Дело № 2-3232/22-2012г.
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ15 мая 2012 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Черняевой И.В.,
При секретаре Бутенко О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Кусакина А.Б., Тарасова М.Ю., Давидовича И.М., Береснева С.А. о признании незаконными решений Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия,
У С Т А Н О В И Л :
Заявители обратились в суд с заявлением по тем основаниям, что ДД.ММ.ГГГГ Кусакин А.Б., Тарасов М.Ю., Давидович И.М., Береснев С.А., в соответствии со ст. 18, 29, 30 Земельного Кодекса РФ обратились в Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия с аналогичными заявлениями об утверждении схем расположения новых земельных участков для последующего предоставления в аренду ориентировочной площадью <данные изъяты> квадратных метров каждый из земель находящихся в государственной собственности для личного подсобного хозяйства. В заявлениях было указано назначение объекта, предполагаемое место размещения, ориентировочная площадь земельного участка, испрашиваемое право. К каждому заявлению прилагалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и копия выписки из государственного кадастра недвижимости в форме кадастрового плана территории от ДД.ММ.ГГГГ №. ДД.ММ.ГГГГ Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия в адрес заявителей направила оспариваемые решения, указав, «что в соответствии с генеральным планом Чалнинского сельского поселения, утвержденным Решением XXI сессии II созыва Совета Чалнинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемые земельные участки предусмотрены под индивидуальную застройку с приусадебными земельными участками». Далее Администрация, ссылаясь на Постановление Главы местного самоуправления Пряжинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства на территории Пряжинского района» сообщает, что минимальная площадь земельного участка предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства не может быть менее <данные изъяты> кв.м. Данные решения, оформленные официальными письмами №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, заявителя считают незаконными отказами, нарушающими их права и создающими препятствия к реализации их прав на приобретение земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства. Ссылаясь на ст. 4 ФЗ от 07.07.2003г. №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», ст. 30 ЗК РФ, заявители просили признать незаконным решения Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия, оформленные ответами №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными. Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия предоставить испрашиваемые земельные участки согласно поданным заявлениям.
ДД.ММ.ГГГГ стороной заявителей уточнены требования, по которым они просили обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия провести работы по формированию земельных участков согласно поданным ими заявлениям.
В судебном заседании представитель заявителей Филатов К.С. на требованиях настаивал по основаниям, изложенным в заявлении. Указал, что законных оснований к отказу в предоставлении земельных участков нет. Обозначенная заявителями цель использования испрашиваемых земельных участков не исключает возможности осуществления возведения или строительства жилого дома, что предполагает регулирование возникших правоотношений в соответствии с ст. 30 ЗК РФ. Ст. 30 ЗК РФ предусмотрен различный порядок предоставления земельного участка: без предварительного согласования места размещения объекта (п. 4 ст. 30) и с предварительным согласованием места размещения объекта (п. 5 ст. 30). Как следует из п. 11 ст. 30 ЗК - нормы прямого действия для цели - ведения личного подсобного хозяйства предварительное согласование место размещения объекта не проводится. Следовательно, предоставление таких земельных участков гражданам должно осуществляться с учетом требований иных положений Земельного кодекса Российской Федерации и нормативных актов. Из пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что для реализации права на получение аренду земельного участка должен быть соблюден порядок его формирования и постановки на государственный кадастровый учет, что обусловливает необходимость предварительного проведения уполномоченными органами ряда связанных с этим мероприятий. Предоставлению любого земельного участка по процедуре - без предварительного согласования места размещения объекта, предшествует проведение работ по формированию земельного участка, понятие "формирование земельного участка", содержится в подпункте 1 пункта 4 статьи 30 ЗК РФ и подразумевает выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка. Земельные участки на сегодняшний день не сформированы, на кадастровый учет не поставлены, иным гражданам не предоставлены.
Представитель Администрации Пряжинского национального муниципального района Табота Ю.Д., действующая на основании доверенности, требования не признала. Указала, что в соответствии с генеральным планом Чалнинского сельского поселения предоставление земельных участков под личное подсобное хозяйство не предусмотрено. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Федерального закона от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» нормативными правовыми актами органов местного самоуправления устанавливаются предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства. В обжалуемых ответах Администрация предупредила заявителей о том, что в дальнейшем испрашиваемые земельные участки невозможно будет предоставить в собственность, так как они не соответствуют установленным предельным (максимальным и минимальным) размерам земельных участков, предоставляемых гражданам для ведения личного подсобного хозяйства. Поданные ДД.ММ.ГГГГ заявителями Бересневым С.А., Давидовичем И.М., Кусакиным А.Б., Тарасовым М.Ю. заявления содержат просьбу об утверждении схем расположения вновь образуемых земельных участков. При этом, заявители ссылаются на ст. 28, 29, 30 Земельного кодекса РФ. Однако, исходя из текста заявления, усматривается, что испрашиваются земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства. Таким образом, заявители должны были обратиться в ином порядке - в соответствии со ст. 34 Земельного кодекса РФ, которая устанавливает порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством. Заявители ошибочно мотивировали и свои заявления, и свои требования в суде, ссылаясь на статью 30 Земельного Кодекса РФ. Данная статья устанавливает порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. В рассматриваемых заявления заявители просили утвердить схемы расположения земельных участков для целей, не связанных со строительством. Однако, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Земельного кодекса первоначально заявители должны были подать заявление о предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса. После чего с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения уполномоченный орган власти утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Следующий этап — выполнение кадастровых работ в отношении земельного участка и его постановка на государственный кадастровый учет. Частью 4 ст. 34 Земельного кодекса предусмотрено, что заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Считает, что данные Администрацией ответы не являются решениями, не содержат властных полномочий, а значит и не влекут нарушение прав и обязанностей.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Кусакин А.Б., Тарасов М.Ю., Давидович И.М., Береснев С.А., обратились в Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия с заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ об утверждении схем расположения новых земельных участков для последующего предоставления в аренду ориентировочной площадью Давидович И.М. – <данные изъяты> кв.м., Тарасов М.Ю. – <данные изъяты> кв.м., Береснев С.А. – <данные изъяты> кв.м., Кусакин А.Б. – <данные изъяты> кв.м. из земель населенных пунктов на кадастровом плане территории из земель, находящихся в ведении Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия для личного подсобного хозяйства.
В заявлениях было указано назначение объекта, предполагаемое место размещения, ориентировочная площадь земельного участка, испрашиваемое право. К каждому заявлению прилагалась схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории и копия выписки из государственного кадастра недвижимости в форме кадастрового плана территории от ДД.ММ.ГГГГ №, что подтверждается представленными в дело документами.
Администрация Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия в адрес заявителей направила письма №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, в которых указала, что в соответствии с генеральным планом Чалнинского сельского поселения, утвержденным Решением XXI сессии II созыва Совета Чалнинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемые земельные участки предусмотрены под индивидуальную застройку с приусадебными земельными участками. Также в письмах указано, что в соответствии с Постановлением Главы местного самоуправления Пряжинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства на территории Пряжинского района» минимальная площадь земельного участка предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства не может быть менее <данные изъяты> кв.м.
Согласно части 10 ФЗ РФ «Овведении в действие Земельного кодекса РФ» от 25 октября 2011г. № 137-ФЗ, распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством РФ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 81 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) гражданам, изъявившим желание вести личное подсобное хозяйство, земельные участки предоставляются в соответствии с настоящим Кодексом, федеральным законом о личном подсобном хозяйстве.
Из положений статьи 4 Федерального закона от 07 июля 2003 г. N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» следует, что для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.
Земельные участки испрашиваются заявителями под ЛПХ в населенном пункте, то есть в силу ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» являются приусадебными.
ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» не регламентирует порядок предоставления гражданам приусадебного земельного участка. Вместе с тем в ч. 3 ст. 81 ЗК РФ указано, что земельные участки под ЛПХ предоставляются гражданам в соответствии с Федеральным законом «Оличном подсобном хозяйстве» и в соответствии с настоящим Кодексом.
В соответствии с п.11 ст.30 ЗК РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при размещении объекта в городском или сельском поселении всоответствии с градостроительной документацией о застройке и правилами землепользования к застройки (зонированием территорий), а также в случае предоставления земельного участка для нужд сельскохозяйственного производства или земельных участков из состава земель лесного фонда либо гражданину для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства.
Предоставив в адрес Администрации Пряжинского национального муниципального района заявления об утверждении схем расположения земельных участков для дальнейшего предоставления их в аренду, заявители выразили свою волю на получение данных земельных участков в аренду, соответственно Администрация в свою очередь, рассмотрев поступившие заявления, должна была принять по ним соответствующие решения.
В данном случае, по результатам рассмотрения заявлений Администрация направила заявителям письма, которые фактически содержат в себе отказ в решении вопроса о предоставлении земельных участков, из которых следует о невозможности предоставить данные земельные участки заявителям по двум основаниям. Первое основание - что в соответствии с генеральным планом Чалнинского сельского поселения, утвержденным Решением XXI сессии II созыва Совета Чалнинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемые земельные участки предусмотрены под индивидуальную застройку с приусадебными земельными участками.
Действительно, согласно Решению XXI сессии II созыва Совета Чалнинского сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ и приложенной схеме испрашиваемые земельные участки входят в территорию, которая предусмотрена под индивидуальную застройку с приусадебными земельными участками.
Между тем, обозначенная заявителями цель использования испрашиваемых земельных участков не исключает возможности осуществления возведения или строительства жилого дома, и как указывалось выше, данные земельные участки располагаются в населенном пункте, то есть в силу ст. 4 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» являются приусадебными. Таким образом, первое основание, по которому Администрацией Пряжинского национального муниципального района заявителям фактически отказано в рассмотрении вопроса о предоставлении испрашиваемых земельных участков, является не обоснованным.
Второе основание к отказу, указанное в письмах - что в соответствии с Постановлением Главы местного самоуправления Пряжинского района № от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении предельных размеров земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства на территории Пряжинского района» минимальная площадь земельного участка предоставляемого для ведения личного подсобного хозяйства не может быть менее <данные изъяты> кв.м.
Между тем данное постановление устанавливает минимальную площадь предоставляемых земельных участков для ЛПХ в собственность, однако в данном случае земельные участки испрашивались в аренду, соответственно и это основание к отказу в рассмотрении вопроса о предоставлении земельных участков заявителям для ЛПХ в аренду не обоснованно.
Доводы представителя Администрации Пряжинского национального муниципального района о том, что данный пункт письма содержал лишь информацию о том, что в дальнейшем испрашиваемые земельные участки не могут быть предоставлены заявителя в собственность, суд находит несостоятельными, поскольку в собственность земельные участки в данном случае не испрашивались.
Иных Постановлений и Распоряжений, которые устанавливали бы минимальный и максимальный размер предоставляемых земельных участков в аренду для ЛПХ в границах населенного пункта <данные изъяты>, суду не представлено.
Также доводы представителя Администрации о том, что от граждан, проживающих на территории Чалнинского поселения поступили заявления о предоставлении в собственность тех участков, на которые претендуют заявители, и они имеют первоочередное право на получение данных земельных участков, судом во внимание приняты быть не могут.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Главе Администрации Пряжинского национального муниципального района поступило заявление от ФИО1, из которого следует, что он просит предоставить в собственность бесплатно, как многодетной семье, земельный участок в д. <данные изъяты> как многодетной семье для ИЖС, ДД.ММ.ГГГГ ему дан ответ о том, что решение о предоставлении в собственность земельного участка может быть принято после проведения кадастровых работ и постановки земельного участка на кадастровый учет. Также ДД.ММ.ГГГГ на имя Главы Администрации Пряжинского национального муниципального района поступило заявление от ФИО2 о предоставлении земельного участка бесплатно в собственность, как многодетной семье, в <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ в адрес данного заявителя также направлен ответ о том, что решение о предоставлении в собственность земельного участка может быть принято после проведения кадастровых работ. К данным ответам приложены схемы расположения земельных участков, утвержденные Главой Чалнинского сельского поселения.
Между тем, ФИО1 и ФИО2 обратились с заявлениями о предоставлении земельных участков позже заявителей, как объяснил представитель Администрации, работы по формированию земельных участков еще не начаты. Также представитель Администрации пояснил, что на земельном участке, который отведен под индивидуальную застройку, в границы которого входят испрашиваемые земельные участки заявителями, а также ФИО1, и ФИО2, может быть размещено шесть земельных участков для ИЖС. Кроме того, из представленных документов, в частности утвержденных схем, не возможно определить, действительно ли утвержденные границы земельных участков совпадают, либо пересекаются с границами земельных участков, испрашиваемых заявителями.
Оценивая представленные доказательства, суд приходит к выводу, что письма Администрации Пряжинского национального муниципального района №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ, которые фактически препятствуют заявителям в получении земельных участков для ЛПХ в аренду, являются незаконными.
Также суд принимает во внимание, что в соответствии с ч. 1 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: 1) без предварительного согласования мест размещения объектов; 2) с предварительным согласованием мест размещения объектов.
В силу положений п. 11 ст. 30 Земельного кодекса РФ предварительное согласование места размещения объекта не проводится при предоставлении гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства,
В соответствии с п. 4 ст. 30 ЗК РФ предоставление земельного участка для строительства без предварительного согласования места размещения объекта осуществляется в следующем порядке: 1) проведение работ по формированию земельного участка: выполнение в отношении земельного участка в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке, осуществление государственного кадастрового учета такого земельного участка; определение разрешенного использования земельного участка; определение технических условий подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и платы за подключение объектов к сетям инженерно-технического обеспечения; принятие решения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов); публикация сообщения о проведении торгов (конкурсов, аукционов) или приеме заявлений о предоставлении земельных участков без проведения торгов (конкурсов, аукционов).
Таким образом, для принятия органом, уполномоченным на распоряжение соответствующим земельным участком, решения о предоставлении земельного участка в аренду для ведения личного подсобного хозяйства требуется утверждение органом местного самоуправления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане, соответствующей территории.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Оценивая представленные суду доказательства, принимая во внимание, что работы по формированию испрашиваемых земельных участков после поступления заявлений Администрацией Пряжинского национального муниципального района проведены не были, схема расположения земельных участков не утверждена, суд полагает, что требования обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия провести работы по формированию земельных участков согласно поданным заявлениям в целях устранения нарушенного права заявителей суд считает обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ взысканию с Администрации Пряжинского национального муниципального района в пользу Кусакина А.Б., Тарасова М.Ю., Давидовича И.М., Береснева С.А. подлежат расходы по оплате государственной пошлины
Руководствуясь ст. ст. 194-199, 254-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Заявленные требования удовлетворить.
Признать решения Администрации Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия, оформленные ответами №, №, №, № от ДД.ММ.ГГГГ незаконными.
Обязать Администрацию Пряжинского национального муниципального района Республики Карелия устранить нарушения прав заявителей Кусакина А.Б., Тарасова М.Ю., Давидовича И.М., Береснева С.А. путем проведения работ по формированию земельных участков согласно поданным ими заявлениям.
Взыскать с Администрации Пряжинского национального муниципального района в пользу Кусакина А.Б., Тарасова М.Ю., Давидовича И.М., Береснева С.А. расходы по оплате государственной пошлины в размере по <данные изъяты> рублей каждому.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение месяца с момента принятия решения судом в окончательной форме через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Судья: И.В. Черняева
Решение в окончательной форме принято: 20 мая 2012г.