Заочное решение в окончательной форме изготовлено 15 мая 2020 года
Дело № 2-617/2020
66RS0022-01-2020-000367-29
ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
07 мая 2020 года г. Березовский
Свердловская область
Березовский городской суд Свердловской области в составе председательствующего судьи Плотниковой М.П., при секретаре судебного заседания Вареник К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Евдокимова А.А. к Администрации Березовского городского округа Свердловской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма,
установил:
Евдокимов А.А. обратился с иском к администрации Березовского городского округа Свердловской области о признании права пользования жилым помещением, расположенным по адресу: //////, на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма на указанное жилое помещение.
В обоснование иска указал, что с 23.01.1997 по настоящее время зарегистрирован и проживает в однокомнатной квартире по адресу: //////. В указанную квартиру он вселен как член семьи с матерью Евдокимовой В.И., которая проживала в данной квартире на основании договора социального найма и являлась ответственной квартиросъемщицей. 14.02.2008 его мать Евдокимова В.Е. умерла. Указывает, что в спорную квартиру он был вселен законно, постоянно проживает в ней с 23.01.1997, плату за жилое помещение и коммунальные услуги оплачивает своевременно, других жилых помещений не имеет. Администрацией Березовского городского округа было отказано в заключении договора социального найма, в связи с отсутствием разрешения органа местного самоуправления о предоставлении ему указанного жилого помещения.
Истец Евдокимов А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, на вынесение заочного решения согласен.
Представитель ответчика администрации Березовского городского округа в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, возражений относительно иска не представлено, ходатайств о рассмотрении дела в свое отсутствие не заявлено, об отложении судебного разбирательства не представитель ответчика не просил, доказательств уважительности причин неявки в суд не представил, о наличии таких причин не сообщил.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания, в том числе, путем размещения информации на официальном интернет-сайте суда, в силу ст. ст. 167, 233 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон в порядке заочного производства.
На основании ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации непредставление ответчиком доказательств и возражений не препятствует рассмотрению дела по имеющимся в деле доказательствам.
Исследовав письменные доказательства, оценивая их в совокупности, руководствуясь при этом требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом положений ст. ст. 56, 57, 68, ч. 2 ст. 150 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (содержание которой следует рассматривать в контексте пункта 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон) каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со ст. 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела. Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами.
В силу ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы, суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В соответствии с ч. 1, ч. 2, ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище, малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 10 Жилищного кодекса РСФСР, ст. 10 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищные права граждан возникают не иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены законом.
Согласно диспозиции ст. 5 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» от 22.12.2004 к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 01.03.2005, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие.
Поскольку жилищные отношения сторон возникли до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, на них распространяются положения норм ранее действовавшего жилищного законодательства.
В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного ВС РСФСР 24.06.1983, члены семьи нанимателя, проживающие совместно с ним, пользуются наравне с нанимателем всеми правами и несут все обязанности, вытекающие из договора найма жилого помещения. К членам семьи нанимателя относятся супруг нанимателя, их дети и родители. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, а в исключительных случаях и иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя, если они проживают совместно с нанимателем и ведут с ним общее хозяйство.
Согласно ст. 54 Жилищного Кодекса РСФСР наниматель вправе в установленном порядке вселить в занимаемое им жилое помещение своего супруга, детей, родителей, других родственников, нетрудоспособных иждивенцев и иных лиц, получив на это письменное согласие всех совершеннолетних членов своей семьи. На вселение к родителям их детей, не достигших совершеннолетия, не требуется согласия остальных членов семьи. Граждане, вселенные нанимателем в соответствии с правилами настоящей статьи, приобретают равное с нанимателем и остальными членами его семьи право пользования жилым помещением, если эти граждане являются или признаются членами его семьи (ст.53 Жилищного кодекса РСФСР) и если при вселении между этими гражданами, нанимателем и проживающими с ним членами его семьи не было иного соглашения о порядке пользования жилым помещением.
Как разъяснено в п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», разрешая споры, связанные с признанием лица членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, судам необходимо учитывать, что круг лиц, являющихся членами семьи нанимателя, определен ч.1 ст.69 Жилищного кодекса Российской Федерации. К ним относятся: а) супруг, а также дети и родители данного нанимателя, проживающие совместно с ним; б) другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Под ведением общего хозяйства, являющимся обязательным условием признания членами семьи нанимателя других родственников и нетрудоспособных иждивенцев, следует, в частности, понимать наличие у нанимателя и указанных лиц совместного бюджета, общих расходов на приобретение продуктов питания, имущества для совместного пользования и т.п.
