РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 февраля 2017 г.
Кировский районный суд г. Иркутска в составе председательствующего судьи Безъязыковой М.Л., при секретаре Тарасенко Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-211/2017 по иску Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области к Каморниковой Н.Ф., Глотовой Ю.Б., Белобородовой К.В., Белобородовой Л.В., Фереферовой О.В., Седых В.И. о понуждении исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в натуре,
УСТАНОВИЛ:
Служба по охране объектов культурного наследия Иркутской области обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с иском к Каморниковой Н.Ф., Глотовой Ю.Б., Белобородовой К.В., Белобородовой Л.В., Фереферовой О.В., Седых В.И., требуя обязать собственников исполнить в натуре обязательства по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия «<данные изъяты>», 1880-е г.г. (поставлен на государственную охрану на основании решения исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ г. №), расположенного по адресу: <адрес>; получить в порядке, установленном статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия – в течение двух месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; представить на согласование в службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по <адрес>, разработанную в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в течении восьми месяцев с момента вступления в законную силу решения суда; на основании разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия провести работы в соответствии с проектной документацией и предоставить в службу отчет о выполненных мероприятиях в течение двадцати месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование исковых требований указано, что здание по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» 1880-е г.г., поставлен на государственную охрану на основании решения исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №. Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит на праве собственности Камориниковой Н.Ф., Глотовой Ю.Б., Белобородовой К.В., Белобородовой Л.В., Фереферовой О.В., Седых В.В., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ №. Сотрудниками службы по охране объектов культурного наследия ДД.ММ.ГГГГ был осуществлен осмотр объекта культурного наследия. В ходе осмотра установлено, что в настоящее время изменена крыша объекта культурного наследия, а именно, над основным объемом вместо первоначальной вальмовой устроена двухскатная, над двухэтажным прирубом сеней двухскатная с фронтоном крыша заменена на односкатную. Полностью утрачены подшивной профилированный карниз с поддерживающими кронштейнами, наличники оконных проемов второго этажа бокового юго – западного фасада, арочные оконные проемы по периметру двухэтажного прируба сеней. Со стороны бокового фасада утрачена часть обшивки, в уровне фриза бревна частично обуглены. Наблюдаются частичные утраты декоративных элементов наличников главного северо – западного фасада, почти полностью утрачены ставни (за исключением оконных проемов первого этажа главного фасада по второй и третьей слева осям). Оконный проем первого этажа главного фасада по первой слева оси преобразован в дверной. Оконный проем второго этажа главного фасада по третьей слева оси изнутри заложен кирпичом, частично отсутствует остекление. Со стороны бокового юго – западного фасада на уровне первого этажа предположительно возведен пристрой под односкатным навесом с кирпичной стеной, выходящей на ул. Софьи Перовской в одну линию с главным фасадом. Деревянный заплот с воротами утрачен, на его месте – кирпичная стена пристроя и металлические ворота. Дворовый юго – восточный фасад обследованию недоступен. Помещения здания, а также его территория осмотрены не были, в связи с отсутствием доступа. Из вышесказанного следует, что ответчиками не исполняется обязанность по обеспечению сохранности объекта культурного наследия, установленная п. 3 ст. 44 Конституции РФ, обязанность по выполнению работ по сохранению объекта культурного наследия, а также нарушаются права граждан Российской Федерации на сохранность объектов культурного наследия, гарантированные Федеральным законом №73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 года.
В ходе судебного разбирательства по делу истец заявленные требования уточнил, просил обязать ответчиков Каморникову Н.Ф., Глотову Ю.Б., Белобородову К.В., Белобородову Л.В., Фереверову О.В., Седых В.В. исполнить в натуре пропорционально принадлежащим им долям в праве общей долевой собственности обязательства по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» 1880-е г.г. (поставлен на государственную охрану на основании решения исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №), расположенного по <адрес>; получить в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия – в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; представить на согласование в службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по <адрес>, разработанную в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия – в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; на основании разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия провести ремонтно – реставрационные работы в соответствии с проектной документацией и предоставить в службу отчет о выполненных мероприятиях – в течение 20 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель истца Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области Насырова Н.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить их по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчики Каморникова Н.Ф., Глотова Ю.Б., Белобородова К.В., Белобородова Л.В., Фереферова О.В., Седых В.В., уведомленные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание не явились. При этом, ответчик Белобородова Л.В. реализовала свое право на участие в судебном заседании путем направления представителей по доверенности Белошапкиной С.Б., Иванова К.А.
Представители ответчика Белобородовой Л.В. – Белошапкина С.Б. и Иванов К.А., действующие на основании доверенности, в судебном заседании просили отказать в удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на исковое заявление.
Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В силу пункта 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с преамбулой Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 года № 73-ФЗ объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия.
В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Под государственной охраной объектов культурного наследия в целях настоящего Федерального закона понимается система правовых, организационных, финансовых, материально-технических, информационных и иных принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в пределах их компетенции мер, направленных на выявление, учет, изучение объектов культурного наследия, предотвращение их разрушения или причинения им вреда (ст. 6 Федерального закона от 25.06.2002г. N 73-ФЗ).
Судом установлено, что на основании решения Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, прил. 1, п. 166, здание, расположенное по адресу: <адрес>, - «<данные изъяты>» 1880-е г.г., было отнесено к памятникам истории и культуры категории местного значения и поставлено на государственную охрану.
На момент включения спорного объекта в перечень объектов культурного наследия регионального значения, принимаемого на государственную охрану, действовали Постановление Совета Министров СССР от 16сентября1982 года № 865 «Об утверждении Положения об охране и использовании памятников истории и культуры», Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденная Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203.
Пунктом 13 Положения было установлено, что государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.
Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.
Вновь выявляемые объекты, представляющие историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, зарегистрированные в списках вновь выявленных объектов, до решения вопроса о принятии их на государственный учет как памятников истории и культуры подлежат охране в порядке, предусмотренном действующим законодательством об охране памятников истории и культуры (пункт 27 Положения). Государственные органы охраны памятников устанавливают на каждом недвижимом памятнике истории и культуры охранную доску, содержащую краткую характеристику памятника и указание о том, что памятник охраняется государством (пункт 28 Положения).
В соответствии с пунктом 59 Положения, Порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором, охранным договором или охранным обязательством.
Разделом II Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года № 203, установлен порядок государственного учета памятников истории и культуры.
Согласно пункту 72 Инструкции, порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании или собственности предприятий, учреждений, организаций и граждан, соответствующим охранным документом: охранно-арендным договором (Приложение № 8), охранным договором (Приложение № 9) или охранным обязательством (Приложения № 10 и № 11). В охранных документах предусматриваются также порядок и сроки реставрации, консервации, ремонта памятников и связанных с ними строений, сооружений и предметов, представляющих культурную ценность, благоустройство территорий, садов, парков, природных ландшафтов, организация надлежащей охраны памятников и другие условия.
В материалах дела имеется паспорт на указанный объект культурного наследия, датированный ДД.ММ.ГГГГ, содержащий описание памятника, согласно которому дом расположен в среде старой застройки, фасадом по красной линии ул. Софьи Перовской, в северном углу усадьбы. Представляет собой большой деревянный двухэтажный особняк под четырехскатной вальмовой крышей. К прямоугольному в плане срубу с бокового юго – западного фасада примыкает двухэтажный прируб с сеней, перекрытый двускатной с фронтоном крышей. На втором этаже прируба – остекленная веранда с арочными окнами по всему периметру. Дворовый юго – восточный фасад имеет еще один пониженный пристрой сеней, под навесной с небольшим уклоном кровлей. Он является связующим звеном с каменной, вероятно, возведенной несколько позже, квадратной в плане двухэтажной постройкой и служит общими холодными сенями. Стены бревенчатые, обшиты горизонтально уложенной калеванной доской, углы зашиты каннелированными лопатками. Карниз подшивной, профилированный, большого выноса, поддерживается кронштейнами барочного профиля. Фриз гладкий, выделен профилированной полочкой. На главном фасаде в каждом этаже три симметрично расположенных окна с барочными сандриками и двумя розетками с мотивом четырехлистника на лобани. Ставни филенчатые, трехчастые, с ромбическим элементом в центральной части. Второй тип наличников, с лучковым завершением и гладкой лобанью, на дворовых фасадах. К уличному фасаду примыкает частично сохранившийся заплот и ворота с массивным лучковым завершением. В интерьере верхнего этажа сохранилась уникальная перегородка с декоративной порезкой и филенчатые потолки с розетками под люстру. Объемно – планировочная композиция постройки решена в местных традициях, с характерным для конца XIX века прирубом, с верандой на втором этаже. Интерес к постройке дополняют: своеобразное решение карниза, традиционные иркутские ворота, декорированная перегородка в интерьере.
В «Список памятников истории и культуры Иркутской области, подлежащих государственной охран», согласованный Министерством культуры РФ, 1991 г., объект включен под регистрационным №.
Согласно Сводному списку недвижимых памятников истории и культуры г. Иркутска на 2000 г., представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, жилой дом по адресу: <адрес>, является выявленным объектом культурного наследия «<данные изъяты>» 1880-е г.г., регистрационный №. №.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области на основании письма комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) был произведен осмотр здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>», 1880-е г.г. (поставлен на государственную охрану на основании решения Исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №, прил. 1, п. 166), адрес по данным службы: <адрес>, по результатам которого был составлен соответствующий акт.
Согласно указанному акту от ДД.ММ.ГГГГ, в настоящее время изменена крыша объекта культурного наследия: над основным объемом вместо первоначальной вальмовой устроена двухскатная, над двухэтажным прирубом сеней двухскатная с фронтоном крыша заменена на односкатную. Полностью утрачены подшивной профилированный карниз с поддерживающими кронштейнами, наличники оконных проемов второго этажа бокового юго – западного фасада, арочные оконные проемы по периметру двухэтажного прируба сеней. Со стороны бокового фасада утрачена часть обшивки, в уровне фриза бревна частично обуглены. Наблюдаются частичные утраты декоративных элементов наличников главного северо – западного фасада, почти полностью утрачены ставни (за исключением оконных проемов первого этажа главного фасада по второй и третьей слева осям). Оконный проем первого этажа главного фасада по первой слева оси преобразован в дверной. Оконный проем второго этажа главного фасада по третьей слева оси изнутри заложен кирпичом, частично отсутствует остекление. Со стороны бокового юго – западного фасада на уровне первого этажа предположительно возведен пристрой под односкатным навесом с кирпичной стеной, выходящей на ул. Софьи Перовской в одну линию с главным фасадом. Деревянный заплот с воротами утрачен, на его месте – кирпичная стена пристроя и металлические ворота. Дворовый юго – восточный фасад обследованию недоступен. Помещения здания, а также его территория осмотрены не были, в связи с отсутствием доступа.
Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ, на указанное здание – жилой дом, общей площадью <данные изъяты>., с кадастровым №, расположенный по адресу: <адрес>, зарегистрировано право общей долевой собственности Каморниковой Н.Ф. (6/72 доли), Глотовой Ю.Б. (12/72 доли), Белобородовой К.В. (2/27 доли), Белобородовой Л.В. (2/27 доли), Фереферовой О.В. (2/27 доли), Седых В.В. (32/72 доли).
Особенности владения, пользования и распоряжения объектом культурного наследия, включенным в реестр, и выявленным объектом культурного наследия, регламентированы положениями Федерального закона от 25 июня 2002 года №73ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Согласно положениям статьи 47.1 Федерального закона от 25 июня 2002 года №73ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», ограничениями (обременениями) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия, устанавливаемыми в целях обеспечения сохранности указанных объектов, обеспечения доступа граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства к объектам культурного наследия, включенным в реестр, являются установленные пунктами 1 - 3 статьи 47.3 настоящего Федерального закона требования к содержанию и использованию объектов культурного наследия, включенных в реестр, выявленных объектов культурного наследия, а также требования, установленные охранным обязательством в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 47.6 настоящего Федерального закона (далее - требования в отношении объекта культурного наследия).
Указанные ограничения (обременения) права собственности, других вещных прав, а также иных имущественных прав на объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости.
В силу подпункта 3 пункта 3 статьи 47.2 Закона N 73-ФЗ собственник или иной законный владелец объекта культурного наследия обязан организовать проведение работ по сохранению объекта культурного наследия в соответствии с порядком, предусмотренным статьей 45 Закона N 73-ФЗ.
Согласно ст. 47.6 Федерального закона N 73-ФЗ обязанности по финансированию мероприятий, обеспечивающих выполнение требований в отношении объекта культурного наследия, по обеспечению требований к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия устанавливаются охранным обязательством.
Пунктами 2 - 3 статьи 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ, охранным обязательством устанавливаются следующие требования:
1) к сохранению объекта культурного наследия в соответствии со статьей 47.2 настоящего Федерального закона;
2) к содержанию и использованию объекта культурного наследия в случае угрозы ухудшения его состояния в соответствии с пунктом 4 статьи 47.3 настоящего Федерального закона;
3) к обеспечению доступа к объекту культурного наследия в соответствии со статьей 47.4 настоящего Федерального закона;
4) к размещению наружной рекламы на объектах культурного наследия, их территориях в случае, если ее размещение допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В случае необходимости соответствующие органы охраны объектов культурного наследия, определенные пунктом 7 настоящей статьи, вправе устанавливать дополнительные требования в отношении объекта культурного наследия.
В соответствии с пунктом 5 статьи 55 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры " народов Российской Федерации", пунктом 4 статьи 29 Федерального закона от 02.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" охранное обязательство заключается в случае передачи объекта культурного наследия в пользование по договорам аренды или возмездного пользования, а также при приобретении, в том числе, путем приватизации, права собственности на объекты культурного наследия.
Охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия должно включать в себя требования к содержанию объекта культурного наследия условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ по его сохранению, а также иные требования, которые обеспечивают сохранность данного объекта и являются ограничениями (обременениями) права пользования данным объектом.
В п. 17 Положения о подготовке и выполнении охранных обязательств при приватизации объектов культурного наследия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2002 года N 894, установлено, что при отчуждении объекта культурного наследия условия охранного обязательства подлежат включению в договоры, предусматривающие переход права собственности на указанные объекты, в качестве существенных условий.
Между тем, каких – либо обременений в отношении жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> в том числе, обязательств по содержанию объекта культурного наследия, условиям доступа к нему граждан, порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ, а также иные обеспечивающие сохранность такого объекта требований, которые были бы определены охранным обязательством, с Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество не зарегистрировано. Правоустанавливающие документы, представленные ответчиками в материалы дела, также не содержат сведений о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия, и подлежит государственной охране.
Согласно материалам инвентарного дела, сведения о том, что жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит государственной охране, отсутствуют.
Более того, уведомлений о том, что данный объект недвижимости включен в реестр объектов культурного наследия, собственникам здания не поступало, охранные обязательств с ними не заключались, доказательств обратному в материалы дела не представлено.
Согласно пояснениям ответчиков в судебном заседании, о том, что принадлежащий им на праве общей долевой собственности жилой дом по адресу: <адрес>, является объектом культурного наследия, им стало известно после получения искового заявления Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области. Поскольку дом дважды горел, собственники восстанавливали его за свой счет, в том числе крышу и ворота. Дверной проем на месте оконного проема был сделан после произошедшего пожара по требованию органов пожарного надзора в качестве эвакуационного выхода. После пожара и во время проведения восстановительных работ никто из специалистов Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области судьбой дома не интересовался. На доме не имеется каких – либо опознавательных знаков или информационных табличек о том, что он является памятником культурного наследия.
Согласно представленной в материалы дела справке отдела государственного пожарного надзора г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, произошел пожар.
Факт пожара, произошедшего в указанном доме ДД.ММ.ГГГГ, в результате которого было повреждено здание и электропроводка, подтверждается справкой пожарной части № ОГПС-8 г. Иркутска Управления государственной противопожарной службы Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ №, представленной в материалы дела.
Сведения о пожаре, произошедшем в 1999 г., также имеются в архивах Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области, и, в частности, зафиксированы в акте от ДД.ММ.ГГГГ, с указанием на то, что полностью выгорели кровля, стропильные конструкции, декор по карнизу, пристрой дома, огнем повреждены интерьеры здания.
Вместе с тем, в материалах дела отсутствует документальное подтверждение контроля и фиксации технического состояния здания органами охраны объектов культурного наследия за период с 1999 г. по 2016 г., а так же обращения к собственникам здания по вопросу информирования об отнесении здания к историческому памятнику архитектуры в 2000 г. и необходимости его сохранения в качестве памятника.
По результатам осмотра здания, произведенного Службой по охране объектов культурного наследия Иркутской области, каких – либо предписаний по поводу устранения выявленных замечаний, для проведения работ по реставрации, воссозданию внешнего декоративного убранства объекта культурного наследия, собственникам здания также не выдавалось, доказательств обратного суду не представлено.
Подпунктом «а» пункта 14 Положения о государственном контроле в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 года № 1204, предусмотрена выдача предписания об устранении выявленных нарушений с указанием нарушения требований охранных обязательств собственников, то есть предполагает обязательное наличие охранного обязательства.
Применение мер по заключению охранных обязательств, по мнению суда, направлено на достижение баланса публичных интересов по сохранению объектов культурного наследия и частных интересов по осуществлению полномочий владения и пользования данными объектами.
Согласно п. 1 ст. 40 Федерального закона №73-Ф3, сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
В силу ст. 45 Федерального закона №73-Ф3, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются, в том числе региональным органом охраны объектов культурного наследия - в отношении объектов культурного наследия федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия федерального значения, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации), объектов культурного наследия регионального значения, выявленных объектов культурного наследия.
Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия.
Форма выдачи задания, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, порядок выдачи указанных документов, подготовки и согласования проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению данного объекта, устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Порядок подготовки и согласования проектной документации на работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, порядок утверждения формы разрешения и выдачи разрешения на проведение работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта культурного наследия, определяются Градостроительным кодексом Российской Федерации.
Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной пунктом 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Какие-либо виды работ по сохранению объекта культурного наследия и сроки их проведения ответчикам не определены и с ними не согласованы. Вместе с тем, пункт 3 статьи 45 Закона № 73-ФЗ устанавливает, что задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта.
Способы защиты гражданских прав предусмотрены ст. 12 Гражданского кодекса РФ, в том числе защита гражданских прав может осуществляться путем присуждения к исполнению обязанности в натуре.
Обращаясь к ответчикам с настоящим иском, истец требует исполнения обязательства в натуре пропорционально принадлежащим им долям в праве общей долевой собственности обязательства по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия регионального значения, путем получения задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, предоставления на согласование в Службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, проведения ремонтно – реставрационных работ по сохранению объекта культурного наследия.
Между тем, требования по сохранению объекта культурного наследия, в части установления объема и сроков проведения ремонтно-реставрационных работ, указываются в охранном обязательстве собственников или иного законного владельца объекта культурного наследия, которые с ответчиками не заключались. Определенный правовой режим использования объекта для ответчиков регламентирован не был, при этом уклонения ответчиков от дачи охранных обязательств судом не установлено и стороной истца не оспаривалось.
Ответственность за неисполнение обязательства в натуре предусмотрена главой 25 ГК РФ.
Исполнение обязательства в натуре как мера ответственности применяется к должнику в случае, если речь идет о ненадлежащем исполнении.
Уполномоченный способ защиты права может быть реализован только при наличии у ответчика соответствующей обязанности, зафиксированной надлежащим образом.
Как разъяснено в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2016 N 7 "О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств", согласно пункту 1 статьи 308.3, статье 396 ГК РФ в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено ГК РФ, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства. При этом следует учитывать, что в соответствии со статьями 309 и 310 ГК РФ должник не вправе произвольно отказаться от надлежащего исполнения обязательства.
При предъявлении кредитором иска об исполнении должником обязательства в натуре суд, исходя из конкретных обстоятельств дела, определяет, является ли такое исполнение объективно возможным.
Разрешая вопрос о допустимости понуждения должника исполнить обязанность в натуре, суд учитывает не только положения ГК РФ, иного закона или договора, но и существо соответствующего обязательства.
В соответствии с ч. 1 ст. 308.3 ГК РФ, в случае неисполнения должником обязательства кредитор вправе требовать по суду исполнения обязательства в натуре, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, иными законами или договором либо не вытекает из существа обязательства.
При таком положении, обязательство должно быть исполнено таким образом, как это предусмотрено договором.
Вместе с тем, по мнению суда, на ответчиков не может быть возложена обязанность по исполнению обязательства в натуре ввиду того, что ответчикам не было известно о наличии данного обязательства, не был известен его объем, сроки и порядок его исполнения.
Таким образом, применение способа защиты права как исполнение обязательства в натуре в данном случае применению не подлежит.
В отношении объектов культурного наследия законодательно предусмотрена разработка охранных обязательств на основании нормативных требований к сохранению объекта культурного наследия, с обязательным составлением акта его технического обследования, которые должны обеспечить его сохранение, содержание и использование. Охранные обязательства определяются с учетом вида объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования на дату выдачи. Однако в рассматриваемом случае спорный объект культурного наследия фактически не исследовался с 1999 года. Ответчики не были поставлены в известность об отнесении здания к объекту культурного наследия, в материалах дела отсутствует охранный документ на спорный объект, позволяющий установить его параметры как объекта охраны и требования охранных обязательств.
Проанализировав фактические обстоятельства дела и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что без определения объекта охраны и установления охранных обязательств собственников в отношении данного объекта, возложение на ответчиков обязанности по исковым требованиям является преждевременным.
Иных правовых оснований для удовлетворения заявленных требований истцом не указано.
При таких обстоятельствах, суд полагает необходимым в удовлетворении исковых требований Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области в заявленном объеме отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Службы по охране объектов культурного наследия Иркутской области к Каморниковой Н.Ф., Глотовой Ю.Б., Белобородовой К.В., Белобородовой Л.В., Фереферовой О.В., Седых В.И. об обязании исполнить в натуре пропорционально принадлежащим им долям в праве общей долевой собственности обязательства по сохранению, содержанию и использованию объекта культурного наследия регионального значения «<данные изъяты>» 1880-е г.г. (поставлен на государственную охрану на основании решения исполнительного комитета Иркутского областного совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ №), расположенного по <адрес>; получить в порядке, установленном ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ», в службе по охране объектов культурного наследия Иркутской области задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия – в течение 2 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; представить на согласование в службу по охране объектов культурного наследия Иркутской области проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия по <адрес>, разработанную в соответствии с заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия – в течении 8 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу; на основании разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия провести ремонтно – реставрационные работы в соответствии с проектной документацией и предоставить в службу отчет о выполненных мероприятиях – в течение 20 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, - оставить без удовлетворения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца с момента изготовления мотивированного текста решения.
Судья М.Л. Безъязыкова
Мотивированный текст решения изготовлен 03 марта 2017 г.