УИД №13RS0017-01-2021-000636-52
Дело №2-403/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Лямбирь 18 июня 2021 г.
Лямбирский районный суд Республики Мордовия в составе:
судьи Фроловой Н.В.,
при секретаре Карякиной Т.А.,
с участием в деле:
истицы –Чичеватовой Марии Александровны;
ответчика –Общества с ограниченной ответственностью «Креатор», его представителя –адвоката Дубова Алексея Константиновича, действующего на основании удостоверения №651 от 26.12.2016 года и ордера №1740 от 31.05.2021 года;
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чичеватовой Марии Александровны к Обществу с ограниченной ответственностью «Креатор» о признании трудовых отношений прекращенными, возложении обязанностей оформить приказ об увольнении и внести сведения в трудовую книжку,
установил:
Чичеватова М.А. обратилась в Лямбирский районный суд Республики Мордовия с иском к Обществу с ограниченной ответственностью «Креатор» (далее –ООО «Креатор») о признании трудовых отношений прекращенными, возложении обязанностей оформить приказ об увольнении и внести сведения в трудовую книжку по тем основаниям, что с 26.03.2019 года она была принята на работу в ООО «Креатор». С конца апреля 2020 года руководитель организации перестал допускать её к рабочему месту, в связи с чем, 05.05.2020 года ей было подано заявление об увольнении по собственному желанию, в котором она просила уволить её с 18.05.2020 года. Данное заявление она лично вручила руководителю. 22.05.2020 года по почте она получила конверт от ООО «Креатор», в котором находились её трудовая книжка с записью об увольнении и приказ о её увольнении от 18.05.2020 года, где имелись печати организаций, но отсутствовали подписи директора. Расписавшись в документе и написав, что трудовую книжку она получила, в тот же день 22.05.2020 года почтой она отправила данный приказ обратно в ООО «Креатор», продублировав отправление указанных документов электронной почтой. После этого она считала себя уволенной. В сентябре 2020 года она подала жалобу в трудовую инспекцию, так как считала, что ей не был произведен полный окончательный расчет при увольнении. 20.11.2020 года из личного кабинета портала Госуслуг ей стало известно о том, что она снята с биржи труда, поскольку, якобы до сих пор находится в трудовых отношениях с ООО «Креатор». Письмом Пенсионного фонда от 01.12.2020 года ей было сообщено, что ООО «Креатор» сведения о её увольнении отменил 19.11.2020 года. Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 14.04.2021 года установлено, что руководителем ООО «Креатор» её заявление об увольнении по собственному желанию от 05.05.2020 года было получено и что надлежащим образом оформленный ответчиком приказ о её увольнении отсутствует. Просит признать прекращенными трудовые отношения между ней и ООО «Креатор» с 18.05.2020 года, обязать ответчика надлежащим образом оформить приказ о её увольнении с 18.05.2020 года и внести соответствующую запись об увольнении в трудовую книжку.
В судебном заседании истица Чичеватова М.А. исковые требования поддержала по тем же основаниям, просила удовлетворить.
В судебном заседании представитель ответчика ООО «Креатор» -адвокат Дубов А.К. исковые требования не признал по тем основаниям, что доказательств передачи Чичеватовой М.А. лично руководителю «Креатор» заявления о её увольнении 05.05.2020 года, а также направления указанного заявления и его получение ответчиком по электронной почте, не имеется. Впоследствии, работодатель также не мог уволить Чичеватову М.В. с 18.05.2020 года, то есть задним числом, поскольку согласно почтовому штампу на конверте, письмо с заявлением пришло в ООО «Креатор» только 30.05.2020 года. Кроме этого, приказом от 19.05.2020 года Чичеватова М.А. была отстранена от работы в связи с возбужденным в отношении неё уголовным делом. Помимо прочего, полагает, что Чичеватовой М.А. пропущен срок исковой давности для обращения в суд, поскольку трудовую книжку и бланк приказа об увольнении без подписей руководителя она получила 22.05.2020 года и с этого момента должен исчисляться срок исковой давности. Кроме этого, со слов истицы, она узнала, что не уволена с портала Госуслуг в ноябре 2020 года, тогда как настоящий иск подала в суд только в мае 2021 года.
