).

При этом в соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Совмина СССР от 03.01.1983 N 12 "О внесении изменений и дополнений в Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера", утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029, Тегульдетский район Томской области с 01.06.1985 года относится к местности приравненной к районам Крайнего Севера.

В абзаце 7 пункта 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, связанных с установлением и выплатой трудовой пенсии по старости гражданам ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, в интересах граждан и в целях недопущения ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, на которые они рассчитывали до введения в действие нового правового регулирования (независимо от того, выработан ими общий или специальный трудовой стаж полностью либо частично), стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, может исчисляться с учетом законодательства, действовавшего на период выполнения соответствующих работ и иной общественно полезной деятельности, позволявшего засчитывать такие периоды в стаж при назначении пенсий на льготных условиях (Закон СССР от 14 июля 1956 года "О государственных пенсиях", Закон СССР от 15 мая 1990 года "О пенсионном обеспечении граждан в СССР", Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и принятые в соответствии с ними подзаконные акты).

Статьей 78 Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности", действовавшего в период прохождения истцом военной службы по призыву, предусматривалось, что солдатам срочной службы время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, что они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас, приступят к работе по полученной до призыва специальности.

Нормативным правовым актом, регулировавшим порядок назначения пенсии и действовавшим до вступления в силу Закона РФ от 20 ноября 1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", являлось Постановление Совета Министров СССР от 03 августа 1972 года N 590 "Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий".

В соответствии с п. 109 Положения при назначении на льготных условиях или в льготных размерах пенсий по старости и инвалидности рабочим и служащим, работавшим на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и на других работах с тяжелыми условиями труда (подпункты "а" и "б" пункта 16), и пенсий по случаю потери кормильца их семьям, периоды, указанные в подпунктах "к" и "л" (в частности, служба в составе Вооруженных Сил СССР) приравниваются по выбору обратившегося за назначением пенсии либо к работе, которая предшествовала данному периоду, либо к работе, которая следовала за окончанием этого периода.

В подпунктах "а", "б" пункта 16 Положения указывалось о праве на пенсию по старости на льготных условиях рабочих и служащих на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, а также рабочих и служащих на других работах с тяжелыми условиями труда - по списку производств, цехов, профессий и должностей, утверждаемому Советом Министров СССР.

Исходя из этого период военной службы до 20 ноября 1990 года (дата вступления в силу Закона № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации») подлежит включению в специальный стаж работы в календарном исчислении при досрочном назначении пенсии по старости независимо от времени обращения гражданина за назначением пенсии и времени возникновения у него на это права, если периоду службы в армии предшествовала либо следовала за ним работа в тяжелых условиях труда.

Пунктом 1 постановления Правительства РФ от 22.09.1993 г. N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" установлено, что в выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются: военная служба (в том числе по призыву) в Вооруженных Силах, Федеральной пограничной службе и органах пограничной службы Российской Федерации, внутренних и железнодорожных войсках, федеральных органах правительственной связи и информации, войсках гражданской обороны, органах федеральной службы безопасности (контрразведки), органах внешней разведки, Службе специальных объектов при Президенте Российской Федерации, других созданных в соответствии с законодательством воинских формированиях Российской Федерации, бывшего Союза ССР и в Объединенных Вооруженных Силах Содружества Независимых Государств.

Федеральным законом "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27.05.1998 г. установлен список граждан, имеющих статус военнослужащих, в который не включены работники Государственной противопожарной службы, не имеющие специальных или воинских званий.

Судом установлено, что истец не состоял на соответствующих штатных должностях лиц рядового и начальствующего состава федеральной противопожарной службы, военнослужащих федеральной противопожарной службы, соответственно на него не распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации о зачете срочной военной службы в специальный стаж.

На работников Государственной противопожарной службы распространяются права, обязанности и льготы, установленные законодательством о труде.

В соответствии с положениями Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", период военной службы по призыву подлежит включению в выслугу лет при назначении пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу в органах, поименованных в данном нормативном акте, к которым истец не относится.

Предусмотренный положениями вышеприведенного нормативного акта порядок исчисления выслуги лет не подлежит применению при исчислении специального стажа при назначении досрочной трудовой пенсии в соответствии с нормой п. 18 ч.1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 года N 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 года N 8-П и Определение от 5.11.2002 года N 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.

Как следует, из военного билета , в период с /дата/ по /дата/ Рогов А.А. проходил службу в Советской Армии.

Таким образом, в период прохождения Роговым А.А. службы в Советской Армии действовал Закона СССР от 12 октября 1967 г. N 1950-VII "О всеобщей воинской обязанности" и в соответствии со ст. 78 солдатам срочной службы время их действительной военной службы, кроме того, засчитывается и в стаж работы по специальности при условии, что они не позднее 3-месячного срока (а по уважительным причинам и более этого срока) после увольнения в запас, приступят к работе по полученной до призыва специальности.

