дело № 2-383/2013
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2013 года г. Сенгилей
Сенгилеевский районный суд Ульяновской области в составе судьи Шлейкина М.И., при секретаре Тяпкиной А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Агафоновой М.В. к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 2 по Ульяновской области, Агафонову В.Ю, о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Агафонова М.В. обратилась в суд с иском к Межрайонной ИФНС России № 2 по Ульяновской области, Агафонову В.Ю. о признании права собственности на жилой дом в порядке наследования.
Требования мотивированы тем, что 12.01.2013 года умер ее супруг Агафонов Ю.М. После его смерти осталось наследственное имущество в виде жилого дома и земельного участка, расположенных по адресу: <адрес>, <адрес>
В установленном законе порядке она оформила свои наследственные права на имущество, оставшиеся после смерти супруга, кроме вышеуказанного жилого дома, поскольку при жизни супруг свое право собственности на домовладение не зарегистрировал.
В связи с этим, просит суд признать за ней в порядке наследования право собственности на вышеуказанный жилой дом.
В судебном заседании истец Агафонова М.В. свои исковые требования поддержала в полном объеме, доводы привела в целом аналогичные тем, что изложены в иске.
В судебном заседании ответчик Агафонов В.Ю. исковые требования истца признал в полном объеме, не возражал против удовлетворения исковых требований истца.
Ответчик - Межрайонная ИФНС № 2 по Ульяновской области, извещенная о времени и месте судебного заседания, в суд не явилась.
Третьи лица – администрация МО «Сенгилеевский район» Ульяновской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, извещенные о времени и месте судебного заседания, также в суд не явились.
Суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца и ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство (ст. 1153 ГК РФ).
В соответствии со ст.1115 ГК РФ местом открытия наследства является последнее место жительства наследодателя (ст.20 ГК РФ).
Согласно ст. 1141 ГК РФ наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 настоящего Кодекса. Наследники одной очереди наследуют в равных долях, за исключением наследников, наследующих по праву представления ( статья 1146).
Наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя (ст.1142 ГК РФ).
Судом установлено, что истица является супругой Агафонова Ю.М.
12.01.2013 года Агафонов Ю.М. умер.
Из материалов наследственного дела к имуществу Агафонова Ю.М. следует, что наследниками первой очереди по закону являются истица и Агафонов В.Ю. (сын).
Ответчик Агафонов В.Ю. отказался от причитающейся ему доли наследственного имущества в пользу истицы.
Таким образом, истица является единственным наследником первой очереди имеющая право на получение наследства после смерти Агафонова Ю.М.
Из материалов наследственного дела также следует, что истица получила у нотариуса свидетельство о праве на наследство по закону на земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, <адрес>
Вместе с тем, как установлено материалами дела, на указанном земельном участке наследодателем был построен жилой дом, на который нотариус не выдал истице свидетельство о праве на наследство.
Так, согласно технической документации дом был возведен в 1967 году, разрешение на возведение дома не имеется. Земельный участок под строительство был предоставлен наследодателю на основании типового договора от 04.08.1967 года.
При этом, несмотря на то, что в технической документации наследодатель указан как собственник возведенного домовладения, его право собственности на данный объект недвижимости не зарегистрировано в установленном законе порядке.
В силу абз.1 ст. 1112 ГКРФ в состав наследства входят принадлежащие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности.
Из смысла вышеуказанной нормы гражданского законодательства следует, что предметом наследования является имущество, обладающее признаком принадлежности наследодателю. Включение имущественных прав в состав наследства обусловлено их возникновением при жизни наследодателя при условии, что наследодатель являлся их субъектом на день открытия наследства.
В связи с этим, суд приходит к выводу, что право собственности на испрашиваемый жилой дом может быть признано за истицей только в том случае, если он возведен наследодателем без существенных нарушений строительных норм и правил.
Как видно из технического заключения экспертов УОГУП БТИ, представленного в суд истицей, конструктивные элементы спорного жилого дома пригодны к дальнейшей эксплуатации. Спорный жилой дом соответствует нормам СНиП и СанПин, кроме отсутствия отмосток (лит. А, лит.А1, лит.а.1); освещения жилых комнат (лит. А, лит. А1, ) и площади кухни (лит. А1)
При этом, в дополнение к техническому заключению эксперт отмечает, что работы по оборудованию отомосток носят рекомендательный (необязательный) характер, а порядок пользования комнатами и кухней с учетом менее требуемой нормами СНиП площади и естественного освещения сложился на протяжении какого – то времени и устраивает всех проживающих в доме.
Таким образом, исходя из заключения УОГУП БТИ, спорный жилой дом возведен наследодателем без существенных нарушений строительных норм и правил.
Учитывая, что жилой дом создан на отведенном для строительства земельном участке, соответствует строительным нормам и правилам, то суд приходит к выводу, что спорный объект недвижимости может быть признан наследственным имуществом.
В соответствии со ст.1110 ГК РФ при наследовании имущество умершего ( наследство, наследственное имущество) переходит к другим лицам в порядке универсального правопреемства, то есть в неизменном виде как единое целое и в один и тот же момент, если из правил настоящего Кодекса не следует иное.
Поскольку истица является единственным наследником первой очереди, имеющая права на получение наследства после смерти Агафонова Ю.М. и спора о принадлежности наследуемого имущества между наследниками не имеется, то ее требования о признании права собственности на жилой дом порядке наследования подлежат удовлетворению.
Каких – либо законных оснований для отказа истице в иске суд не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о признании за истцом права собственности на жилой дом в порядке наследования.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░