Медвежьегорский районный суд Республики Карелия, 186253 Карелия, г. Медвежьегорск, ул. Заводская, д. 7-а
РЕШЕНИЕ
дело № 12-66/2019
10RS0008-01-2019-000539-87
19 июня 2019 года г. Медвежьегорск
Судья Медвежьегорского районного суда Республики Карелия Ерохова Л.А., рассмотрев в судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе Шишкиной Елены Александровны на постановление главного государственного инспектора Медвежьегорского линейного отдела Северо-Западного УГМРН Ространснадзора от 21 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
в отношении должностного лица – заместителя начальника службы гидросооружений и энергетики ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» Шишкиной Елены Александровны, 06.12.1971 г. рождения, уроженки пос. Повенец Медвежьегорского района Республики Карелия, проживающей по адресу Медвежьегорский район, пгт Повенец, ул. Красное поле, д. 9, кв. 30, замужней, несовершеннолетних детей на иждивении не имеющей, ранее к административной ответственности не привлекавшейся,
установил:
Постановлением главного государственного инспектора Медвежьегорского линейного отдела Северо-Западного УГМРН Ространснадзора от 21.05.2019 заместитель начальника службы гидросооружений и энергетики ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» Шишкина Е.А. привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, и ей назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2 000 руб.
Как следует из постановления, 17.05.2019 в 15 часов 00 минут по адресу г. Медвежьегорск, ул. Дзержинского, д. 26 Шишкина Е.А., являясь заместителем начальника службы гидросооружений и энергетики ФБУ «Администрация Беломорканал» и имея в соответствии с должностной инструкцией обязанность по ведению работы по декларированию безопасности СГТС, организации и контроля эксплуатации гидротехнической и строительной части гидротехнических сооружений, не обеспечила соблюдение требований абз. 1 ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», а именно гидроузел № 5 в составе: шлюз № 5, дамба № 46, дамба № 47, водоспуск № 131 и гидроузел № 15 в составе шлюз № 15 эксплуатировались с 25.02.2019 по 17.05.2019 без разрешения на эксплуатацию судоходного гидротехнического сооружения.
С постановлением не согласна Шишкина Е.А. В жалобе просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием в её действиях состава административного правонарушения. Указывает, что в соответствии с Графиком представления деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений на 2019 год, утвержденного Приказом Ространснадзора от 22.11.2018 № ВБ-1032фс, дата представления деклараций безопасности по гидроузлам № 5 и № 15 в Управление ГМРН Ространснадзора указана 25.01.2019. ФБУ «Администрация Беломорканал» своевременно исполнило обязанность по представлению деклараций безопасности, которые были получены указанным Управлением 25.01.2019. В силу п. 21 Постановления Правительства РФ от 06.11.1998 № 1303 «Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений» орган надзора рассматривает декларацию безопасности и заключение экспертной комиссии с вынесением решения об их утверждении или об отказе в утверждении в течение одного месяца. Указанный срок органом надзора нарушен. Спустя два месяца после получения деклараций безопасности 25.03.2019 из УГМРН Ространснадзора в ФБУ «Администрация Беломорканал» поступили письма об отказе в утверждении представленных деклараций. Откорректированные по замечаниям УГМРН Ространснадзора декларации безопасности и экспертные заключения были повторно направлены на утверждение 04.04.2019. Однако в месячный срок рассмотрены не были. 13 мая 2019 года в адрес заместителя руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФБУ «Администрация Беломорканал» направило письмо о необходимости рассмотрения представленных деклараций и экспертных заключений. Указанная переписка была представлена государственному инспектору линейного отдела при производстве по делу об административном правонарушении, однако во внимание не принята. Решение об утверждении деклараций безопасности поступило в Администрацию Беломорканала только 28.05.2019. ФБУ «Администрация Беломорканал» не может влиять на исполнение органом надзора возложенных на него полномочий. Находясь при исполнении должностных обязанностей, заявитель приняла все зависящие от неё меры по исполнению должностной инструкции и необходимости декларирования безопасности судоходных гидротехнических сооружений, в том числе подготовку к проведению закупки на выполнение комплекса работ по декларированию безопасности указанных гидроузлов, контролировала в 2018 году комплекс работ и приемку выполнения декларирования безопасности, участвовала в комиссии по проведению преддекларационных обследований, участвовала в рассмотрении разработанных деклараций безопасности, их согласовании, визировала акты приемки выполненных работ, направила разработанные декларации и экспертные заключения на утверждение в надзорный орган в установленный графиком срок. При этом в период с 25.03.2019 по 17.05.2019 гидроузлы № 5 и № 15 фактически не эксплуатировались из-за закрытия навигации. Согласно Распоряжению Федерального агентства морского и речного транспорта от 17.12.2018 № ЮЦ-445-р срок работы шлюза № 5 с 20.05.2019 по 31.10.2019, шлюза № 15 – с 20.05.2019 по 15.10.2019.
В судебном заседании заявитель Шишкина Е.А. доводы жалобы по изложенным основаниям поддержала.
Защитник Шишкиной Е.А. по доверенности Румаков О.А. дополнил, что протокол об административном правонарушении является недопустимым доказательством, поскольку в протоколе при описании события вменяемого административного правонарушения не указаны сведения о местонахождении гидротехнических сооружений, юридически значимые обстоятельства должностным лицом административного органа не выяснены. В протоколе неверно указано место совершения вменяемого административного совершения, не указано на нарушение Шишкиной Е.А. конкретных норм закона. Полагал недоказанным факт совершения его доверителем вменяемого административного правонарушения.
Главный государственный инспектор Медвежьегорского линейного отдела Северо-Западного УГМРН Ространснадзора Гусев Д.В. в судебном заседании полагал обжалуемое постановление законным и обоснованным, просил в удовлетворении жалобы отказать, оставить постановление без изменения. Полагал не соответствующими действительности доводы Шишкиной Е.А. о принятии ею всех возможных мер для соблюдения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений и отсутствии вины в совершении правонарушения.
Заслушав стороны, проверив дело, прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 9.2 КоАП РФ нарушение требований к обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Отношения, возникающих при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, регулирует Федеральный закон от 21.07.1997 № 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений".
Согласно ст. 9 Федерального закона N 117-ФЗ собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение обязательных требований при строительстве, капитальном ремонте, эксплуатации, реконструкции, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, а также их техническое обслуживание, эксплуатационный контроль и текущий ремонт.
Согласно ст. 19 Федерального закона № 117-ФЗ к нарушениям законодательства о безопасности гидротехнических сооружений относится, в том числе, строительство и эксплуатация гидротехнического сооружения, хозяйственное или иное использование водотоков и прилегающих к ним территорий ниже и выше плотины без соответствующего разрешения.
Основным документом, который содержит сведения о соответствии СГТС критериям безопасности, является декларация безопасности (ст. 10 указанного Федерального закона).
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю (надзору), в том числе в сфере внутреннего водного транспорта и обеспечения безопасности, является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор), Положение о которой утверждено Постановлением Правительства РФ от 30.07.2004 № 398.
Постановлением Правительства РФ 06.11.1998 № 1303 утверждено Положение о декларировании безопасности гидротехнических сооружений, устанавливающее содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок её разработки и представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в пределах своих полномочий федеральный государственный надзор в области безопасности гидротехнических сооружений, и порядок проведения государственной экспертизы декларации безопасности.
Согласно п. 4 указанного Порядка декларация безопасности составляется собственником СГТС или эксплуатирующей организацией (п.4), представляется в орган надзора (п. 5) не реже одного раза в пять лет с даты ввода гидротехнических сооружений в эксплуатацию (п.9). Орган надзора устанавливает график представления деклараций безопасности ГДС (пп «б» п. 12-1).
Орган надзора рассматривает декларацию безопасности и заключение экспертной комиссии и выносит решение об их утверждении или отказе в утверждении в месячный срок со дня поступления этих документов в орган надзора (п. 21).
В том случае, если при рассмотрении органом надзора декларации безопасности и заключения экспертной комиссии выявляются обстоятельства, свидетельствующие о снижении уровня безопасности, орган надзора проводит инспекционную проверку гидротехнических сооружений и рассматривает представленную декларацию безопасности с учетом результатов проверки (п. 22).
Как следует из материалов дела, приказом Ространснадзора от 22.11.2018 № ВБ-1032фс утвержден график представления деклараций безопасности судоходных гидротехнических сооружений на 2019 год, согласно которому датой представления декларации безопасности в Ространснадзор по гидроузлу № 5 в составе шлюз № 5, дамба № 46, дамба № 47, водоспуск № 131 и по гидроузлу № 15 в составе шлюз № 15 ФБУ «Администрация Беломорканал» установлена 25.01.2019. Срок действия ранее утвержденных деклараций по данным объектам истекал 25.02.2019.
23.01.2019 ФБУ «Администрация «Беломорканал» направило в Ространснадзор на утверждение декларации безопасности и экспертные заключения по гидроузлу № 5 в составе шлюз № 5, дамба № 46, дамба № 47, водоспуск № 131 и по гидроузлу № 15 в составе шлюз № 15. Указанные документы поступили в Ространснадзор 25.01.2019, т.е. в соответствии с утвержденным графиком.
В установленный месячный срок орган надзора представленные декларации и экспертные заключения не рассмотрел. Приказы № ВБ-160 фс и ВБ-159 фс об отказе в утверждении экспертных заключений и деклараций безопасности изданы 04.03.2019. Об отказе в утверждении представленных деклараций безопасности ФБУ «Администрация «Беломорканал» была поставлена в известность лишь 25.03.2019 при получении соответствующих писем из Ространснадзора от 12.03.2019 (исх. № 8.14-428 и № 8.14-427).
С учетом устранения указанных органом надзора замечаний ФБУ «Администрация «Беломорканал» декларации безопасности повторно направило на утверждение 04.04.2019.
Декларация безопасности и экспертное заключение по гидроузлу № 5 утверждены Приказом Ространснадзора № ВБ-396 фс от 23.05.2019, выдано разрешение на эксплуатацию, по гидроузлу № 15 - приказом Ространснадзора № ВБ-397фс от 23.05.2019, выдано разрешение на эксплуатацию.
Материалами дела также подтверждается, что Шишкина Е.А. с 01.01.2018 является заместителем начальника службы гидросооружений и энергетики ФБУ «Администрация «Беломорканал». Согласно должностной инструкции заместителя начальника службы гидросооружений и энергетики в должностные обязанности вменено проведение работы по декларированию безопасности СГТС (п. 3.4), контроль сроков действия разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений (п. 3.10).
Привлекая Шишкину Е.А. к административной ответственности по ст. 9.2 КоАП РФ должностное лицо Ространснадзора пришел к выводу о необеспечении Шишкиной Е.А. соблюдения требований Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», что повлекло эксплуатацию в период с 25.02.2019 по 17.05.2019 гидроузлов № 5 и № 15 в отсутствие соответствующего разрешения. Указанный вывод был основан, в том числе, на результатах внеплановой документарной проверки, проведенной в отношении ФБУ «Администрация Беломорканал» по распоряжению Ространснадзора № 47 от 11.04.2019, и указанных в акте данной проверки от 17.05.2019.
В силу положений статьи 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые названным Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица в совершении противоправного действия (бездействия).
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (ч.1), неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (ч.4).
Оценив исследованные доказательства в их совокупности, прихожу к выводу о недоказанности вины Шишкиной Е.А. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 9.2 КоАП РФ, поскольку установлено, что в соответствии с должностной инструкцией должностным лицом Шишкиной Е.А. проведена работа по декларированию безопасности гидроузлов № 5 и № 15, осуществлен контроль сроков действия разрешения на эксплуатацию гидротехнических сооружений, декларации безопасности и экспертные заключения по указанным СГТС представлены в орган надзора в установленный графиком срок. Таким образом, Шишкиной Е.А. приняты надлежащие и своевременные меры по недопущению эксплуатации СГТС в отсутствие разрешения надзорного органа.
Доводы должностного лица Ространснадзора о том, что эксплуатация гидроузлов № 5 и № 15 в отсутствие действующих разрешений на эксплуатацию могла повлечь тяжелые последствия для охраняемых общественных отношений, носит предположительный и бездоказательный характер, и с учетом озвученных в судебном заседании сроков начала навигации с 20.05.2019 и того обстоятельства, что до начала навигации указанные гидроузлы фактически не эксплуатировались (не работали), является несостоятельной. Кроме того, следует учитывать, что отказывая приказами от 04.03.2019 в утверждении деклараций безопасности, орган надзора в соответствии с п. 22 Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений не провел инспекционную проверку СГТС, что соответственно свидетельствует о том, что уровень безопасности гидроузлов № 5 и № 15 не снижался.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ судья по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносит решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24. 5 КоАП РФ, а также при недоказанности обстоятельств, на которых было вынесено постановление.
Руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 24.5, ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, судья
решил:
Жалобу Шишкиной Елены Александровны удовлетворить.
Постановление главного государственного инспектора Медвежьегорского линейного отдела Северо-Западного УГМРН Ространснадзора от 21 мая 2019 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 9.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица – заместителя начальника службы гидросооружений и энергетики ФБУ «Администрация Беломорско-Онежского бассейна внутренних водных путей» Шишкиной Елены Александровны отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия в течение 10 суток с момента получения копии настоящего решения.
Судья Ерохова Л.А.