№ 2-1426/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
25 июля 2018 года п. Березовка
Березовский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Яловка С.Г.,
при секретаре Верхотурове С.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах Козловой Надежды Васильевны, к управлению социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о признании решения о прекращении предоставления меры социально поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг незаконным и возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг,
установил:
прокурор <адрес> Красноярского края, действующий в интересах Козловой Н.В., обратился в суд с иском к Управлению социальной защиты населения администрации <адрес> Красноярского края (далее – УСЗН) о признании незаконным решения УСЗН о прекращении с <дата> предоставления инвалиду I группы Козловой Н.В. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% и возложении на УСЗН обязанности возобновить с <дата> предоставление инвалиду Опекунову А.Д. меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Требования мотивированы тем, что Козлова Н.В. является инвалидом I группы, зарегистрирована по месту жительства по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес>16. Козлова Н.В. имеет право на предоставление мер социальной поддержки (льготы), предусмотренной ст. 17 Федерального закона 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» на оплату не ниже 50% жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда и оплату коммунальных услуг (независимо от принадлежности жилого фонда). Данной мерой социальной поддержки Козлова Н.В. пользовалась до <дата>. В УСЗН поступили сведения о наличии задолженности у Козловой Н.В. по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за два и более месяцев. В связи с имеющейся задолженностью УСЗН Козловой Н.В. с <дата> приостановлено предоставление мер социальной поддержки. <дата> принято решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки Козловой Н.В. с <дата>.
Принятое УСЗН решение прокурор полагает не соответствующим действующему законодательству.
Лицо, в интересах которого подано исковое заявление, – Козлова Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о рассмотрении дела в ее отсутствие или об отложении рассмотрения дела не просила.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения Березовского района Красноярского края, извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрение дела в его отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - Министерства социальной политики Красноярского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен, об отложении рассмотрения дела, либо о рассмотрении дела в его отсутствие не просил.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассматривается в отсутствие неявившихся лиц.
В судебном заседании помощник прокурора Березовского района Шаталов Р.о. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям.
Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 17 Федерального закона от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» предусмотрено предоставление инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50%:
платы за наем и платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов;
платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме независимо от вида жилищного фонда;
платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Инвалидам I и II групп, детям-инвалидам, гражданам, имеющим детей-инвалидов, предоставляется компенсация расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50% указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг.
Законом Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» определены категории граждан, которым предоставляются субсидии - средства, предоставляемые в качестве помощи для оплаты жилья и коммунальных услуг, а также условия предоставления субсидий, их приостановления и прекращения. При этом из положений ст. 7 Закона следует, что к лицам, получающим меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в виде субсидий, отнесены и лица, перечисленные в ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 года №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Согласно п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» предоставление субсидий и дополнительных мер социальной поддержки прекращается по решению органа местного самоуправления в случае непогашения задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или невыполнения условий соглашения по погашению задолженности в течение одного месяца со дня принятия решения о приостановлении предоставления субсидий и дополнительных мер социальной поддержки (при отсутствии уважительной причины ее образования). Действие настоящего пункта не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Как установлено в судебном заседании и усматривается из материалов дела, Козлова Н.В. бессрочно является инвалидом I группы по общему заболеванию (справка ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю Минтруда России Бюро № серия МСЭ-2014 № от <дата>, справка ФКУ «ГБ МСЭ по Красноярскому краю Минтруда России Бюро № серия МСЭ-2016 № от <дата>), зарегистрирована и фактически проживает в принадлежащей ей на праве собственности квартире по адресу: Красноярский край, <адрес>, п. Березовка, <адрес>16 (свидетельство о регистрации по месту проживания от <дата>, свидетельство о государственной регистрации права от <дата> <адрес>).
Протоколами назначения «Субсидия отдельным категориям граждан» от <дата> УСЗН в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Козловой Н.В. как инвалиду была предоставлена субсидия по оплате коммунальных услуг и электроэнергии с <дата> пожизненно.
Протоколами УСЗН приостановки выплаты от <дата> с с <дата> приостановлено, а протоколами УСЗН закрытия от <дата> с <дата> прекращено предоставление Козловой Н.В. указанных мер социальной поддержки в связи с наличием задолженности по оплате коммунальных услуг.
Оценивая представленные доказательства, с учетом вышеприведенных норм права, суд приходит к выводу о том, что решение УСЗН о прекращении предоставления меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50% инвалиду I группы Козловой Н.В. является незаконным, так как противоречит п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», поскольку прекращение предоставления мер социальной поддержки не распространяется на инвалидов, получающих меры социальной поддержки в соответствии с Федеральным законом от 25.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Таким образом, действующим региональным законодательством исключено право на принятие органами местного самоуправления Красноярского края решений о прекращении предоставления мер социальной поддержки на оплату жилья и коммунальных услуг в отношении инвалидов, получающих указанные меры в соответствии с Федеральным законом от 25.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
Следовательно, наличие задолженности по оплате жилья и коммунальных услуг не может явиться основанием для прекращения предоставления инвалиду мер социальной поддержки в виде компенсации расходов в размере 50% по оплате жилья и коммунальных услуг.
Ссылки ответчика на обоснованность приостановления предоставления мер социальной защиты имеющим задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг за два и более месяца инвалидам, а также последующее прекращение предоставления указанных мер со ссылкой на положения п. 2 ст.20.1, п/п. «в» п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг», которые не оспорены и являются действующими, являются не состоятельными в силу следующего.
Определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от о3.06.2015 года N 53-АПГ15-24 был признан недействующим с даты вступления решения суда в законную силу п. 1 ст. 13 в части слов «документов, содержащих сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за месяц, предшествующий месяцу подачи заявления о предоставлении субсидий и дополнительных мер социальной поддержки, о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по месту постоянного жительства (пребывания), и копии соглашения по погашению задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг (в случае, если у гражданина имеется задолженность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг)» и п. 4 ст. 20.1 Закона Красноярского края от <дата> № «О социальной поддержке населения при оплате жилья и коммунальных услуг» в той мере, в которой распространено их действие на инвалидов.
Соответствующие изменения в Закон Красноярского края от 17.12.2004 года N 13-2804 внесены Законом Красноярского края от 04.02.2016 года N 10-4209.
Несмотря на то, что п. 2 ст. 20.1 и п/п. «в» п. 9 ст. 23 Закона Красноярского края от 17.12.2004 года № 13-2804 не являлись предметом самостоятельного обжалования в судебном порядке, из правовой позиции, приведенной в Определении Верховного Суда РФ от 03.06.2015 года, следует, что положения, содержащиеся в данных нормах не подлежат распространению на инвалидов, поскольку Федеральным законом от 25.11.1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» не предусмотрено лишение инвалида права на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг при наличии задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.
Правовые гарантии, установленные Федеральным законом от 24.11.1995 года N 181-ФЗ ФЗ «О социальной поддержке инвалидов», направлены на защиту прав инвалидов, а не хозяйствующих субъектов в сфере жилищно-коммунальных услуг по вопросам погашения задолженности по жилищно-коммунальным услугам. В связи с этим, принятое ответчиком решение о прекращении предоставления мер социальной поддержки является незаконным.
Учитывая изложенное, исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах Козловой Н.В., подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Березовского района Красноярского края, действующего в интересах Козловой Надежды Васильевны, к управлению социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о признании решения о прекращении предоставления меры социально поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг незаконным и возложении обязанности возобновить предоставление меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг удовлетворить.
Признать незаконным решение управления социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края о прекращении с <дата> предоставления инвалиду Козловой Надежде Васильевне меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Возложить на управление социальной защиты населения администрации Березовского района Красноярского края обязанность возобновить с <дата> предоставление инвалиду Козловой Надежде Васильевне меры социальной поддержки в виде компенсации расходов на оплату коммунальных услуг в размере 50%.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Березовский районный суд Красноярского края в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
судья: С.Г. Яловка
Копия верна.
Судья С.Г. Яловка