Заслушав пояснение истицы и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 14.04.2021 года установлено, что Чичеватова М.А. работала в должности главного бухгалтера в ООО «Креатор» с 26.03.2019 года, подтверждением чему являются трудовой договор с работником от 26.03.2019 года, приказ (распоряжение) о приеме работника на работу №14/1 от 26.03.2019 года, а также трудовая книжка ТК-1 №3841991 на имя Чичеватовой (до замужества –Лазуткиной) М.А.
Факт вынесения работодателем ООО «Креатор» приказа о прекращении трудового договора с Чичеватовой М.А., в том числе по основанию, предусмотренному пунктом 3 части 1 статьи 77 Трудового кодекса Российской Федерации, не установлен.
Доводы истицы о том, что 05.05.2020 года ей было написано заявление об увольнении по собственному желанию и в тот же день передано лично в руки руководителю Сидоркину А.Ю., судом не были приняты, поскольку, помимо пояснений самой истицы, указанные доводы не подтверждены никакими иными объективными доказательствами.
Вместе с тем, установлено, что генеральным директором ООО «Креатор» Сидоркиным Ю.А. заявление Чичеватовой М.А. об увольнении по собственному желанию от 05.05.2020 года было получено, поскольку как следует из протокола выемки от 17.06.2020 года, имеющегося в материалах проверки Государственной инспекции труда в Республике Мордовия, Сидоркиным А.Ю. следователю выдан конверт с заявлением от имени Чичеватовой М.А. от 05.05.2020 года. Из представленных по запросу суда следователем документов следует, что в конверте находилось заявление Чичеватовой М.А. от 05.05.2020 года об увольнении с 18.05.2020 года.
Решение Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 14.04.2021 года вступило в законную силу -21.05.2021 года.
В соответствии с частью 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии со статьёй 21 Трудового кодекса Российской Федерации (далее – ТК Российской Федерации) работник имеет право на заключение, изменение и расторжение трудового договора в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, иными федеральными законами.
Основания прекращения трудового договора перечислены в статье 77 ТК Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 77 ТК Российской Федерации, одним из оснований прекращения трудового договора является расторжение трудового договора по инициативе работника.
На основании положений статьи 80 Трудового кодекса Российской Федерации, работник имеет право расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен настоящим Кодексом или иным федеральным законом. Течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении. По соглашению между работником и работодателем трудовой договор может быть расторгнут и до истечения срока предупреждения об увольнении.
В соответствии со статьёй 84.1 ТК Российской Федерации прекращение трудового договора оформляется приказом (распоряжением) работодателя.
С приказом (распоряжением) работодателя о прекращении трудового договора работник должен быть ознакомлен под роспись. По требованию работника работодатель обязан выдать ему надлежащим образом заверенную копию указанного приказа (распоряжения).
В день прекращения трудового договора работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним расчет в соответствии со статьей 140 настоящего Кодекса. По письменному заявлению работника работодатель также обязан выдать ему заверенные надлежащим образом копии документов, связанных с работой.
Запись в трудовую книжку об основании и о причине прекращения трудового договора должна производиться в точном соответствии с формулировками настоящего Кодекса или иного федерального закона и со ссылкой на соответствующие статью, часть статьи, пункт статьи настоящего Кодекса или иного федерального закона.
Таким образом, из содержания указанных норм права в их системной взаимосвязи следует, что работник вправе в любое время расторгнуть трудовой договор с работодателем, предупредив его об этом заблаговременно в письменной форме, расторжение трудового договора по собственному желанию является реализацией гарантированного работнику права на свободный выбор труда и не зависит от воли работодателя.
Работодатель ни при каких условиях не может ограничивать право сотрудника на увольнение по личной инициативе, и отказ не допускается.
Поскольку решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 14.04.2021 года установлено, что работодателем Чичеватовой М.А. было получено заявление последней о её увольнении по собственному желанию, данное заявление должно было быть рассмотрено и по нему принято соответствующее решение.
Таким образом, заявленные истицей требования о признании трудовых отношений с ответчиком прекращенными являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, требования истицы относительно даты её увольнения с 18.05.2020 года удовлетворению не подлежат исходя из следующего.
Как следует из почтового штампа на конверте, изъятом в ООО «Креатор», с находившемся в нём заявлением Чичеватовой М.А. об увольнении, данное заявление было получено работодателем 30.05.2020 года.
Поскольку в данном заявлении датой увольнения Чичеватовой М.А. указано 18.05.2020 года, а на работнике лежит обязанность предупредить об увольнении работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, суд, руководствуясь положениями статьи 80 ТК Российской Федерации, полагает, что течение указанного срока начинается на следующий день после получения работодателем заявления работника об увольнении, то есть с 31.05.2020 года.
В соответствии с положениями статьи 14 ТК Российской Федерации, течение сроков, с которыми настоящий Кодекс связывает прекращение трудовых прав и обязанностей, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.
Таким образом, поскольку последний день двухнедельного срока (13.06.2020 года) приходится на субботу –нерабочий день, соответственно днём окончания указанного срока в данном случае является 15.06.2020 года.
Из указанного следует, что Чичеватова М.А. должна была быть уволена по собственному желанию с 16.06.2020 года.
Поскольку в случае увольнения работника обязанность работодателя вынести приказ об увольнении и внести соответствующую запись в трудовую книжку предусмотрена ТК Российской Федерации, требования Чичеватовой М.А. о вынесении приказа об увольнении и внесения соответствующей записи об увольнении в трудовую книжку, также подлежат удовлетворению.
Доводы представителя ответчика о том, что Чичеватова М.А. не была уволена по собственному желанию, в том числе по тем основаниям, что приказом от 19.05.2020 года она отстранена от работы в связи с поступившим Уведомлением заместителя начальника управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД по Республике Мордовия от 19.05.2020 года, суд находит несостоятельными, поскольку, как следует из указанного уведомления, генерального директора ООО «Креатор» просят ограничить доступ Чичеватовой М.А. к рабочему месту для проверки по поступившему материалу, а не отстранить от работы. Кроме этого, порядок отстранения от работы в рамках возбужденного уголовного дела установлен уголовно-процессуальным законодательством и является исключительно прерогативой суда, а оснований для отстранения Чичеватовой М.А. от работы, предусмотренных статьёй 76 ТК Российской Федерации, у работодателя не имелось.
Также представителем ответчика заявлено о применении к настоящему спору срока исковой давности по тем основаниям, что, поскольку со слов истицы бланк приказа об увольнении без подписи руководителя она получила 22.05.2020 года, с указанной даты исчисляется срок исковой давности, так как Чичеватова М.А. должна была понимать, что приказ об увольнении не имеет юридической силы, а кроме того Чичеватова М.А. узнала о том, что она не уволена в ноябре 2020 года из портала Госуслуг, тогда как в суд с настоящим иском обратилась только в мае 2021 года.
В соответствии с частью 1 статьи 392 ТК Российской Федерации, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права, а по спорам об увольнении –в течение одного месяца со дня вручения ему копии приказа об увольнении либо со дня выдачи трудовой книжки.
Факт отсутствия надлежащим образом оформленного ответчиком приказа о прекращении (расторжении) трудового договора (увольнении) с Чичеватовой М.А. установлен лишь решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 14.04.2021 года, вступившим в законную силу 21.05.2021 года.
С настоящим исковым заявлением истица обратилась в суд 17.05.2021 года, то есть до истечения трехмесячного срока, установленного частью 1 статьи 392 ТК Российской Федерации.
Помимо прочего, судом учитывается длящийся характер предполагаемого нарушения работодателем прав истицы в результате непринятия решения по её заявлению об увольнении по собственному желанию, что явилось основанием для предъявления Чичеватовой М.А. исковых требования.
Таким образом, суд приходит к выводу, что истицей Чичеватовой М.А. срок для обращения в суд за разрешением настоящего спора пропущен не был, в связи с чем, оснований для применения последствий пропуска срока исковой давности у суда не имеется.
В соответствии со статьёй 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в местный бюджет подлежит взысканию государственная пошлина, от уплаты которой истица была освобожден в силу закона, размер которой определен на основании ст.333.19 Налогового кодекса Российской Федерации в размере 300 рублей (за требования неимущественного характера).
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ –░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░–░ 16 ░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ 16 ░░░░ 2020 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 77 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░ 16 ░░░░ 2020 ░░░░, ░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3 ░░░░░ 1 ░░░░░░ 77 ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░, ░░ ░░░░ ░ 18 ░░░ 2020 ░░░░, –░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 300 (░░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░
░░░░░░░:
░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ -23 ░░░░ 2021 ░░░░
░░░░░ ░.░.░░░░░░░