Судебный акт #1 (Определение) по делу № 33а-37379/2019 от 12.09.2019

Судья Ермолов Г.Н. дело № 33а – 37379/2019 (№ 2а-5208/2019)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

19 ноября 2019 года г. Краснодар

Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:

председательствующего Сидорова В.В.,

судей Морозовой Н.А., Суслова К.К.,

по докладу судьи Сидорова В.В.,

при ведении протокола

помощником судьи Ткач И.И.,

слушала в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе представителя военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодар по доверенности Романчук Н.В. на решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 июня 2019 года.

Заслушав доклад судьи, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чернышев А.Г. обратился в суд с административным исковым заявлением к военному комиссариату Западного и Прикубанского округов г. Краснодара, призывной комиссии Западного и Прикубанского округов г. Краснодара о признании незаконным решения призывной комиссии от 25.11.2016г. о выдаче справки взамен военного билета как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и возложении обязанности выдать военный билет.

В обосновании заявленных требований ссылается на то, что он принят на воинский учет 26.01.2006г. военным комиссариатом <...> респ. Дагестан.

С сентября 2007 года проходил обучение по очной форме в Страсбурском университете им. М. Блока.

В сентябре 2013 года Чернышев А.Г. поступил в Краснодарский университет МВД России для прохождения обучения по программе магистратуры.

01.10.2013г. Чернышев А.Г. принят на воинский учет военным комиссариатом по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара.

В марте 2019 года при обращении в военный комиссариат по вопросу получения военного билета, Чернышеву А.Г. стало известно о том, что решением призывной комиссии от 25.11.2016г. он принят в запас с выдачей справки взамен военного билета как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Административный истец считает решение призывной комиссии незаконным, нарушающим его права и законные интересы, в связи с чем, обратился в суд с вышеуказанными требованиями.

Обжалуемым решением Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 июня 2019 года административное исковое заявление Чернышева А.Г. удовлетворено Суд признал незаконным решение призывной комиссии по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара от 25.11.2016г. о признании Чернышева А.Г. не прошедшим военную службу по призыву, без законных на то оснований. Обязал призывную комиссию принять решение о зачислении Чернышева А.Г. в запас по основанию, предусмотренному абз. 6 п. 1 ст. 52 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» и выдаче военного билета.

С указанным решением суда не согласилась представитель военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодар по доверенности Романчук Н.В. и подала апелляционную жалобу, в которой ссылается на нарушение административным истцом порядка, предусмотренного Федеральным законом от 28.03.1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе».

В судебное заседание судебной коллегии по административным делам Краснодарского краевого суда административный истец и представитель административного ответчика военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодар не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, что подтверждается имеющимися в материалах дела почтовыми уведомлениями о получении сторонами по делу заказной корреспонденции, в связи с чем, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

Положением ч. 1 ст. 308 КАС РФ предусмотрено, что суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

В соответствии с ч. 2 ст. 310 КАС РФ, основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются:

1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела;

3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела;

4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Приходя к выводу об удовлетворении требований Чернышева А.Г., судом первой инстанции указано, что решение призывной комиссии о выдаче справки взамен военного билета незаконно, нарушает право истца на получение военного билета и влечет за собой незаконные ограничения, предусмотренные действующим законодательством к лицам, признанным не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в частности, связанные с возможностью поступления на государственную гражданскую и муниципальную службу.

С учетом того, что действующим законодательством не предусмотрена обязанность призывника самостоятельно (без повестки) являться в военный комиссариат для призыва, административный истец добросовестно исполнял свои гражданские обязанности, добровольно являлся по вызову военкомата, проходил ВВК, имел установленные законодательством отсрочки от прохождения военной службы, суд первой инстанции решил, что Чернышеву А.Г. должен быть выдан военный билет, а решение призывной комиссии является незаконным, нарушающим права и законные интересы истца.

Однако, судебная коллегия полагает, что данный вывод суда первой инстанции основан на неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для административного дела, а также на неправильном применении норм материального права.

Так, из материалов дела следует, что Чернышев А.Г., <...> года рождения, с 26.01.2006г. состоял на воинском учете в военном комиссариате <...> Республики Дагестан.

09.10.2007г. призывной комиссией военного комиссариата Республики Дагестан истцу Чернышеву А.Г. предоставлена отсрочка по ст. 24 п. 2 пп. «а», как студенту Страсбурского университета им. М. Блока, для получения высшего профессионального образования.

