Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-5042/2015 ~ М-5608/2015 от 08.09.2015

Дело № 2-5042/2015

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

06 октября 2015 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска

в составе судьи Петровой И.И.,

при секретаре Акимовой О.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района города Ульяновска в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ульяновский городской лицей при УлГТУ», администрации города Ульяновска, Управлению образования администрации города Ульяновска о возложении обязанности привести пандус при входе в здание в соответствие с требованиями законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г.Ульяновска, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ответчику МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ» об обязании оборудовать здание лицея, расположенное по адресу: <адрес> устройствами, обеспечивающими доступ маломобильных групп населения (пандусами), в обоснование указав следующее.

В результате прокурорской проверки соблюдения законодательства о социальной защите инвалидов были выявлены нарушения при осуществлении МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ»деятельности по предоставлению образовательных услуг.

В нарушение ч.1 ст.15 ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» учреждение не приняло меры по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов в помещение лицея по <адрес>. В частности, лестница, ведущая ко входу в помещение лицея, где несовершеннолетние получают образование, не оборудована пандусом, обеспечивающим доступ инвалидов, пользующихся креслами-колясками.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.45 ГПК РФ прокурор обратился в суд с настоящим иском.

Судом к участию в деле в качестве соответчиков привлечены администрация г.Ульяновска и Управление образования администрации г.Ульяновска, в качестве третьих лиц Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области, Правительство Ульяновской области, Минфин Ульяновской области.

В ходе рассмотрения дела прокурор изменил ранее заявленные требования и просил суд обязать ответчиков привести пандус при входе в здание лицея по адресу: <адрес>, в соответствие с требованиями п.п.1, п.п.2 п. 4.1.14, 5.1.1, п.5.1.9 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001». Измененные исковые требования приняты судом к рассмотрению.

В судебном заседании представитель прокурора на удовлетворении иска настаивал, привел в обоснование доводы, аналогичные изложенным в иске, дополнительно суду пояснил, что оборудованный силами лицея пандус у входа в здание лицея не соответствует требованиям СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», что подтверждается результатами осмотра, проведенного специалистами Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г.Ульяновску от ДД.ММ.ГГГГ.

В судебном заседании представитель ответчика МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлГТУ» иск не признал, пояснив, что пандус при входе в здание лицея оборудован силами сотрудников лицея. Не оспаривал тот факт, что оборудованный ими пандус не соответствует требования СП 59.13330.2012г.

Представитель ответчика Управления образования администрации г.Ульяновска в судебном заседании иск не признал, пояснив, что управление образования является ненадлежащим ответчиком, поскольку лицей является автономным учреждением, управление образование в отношении лицея выполняет функции учредителя и главного распорядителя бюджетных средств при финансировании статей расходов лицея.

Представитель ответчика администрации г.Ульяновска в судебное заседание не явился по неизвестной причине, о дне рассмотрения дела извещен.

Представитель третьего лица Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г.Ульяновску в судебном заседании пояснил, что ДД.ММ.ГГГГ. была проведена проверка соответствия оборудованного у входа в здание лицея пандуса и установлено, что опандус не соответствует требованиям СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001» в части уклона. Измерения проводились при помощи измерительного прибора (рулетки), прошедшего поверку. Также пояснил, что поручни в данном случае нет оснований устанавливать, учитывая, что они предусматриваются при перепаде высот более 40см.

Представители третьих лиц Правительства области и Минфина области в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещались, просили рассматривать дело в свое отсутствие.

Выслушав представителя прокурора, представителя явившихся ответчиков, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьей 7 Конституции РФ определено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека; в Российской Федерации, в частности, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).

В соответствии с частью 1 статьи 130 Конституции Российской Федерации, пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления", владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности, относится к вопросам местного значения, самостоятельно решаемым населением соответствующего муниципального образования.

Согласно материалам дела, здание МБОУ «Ульяновский городской лицей при УлгТУ» по <адрес> является муниципальной собственностью и передано в оперативное управление указанному бюджетному образовательному учреждению ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждается свидетельствами о госрегистрации права.

Судом также в ходе рассмотрения дела установлено и не оспаривалось ответчиками, что при входе в здание лицея по адресу: <адрес>, оборудован пандус для доступа в здание маломобильных групп населения (инвалидов), который однако не соответствует требованиям п.п.1, п.п.2 п. 4.1.14, 5.1.1, п.5.1.9 СП 59.13330.2012 «Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001».

Данные обстоятельства подтверждаются в частности результатами проверки специалиста Департамента Главного управления труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области по г.Ульяновску от ДД.ММ.ГГГГ. и пояснениями самого специалиста Департамента в судебном заседании.

Учитывая, что обустроенный у входа в здание лицея пандус не позволяет обеспечить свободный доступ инвалидов и других маломобильных групп населения в здание лицея, суд полагает необходимым удовлетворить исковые требования прокурора, поданные в интересах неопределенного круга лиц.

При определении надлежащего ответчика по делу суд исходит из следующего.

В силу пункта 2 части 3 статьи 28 Федерального закона 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами.

Образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 2 ч. 6 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации").

Кроме того, согласно п.2 ст.34 вышеназванного Федерального закона обучающимся предоставляется академическое право на предоставление условий для обучения с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья, в том числе получение социально-педагогической и психологической помощи, бесплатной психолого-медико-педагогической коррекции.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Согласно п. 13 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе, организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами), организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется органами государственной власти субъекта Российской Федерации), создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно пункту 1.2 Устава муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ульяновский городской лицей при УлГТУ», функции и полномочия учредителя учреждения от имени муниципального образования "город Ульяновск" осуществляет Управление образования администрации г.Ульяновска, функции и полномочия собственника имущества бюджетного учреждения возложены на комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска.

Из Положения об Управлении образования администрации г.Ульяновска, утв. Решением Ульяновской Городской Думой от 24.05.2006 №90 (с изм.), также следует, что Управление образования осуществляет функции и полномочия учредителя в отношении подведомственных ему учреждений образования, обеспечивает условия соблюдения законодательства РФ, Ульяновской области и муниципальных правовых актов в области образования.

В частности, согласно п.3.1 данного Положения Управление образования осуществляет обеспечение осуществления администрацией города Ульяновска единой государственной политики Российской Федерации в сфере образования, обеспечивающей сохранение единого образовательного пространства, необходимые условия для реализации конституционных прав граждан на получение образования и для удовлетворения потребностей государства и общества в работниках квалифицированного труда.

Обеспечивает выполнение администрацией города Ульяновска следующих полномочий по решению вопросов местного значения:

4.1.1. Организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях

4.1.10. Определение условий, порядка формирования и финансового обеспечения муниципальных заданий на оказание муниципальных услуг муниципальными образовательными организациями.

4.1.22. Обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в соответствии с п.4.3.3 Положения осуществляет бюджетные полномочия главного распорядителя и получателя средств бюджета муниципального образования "город Ульяновск" в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Таким образом, исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению беспрепятственного доступа маломобильных групп населения в образовательные учреждения муниципальных образований является обязанностью не только самих образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в том числе как собственников имущества муниципальных учреждений и их учредителей.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что надлежащими ответчиками по делу являются как само образовательное учреждение, так и администрация г.Ульяновска и Управление образования администрации г.Ульяновска.

Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░», ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░.1, ░.░.2 ░. 4.1.14, 5.1.1, ░.5.1.9 ░░ 59.13330.2012 «░░░░ ░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ 35-01-2001».

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░

2-5042/2015 ~ М-5608/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Ленинского района г. Ульяновска
Ответчики
МБОУ "Ульяновский городской лицей при УлГТУ"
Другие
Министерство финансов Ульяновской обл.
Департамент главного упр. труда, занятости и благополучия Ульяновской области по г. Ульянвоску
Правительство Ульяновской обл.
Главное управление труда ,занятости и социального благополучия Ульяновской обл.
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Петрова И. И.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
08.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.09.2015Передача материалов судье
11.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.09.2015Подготовка дела (собеседование)
22.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.09.2015Судебное заседание
06.10.2015Судебное заседание
12.10.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.10.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее