Дело № 2а-4646/2021
73RS0001-01-2021-008448-20
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16 сентября 2021 года г. Ульяновск
Ленинский районный суд г. Ульяновска в составе:
судьи Кузнецовой О.В.,
при секретаре Ивановой Д.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Стручковского Владимира Витальевича к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании решения незаконным,
установил:
административный истец Стручковский В.В. обратился в суд с указанным административным иском. Требования мотивированы следующим. Стручковский В.В обратился к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (далее – Министерство) с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка 783 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» без проведения торгов на основании подп.10.п.2 ст.39.3, ст.39.18 Земельного кодекса РФ. Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в предварительном согласовании, в качестве оснований отказа указано: отсутствие разрешения на условно-разрешенный вид использования земельного участка, полученного по итогам публичных слушаний; нахождение земельного участка в прибрежной защитной полосе подземной реки Симбирки, изломанность границ. Стручковский В.В. считает данный отказ незаконным, поскольку образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж4 - зона застройки многоэтажными жилыми домами; вид «индивидуальное жилищное строительство» является для данной зоны условно разрешенным. Провести процедуру публичных слушаний до утверждения схемы расположения земельного участка не представляется возможным. Спорный земельный участок расположен в зоне фактической индивидуальной жилой застройки. Река Симбирка не входит в границы образуемого земельного участка, ручей расположен в 7-8 метрах от границы образуемого земельного участка. Западная граница участка проходит вдольбереговой полосы ручья, повторяя его очертания. Просит признать незаконным отказ Министерства в предварительном согласовании предоставления земельного участка, изложенный в письме от ДД.ММ.ГГГГ №.
В судебном заседании административный истец Стручковский В.В., его представитель Лютиков А.А. доводы, изложенные в административном иске, поддержали, просили заявленные требования удовлетворить. Представлены дополнительные письменные пояснения, из которых следует, что обращение в Управление архитектуры и градостроительства Администрации г.Ульяновска с заявлением о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка возможно только после принятия административным ответчиком решения о предварительном согласовании земельного участка. Границы водного объекта не установлены. Довод о нахождении образуемого земельного участка в границах прибрежной береговой полосы указан лишь предположительно. Представленная Министерством распечатка со знаком копирайта ООО «Яндекс» является недопустимым доказательством. В силу п.п. 2.6, 3.2.5 Административного регламента, утвержденного приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области от 10.07.2020 №80-пр требование административного ответчика о необходимости представления заявителем сведений из Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области является незаконным.
Представитель административного ответчика Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области Шамсутдинова Л.М. представила отзыв на административное исковое заявление, из которого следует, что Стручковский В.В. обращался в Управление архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска, письмом от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении разрешения ему было отказано в связи с тем, что границы земельного участка не установлены в соответствии с требованиями законодательства РФ. Указанный отказ Стручковский В.В. не обжаловал. На представленной схеме расположения земельного участка имеется изломанность границ, земельный участок расположен в границах водоохранной зоны и прибрежной полосы водного объекта (ручья). По <адрес> проходит подземная река Симбирка. Сведения о местоположении береговой линии р.Симбирки, полученных от Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, административным истцом не представлены. Есть основания полагать, что в границы земельного участка входит р.Симбирка. Представитель административного ответчика Петрова Д.В. в судебном заседании поддержала доводы, изложенные в отзыве, дала пояснения, из которых следует, что в отказе Министерства при указании ссылки на изломанность границ, имелась ввиду западная граница участка, повторяющая очертания ручья, к иным границам в части изломанности претензий нет.
Представитель заинтересованного лица Управления архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался.
Представитель заинтересованного лица Ульяновского ЦГМС – филиала ФГБУ «Приволжское УГМС» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещался, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Судом к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, кадастровый инженер ООО «Спутник Сервис» Горшков М.Е. Представлено заявление о рассмотрении дела в отсутствие кадастрового инженера Горшкова М.Е.
Представитель Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области Л.И. Анисимова в судебное заседание не явилась, о времени и месте рассмотрения дела заинтересованное лицо извещено, представлены письменные пояснения, согласно которым подземная река Симбирка помещена в закрытый коллектор, в связи с чем водоохранная зона данной реки не устанавливается; просит рассмотреть административное дело в отсутствие представителя.
Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.62 ч.1 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Положения ст.62 ч.2 КАС РФ указывают, что обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
В соответствии со ст.218 КАС РФ, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч.9 ст.226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно п.1 ст.39.3 Земельного кодекса РФ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
В силу подп.10 п.2 ст.39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса РФ.
В соответствии со ст.39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Стручковский В.В в лице своего представителя Лютикова А.А. обратился к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью 783 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> вид разрешенного использования – «для индивидуального жилищного строительства» без проведения торгов на основании подп.10.п.2 ст.39.3, ст.39.18 Земельного кодекса РФ (далее – ЗК РФ). В заявлении указал, что объекты недвижимости на земельном участке отсутствуют. Приложил к заявлению схему расположения земельного участка с пояснительной запиской, копию гидрологического заключения, копию ответа Нижне-Волжского бассейнового управления, копию доверенности.
Письмом от ДД.ММ.ГГГГ № Стручковскому В.В было отказано в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка и в утверждении схемы на основании п.14.1 ст.39.16 ЗК РФ, подп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ.
В силу п.14.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, если испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка.
В соответствии с подп.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, если 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 13, 14.1 - 19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
Согласно п.16 ст.11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является: 1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи; 2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек; 3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам; 4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории; 5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Согласно ст.11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Границы земельных участков не должны пересекать границы муниципальных образований и (или) границы населенных пунктов. Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости. Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием. Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами. Не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, за исключением земельного участка, образуемого для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, размещения линейных объектов, гидротехнических сооружений, а также водохранилищ, иных искусственных водных объектов.
Согласно п.п.1-13, 14.1-19, 22, 23 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов;
2) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предоставлен на праве постоянного (бессрочного) пользования, безвозмездного пользования, пожизненного наследуемого владения или аренды, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился обладатель данных прав или подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
3) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован в результате раздела земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением случаев обращения с таким заявлением члена этого товарищества (если такой земельный участок является садовым или огородным) либо собственников земельных участков, расположенных в границах территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (если земельный участок является земельным участком общего назначения);
4) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, принадлежащие гражданам или юридическим лицам, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства, а также случаев, если подано заявление о предоставлении земельного участка и в отношении расположенных на нем здания, сооружения, объекта незавершенного строительства принято решение о сносе самовольной постройки либо решение о сносе самовольной постройки или ее приведении в соответствие с установленными требованиями и в сроки, установленные указанными решениями, не выполнены обязанности, предусмотренные частью 11 статьи 55.32 Градостроительного кодекса Российской Федерации;
5) на указанном в заявлении о предоставлении земельного участка земельном участке расположены здание, сооружение, объект незавершенного строительства, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев, если на земельном участке расположены сооружения (в том числе сооружения, строительство которых не завершено), размещение которых допускается на основании сервитута, публичного сервитута, или объекты, размещенные в соответствии со статьей 39.36 настоящего Кодекса, либо с заявлением о предоставлении земельного участка обратился правообладатель этих здания, сооружения, помещений в них, этого объекта незавершенного строительства;
6) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка;
7) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является зарезервированным для государственных или муниципальных нужд в случае, если заявитель обратился с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, постоянное (бессрочное) пользование или с заявлением о предоставлении земельного участка в аренду, безвозмездное пользование на срок, превышающий срок действия решения о резервировании земельного участка, за исключением случая предоставления земельного участка для целей резервирования;
8) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о развитии застроенной территории, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратился собственник здания, сооружения, помещений в них, объекта незавершенного строительства, расположенных на таком земельном участке, или правообладатель такого земельного участка;
9) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок расположен в границах территории, в отношении которой с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, или земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого с другим лицом заключен договор о комплексном развитии территории, за исключением случаев, если такой земельный участок предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении такого земельного участка обратилось лицо, уполномоченное на строительство указанных объектов;
10) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок образован из земельного участка, в отношении которого заключен договор о комплексном развитии территории, и в соответствии с утвержденной документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения, за исключением случаев, если с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка обратилось лицо, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, предусматривающий обязательство данного лица по строительству указанных объектов;
11) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является предметом аукциона, извещение о проведении которого размещено в соответствии с пунктом 19 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
12) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, поступило предусмотренное подпунктом 6 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса заявление о проведении аукциона по его продаже или аукциона на право заключения договора его аренды при условии, что такой земельный участок образован в соответствии с подпунктом 4 пункта 4 статьи 39.11 настоящего Кодекса и уполномоченным органом не принято решение об отказе в проведении этого аукциона по основаниям, предусмотренным пунктом 8 статьи 39.11 настоящего Кодекса;
13) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, опубликовано и размещено в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 39.18 настоящего Кодекса извещение о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства, садоводства или осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности;
14.1) испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленные ограничения использования земельных участков в которой не допускают использования земельного участка в соответствии с целями использования такого земельного участка, указанными в заявлении о предоставлении земельного участка;
15) испрашиваемый земельный участок не включен в утвержденный в установленном Правительством Российской Федерации порядке перечень земельных участков, предоставленных для нужд обороны и безопасности и временно не используемых для указанных нужд, в случае, если подано заявление о предоставлении земельного участка в соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
16) площадь земельного участка, указанного в заявлении о предоставлении земельного участка садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, превышает предельный размер, установленный пунктом 6 статьи 39.10 настоящего Кодекса;
17) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок в соответствии с утвержденными документами территориального планирования и (или) документацией по планировке территории предназначен для размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов;
18) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок предназначен для размещения здания, сооружения в соответствии с государственной программой Российской Федерации, государственной программой субъекта Российской Федерации и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих здания, сооружения;
19) предоставление земельного участка на заявленном виде прав не допускается;
22) в отношении земельного участка, указанного в заявлении о его предоставлении, принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек, и с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось иное не указанное в этом решении лицо;
23) указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок изъят для государственных или муниципальных нужд и указанная в заявлении цель предоставления такого земельного участка не соответствует целям, для которых такой земельный участок был изъят, за исключением земельных участков, изъятых для государственных или муниципальных нужд в связи с признанием многоквартирного дома, который расположен на таком земельном участке, аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Из материалов дела следует, что образуемый земельный участок находится в территориальной зоне Ж4; вид «индивидуальное жилищное строительство» является для данной зоны условно разрешенным.
Согласно Правил землепользования и застройки муниципального образования город Ульяновск, утвержденных Постановлением администрации г. Ульяновска от 10.08.2021 N 1166, Ж4 - зона застройки многоэтажными жилыми домами – выделена: на основе существующих и вновь осваиваемых территорий комфортной застройки преимущественно многоквартирными, многоэтажными жилыми домами; для развития сферы социального и культурно-бытового обслуживания, обеспечивающей потребности жителей указанных территорий; для создания условий для размещения необходимых объектов инженерной и транспортной инфраструктуры.
Из содержания письма от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в предварительном согласовании предоставления испрашиваемого земельного участка следует, что основаниями отказа являются: нахождение земельного участка в прибрежной защитной полосе подземной реки Симбирки, изломанность границ. Кроме того, в указанном письме в обоснование отказа имеется ссылка на п.2 ст.39 Градостроительного кодекса РФ.
В соответствии со ст.39 Градостроительного кодекса РФ физическое или юридическое лицо, заинтересованное в предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства (далее - разрешение на условно разрешенный вид использования), направляет заявление о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования в комиссию. Проект решения о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования подлежит рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, проводимых в порядке, установленном статьей 5.1 настоящего Кодекса, с учетом положений настоящей статьи.
Следовательно, ссылка в письме № от ДД.ММ.ГГГГ на необходимость выполнения административным истцом требований, изложенных в ст.39 Градостроительного кодекса РФ, является обоснованной.
Согласно сведений от ДД.ММ.ГГГГ о проведении 05.02.2021 Ульяновским ЦГМС – филиалом ФГБУ «Приволжское УГМС» гидрологического обследования земельного участка с кадастровым номером № на территории кадастрового квартала №, расположенного по адресу: <адрес> водных объектов и гидравлической связи с поверхностными водами не обнаружено. Ближайший водный объект (ручей Симбирка) протяженностью 700м протекает вдоль западной границы данного земельного участка на расстоянии 7-8 метров.