По окончании обучения в Страсбурском университете им. М. Блока в сентябре 2013 года Чернышев А.Г. поступил в Краснодарский университет МВД России на первый курс для прохождения обучения по программе магистратуры.

01.10.2013г. Чернышев А.Г. стал на воинский учет в военном комиссариате Западного и Прикубанского округов г. Краснодара в отделении подготовки и призыва граждан на военную службу.

В сентябре 2013 года Чернышев А.Г. поступил в Краснодарский университет МВД России на 1 курс.

25.06.2014г. получено ходатайство на представление отсрочки от министра по национальной политике Республики Дагестан. Чернышев А.Г. был вызван на призывную комиссию Западного и Прикубанского округов г. Краснодара через начальника Краснодасркого университета МВД России на 12.12.2014г., однако не явился. Вместо Чернышева А.Г. прибыл представитель учебного заведения и предоставил справку о том, что Чернышев А.Г. зачислен курсантом Краснодарского университета МВД России и обучается на 2 курсе.

08.04.2015г. Чернышев А.Г. был вызван в военный комиссариат Западного и Прикубанского округов г. Краснодар через начальника Краснодарского университета МВД России на призывную комиссию на 20.04.2015 г.

22.11.2016г. Чернышев А.Г. оповещен о прибытии на призывную комиссию Западного и Прикубанского округов г. Краснодар на 25.11.2016г. на которой принято спариваемое решение о выдаче ему справки взамен военного билета, как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований,

В силу ч. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998г. № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Согласно п. 1.1 ст. 28 указанного закона, при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований.

Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу.

Согласно п. 34 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года № 663, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, подпунктом «в» пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с 1 января 2014 г., при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.

В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если данным Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Частью 5 ст. 219 КАС РФ предусмотрено, что пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

В силу ч. 8 той же статьи КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Таким образом, срок обращения с административным исковым заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда административному истцу стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности, а обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на административном истце.

Разрешая настоящий спор, судом первой инстанции установлено, что административный истец узнал о нарушении своих прав оспариваемым решением призывной комиссии лишь из письма начальника военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара и полученным марта 2019 года, в связи с чем, срок для подачи административного искового заявления не пропущен.

Вместе с тем, судебной коллегией усматривается, что доказательств, подтверждающих указанный вывод районного суда, в материалах дела не содержится.

При этом, из представленных материалов дела следует, что 25.11.2016г. Чернышев А.Г. присутствовал при принятии решения призывной комиссией военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара, проходил медицинское освидетельствование.

Следовательно, Чернышевым А.Г. пропущен предусмотренный ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок для подачи административного искового заявления о признании незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара от 25.11.2016г. о выдаче справки взамен военного билета как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и возложении обязанности выдать военный билет.

При этом, о восстановлении данного срока с указанием на уважительность причин его пропуска Чернышевым А.Г. суду не заявлено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции нельзя признать законным и обоснованным, поскольку, приходя к выводу об удовлетворении требований Чернышева А.Г., судом первой инстанции неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, что привело к неправильному применению норм процессуального права.

Согласно п. 2 ст. 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия находит решение районного суда подлежащим отмене, а заявленные требования оставлению без удовлетворения.

Руководствуясь ст. ст. 308-310 КАС РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Апелляционную жалобу представителя представителя военного комиссариата Западного и Прикубанского округов г. Краснодар по доверенности Романчук Н.В. удовлетворить.

Решение Прикубанского районного суда г. Краснодара от 10 июня 2019 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении административного искового заявления Чернышева А.Г. о признании незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата Краснодарского края по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодара от 25.11.2016г. о выдаче справки взамен военного билета как гражданину, не прошедшему военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и возложении обязанности выдать военный билет – отказать.

Председательствующий

Судьи

33а-37379/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
решение (осн. требов.) отменено полностью с вынесением нового решения
Истцы
Чернышев Александр Геннадьевич
Ответчики
Призывная комиссия по Западному и Прикубанскому округам г. Краснодар
Другие
Романчук Н.В.
Суд
Краснодарский краевой суд
Судья
Сидоров Вячеслав Валерьевич
Дело на сайте суда
kraevoi--krd.sudrf.ru
12.09.2019Передача дела судье
29.10.2019Судебное заседание
19.11.2019Судебное заседание
06.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2019Передано в экспедицию
Судебный акт #1 (Определение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее