Судья Щербаков А.В. Дело № 33-850/2021
в„– 2-299/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
14 апреля 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Чуряева А.В., Букаловой Е.А.
при секретаре Щекотихиной М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромичевой Елены Олеговны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Чуряева А.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) по доверенности Маркарян Р.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Ромичевой Е.О. и ее представителя по доверенности Морозовой О.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ромичева Е.О. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – УПФРв г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии.
Р’ обоснование заявленных исковых требований указала, что СЃ 1 августа 1988 Рі. РїРѕ настоящее время РѕРЅР° постоянно проживает РІ <адрес>, которое относится Рє территории Р·РѕРЅС‹ СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ. Однако РїРѕ результатам обращения РІ УПФРв Рі. Орле Рё Орловском районе Орловской области (межрайонное) РІ досрочном назначении пенсии РїРѕ старости ей было отказано.
Ссылаясь на то, что отказ в назначении пенсии является незаконным, с учетом уточнений исковых требований просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на два года, обязав пенсионный орган назначить ей пенсию и производить ее выплату с 21 октября 2020 г.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе УПФРв г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период документально не подтвержден. Оснований для назначения истцу пенсии по старости ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ромичева Е.О. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).
Р’ разделе IV Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15 мая 1991 Рі. в„– 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, РІ частности, предусмотрел возможность назначения пенсии РїРѕ старости СЃРѕ снижением общеустановленного пенсионного возраста СЃ учетом обстоятельств Рё продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, постоянно проживающим РІ Р·РѕРЅРµ проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается СЃРѕ снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона, РЅР° 1 РіРѕРґ Рё дополнительно РЅР° 1 РіРѕРґ Р·Р° каждые 4 РіРѕРґР° проживания или работы РЅР° соответствующей территории, РЅРѕ РЅРµ более чем РЅР° 3 РіРѕРґР° РІ общей сложности (РїСѓРЅРєС‚ 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ»).
Р’ соответствии СЃ частью 2 статьи 28.1 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, пенсия РїРѕ старости назначается СЃ уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном статьями 30-37 данного Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно примечанию Рє статье 35 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) РЅР° территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, РІ период РѕС‚ момента катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ РїРѕ 30 РёСЋРЅСЏ 1986 Рі., независимо РѕС‚ времени пребывания РЅР° указанной территории РґРѕ момента переселения (выезда) СЃ этой территории или РґРѕ принятия решения Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± изменении границ Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения.
Р’ соответствии СЃ частью 3 статьи 7 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» границы Р·РѕРЅ проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом Рё перечень населенных пунктов, находящихся РІ РЅРёС…, устанавливаются РІ зависимости РѕС‚ изменения радиационной обстановки Рё СЃ учетом РґСЂСѓРіРёС… факторов Рё пересматриваются Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ реже чем РѕРґРёРЅ раз РІ пять лет.
До 1 февраля 1998 г. действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСРот 28 декабря 1991 г. № 237-р, в который было включено с. Звягинки Орловского района Орловской области.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
РР· статьи 3 указанного Закона следует, что регистрационный учет граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ месту пребывания Рё РїРѕ месту жительства РІ пределах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации вводится РІ целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации его прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, Р° также исполнения РёРј обязанностей перед РґСЂСѓРіРёРјРё гражданами, государством Рё обществом. Граждане Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обязаны регистрироваться РїРѕ месту пребывания Рё РїРѕ месту жительства РІ пределах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
РР· приведенных правовых РЅРѕСЂРј следует, что регистрационный учет граждан РІ пределах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРѕСЃРёС‚ уведомительный характер Рё отражает факт нахождения гражданина РїРѕ месту пребывания или жительства.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Следовательно, регистрация по месту жительства не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21 октября 2020 г. Ромичева Е.О. обратилась в УПФРв г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Отказывая в назначении пенсии досрочно, ответчик указал на отсутствие у истца регистрации по месту жительства в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 1988 г. по 1992 г. (л.д. 12-13).
Между тем, несмотря РЅР° то, что сведения Рѕ регистрации Ромичевой Р•.Рћ. РїРѕ месту жительства РІ Р·РѕРЅРµ СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ РІ период СЃ августа 1988 Рі. РїРѕ 1992 Рі. отсутствуют, СЃСѓРґРѕРј бесспорно установлено, что Ромичева Р•.Рћ. РІ этот период времени проживала РІ <адрес>.
Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных доказательствах.
РР· паспорта гражданина Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Ромичевой Р•.Рћ., <дата> рождения, следует, что СЃ 17 февраля 1992 Рі. РїРѕ настоящее время РѕРЅР° зарегистрирована РїРѕ адресу: <адрес>. Других сведений Рѕ регистрации РїРѕ месту жительства РІ период РґРѕ 17 февраля 1992 Рі. РІ паспорте РЅРµ содержится (Р».Рґ. 15-16).
РР· трудовой РєРЅРёР¶РєРё Ромичевой Р•.Рћ. следует, что РѕРЅР° СЃ 3 августа 1988 Рі. РїРѕ 31 октября 1998 Рі. работала бухгалтером колхоза РёРј. XXII партсъезда, расположенного РІ <адрес> (Р».Рґ. 17).
Согласно архивной справке № 15-Рот 12 ноября 2020 г. муж истца Ртакже значился работающим в колхозе им. XXII партсъезда Орловского района Орловской области c августа 1988 г., у которого производились удержания по квартплате и газу за период с 1988 г. по 1992 г. (л.д. 26, 27).
В медицинской карте амбулаторного больного Ромичевой Е.О. имеются записи от 1989 г. с указанием ее места жительства и работы в <адрес> (л.д. 29-31).
РР· справки администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области в„– 1283 РѕС‚ 10 декабря 2020 Рі. следует, что РЅРµ предоставляется возможным подтвердить регистрацию Ромичевой Р•.Рћ. СЃ 1 января 1986 Рі. РїРѕ 17 декабря 1992 Рі. РІ <адрес> РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ пожаром РІ здании администрации Образцовского сельского поселения, произошедшим 25 января 2003 Рі., РІ результате которого уничтожены поквартирные карточки, домовые РєРЅРёРіРё РїРѕ РїСЂРѕРїРёСЃРєРµ граждан РїРѕ населенным пунктам СЃ 1977 Рі. РїРѕ 2003 Рі., Рѕ чем составлен акт. Однако РІ похозяйственной РєРЅРёРіРµ в„– 8 Р·Р° период СЃ 1986 Рі. РїРѕ 1991 Рі. Рё РІ похозяйственной РєРЅРёРіРµ в„– 6 СЃ 1991 Рі. РїРѕ 1995 Рі. имеются записи Рѕ регистрации Ромичевой Р•.Рћ. совместно СЃ членами ее семьи РІ <адрес> (Р».Рґ. 39-43).
Согласно протоколу № 17 заседания правления колхоза им. XXII партсъезда Орловского района Орловской области от 5 сентября 1988 г. мужу истца выделена служебная квартира по адресу: <адрес> (л.д. 44).
Установив, что Ромичева Р•.Рћ. СЃ августа 1988 Рі. РїРѕ февраль 1998 Рі. проживала РІ населенном пункте, отнесенном Рє территории проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє правильному выводу Рѕ признании Р·Р° ней права РЅР° получение льготной пенсии СЃ учетом снижения пенсионного возраста РІ соответствии СЃРѕ статьей 34 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» РЅР° 2 РіРѕРґР°.
В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось законных оснований для признания за Ромичевой Е.О. права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, является несостоятельным и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку право Ромичевой Е.О. на досрочную пенсию возникло с момента достижения возраста 53 лет (<дата>), а в УПФРв г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) она обратилась 21 октября 2020 г., то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Ромичевой Е.О. пенсии с 21 октября 2020 г.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с 21 октября 2020 г. основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 21 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё
Судья Щербаков А.В. Дело № 33-850/2021
в„– 2-299/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
14 апреля 2021 г. г. Орел
Судебная коллегия по гражданским делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего Забелиной О.А.
судей Чуряева А.В., Букаловой Е.А.
при секретаре Щекотихиной М.М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ромичевой Елены Олеговны к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) о признании права на досрочное назначение пенсии,
по апелляционной жалобе Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) на решение Заводского районного суда г. Орла от 21 января 2021 г.
Заслушав доклад судьи Чуряева А.В., объяснения представителя Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) по доверенности Маркарян Р.Н., поддержавшей доводы жалобы, объяснения Ромичевой Е.О. и ее представителя по доверенности Морозовой О.Н., возражавших против удовлетворения жалобы, изучив материалы гражданского дела, доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Ромичева Е.О. обратилась в суд с исковым заявлением к Государственному учреждению – Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонному) (далее – УПФРв г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное)) о признании права на досрочное назначение пенсии.
Р’ обоснование заявленных исковых требований указала, что СЃ 1 августа 1988 Рі. РїРѕ настоящее время РѕРЅР° постоянно проживает РІ <адрес>, которое относится Рє территории Р·РѕРЅС‹ СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ. Однако РїРѕ результатам обращения РІ УПФРв Рі. Орле Рё Орловском районе Орловской области (межрайонное) РІ досрочном назначении пенсии РїРѕ старости ей было отказано.
Ссылаясь на то, что отказ в назначении пенсии является незаконным, с учетом уточнений исковых требований просила суд признать за ней право на досрочное назначение пенсии с учетом уменьшения возраста выхода на пенсию на два года, обязав пенсионный орган назначить ей пенсию и производить ее выплату с 21 октября 2020 г.
Судом постановлено решение об удовлетворении исковых требований.
В апелляционной жалобе УПФРв г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) просит решение суда отменить как незаконное, постановленное с нарушением норм материального права.
В обоснование доводов жалобы указывает, что факт проживания истца на территории зоны с льготным социально-экономическим статусом в спорный период документально не подтвержден. Оснований для назначения истцу пенсии по старости ранее даты вступления решения суда в законную силу не имеется.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу Ромичева Е.О. просит решение суда оставить без изменения, а жалобу – без удовлетворения.
Проверив материалы дела, выслушав явившихся в судебное заседание лиц, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменных возражений на нее, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы (статья 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ)), судебная коллегия приходит к выводу об оставлении решения суда без изменения, а апелляционной жалобы без удовлетворения по следующим основаниям.
Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации права на социальное обеспечение, в том числе установление видов пенсий и оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет (часть 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в редакции, действующей на 31 декабря 2018 г.).
Р’ разделе IV Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕС‚ 15 мая 1991 Рі. в„– 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» законодатель определил особенности пенсионного обеспечения граждан, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, РІ частности, предусмотрел возможность назначения пенсии РїРѕ старости СЃРѕ снижением общеустановленного пенсионного возраста СЃ учетом обстоятельств Рё продолжительности радиационного воздействия.
Так, гражданам, постоянно проживающим РІ Р·РѕРЅРµ проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом, пенсия назначается СЃРѕ снижением пенсионного возраста, предусмотренного частью второй статьи 28.1 указанного Закона, РЅР° 1 РіРѕРґ Рё дополнительно РЅР° 1 РіРѕРґ Р·Р° каждые 4 РіРѕРґР° проживания или работы РЅР° соответствующей территории, РЅРѕ РЅРµ более чем РЅР° 3 РіРѕРґР° РІ общей сложности (РїСѓРЅРєС‚ 8 части первой статьи 13, статья 34 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ»).
Р’ соответствии СЃ частью 2 статьи 28.1 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» гражданам, пострадавшим вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, пенсия РїРѕ старости назначается СЃ уменьшением возраста, установленного статьей 8 Федерального закона «О страховых пенсиях», РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренном статьями 30-37 данного Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
Согласно примечанию Рє статье 35 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная статьями 32-35 данного Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) РЅР° территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, РІ период РѕС‚ момента катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ РїРѕ 30 РёСЋРЅСЏ 1986 Рі., независимо РѕС‚ времени пребывания РЅР° указанной территории РґРѕ момента переселения (выезда) СЃ этой территории или РґРѕ принятия решения Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РѕР± изменении границ Р·РѕРЅ радиоактивного загрязнения.
Р’ соответствии СЃ частью 3 статьи 7 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» границы Р·РѕРЅ проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом Рё перечень населенных пунктов, находящихся РІ РЅРёС…, устанавливаются РІ зависимости РѕС‚ изменения радиационной обстановки Рё СЃ учетом РґСЂСѓРіРёС… факторов Рё пересматриваются Правительством Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРµ реже чем РѕРґРёРЅ раз РІ пять лет.
До 1 февраля 1998 г. действовал Перечень населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения, утвержденный распоряжением Правительства РСФСРот 28 декабря 1991 г. № 237-р, в который было включено с. Звягинки Орловского района Орловской области.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» каждый гражданин Российской Федерации имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации.
РР· статьи 3 указанного Закона следует, что регистрационный учет граждан Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РїРѕ месту пребывания Рё РїРѕ месту жительства РІ пределах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации вводится РІ целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации его прав Рё СЃРІРѕР±РѕРґ, Р° также исполнения РёРј обязанностей перед РґСЂСѓРіРёРјРё гражданами, государством Рё обществом. Граждане Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации обязаны регистрироваться РїРѕ месту пребывания Рё РїРѕ месту жительства РІ пределах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации.
РР· приведенных правовых РЅРѕСЂРј следует, что регистрационный учет граждан РІ пределах Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РЅРѕСЃРёС‚ уведомительный характер Рё отражает факт нахождения гражданина РїРѕ месту пребывания или жительства.
При этом в соответствии с пунктом 1 статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
Следовательно, регистрация по месту жительства не совпадает с понятием «место жительства» и сама по себе не может служить условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, конституциями и законами республик в составе Российской Федерации.
Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 2 февраля 1998 г. № 4-П указал, что сам по себе факт регистрации или отсутствие таковой не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законодательными актами субъектов Российской Федерации.
Судом установлено и следует из материалов дела, что 21 октября 2020 г. Ромичева Е.О. обратилась в УПФРв г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) с заявлением о назначении досрочной пенсии.
Отказывая в назначении пенсии досрочно, ответчик указал на отсутствие у истца регистрации по месту жительства в зоне с льготным социально-экономическим статусом в период с 1988 г. по 1992 г. (л.д. 12-13).
Между тем, несмотря РЅР° то, что сведения Рѕ регистрации Ромичевой Р•.Рћ. РїРѕ месту жительства РІ Р·РѕРЅРµ СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ РІ период СЃ августа 1988 Рі. РїРѕ 1992 Рі. отсутствуют, СЃСѓРґРѕРј бесспорно установлено, что Ромичева Р•.Рћ. РІ этот период времени проживала РІ <адрес>.
Данный вывод суда нашел свое подтверждение в представленных доказательствах.
РР· паспорта гражданина Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации Ромичевой Р•.Рћ., <дата> рождения, следует, что СЃ 17 февраля 1992 Рі. РїРѕ настоящее время РѕРЅР° зарегистрирована РїРѕ адресу: <адрес>. Других сведений Рѕ регистрации РїРѕ месту жительства РІ период РґРѕ 17 февраля 1992 Рі. РІ паспорте РЅРµ содержится (Р».Рґ. 15-16).
РР· трудовой РєРЅРёР¶РєРё Ромичевой Р•.Рћ. следует, что РѕРЅР° СЃ 3 августа 1988 Рі. РїРѕ 31 октября 1998 Рі. работала бухгалтером колхоза РёРј. XXII партсъезда, расположенного РІ <адрес> (Р».Рґ. 17).
Согласно архивной справке № 15-Рот 12 ноября 2020 г. муж истца Ртакже значился работающим в колхозе им. XXII партсъезда Орловского района Орловской области c августа 1988 г., у которого производились удержания по квартплате и газу за период с 1988 г. по 1992 г. (л.д. 26, 27).
В медицинской карте амбулаторного больного Ромичевой Е.О. имеются записи от 1989 г. с указанием ее места жительства и работы в <адрес> (л.д. 29-31).
РР· справки администрации Образцовского сельского поселения Орловского района Орловской области в„– 1283 РѕС‚ 10 декабря 2020 Рі. следует, что РЅРµ предоставляется возможным подтвердить регистрацию Ромичевой Р•.Рћ. СЃ 1 января 1986 Рі. РїРѕ 17 декабря 1992 Рі. РІ <адрес> РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ пожаром РІ здании администрации Образцовского сельского поселения, произошедшим 25 января 2003 Рі., РІ результате которого уничтожены поквартирные карточки, домовые РєРЅРёРіРё РїРѕ РїСЂРѕРїРёСЃРєРµ граждан РїРѕ населенным пунктам СЃ 1977 Рі. РїРѕ 2003 Рі., Рѕ чем составлен акт. Однако РІ похозяйственной РєРЅРёРіРµ в„– 8 Р·Р° период СЃ 1986 Рі. РїРѕ 1991 Рі. Рё РІ похозяйственной РєРЅРёРіРµ в„– 6 СЃ 1991 Рі. РїРѕ 1995 Рі. имеются записи Рѕ регистрации Ромичевой Р•.Рћ. совместно СЃ членами ее семьи РІ <адрес> (Р».Рґ. 39-43).
Согласно протоколу № 17 заседания правления колхоза им. XXII партсъезда Орловского района Орловской области от 5 сентября 1988 г. мужу истца выделена служебная квартира по адресу: <адрес> (л.д. 44).
Установив, что Ромичева Р•.Рћ. СЃ августа 1988 Рі. РїРѕ февраль 1998 Рі. проживала РІ населенном пункте, отнесенном Рє территории проживания СЃ льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎ, СЃСѓРґ первой инстанции пришел Рє правильному выводу Рѕ признании Р·Р° ней права РЅР° получение льготной пенсии СЃ учетом снижения пенсионного возраста РІ соответствии СЃРѕ статьей 34 Закона Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы РЅР° Чернобыльской РђРРЎВ» РЅР° 2 РіРѕРґР°.
В связи с этим довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось законных оснований для признания за Ромичевой Е.О. права на снижение общеустановленного пенсионного возраста, является несостоятельным и опровергается совокупностью исследованных судом доказательств.
Согласно части 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 данной статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, назначение страховой пенсии обусловлено наличием права на указанную пенсию, реализация которого зависит от волеизъявления обладателя этого права.
Поскольку право Ромичевой Е.О. на досрочную пенсию возникло с момента достижения возраста 53 лет (<дата>), а в УПФРв г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонное) она обратилась 21 октября 2020 г., то суд первой инстанции пришел к правильному выводу о назначении Ромичевой Е.О. пенсии с 21 октября 2020 г.
При таких обстоятельствах довод апелляционной жалобы о том, что у суда не имелось оснований для назначения пенсии с 21 октября 2020 г. основан на неправильном применении норм пенсионного законодательства.
Таким образом, правоотношения сторон и закон, подлежащий применению, определены судом первой инстанции правильно, обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены на основании представленных доказательств, оценка которым дана с соблюдением требований статьи 67 ГПК РФ.
При таких обстоятельствах не имеется оснований для отмены вынесенного решения, выводы суда являются законными и обоснованными.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 21 января 2021 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Орле и Орловском районе Орловской области (межрайонного) – без удовлетворения.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё