Дело № 2-316/2017 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
29 марта 2017 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Ведерниковой Е.Н., при секретаре Наугольных Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве гражданское дело по иску Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан к ФИО2 о взыскании материального ущерба,
у с т а н о в и л:
Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан обратилось в суд с иском к ФИО2 о взыскании материального ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза, в сумме <адрес> рублей.
В обоснование заявленных требований представитель истца указал, что ДД.ММ.ГГГГ при осуществлении весового контроля на <адрес> сотрудниками ГИБДД совместно с сотрудниками Государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан, было произведено взвешивание транспортного средства: седельный тягач <данные изъяты>, государственный регистрационный № с полуприцепом марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, принадлежащих ответчику ФИО2, под управлением водителя ФИО4 В ходе проверки было выявлено превышение допустимых осевых нагрузок транспортного средства и отсутствие специального разрешения на перевозку тяжеловесного груза. По результатам взвешивания был составлен акт № от ДД.ММ.ГГГГ. В связи с превышением допустимых осевых нагрузок транспортного средства, сумма ущерба причиненного автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан составила <данные изъяты> рублей, указанная сумма ответчиком в добровольном порядке в 10-дневный срок не уплачена. Направленное в адрес ответчика претензионное письмо о необходимости оплаты суммы ущерба оставлено без ответа.
С учетом данных обстоятельств, истец просит взыскать с ФИО2 сумму ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан в размере <данные изъяты> рублей.
В судебное заседание представитель истца ФИО5 не явилась, обратилась к суду с заявлением о рассмотрении дела в ее отсутствие.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признал. Подтвердил, что является собственником транспортных средств: седельный тягач <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, и полуприцеп марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №. Однако полагает, что он не является лицом, ответственным за причинение ущерба автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан, поскольку ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ указанные транспортные средства были ими переданы по договору аренды ООО «Контрактурал» на срок до ДД.ММ.ГГГГ., а соответственно какие-либо перевозки тяжеловесных грузов ДД.ММ.ГГГГ. они не осуществляли. Просит в удовлетворении заявленных требований отказать.
Выслушав ответчика, исследовав материалы дела, суд считает, что заявленный иск удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из Устава ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан (л.д. 11-15), данное учреждение является некоммерческой организацией, осуществляющей оказание государственных услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательство РФ полномочий Государственного комитета Республик Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству.
Предметом деятельности учреждения является осуществление мероприятий по организации контроля перевозок опасных, крупногабаритных и тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения совместно с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Республик Башкортостан, владельцем автомобильных дорог, а также иными заинтересованными лицами.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 г. за № 166-р (л.д.42), автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, закреплены за ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан на праве оперативного управления.
Соглашением о разделении полномочий в сфере организации контроля перевозок крупногабаритных, тяжеловесных и (или) опасных грузов транспортными средствами по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан (л.д.17-19), ГКУ Служба весового контроля РБ приняло на себя полномочия ГКУ Управления дорожного хозяйства РБ по взвешиванию транспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения, закрепленных за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления.
В связи с принятием данных полномочий ГКУ Служба весового контроля наделено правом проводить измерения и взвешивания транспортных средств, в том числе измерение нагрузок на ось и определение полной массы транспортного средства путем поосного взвешивания транспортного средства на предмет определения фактической массы транспортного средства; определять транспортные средства, фактическая масса которых с грузом или без груза и нагрузка на ось превышают значения, определенные нормами нагрузок и полной массы транспортных средств, установленные соответствующими дорожными знаками, включая временные ограничения допустимых нагрузок, введенные в установленном порядке; составлять акты по результатам весового контроля; осуществлять расчет стоимости ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования; осуществлять взыскание стоимости ущерба.
Таким образом, судом установлено, что на территории Республики Башкортостан контроль за соблюдением допустимых весовых параметров осуществляет Государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан, которое является уполномоченным органом, осуществляющим управление федеральными автомобильными дорогами, закрепленными за ГКУ УДХ РБ на праве оперативного управления, наделенного полномочиями по выдаче специальных разрешений на провоз тяжеловесных грузов в с взиманием соответствующей платы в федеральный бюджет Российской Федерации, а также полномочиями по определению и взысканию стоимости ущерба, нанесенного автомобильным дорогам общего пользования.
Отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, регулируются Федеральным законом от 08 ноября 2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 257-ФЗ).
Согласно ст. 4 названного Закона N 257-ФЗ, на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
В соответствии со ст. 30 Закона N 257-ФЗ временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам могут устанавливаться в период возникновения неблагоприятных природно-климатических условий, в случае снижения несущей способности конструктивных элементов автомобильной дороги, ее участков и в иных случаях в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам осуществляется в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения осуществляются в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 февраля 2012 года № 50 «О порядке осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального местного значения» утвержден Порядок осуществления временных ограничения или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального местного значения.
В соответствии с пунктами 1.2- 1.5 Порядка акт о временном ограничении или прекращении движения транспорта по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения издается либо Правительством Республики Башкортостан, либо уполномоченным республиканским органом исполнительной власти в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в Республике Башкортостан или подведомственными ему организациями.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 06 февраля 2014 сода № 76-р на автомобильных дорогах республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с 1 апреля по 10 мая 2014 года было введено временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения (далее - временное ограничение движения) с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси, согласно приложениям 1. 2 и 3 к указанному распоряжению.
Более того, согласно ст. 31 Закона N 257-ФЗ, движение по автомобильным дорогам крупногабаритного транспортного средства либо транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, относящихся согласно Европейскому соглашению о международной дорожной перевозке опасных грузов (ДОПОГ) к грузам повышенной опасности, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специальных разрешений, выдаваемых в соответствии с положениями настоящей статьи.
Движение по автомобильным дорогам тяжеловесного транспортного средства, масса которого с грузом или без груза и (или) нагрузка на ось которого более чем на два процента превышают допустимую массу транспортного средства и (или) допустимую нагрузку на ось, за исключением движения самоходных транспортных средств с вооружением, военной техники, транспортных средств Вооруженных Сил Российской Федерации, осуществляющих перевозки вооружения, военной техники и военного имущества, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи.
В силу ч. 6, 12-13 указанной нормы, для получения специального разрешения, указанного в части 1 или 2 настоящей статьи, требуется:
1) согласование в порядке, установленном частью 7 настоящей статьи, маршрута тяжеловесного и (или) крупногабаритного транспортного средства, а также транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов;
2) возмещение владельцем тяжеловесного транспортного средства вреда, который будет причинен таким транспортным средством, в порядке, установленном частью 12 настоящей статьи;
3) наличие уведомления о включении транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных грузов, в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств и о присвоенной категории, а также уведомления о соответствии субъекта транспортной инфраструктуры или перевозчика требованиям в области транспортной безопасности.
Порядок возмещения вреда, причиняемого тяжеловесными транспортными средствами, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого тяжеловесным транспортным средством, определяется:
1) Правительством Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам федерального значения;
2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения;
3) органами местного самоуправления в случае движения указанного транспортного средства по автомобильным дорогам местного значения;
4) собственником автомобильной дороги в случае движения указанного транспортного средства по частной автомобильной дороге.
Согласно п. 8 ст. 12 Закона № 257-ФЗ определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934 утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" (далее - Правила).
Согласно п. 5 Правил размер платы в счет возмещения вреда определяется в зависимости от: а) превышения установленных правилами перевозки грузов автомобильным транспортом, утверждаемыми Правительством Российской Федерации, или решением о временном ограничении движения транспортных средств, принимаемом в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 30 Федерального закона "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", значений: предельно допустимой массы транспортного средства; предельно допустимых осевых нагрузок транспортного средства; б) размера вреда, определенного соответственно для автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, автомобильных дорог местного значения, частных автомобильных дорог; в) протяженности участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут транспортного средства; г) базового компенсационного индекса текущего года.
Аналогичный порядок определения размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения утвержден постановлением Правительства Республики Башкортостан от 01 марта 2010 года №59.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками службы весового контроля Республики Башкортостан в ходе осуществления весового контроля на 10 <адрес> был составлен акт №, согласно которому выявлено превышение осевой нагрузки при перевозе груза при отсутствии специального разрешения транспортным средством - седельный тягач <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № с полуприцепом марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, принадлежащих ответчику ФИО2, под управлением водителя ФИО4, двигавшимся по маршруту: <адрес> – <адрес>, которым пройдено расстояние по автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения в Республике Башкирия 168 км, размер нанесенного автомобильной дороге вреда составил <данные изъяты> рублей.
Истец, обращаясь в суд с иском, ссылается на тот факт, что ответчик является собственником указанного выше транспортного средства, а соответственно, в соответствии с требованиями Закона N 257-ФЗ, а также требованиями, установленными Правительством Республики Башкортостан, обязан возместить причиненный автомобильным дорогам общего пользования регионального и/или межмуниципального значения Республики Башкортостан материальный ущерб в связи с допущенным нарушением.
Однако суд считает данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Действительно, как следует из материалов дела, ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время является собственником транспортных средств: седельный тягач <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, и полуприцеп марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № (л.д. 61-62).
В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Таким образом, исходя из смысла указанных норм, применение гражданско-правовой ответственности в виде взыскания убытков возможно при наличии условий, предусмотренных законом. При этом лицо, требующее возмещения убытков, обязано доказать факт причинения убытков и их размер, противоправное поведение причинителя вреда, наличие причинно-следственной связи между возникшими убытками и действиями указанного лица, а также вину причинителя вреда в произошедшем.
В соответствии с п. 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 ноября 2009 г. N 934, вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
В силу ст. 1079 ГК РФ юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельности и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.
Обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
В п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 января 2010 г. N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина" разъясняется, что под владельцем источника повышенной опасности следует понимать юридическое лицо или гражданина, которые используют его в силу принадлежащего им права собственности, права хозяйственного ведения, оперативного управления либо на других законных основаниях (например, по договору аренды, проката, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности).
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 заключил договор аренды с ООО «Контрактурал», по условиям которого он передал Обществу во временное владение и пользование на срок до ДД.ММ.ГГГГ принадлежащее ему транспортное средство – полуприцеп марки <данные изъяты>, государственный регистрационный знак №, с оказанием услуг по управлению транспортом и его технической эксплуатации (л.д.67-68).
В силу п. 1.5 Договора, транспортное средство арендуется Обществом в целях грузоперевозок.
Факт передачи транспортного средства арендатору подтверждается представленным актом приема-передачи от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.69).
Дополнительным соглашением от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.70), стороны пришли к соглашению о передаче объектов аренды, указанных в п. 1.1 настоящего договора без оказания услуг по управлению транспортными средствами и их технической эксплуатации.
Более того, дополнительным соглашением стороны определили, что права и обязанности сторон с момента подписания настоящего дополнительного соглашения определяются действующим законодательством РФ.
Аналогичный договор аренды и дополнительное соглашение к договору были подписаны ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Контрактурал» и ФИО2, по условиям которого ответчик передал Обществу во временное владение и пользование на срок до ДД.ММ.ГГГГ принадлежащее ему транспортное средство - седельный тягач <данные изъяты>, государственный регистрационный знак № (л.д.63-66).
Таким образом, исходя из условий договоров аренды и дополнительных соглашений следует, что ответчик передал принадлежащие ему транспортные средства по договору аренды без оказания услуг по управлению транспортом и его технической эксплуатации.
В силу ст. 642, 647-648 ГК РФ, по договору аренды транспортного средства без экипажа арендодатель предоставляет арендатору транспортное средство за плату во временное владение и пользование без оказания услуг по управлению им и его технической эксплуатации.
Если договором аренды транспортного средства без экипажа не предусмотрено иное, арендатор вправе без согласия арендодателя сдавать арендованное транспортное средство в субаренду на условиях договора аренды транспортного средства с экипажем или без экипажа.
Арендатор вправе без согласия арендодателя от своего имени заключать с третьими лицами договоры перевозки и иные договоры, если они не противоречат целям использования транспортного средства, указанным в договоре аренды, а если такие цели не установлены, назначению транспортного средства.
Ответственность за вред, причиненный третьим лицам транспортным средством, его механизмами, устройствами, оборудованием, несет арендатор в соответствии с правилами главы 59 настоящего Кодекса.
Исходя из позиции изложенной в п. 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 26 января 2010 года N 1 "О применении судами гражданского законодательства, регулирующего отношения по обязательствам вследствие причинения вреда жизни или здоровью гражданина», при определении субъекта ответственности за вред, причиненный жизни или здоровью третьих лиц арендованным транспортным средством (его механизмами, устройствами, оборудованием), переданным во владение и пользование по договору аренды (фрахтования на время) транспортного средства с экипажем, необходимо учитывать, что ответственность за вред несет арендодатель, который вправе в порядке регресса возместить за счет арендатора суммы, выплаченные третьим лицам, если докажет, что вред возник по вине арендатора (статьи 632 и 640 ГК РФ). Если же транспортное средство было передано по договору аренды без предоставления услуг по управлению им и его технической эксплуатации, то причиненный вред подлежит возмещению самим арендатором (статьи 642 и 648 ГК РФ).
Таким образом, принимая во внимание то обстоятельство, что транспортными средствами, которыми ДД.ММ.ГГГГ нанесен ущерб автомобильным дорогам Республики Башкортостан, на основании договоров аренды владело и пользовалось ООО «Контрактурал», т.е. являлся законными арендатором и титульным владельцем, то в соответствии с положениями ст. 648, 1079 ГК РФ на собственника транспортных средств - ответчика ФИО2 не может быть возложена обязанность по возмещению причиненного вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд
Решил:
В удовлетворении исковых требований к ФИО2 о взыскании материального ущерба Государственному казенному учреждению Служба весового контроля Республики Башкортостан отказать.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: (подпись).
Верно.Судья: Е.Н.Ведерникова
Секретарь: Д.С.Наугольных