Согласно сведений от ДД.ММ.ГГГГ, полученных Стручковским В.В. из Отдела водных ресурсов по Ульяновской области Нижне-Волжского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, в Отделе отсутствуют какие-либо сведения о поверхностном водном объекте, расположенном в границах либо вблизи земельного участка с условным кадастровым номером № площадью 657 кв.м, по адресу: <адрес>
Ранее административный истец обращался к административному ответчику с заявлением о согласовании предоставления ему земельного участка меньшей площади (657 кв.м), при этом западная граница земельного участка также повторяла очертания ручья и находилась на расстоянии около 7-8 метров от него, но ранее испрашиваемый земельный участок не примыкал к уже существующим земельным участкам, в результате чего между образуемым земельным участком и смежным земельным участком могли быть образованы невостребованные земельные участки незначительной площади с изломанностью границ. Для исключения их образования к новому заявлению от ДД.ММ.ГГГГ административным истцом была приложена схема расположения земельного участка площадью 783 кв.м, (примыкающего к уже существующим земельным участкам) без изменения западной границы, повторяющей очертания ручья, расположенного более чем в 5 м от границы земельного участка. Указанное отражено в пояснительной записке кадастрового инженера Горшкова М.Е. Примыкание испрашиваемого земельного участка к ранее сформированным земельным участкам отражено на карте (схеме), приложенной к отзыву административного ответчика. При этом данная схема не является доказательством прохождения через образуемый земельный участок водного объекта.
Сервис Росреестра «Публичная кадастровая карта» не содержит картографической основы, возможно лишь наложение установленных границ объектов недвижимого имущества на спутниковую основу, при этом на спутниковой основе не усматривается прохождение через испрашиваемый земельный участок либо вблизи него каких-либо водных объектов.
В соответствии с ч.10 ст.65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.
Предположительный довод представителя административного ответчика о нахождении земельного участка в прибрежной защитной полосе подземной реки Симбирки не подтверждается материалами дела, опровергается сведениями, полученными от Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области, согласно которым подземная река Симбирка помещена в закрытый коллектор, в связи с чем водоохранная зона данной реки не устанавливается.
Довод представителя административного ответчика о том, что административному истцу следовало обратиться за необходимыми сведениями в Министерство природы и цикличной экономики Ульяновской области, противоречит п.п. 2.6, 3.2.5 Административного регламента предоставления государственной услуги по предварительному согласованию предоставления земельных участков, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в собственность за плату либо в аренду для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства", утвержденного Приказом Министерства строительства и архитектуры Ульяновской обл. от 10.07.2020 N 80-пр (далее – Регламент).
Пунктом 2.6 Административного регламента установлен исчерпывающий перечень документов, предоставляемых заявителем. В данном перечне отсутствуют сведения из Министерства природы и цикличной экономики Ульяновской области о наличии водных объектов.
Пунктом 3.2.5 Административного регламента установлен порядок согласования схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в Министерстве природы и цикличной экономики Ульяновской области. Такое согласование возложено на специалиста Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области.
Согласно п.6 ст.11.9 ЗК РФ образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Западная граница образуемого земельного участка повторяет очертания ручья, расположенного на расстоянии около 7-8 м от участка. Выравнивание западной границы приведет к вкраплению неиспользуемых земель, что недопустимо в соответствии с п.6 ст.11.9 ЗК РФ. Из пояснений представителя административного ответчика следует, что к восточной границе образуемого земельного участка, прилегающей к смежному земельному участку, у административного ответчика претензий нет.
При таких обстоятельствах отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в предварительном согласовании предоставления Стручковскому В.В. земельного участка по основаниям нахождения земельного участка в прибрежной защитной полосе подземной реки Симбирки и изломанности границ, со ссылкой на п.п. 13,14 ст.105 и на п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ является незаконным, требования административного истца подлежат частичному удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
административный иск Стручковского Владимира Витальевича удовлетворить частично.
Признать незаконным отказ Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области, изложенный в письме № от ДД.ММ.ГГГГ, в предварительном согласовании предоставления Стручковскому Владимиру Витальевичу земельного участка по основаниям нахождения земельного участка в прибрежной защитной полосе подземной реки Симбирки и изломанности границ, со ссылкой на п.п. 13,14 ст.105 и на п.6 ст.11.9 Земельного кодекса РФ.
В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.В. Кузнецова
В окончательной форме решение изготовлено 30.09.2021.