При этом, прохождению Роговым А.А. службы по призыву в рядах Советской Армии не предшествовала и непосредственно за ней не следовала работа в соответствующих должностях и в учреждениях, которые предусмотрены законодателем в качестве гарантирующих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что на истца не распространяются установленные законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами гарантии и льготы для сотрудников органов внутренних дел и для военнослужащих внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации о зачете срочной военной службы в специальный стаж для исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий в порядке, предусмотренном для лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, военнослужащих федеральной противопожарной службы.

В связи с тем, что правовые основания для включения истцу в специальный страховой стаж, дающий право на досрочное пенсионное обеспечение, периода службы в армии по призыву отсутствуют, в страховой (общий) стаж работы истца период военной службы ответчиком засчитан, суд не находит основании для включения в специальный стаж, дающий право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста.

Согласно ст. 196 ТК Российской Федерации в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Статьей 187 ТК Российской Федерации установлено, что при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

Пунктом 12 Приказа МЧС РФ от 03.11.2011 года N 668 "Об утверждении Инструкции о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в системе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий" предусмотрено, что профессиональная переподготовка и повышение квалификации сотрудников осуществляется в учебных центрах ФПС и в образовательных учреждениях высшего профессионального образования МЧС России по программам дополнительного профессионального образования не реже одного раза в пять лет.

Профессиональная подготовка (специальное первоначальное обучение) сотрудников осуществляется в учебных центрах федеральной противопожарной службы, а также в учебных структурных подразделениях территориальных органов МЧС России по образовательным программам для лиц, впервые принятых на службу в организации МЧС России (п. 11 Приказа).

Аналогичные требования содержатся в разделе 6 Приказа МЧС России от 26.10.2017 N 472 "Об утверждении Порядка подготовки личного состава пожарной охраны" (Зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2018 N 50008).

Указанным приказом также предусмотрена стажировка личного состава (раздел 7 Приказа), учебно-методические сборы (раздел 5 Приказа).

По правилам, направление работника на повышение квалификации оформляется приказом (распоряжением) руководителя о направлении на курсы. Несмотря на то, что обучение на курсах проходит с отрывом от работы, за работником сохраняются и должность, и средняя заработная плата, с которой производятся отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с п. 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (далее именуется - стаж), засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено настоящими Правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В силу п. 5 вышеуказанных Правил периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, если иное не предусмотрено настоящими Правилами и иными нормативными правовыми актами.

При этом, в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Из приведенных выше положений следует, что нахождение истца на курсах повышения квалификации, стажировки, первоначальной подготовки, сдача квалификационных экзаменов, методических сборов законодателем приравнивается к выполнению работы и не может быть исключено из подсчета стажа.

Как следует из материалов дела и подтверждается приказами: -км от /дата/, -км от /дата/, -км от /дата/, -км от /дата/, списками и сроками командирования сотрудников от /дата/, /дата/, /дата/ сметами расходов командирования сотрудников от /дата/, /дата/, /дата/, Рогов А.А. находился в периоды: с /дата/ по /дата/ на профессиональной переподготовки мастеров ГДЗС; с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/, с /дата/ по /дата/ участвовал в учебно-методических сборах.

Из представленных материалов дела усматривается, что в период нахождения на профессиональной переподготовки мастеров ГДЗС, участия в учебно-методических сборах, трудовые отношения истца с ФГКУ «1отряд ФПС по Томской области» не прекращались, за истцом сохранялось место работы, выплачивалась средняя заработная плата, с которой производились в полном объеме отчисления страховых взносов в соответствии с действующим законодательством, в связи с чем, указанные периоды подлежат включению в стаж работы, как по пункту 18 части 1 статьи 30, так и по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно части 1 статьи 186 ТК РФ в день сдачи крови и ее компонентов, а также в день связанного с этим медицинского обследования работник освобождается от работы.

Кроме того, в соответствии с частью 4 названной нормы после каждого дня сдачи крови и ее компонентов работнику предоставляется дополнительный день отдыха. Указанный день отдыха по желанию работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован в другое время в течение года после дня сдачи крови и ее компонентов.

При сдаче крови и ее компонентов работодатель сохраняет за работником его средний заработок за дни сдачи и предоставленные в связи с этим дни отдыха (ч. 5 ст. 186 ТК РФ).

В соответствии с Федеральным законом от 20 июля 2012 г. N 125-ФЗ "О донорстве крови и ее компонентов", государство гарантирует донору защиту его прав и охрану его здоровья, донору гарантируются льготы, связанные с восстановлением и поддержанием его здоровья, что соответствует конституционно значимым целям и предопределяет обязанности по отношению к донорам, как государства, так и организаций независимо от форм собственности.

Приказами -к от /дата/, -к от /дата/ подтверждается предоставление Рогову А.А. дополнительных дней отдыха с сохранением среднего заработка за сдачу крови и ее компонентов в периоды с 07.10.2014 по 14.10.2014 (8 календарных дней); с 03.08.2015 по 08.08.2015 (6 дней).

С учетом системного толкования приведенных положений законодательства и разъяснений, содержащихся в письме Пенсионного фонда Российской Федерации от 07 декабря 1998 г. N 06-28/10740, принимая во внимание, что за истцом в донорские дни сохранялся средний заработок по основному месту работы в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, то дни сдачи крови и последующие за ними дни отдыха подлежат включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии как по пункту 18 части 1 статьи 30, так и по пункту 6 части 1 статьи 32 Федерального закона "О страховых пенсиях".

Согласно пункту 12 статьи 7 Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", в п.6 ст. 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" внесены изменения направленные на повышения возраста, дающего право на страховую пенсию по старости.

В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" досрочная страховая пенсия по старости назначается мужчинам по достижении возраста 60 лет и женщинам по достижении возраста 55 лет (с учетом положений, предусмотренных приложениями 5 и 6 к настоящему Федеральному закону), если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.

Согласно пункту 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Учитывая периоды работы, которые включены Пенсионным органом в стаж работы Рогова А.А., дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", составляющие в общей сложности 22 года 07 месяцев 22 дня, а также периоды, которые включены судом в специальный стаж истца с 27.02.2011 по 23.04.2011 профессиональная переподготовка мастеров газодымозащитной службы, с 25.04.2012 по 26.04.2012 участие в учебно-методических сборах, с 12.12.2012 по 13.12.2012, с 17.07.2013 по 18.07.2013 учебно-методические сборы, с 07.10.2014 по 14.10.2014, с 03.08.2015 по 08.08.2015 дополнительное время отдыха за сдачу крови и ее компонентов, специальный страховой стаж истца на дату обращения с заявлением о назначении пенсии является недостаточным для назначения досрочной страховой пенсии работы на должностях Государственной противопожарной службы (пожарной охраны, противопожарных и аварийно-спасательных служб) федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Поскольку, как уже отмечено выше, продолжительность работы, необходимая для назначения пенсии по п. 18 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ, у истца отсутствует, имеющаяся у Рогова А.А. продолжительность стажа работы по п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ по достижении возраста 58 лет (не ранее /дата/), а суммарный стаж работы в районах Крайнего Севера либо приравненных к ним местностях (включая периоды работы по п. 6 ч. 1 ст. 30 Федерального закона N 400-ФЗ) с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к данному Закону и Федерального закона от 03.10.2018 N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий", свидетельствует о наличии у истца права на назначение пенсии по п. 6 ч. 1 ст. 32 Федерального закона N 400-ФЗ, по достижении им возраста 58 лет.

При таких обстоятельствах, вопреки доводам истцам, на дату обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости у Рогова А.А. не возникло права на назначение досрочной страховой пенсии по старости ни на основании пункта 18 части 1 статьи 30 так и ни на основании пункта 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

На основании изложенного и, руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Рогова А.А. удовлетворить частично.

Обязать Государственное Учреждение-Управление Пенсионного фонда РФ в Асиновском районе Томской области (межрайонное) зачесть Рогову А.А. периоды с 27.02.2011 по 23.04.2011 профессиональная переподготовка мастеров газодымозащитной службы, с 25.04.2012 по 26.04.2012 участие в учебно-методических сборах, с 12.12.2012 по 13.12.2012, с 17.07.2013 по 18.07.2013 учебно-методические сборы, с 07.10.2014 по 14.10.2014, с 03.08.2015 по 08.08.2015 дополнительное время отдыха за сдачу крови и ее компонентов, в стаж дающий право на досрочное пенсионное обеспечение в соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 30, пунктом 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

В остальной части исковых требований Рогову А.А. – ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца путем подачи апелляционный жалобы через Асиновский городской суд Томской области.

Судья:                                            Т.С. Симагина

2-199/2021 ~ М-206/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Рогов Александр Анатольевич
Ответчики
ГУ - Управление Пенсионного фонда в Асиновском районе (межрайонное) Томской области
Суд
Асиновский городской суд Томской области
Судья
Симагина Т.С.
Дело на сайте суда
asinovsky--tms.sudrf.ru
25.03.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.03.2021Передача материалов судье
25.03.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.03.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.04.2021Подготовка дела (собеседование)
23.04.2021Подготовка дела (собеседование)
23.04.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.04.2021Судебное заседание
29.04.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.04.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.04.2021Дело оформлено
01.06.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее