Дело №2-328/2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
16 апреля 2012 года г. Хабаровск
Кировский районный суд г. Хабаровска
в составе председательствующего судьи Якубанец Е.Ю.
при секретаре Кузиной Д.Н., с участием представителя истца Петрова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Короткова ФИО8 к ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» «Востокрегионжилье» МО РФ о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по включению в соответствующий реестр на получение жилья,
У С Т А Н О В И Л:
Коротков С.В. обратился в суд с иском к ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» «Востокрегионжилье» МО РФ, войсковой части <данные изъяты> о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий, возложении обязанности по включению в соответствующий реестр на получение жилья.
В обоснование иска указал, что был уволен досрочно с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья (подпункт «б» пункта 3 статьи 51 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). В период службы жилье не предоставлялось. На момент увольнения жилья в собственности не имел. В соответствии с п.п. «б», п.14 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы перед представлением военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, к увольнению с военной службы с ним проводится индивидуальная беседа, как правило, командиром воинской части. Содержание проведенной беседы отражается в листе беседы. Истец был уволен и исключен из списков личного состава воинской части № без предоставления жилья, несмотря на то, что согласия на исключение из списков не изъявлял. Кроме того, истец состоял в очереди на получение жилья, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Действия истца, направленные на реализацию своих жилищных прав в период прохождения воинской службы в воинской части № <адрес> были удовлетворены протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ на заседании жилищно-бытовой комиссии войсковой части № В соответствии с данным протоколом истец был включен в список очередников на получение жилья, как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Приказом в/ч № № от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен в запас по состоянию здоровья и со дня издания указанного приказа исключен из списков личного состава и всех видов обеспечения. Указанный приказ был признан незаконным по протесту военного прокурора Комсомольского-на-Амуре гарнизона в связи с нарушением требований ст.ст.23 и 34 ФЗ «О статусе военнослужащих». Приказом в/ч № № от ДД.ММ.ГГГГ дата исключения из списков личного состава части и всех видов обеспечения была изменена на ДД.ММ.ГГГГ При этом истец был исключен из списков личного состава без предоставления жилья в нарушение абзаца второго п.1 ст.23 ФЗ «О статусе военнослужащих».
В настоящее время истец проживает по адресу <адрес>. Квартира неблагоустроенная, с печным отоплением, жилая площадь которой составляет 12,8 кв.м. Общий процент износа дома составляет 57%.
Из ответа ФГУ «Востокрегионжилье» от 24.11.2011г. следует, что истец не признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма по линии Министерства обороны РФ в связи с отсутствием информации по сведениям КЭЧ, переданных ФГУ «Востокрегионжилье».
За период прохождения службы истец жильем за счет Министерства обороны РФ не обеспечивался, государственный жилищный сертификат на получение жилья не получал, бронированного и приватизированного жилья не имел, безвозмездную финансовую помощь и ссуду на строительство (приобретение) жилья в финансовом органе войсковой части № не получал, жилья в собственности не имеет.
Считает, что его права грубо нарушены. В ходе рассмотрения дела истец уточнил требования, просит привлечь командира в/ч № в качестве третьего лица. Просит суд признать его нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма от Министерства обороны РФ с включением его в соответствующий реестр на получение жилья. Также просит взыскать в его пользу расходы, понесенные в связи с рассмотрением дела, на оплату услуг представителя.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в связи с отдаленностью места проживания. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося истца, при участии его представителя, в порядке ст.167 ГПК РФ.
Представитель истца Петров А.Ю. исковые требования поддержал. Суду пояснил, что при передаче документов от войсковой части в ФГУ «Востокрегионжилье», они были утеряны. При увольнении истца вопрос обеспечения его жильем не решен. Истец в настоящее время проживает в неблагоустроенном доме, вместе с дочерью, другого жилья не имеют. Жилая площадь составляет 11,5 кв.м. Просит признать Короткова нуждающимся в получении жилья и восстановить в очереди на получение жилья; требования по возмещению услуг на оплату представителя просит не рассматривать.
Командир войсковой части № о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в ходатайстве от 12.03.2012г. просит рассматривать дело в его отсутствие, против удовлетворения исковых требований не возражает.
Представитель ответчика - ФГУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела извещен, причины неявки суду не сообщил. Суд определил, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся представителя ответчика, третьего лица в порядке ст.167 ГПК РФ.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав доказательства по делу, судом установлены следующие обстоятельства.
Как следует из выписки из приказа Командующего Тихоокеанским флотом № от ДД.ММ.ГГГГ Коротков С.В., состоящий в распоряжении <данные изъяты> досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащего военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе. Выслуга лет в календарном исчислении составляет 14лет 2мес., что в льготном исчислении – 20 лет 11мес. (л.д.8).
На основании протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ Коротков С.В. включен в список очередников на получение жилья как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д.5).
Согласно выписке из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ № Коротков С.В. досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас с 02.11.2007г. по состоянию здоровья и исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения 02.11.2007г. (л.д.9).
В связи с протестом военного прокурора Комсомольского-на-Амуре гарнизона (л.д.12-13) на указанный приказ, отменен пункт 1 приказа № от ДД.ММ.ГГГГ, Коротков С.В. исключен из списков личного состава части и всех видов обеспечения с 18.12.2007г. (л.д.14).
Истцом представлена справка № от ДД.ММ.ГГГГ, выданная главой Администрации <адрес> согласно которой Коротков С.В. 1958 г.р. зарегистрирован по адресу <адрес> общей площадью 24,3 кв.м., имеет семью в составе – дочь Короткова Е.С.1992г.р. (л.д.16).
Согласно справке о техническом состоянии зданий, строений № от ДД.ММ.ГГГГ общий процент износа жилого <адрес>, в котором проживает истец с семьей, составляет 57 процентов (л.д.32); общая площадь квартиры 24,3 кв.м., жилая площадь- 11,5 кв.м. Дом неблагоустроенный с печным отоплением, о чем свидетельствует также справка главы сельской Администрации <адрес> № от 17.01.2012г. (л.д.17).
На основании протокола № заседания жилищно-бытовой комиссии войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ Коротков С.В. подлежал включению в список очередников на получение жилья как нуждающийся в улучшении жилищных условий (л.д.5). Справкой № от ДД.ММ.ГГГГ командиром в/ч № подтвержден факт принятия решения на заседании жилищно-бытовой комиссии о включении Короткова С.В. в список очередников на получение жилья как нуждающегося в улучшении жилищных условий (л.д.33).
В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со статьей 49 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным - федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации. Указанным категориям граждан могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.
Пунктом 13 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции от 30.07.2001 года, действующей на момент увольнения истца, было предусмотрено, что военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более. Военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, не более чем за три года до увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе либо в течение года при увольнении с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями по ходатайству командиров воинских частей включаются органами местного самоуправления избранного постоянного места жительства в списки граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений, или в списки членов жилищно-строительных (жилищных) кооперативов. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают соответствующим командирам воинских частей в трехмесячный срок и гарантируют предоставление жилых помещений после прибытия граждан, уволенных с военной службы, на избранное место жительства в течение трех месяцев. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих.
Согласно ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в действующей редакции, жилищное строительство и приобретение жилых помещений для военнослужащих-граждан осуществляются за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба. Обеспечение жилыми помещениями военнослужащих-граждан, подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, осуществляется за счет средств федерального бюджета федеральными органами исполнительной власти (п. 2). Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления: жилого помещения в собственность бесплатно; жилого помещения по договору социального найма; единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (п.2.1). Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Порядок обеспечения жилыми помещениями военнослужащих - граждан, проживающих в закрытых военных городках, при увольнении их с военной службы определяется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 14).
Статьей 15.1 вышеуказанного закона предусмотрено, что предоставления площади жилого помещения, предоставляемого в соответствии с настоящим Федеральным законом в собственность бесплатно или по договору социального найма, составляет 18 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 5 апреля 2007 г. N 5-П пункты 2 и 14 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 19 (часть 2) и 40, в той мере, в какой на их основании возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета граждан, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и уволенных с военной службы до 1 января 2005 года, в отличие от граждан, уволенных или подлежащих увольнению с военной службы после 1 января 2005 года, ограничивается выдачей государственных жилищных сертификатов органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту постановки на учет.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 сентября 1998 г. N 1054 "О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства" утверждены Правила учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, из которых следует, что
В настоящих Правилах устанавливается единый порядок постановки на очередь нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, в том числе граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации право на получение жилья, построенного (приобретенного) за счет средств федерального бюджета (п.1).
Нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства за счет средств федерального бюджета признаются: граждане, уволенные с военной службы в запас или в отставку, прибывшие и вставшие на воинский учет по избранному постоянному месту жительства либо оставшиеся проживать по прежнему месту службы до получения жилья в избранном постоянном месте жительства, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более в календарном исчислении, по следующему основанию: по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (п.6 под.А).
Ведение учета военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, осуществляется отделами по учету и распределению жилой площади (жилищными отделами) органов местного самоуправления или специально назначенными должностными лицами и военными комиссариатами Данные об очередности и постановке на учет военнослужащих обобщаются и представляются в органы местного самоуправления в отношении военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, - Министерством обороны Российской Федерации на основе данных военных комиссариатов (п.12),
Военнослужащие подают рапорт, с приложением документов, по команде не более чем за 3 года до увольнения с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе либо в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями с просьбой ходатайствовать перед органами местного самоуправления избранного ими постоянного места жительства о постановке на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий (п. 13).
На основе рапорта и представленных в соответствии с пунктом 13 настоящих Правил документов командир (начальник) воинской части принимает решение о ходатайстве перед органом местного самоуправления о постановке военнослужащего на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий. Ходатайство и документы направляются в военный комиссариат по избранному военнослужащим постоянному месту жительства для последующего направления в соответствующий орган местного самоуправления. Военный комиссариат включает военнослужащего в список очередников на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий и направляет копию списка и подлинники документов, полученных от командира (начальника) воинской части, в соответствующий орган местного самоуправления. В списках очередников на получение жилья, представляемых в органы местного самоуправления, указываются данные, которые вносятся в журнал учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий (п. 14, 15).
Органы местного самоуправления регистрируют и ставят на очередь на получение жилых помещений или улучшение жилищных условий военнослужащих на основании документов и списков, представленных военным комиссариатом. Ходатайства с приложенными к ним документами рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам в течение месяца. О принятом решении органы местного самоуправления в письменной форме сообщают военнослужащим через командиров (начальников) воинских частей в 3-месячный срок. Сведения о постановке на учет заносятся в личные дела военнослужащих (п. 16).
Во исполнение названного Постановления Правительства Российской Федерации Приказом Минобороны РФ от 21 ноября 1998 г. N 517
"О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства", заместителям Министра обороны Российской Федерации, главнокомандующим видами Вооруженных Сил Российской Федерации, командующим войсками военных округов, флотами, армиями и флотилиями, командующему Воздушно-десантными войсками, начальникам главных и центральных управлений Министерства обороны Российской Федерации, командирам соединений, воинских частей, начальникам учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций Министерства обороны Российской Федерации, военным комиссарам приказано организовать своевременное проведение бесед с военнослужащими, проходящими военную службу по контракту, нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, общая продолжительность военной службы которых составит 10 лет и более к моменту увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями (далее именуются - военнослужащие), рассмотрение и направление соответствующих ходатайств и документов в военные комиссариаты по избранным военнослужащими постоянным местам жительства для направления в соответствующие органы местного самоуправления, сообщение военнослужащим о решениях, принятых органами местного самоуправления, извещение военных комиссариатов об изменении военнослужащими решения о избранном постоянном месте жительства, а также занесении в личные дела военнослужащих сведений о постановке на учет и снятии с учета органами местного самоуправления в избранных военнослужащими постоянных местах жительства.
С 09.11.2010 года вступил в силу, Приказ Минобороны РФ от 30 сентября 2010 г. N 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений", которым утверждена Инструкция о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, жилых помещений по договору социального найма, согласно которой учет военнослужащих нуждающихся в улучшении жилищных условий возложен на структурное подразделение уполномоченного Министром обороны Российской Федерации органа (специализированную организацию (структурное подразделение специализированной организации). Учет военнослужащих, нуждающихся в жилых помещениях, ведется по очередности исходя из даты принятия их на учет (п. 10). Жилые помещения, предоставляемые по договору социального найма (далее именуются - жилые помещения), распределяются уполномоченным органом военнослужащим, принятым на учет нуждающихся в жилых помещениях, по очередности, которая определяется датой принятия военнослужащих на учет нуждающихся в жилых помещениях, в случае если указанные даты совпадают, очередность определяется с учетом общей продолжительности военной служб (п. 11).
В соответствии со статьей 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.
Судом установлено, что на момент увольнения с военной службы Коротков С.В. как военнослужащий, нуждающийся в улучшении жилищных условий (наличие жилой площади на одного члена семьи ниже предела социальной нормы общей площади жилого помещения), общая продолжительность военной службы которого составила более 20 лет, не был обеспечен жилым помещением. Жилищно-бытовой комиссией был решен вопрос по постановке его на очередь нуждающихся в улучшении жилищных условий.
16.07.2006г. Коротков С.В. с членами семьи: дочерью Коротковой Е.С. 29.04.1992 года рождения, был признан нуждающимся в улучшении жилищных условий по месту службы, в настоящее время продолжает оставаться нуждающимся в улучшении жилищных условий. Вместе с тем, согласно сведениям ФГУ «Востокрегионжилье» МО РФ по состоянию на 09.11.2010г. истец не признан нуждающимся в получении жилого помещения (л.д.22).
Истец, как военнослужащий с общей продолжительностью службы в календарном исчислении более 10 лет, проживающий в неблагоустроенном доме с печным отоплением в квартире общей площадью 24,3 кв.м., составом семьи 2 человека, уволенный с военной службы по состоянию здоровья без предоставления жилого помещения, в нарушение требований закона «О статусе военнослужащих», нуждающийся в получении жилого помещения по избранному месту жительства, имеет право на получение жилого помещения в порядке, предусмотренном вышеуказанными нормами законодательства.
В соответствии с п.1 ст.46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
В соответствии со ст.10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают в том числе из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В соответствии со ст.11 ЖК РФ защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом путем признания жилищного права.
Тем самым, истец и члены его семьи-дочери, с учетом вышеприведенных правовых норм являются нуждающимися в улучшении жилищных условий и имеют право на обеспечение жилым помещением, т.е. включении в соответствующий реестр на получение жилья, с даты постановки на учет, с 16.07.2006г.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Короткова ФИО9 к Федеральному государственному учреждению «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» о признании нуждающимся в улучшении жилищных условий и возложении обязанности по включению в соответствующий реестр на получение жилья, удовлетворить.
Обязать Федеральное государственное учреждение «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации включить Короткова ФИО10 в соответствующий реестр на получение жилого помещения, по установленным нормам, как военнослужащего, уволенного по состоянию здоровья и нуждающегося в улучшении жилищных условий, с учетом в качестве членов семьи: дочь Короткова ФИО11 ДД.ММ.ГГГГг.рождения, с даты принятия на учет 16.07.2006 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.
Мотивированное решение составлено 16.04.2012 года.
Судья: /подпись/
Решение не вступило в законную силу
Копия верна: судья Е.Ю.Якубанец
Подлинник решения находится в материалах дела №2-328/2012 в Кировском районном суде г.Хабаровска
Секретарь Д.Н.Кузина