Дело №2а-5494/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.11.2017 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного ответчика начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по доверенности от 19.05.2017 года Бородина О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Сахаровой Натальи Сергеевны к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунову А.В. об оспаривании решения, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Сахарова Наталья Сергеевна обратилась в суд с иском к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунову А.В. об оспаривании решения, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В заявлении указано, что ФИО3, являющаяся матерью несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании ефрейтор. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла в результате полиорганной недостаточности (рак шейки матки). Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. На момент смерти ФИО3 ее семья состояла из двух человек – она и ее дочь ФИО4 Семья ФИО3 служебным жильем обеспечена не была. На момент смерти ФИО3 проходила военную службу в войсковой части 03213, дислоцирующейся в <адрес> и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. При этом, несовершеннолетняя дочь ФИО3 ФИО4 оставалась зарегистрированной по прежнему месту военной службы ФИО3 по адресу воинской части: <адрес>.
После смерти ФИО3 опекуном несовершеннолетней ФИО4 назначена Сахарова Н.С., а ее место жительство было определено совместно с опекуном по адресу: <адрес>.
Согласно данных Единого государственного реестра недвижимости на праве собственности жилых помещений ФИО3 и ФИО4 не имели. ФИО4 в настоящее время на праве собственности жилых помещений не имеет, военным ведомством по линии Министерства обороны РФ жилым помещением не обеспечивалась. ФИО4 нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ истец на праве опекуна за несовершеннолетнюю ФИО4 обратилась в территориальный жилищный орган Министерства обороны по месту ее регистрации – 2 отдел (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунову А.В. с заявлением о принятии ФИО4 на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако получила отказ в форме решения начальника 2 отдела (г.Воронеж) № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение мотивировано тем, что ФИО4 не является военнослужащей, а ее мама утратила статус военнослужащего в связи со смертью.
С указанным решением истец не согласна, в связи с этим, обратилась в суд и просит: признать незаконным решение начальника 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать начальника 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принять ФИО4 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по доверенности Бородин О.Е. требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Административный истец, административный ответчик начальник 2 отдела (г.Воронеж) Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, представитель заинтересованного лица Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От административного истца имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
С учетом изложенного, а также с учетом мнения представителя административного ответчика, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 является дочерью военнослужащей ФИО3, умершей в период прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ смерть ФИО3 наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является членом семьи военнослужащего ФИО3, зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Распоряжением управы Центрального района городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. назначена Сахарова Наталья Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Зюзинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО4 передана на попечение опекуну Сахаровой Наталье Сергеевне.
Сахарова Н.С., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО4, обратилась с заявлением во 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ г. Воронежа о принятии ФИО4 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ.
Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как членам семьи военнослужащего умершего в период прохождения военной службы, на основании ст. 54 ЖК РФ, ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих».
Как следует из указанного решения, основанием для его вынесения послужил тот факт, что из приложенных ФИО4 к заявлению документов о принятии на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, следует что ФИО3 утратила статус военнослужащего в связи со смертью. До исключения из списков личного состава части, ФИО3, в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращалась, в связи с чем, нуждающейся в жилом помещении не признавалась.
Согласно имеющимся в материалах дела документам, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации (л.д.35).
Из представленных в материалы дела сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д.21-23) следует, что за ФИО4 прав на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пункт 1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.2 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В соответствии с положениями п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Положения п.3.1 ст. 24 вышеуказанного закона подлежали применению во взаимосвязи с материальными нормами, определенными настоящим Федеральным Законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53-ФЗ, и «Положением о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237.
В силу п.1-5 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислений, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.5 и п.1 ст.15 настоящего Закона военнослужащие находятся под защитой государства, которое гарантирует им обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительстве жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 2 п.1 ст. 23 настоящего Закона предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что ефрейтор ФИО3 проходила военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, смерть военнослужащего связана с исполнением обязанностей военной службы.
Гарантии для членов семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, при наличии заболевания, полученного в период военной службы, предусмотрены п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ.
Статья 51 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» и ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 года №1237 предусматривают основания увольнения с военной службы.
При этом перечень оснований увольнения не содержит смерть (гибель) военнослужащего.
В силу п.7 ст.51 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» и п.26 ст.34 Положения, умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели.
Пунктом 4 ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Следовательно, действующее военное законодательство гибель (смерть) военнослужащего разграничивает с увольнением с военной службы. Указанные в п.3.1. ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» льготные основания увольнения при общей продолжительности военной службы 10 лет и вне зависимости от оснований увольнения при общей продолжительности военной службы 20 лет, правового значения к гарантиям членов семьи умершего военнослужащего, в период прохождения военной службы, не имеют.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2002 г. №451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих» в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ постановлено: Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством РФ и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Право ФИО4 быть принятой на учет нуждающихся в жилом помещении основывается также на системном применении статьи 49 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи с п.5 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, поскольку социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, иными федеральными конституционными законам федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам семей.
В соответствии с п.2 ст.24 настоящего Закона за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовые актами Российской Федерации. Пунктом 3.1, статьи 24 настоящего Закона закреплено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями членами семьи военнослужащего.
Подпунктом «б» п.6 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» предусмотрено, что семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении - признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 29.05.2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о военной обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы и наступает при определенных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 13.07.2015 N5-КГ15-67 в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 1 ст. 15 и ст. 15.1 данного федерального закона.
Из содержания положений п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Вопрос о наличии оснований для признания нуждающимися в жилых помещении членов семьи погибшего военнослужащего при принятии оспариваемого решения № от ДД.ММ.ГГГГ начальником 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не рассматривался, при этом, судом в ходе рассмотрения дела установлено наличие таких оснований.
С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку обжалуемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как членов семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы, вынесенное начальником 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы несовершеннолетней ФИО4
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма ФИО4.
Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу принять ФИО4 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда по настоящему делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.11.2017 года
Дело №2а-5494/17
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
16.11.2017 г. г. Воронеж
Ленинский районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Галкина К.А.,
при секретаре Петросян К.М.,
с участием: представителя административного ответчика начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по доверенности от 19.05.2017 года Бородина О.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному иску Сахаровой Натальи Сергеевны к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунову А.В. об оспаривании решения, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Сахарова Наталья Сергеевна обратилась в суд с иском к начальнику 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунову А.В. об оспаривании решения, связанного с отказом в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.
В заявлении указано, что ФИО3, являющаяся матерью несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, проходила военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в звании ефрейтор. ДД.ММ.ГГГГ ФИО3 умерла в результате полиорганной недостаточности (рак шейки матки). Смерть наступила в период прохождения военной службы и связана с исполнением обязанностей военной службы. На момент смерти ФИО3 ее семья состояла из двух человек – она и ее дочь ФИО4 Семья ФИО3 служебным жильем обеспечена не была. На момент смерти ФИО3 проходила военную службу в войсковой части 03213, дислоцирующейся в <адрес> и была зарегистрирована по адресу: <адрес>. При этом, несовершеннолетняя дочь ФИО3 ФИО4 оставалась зарегистрированной по прежнему месту военной службы ФИО3 по адресу воинской части: <адрес>.
После смерти ФИО3 опекуном несовершеннолетней ФИО4 назначена Сахарова Н.С., а ее место жительство было определено совместно с опекуном по адресу: <адрес>.
Согласно данных Единого государственного реестра недвижимости на праве собственности жилых помещений ФИО3 и ФИО4 не имели. ФИО4 в настоящее время на праве собственности жилых помещений не имеет, военным ведомством по линии Министерства обороны РФ жилым помещением не обеспечивалась. ФИО4 нуждается в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ истец на праве опекуна за несовершеннолетнюю ФИО4 обратилась в территориальный жилищный орган Министерства обороны по месту ее регистрации – 2 отдел (<адрес>) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ Дергунову А.В. с заявлением о принятии ФИО4 на учет нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако получила отказ в форме решения начальника 2 отдела (г.Воронеж) № от ДД.ММ.ГГГГ. Решение мотивировано тем, что ФИО4 не является военнослужащей, а ее мама утратила статус военнослужащего в связи со смертью.
С указанным решением истец не согласна, в связи с этим, обратилась в суд и просит: признать незаконным решение начальника 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма; обязать начальника 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ принять ФИО4 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ.
В судебном заседании представитель административного ответчика начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ по доверенности Бородин О.Е. требования не признал, просил в их удовлетворении отказать.
Административный истец, административный ответчик начальник 2 отдела (г.Воронеж) Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, представитель заинтересованного лица Федеральное государственное казенное учреждение «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. От административного истца имеется заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие.
С учетом изложенного, а также с учетом мнения представителя административного ответчика, в соответствии со ст.150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав пояснения представителя административного ответчика, изучив материалы дела, оценив все доказательства в их совокупности, суд находит административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В соответствии со ст.59 КАС РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела.
В силу ст.62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
С учетом требований ст.84 КАС РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
В судебном заседании установлено, что ФИО4 является дочерью военнослужащей ФИО3, умершей в период прохождения военной службы ДД.ММ.ГГГГ. Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ смерть ФИО3 наступила в период прохождения военной службы, связана с исполнением обязанностей военной службы. ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., является членом семьи военнослужащего ФИО3, зарегистрирована по адресу: <адрес>.
Распоряжением управы Центрального района городского округа город Воронеж № от ДД.ММ.ГГГГ опекуном несовершеннолетней ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р. назначена Сахарова Наталья Сергеевна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Решением Зюзинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, лишен родительских прав в отношении несовершеннолетнего ребенка ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения. ФИО4 передана на попечение опекуну Сахаровой Наталье Сергеевне.
Сахарова Н.С., действующая в интересах несовершеннолетней ФИО4, обратилась с заявлением во 2 отдел (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ г. Воронежа о принятии ФИО4 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма в соответствии со ст.52 Жилищного кодекса РФ.
Решением начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как членам семьи военнослужащего умершего в период прохождения военной службы, на основании ст. 54 ЖК РФ, ст.15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О статусе военнослужащих».
Как следует из указанного решения, основанием для его вынесения послужил тот факт, что из приложенных ФИО4 к заявлению документов о принятии на учет, в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, следует что ФИО3 утратила статус военнослужащего в связи со смертью. До исключения из списков личного состава части, ФИО3, в установленном порядке с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях не обращалась, в связи с чем, нуждающейся в жилом помещении не признавалась.
Согласно имеющимся в материалах дела документам, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирована по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о регистрации (л.д.35).
Из представленных в материалы дела сведений из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д.21-23) следует, что за ФИО4 прав на объекты недвижимого имущества не зарегистрировано.
Согласно ст.3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает, в том числе: реализацию их прав, социальных гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления; охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.
Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
Пункт 1 ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ предусматривает, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В силу п.2 ст.24 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
В соответствии с положениями п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с настоящим Федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены пунктами 1, 16, 18 и 19 статьи 15 и статьей 15.1 настоящего Федерального закона, с учетом права военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, на дополнительную общую площадь жилого помещения на дату его гибели (смерти).
Положения п.3.1 ст. 24 вышеуказанного закона подлежали применению во взаимосвязи с материальными нормами, определенными настоящим Федеральным Законом, Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 г. №53-ФЗ, и «Положением о порядке прохождения военной службы», утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 г. №1237.
В силу п.1-5 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислений, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы. Правовая защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства, и предусматривает закрепление в законах и иных нормативных правовых актах прав, социальных гарантий и компенсаций указанных лиц и иных мер их социальной защиты, а также правовой механизм их реализации. Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства. Реализация мер правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а также является обязанностью командиров (начальников). Никто не вправе ограничивать военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей в правах и свободах, гарантированных Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст.5 и п.1 ст.15 настоящего Закона военнослужащие находятся под защитой государства, которое гарантирует им обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительстве жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Абзацем 2 п.1 ст. 23 настоящего Закона предусмотрено, что военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений или жилищной субсидии. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном п.14 ст.15 настоящего Федерального закона.
Судом установлено, что ефрейтор ФИО3 проходила военную службу с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, смерть военнослужащего связана с исполнением обязанностей военной службы.
Гарантии для членов семьи военнослужащего, умершего при исполнении обязанностей военной службы, при наличии заболевания, полученного в период военной службы, предусмотрены п.3.1 ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. №76-ФЗ.
Статья 51 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» и ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999 года №1237 предусматривают основания увольнения с военной службы.
При этом перечень оснований увольнения не содержит смерть (гибель) военнослужащего.
В силу п.7 ст.51 ФЗ «О военной обязанности и военной службе» и п.26 ст.34 Положения, умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели.
Пунктом 4 ст.3 Положения о порядке прохождения военной службы установлено, что днем окончания военной службы считается день исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы, гибелью (смертью), признанием безвестно отсутствующим или объявлением умершим.
Следовательно, действующее военное законодательство гибель (смерть) военнослужащего разграничивает с увольнением с военной службы. Указанные в п.3.1. ст.24 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» льготные основания увольнения при общей продолжительности военной службы 10 лет и вне зависимости от оснований увольнения при общей продолжительности военной службы 20 лет, правового значения к гарантиям членов семьи умершего военнослужащего, в период прохождения военной службы, не имеют.
Кроме того, согласно Постановлению Правительства РФ от 21.06.2002 г. №451 «Об усилении социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих» в целях повышения уровня социальной защиты членов семей погибших (умерших) военнослужащих и сотрудников федеральных органов исполнительной власти Правительством РФ постановлено: Министерству обороны РФ, другим федеральным органам исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба, предоставлять нуждающимся в улучшении жилищных условий членам семей военнослужащих, проходивших военную службу, погибших (умерших) в период прохождения военной службы (службы), жилые помещения во внеочередном порядке на основании и условиях, предусмотренных законодательством РФ и имевших место на момент гибели (смерти) военнослужащего (сотрудника).
Право ФИО4 быть принятой на учет нуждающихся в жилом помещении основывается также на системном применении статьи 49 Жилищного кодекса РФ во взаимосвязи с п.5 ст.2 Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ, поскольку социальные гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, иными федеральными конституционными законам федеральными законами, устанавливаются военнослужащим и членам семей.
В соответствии с п.2 ст.24 настоящего Закона за членами семей военнослужащих, потерявших кормильца, после гибели (смерти военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовые актами Российской Федерации. Пунктом 3.1, статьи 24 настоящего Закона закреплено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями членами семьи военнослужащего.
Подпунктом «б» п.6 Постановления Правительства РФ от 06.09.1998 г. №1054 «О порядке учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства» предусмотрено, что семьи военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и семьи граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, имевших общую продолжительность военной службы 20 лет и более в календарном исчислении - признаются нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий.
Согласно Постановлению Пленума ВС РФ от 29.05.2014 года №8 «О практике применения судами законодательства о военной обязанности, военной службе и статусе военнослужащих» в силу пункта 9 статьи 2 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих", пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом, право на предоставление социальных гарантий и компенсаций членам семей военнослужащих непосредственно вытекает из факта исполнения военнослужащими обязанностей военной службы и наступает при определенных условиях.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Верховного Суда РФ от 13.07.2015 N5-КГ15-67 в соответствии с п. 2 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N76-ФЗ "О статусе военнослужащих" члены семей военнослужащих, потерявшие кормильца, не могут быть выселены из занимаемых ими жилых помещений без безвозмездного предоставления им другого благоустроенного жилого помещения в случае прекращения членами семей трудовых отношений с соответствующими организациями, за ними после гибели (смерти) военнослужащего сохраняется право на улучшение жилищных условий в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно абзацу первому пункта 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" членам семей военнослужащих (за исключением военнослужащих, участвовавших в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих), погибших (умерших) в период прохождения военной службы, и членам семей граждан, проходивших военную службу по контракту и погибших (умерших) после увольнения с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, а при общей продолжительности военной службы 20 лет и более вне зависимости от основания увольнения, признанным нуждающимися в жилых помещениях или имевшим основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях в соответствии с названным федеральным законом до гибели (смерти) военнослужащего или гражданина, уволенного с военной службы, жилые помещения предоставляются в порядке и на условиях, которые предусмотрены п. 1 ст. 15 и ст. 15.1 данного федерального закона.
Из содержания положений п. 3.1 ст. 24 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" следует, что право на предоставление жилых помещений предусмотрено не только в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, признанных нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, но и в отношении членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, имевших основания быть признанными нуждающимися в жилых помещениях до гибели (смерти) военнослужащего, то есть вне зависимости от того, были они поставлены на учет нуждающихся в жилых помещениях или нет.
Вопрос о наличии оснований для признания нуждающимися в жилых помещении членов семьи погибшего военнослужащего при принятии оспариваемого решения № от ДД.ММ.ГГГГ начальником 2 отдела (г.Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ не рассматривался, при этом, судом в ходе рассмотрения дела установлено наличие таких оснований.
С учетом изложенного заявленные требования подлежат удовлетворению, поскольку обжалуемое решение № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ г.р., в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, как членов семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы, вынесенное начальником 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ» не основано на нормах действующего законодательства и нарушает права и законные интересы несовершеннолетней ФИО4
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным решение начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в принятии на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма ФИО4.
Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ в течение двух недель с момента вступления решения суда в законную силу принять ФИО4 на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма как члена семьи военнослужащего, умершего в период прохождения военной службы в связи с исполнением обязанностей военной службы.
Обязать начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения МО РФ сообщить суду и административному истцу об исполнении решения суда по настоящему делу в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд через Ленинский районный суд г. Воронежа в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья К.А. Галкин
Решение суда в окончательной форме изготовлено 21.11.2017 года