судья – Попов М.В. дело № 12-3514/19
РЕШЕНИЕ
12 ноября 2019 г. г. Краснодар
Судья Краснодарского краевого суда Онохов Ю.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении по жалобе представителя Департамента имущественных отношений Краснодарского края Шапаренко Н.О. на решение судьи Ейского городского суда Краснодарского края от 12 августа 2019 г.
установил:
постановлением межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 24 декабря 2018 г. Департамент имущественных отношений Краснодарского края признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере <...>
Решением судьи постановление Росприроднадзора по делу об административном правонарушении оставлено без изменения.
В жалобе представитель Шапаренко Н.О. просит решение судьи отменить, производство по делу об административно правонарушении прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Выслушав представителя Южного межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) Прокопенко А.В., просившего решение судьи оставить без изменения, проверив материалы дела об административном правонарушении, обсудив доводы жалобы, судья вышестоящей инстанции полагает решение нижестоящего судьи подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии с частью 3 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Как видно из материалов дела об административном правонарушении, на основании распоряжения от <...> г. руководителя Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, <...> г. в 15 часов 00 минут, проведена внеплановая документарная проверка в отношении Департамента имущественных отношений Краснодарского края по доводам, изложенным в мотивированном представлении заместителя руководителя Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея основанном на письмах Министерства природных ресурсов Краснодарского края.
<...> г. в период с 10 часов 00 минут по 12 часов 30 минут в ходе проведения предварительной проверки, на основании приказа о проведении планового (рейдового) обследования, произведен осмотр земельного участка с кадастровым номером <...>, находящийся в государственной собственности Краснодарского края, расположенного в водоохранной зоне Ейского лимана Азовского моря, в <...>
В ходе обследования установлено, что на данном земельном участке из земель населенных пунктов с разрешенным использованием для расширения существующего карьера по добыче суглинков на части земельного участка ориентировочной площадью 3,0 га произведен сев и уборка ярового ячменя, часть земельного участка площадью 6,0 га не используется, покрыта слоем грунта с произрастанием дикорастущих деревьев и сорной растительностью, установлены факты организации несанкционированных свалок, а также захламления карьерной выемки отходами производства и потребления.
Свалка имеет площадь более 3,5 га и расположена в водоохраной зоне водного объекта общего пользования Ейский лиман.
При этом собственником земли - Департаментом имущественных отношений Краснодарского края не обеспечено эффективное управление, распоряжение и рациональное использование земельного участка, не осуществлялся контроль за защитой земли от негативного воздействия и использованием по его по назначению. Вместе с тем, не предпринимались эффективные меры по недопущению, пресечению и устранению нарушений требований природоохранного законодательства, допущенных на данном земельном участке, что привело к ухудшению качественного состояния земли, тем самым нарушены статьи 12, 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-Ф3, пункт 15 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации.
По данному факту в отношении Департамента имущественных отношений Краснодарского края составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья нижестоящей инстанции установив, что собранные по делу доказательства в совокупности подтверждают вину Департамента имущественных отношений Краснодарского края в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в силу отсутствия контроля за защитой земель от активного воздействия, за использованием по назначению и отсутствия эффективных мер по недопущению, пресечению и устранению нарушений требований природоохранного законодательства, что привело к ухудшению качественного состояния земли, пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены постановления о назначении административного наказания.
Между тем указанное решение судьи нельзя признать законным и обоснованным.
Административная ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наступает за невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа, в частности, на юридических лиц от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.
Объективную сторону образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.
Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия.
Субъективная сторона характеризуется виной.
Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным Кодексом, федеральными законами.
Невыполнение землепользователями (владельцами), в том числе вышеуказанных обязательных мероприятий по защите земель влечет административную ответственность по части 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения.
Согласно статье 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
Постановлением главы администрации Краснодарского края от 23 апреля 2007 г. № 345 утверждено Положение о Департаменте.
Основными задачами департамента согласно Положению, являются: разработка, формирование и проведение единой государственной политики в области имущественных и земельных отношений в Краснодарском крае; осуществление приватизации имущества и земельных участков, находящихся в государственной собственности Краснодарского края, и обеспечение системного и планового подхода к приватизационному процессу; обеспечение защиты имущественных прав и законных интересов Краснодарского края в области имущественных и земельных отношений; обеспечение эффективного управления, распоряжения и рационального использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края; методическое и правовое обеспечение процессов управления, распоряжения и использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края; обеспечение учета имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края; координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам управления, распоряжения и использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края; администрирование в установленном законодательством порядке неналоговых доходов краевого бюджета, в том числе от использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края; защита сведений, составляющих государственную тайну; осуществление управления игорной зоной, созданной на территории Краснодарского края.
Как установлено судом вышестоящей инстанции на земельный участок из земель населенных пунктов с видом разрешенного использования «для расширения существующего карьера по добыче суглинков» площадью 9 га с кадастровым номером <...>, расположенный в Краснодарском крае, <...> зарегистрировано право государственной собственности Краснодарского края.
Ранее на указанном земельном участке производилась добыча суглинков ОАО «Ейскстройматериалы» на основании договора аренды земельного участка государственной собственности несельскохозяйственного назначения, заключенного с департаментом имущественных отношений Краснодарского края, который постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12 декабря 2012 г. расторгнут.
Согласно материалам обследований земельного участка, проведенных ГКУ КК «Кубаньземконтроль» <...> г. и <...> г. часть земельного участка не используется, покрыта слоем грунта с произрастанием дикорастущих деревьев и сорной растительностью, размещены отходы производства и потребления (стихийные свалки), по участку проходит грунтовая дорога, карьер не рекультивирован и фактически не используется, зарос сорной растительностью.
По результатам обследований ГКУ КК «Кубаньземконтроль» направлены материалы проверок главе муниципального образования Ейского городского поселения Краснодарского края для содействия в установлении лиц, виновных в самовольном занятии земельного участка.
Для установления лиц, виновных в самовольном занятии земельного участка с последующим привлечением их к ответственности, материалы также направлялись начальнику отдела МВД России по Ейскому району Краснодарского края. Согласно полученному ответу установить факт использования земельного участка не представилось возможным. Признаков ведения хозяйственной деятельности не выявлено.
Также с целью установления лиц, причастных к правонарушению ГКУ КК «Кубаньземконтроль» направил материалы начальнику ГУ МВД России по Краснодарскому краю, которым дан ответ о вынесении постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении.
Кроме того, ГКУ КК «Кубаньземконтроль» направлены материалы в министерство природных ресурсов Краснодарского края для принятия мер по соблюдению требований законодательства в области охраны окружающей среды в части обращения с отходами производства и потребления.
Министерством направлено обращение на рассмотрение в Межрегиональное управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея и Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Однако нижестоящим судьей при принятии решения не принято во внимание, что Департаментом имущественных отношений Краснодарского края принимались все меры в соответствии с установленными полномочиями.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлении Верховного суда Российской Федерации от 27 февраля 2015 г. № 307-АД 14-3013, согласно которой у правонарушителя должна иметься возможность для соблюдения требования, за нарушение которого частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по охране земель в соответствии с Земельным кодексом РФ и Федеральным законом от 16 июля 1998 г. № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Собственником земельного участка является субъект Российской Федерации - Краснодарский край, при этом департамент не является пользователем земельного участка, а наделен согласно Положению, вышеуказанными полномочиями по обеспечению эффективного управления, распоряжения и рационального использования имущества и земельных ресурсов, находящихся в государственной собственности Краснодарского края.
При этом полномочия Департамента имущественных отношений Краснодарского края по управлению и распоряжению имуществом и земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности Краснодарского края, являются властно-распорядительной функцией данного органа.
Таким образом вывод нижестоящего судьи о том, что бездействие Департамента имущественных отношений Краснодарского края образует объективную сторону административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является неправомерным.
На основании пункта 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов; создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Изложенное свидетельствует о закреплении за администрацией муниципального района полномочий по вопросам местного значения, в частности, по участию в организации сбора и вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в границах района (правовая позиция закреплена в Постановлении заместителя председателя Краснодарского краевого суда Свашенко С.Н. от 20 августа 2019 г. по делу №4г-1125/19).
Указанные выше требования Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, нижестоящим судьей при вынесении решения не соблюдены.
Такое разрешение дела не отвечает установленным статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачам производства по делам об административных правонарушениях и свидетельствует о допущенном судьей районного суда при рассмотрении дела об административном правонарушении существенном процессуальном нарушении, влекущем безусловную отмену судебного акта.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
При таких обстоятельствах решение судьи по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Департамента имущественных отношений Краснодарского края подлежит отмене и новому рассмотрению.
При новом рассмотрении дела суду необходимо учесть вышеизложенное и принять по делу об административном правонарушении законное и обоснованное решение в соответствии с требованиями Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья вышестоящей инстанции
решил:
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 12 ░░░░░░░ 2019 ░. ░░░░░░░░.
░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░:
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>
<...>