Для признания других родственников и нетрудоспособных иждивенцев членами семьи нанимателя требуется также выяснить содержание волеизъявления нанимателя (других членов его семьи) в отношении их вселения в жилое помещение: вселялись ли они для проживания в жилом помещении как члены семьи нанимателя или жилое помещение предоставлено им для проживания по иным основаниям (договор поднайма, временные жильцы). В случае спора факт вселения лица в качестве члена семьи нанимателя либо по иному основанию может быть подтвержден любыми доказательствами (ст.55 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Судебное толкование Жилищного кодекса РСФСР до 25.04.1995 сложилось как признание того, что осуществление жилищных прав напрямую связано с пропиской, наличию или отсутствию которой придавалось правоустанавливающее значение. Так, в п.7 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 03.04.1987 «О практике применения судами жилищного законодательства» разъяснялось, что «под вселением в установленном порядке понимается, как правило, вселение в жилое помещение с соблюдением положений о прописке».
Судом установлено, следует из материалов дела, спорное жилое помещение представляет квартиру общей площадью 29,50 кв.м, расположенную по адресу: //////.
Из сведений, представленных по запросу суда Комитетом по управлению имуществом Березовского городского округа, следует, что квартира по адресу: //////, числится в реестре муниципального имущества.
Согласно ответу на запрос, поступившему из Филиала «Березовское БТИ и РН» СОГУП «Областной Центр недвижимости», по данным учетной регистрации документов о правах, осуществляемой в период до начала деятельности органа по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним (до 1999), Филиал сведениями о принадлежности квартиры, расположенной по адресу: //////, не располагает.
Из уведомления из Единого государственного реестра недвижимости следует, что отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на жилое помещение по адресу: //////.
Как следует из содержания искового заявления, спорное жилое помещение было предоставлено матери истца Евдокимовой В.Е., как усматривается из справки по месту жительства и поквартирной карточки, представленных ООО «Лосинное ЖКХ», в 1989 году Евдокимова В.Е. вселилась в спорное жилое помещение, встала в нем на регистрационный учет (наниматель), в 1997 году в жилое помещение Евдокимовой В.Е., как нанимателем, 21.01.1997 был вселен в качестве члена семьи её сын Евдокимов А.А. Евдокимова В.Е. умерла 14.02.2008, что подтверждается свидетельством о смерти.
Судом установлено, что с момента вселения в спорное жилое помещение в 1997 году истец Евдокимов А.А. постоянно и непрерывно на протяжении длительного периода времени (более 20 лет) проживает в спорном жилом помещении, использует по назначению, обеспечивает его сохранность, поддерживает надлежащее состояние жилого помещения, несет бремя его содержания, исполняет обязанности нанимателя спорного жилого помещения, в том числе, оплачивает жилищные и коммунальные услуги, оказываемые в отношении спорного жилого помещения (между истцом и Управляющей компанией заключено соглашение по оплате задолженности по оплате коммунальных и жилищных услуг).
Из материалов дела следует, что вселение истца Евдокимова А.А. в спорное жилое помещение сопровождалось регистрацией по месту жительства. Как следует из справки по месту жительства и поквартирной карточки, представленных ООО «Лосинное ЖКХ», адресной справкой Отдела по вопросам миграции ОМВД России по //////, копией паспорта истца, на регистрационном учете по месту жительства в спорном жилом помещении, расположенном по адресу: //////, истец Евдокимов А.А. состоит с 21.01.1997 по настоящее время.
Каких-либо требований о незаконности данной регистрации со стороны государственных органов, органа местного самоуправления истцу Евдокимову А.А. заявлено не было, как и требований о незаконности проживания и выселении из спорного жилого помещения, доказательств обратного суду не представлено.
Проанализировав установленные фактические обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что нанимателем жилого помещения по адресу: //////, Евдокимовой В.Е. в спорное жилое помещение в качестве члена семьи был вселен истец Евдокимов А.А., вселение истца в спорное жилое помещение было осуществлено с согласия нанимателя жилого помещения Евдокимовой В.Е. и по ее волеизъявлению в качестве члена семьи, с момента вселения в спорное жилое помещение истец постоянно и непрерывно на протяжении длительного периода времени проживает в спорном жилом помещении.
Поскольку вселение истца в спорное жилое помещение произошло до вступления в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть до 01.03.2005, то на вселение не требовалось согласие наймодателя, как требует ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 672 Гражданского кодекса Российской Федерации проживающие по договору социального найма жилого помещения совместно с нанимателем члены его семьи пользуются всеми правами и несут все обязанности по договору найма жилого помещения наравне с нанимателем.
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права.
В силу ч. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Жилищный кодекс Российской Федерации (ч. 1 ст. 70 Жилищного кодекса Российской Федерации) не предусматривает возможности ограничения соглашением сторон права пользования жилым помещением по договору социального найма вселенного члена семьи нанимателя.
В соответствии с ч. 1 ст. 61 Жилищного кодекса Российской Федерации пользование жилым помещением по договору социального найма осуществляется в соответствии с настоящим Кодексом, договором социального найма данного жилого помещения.
Права и обязанности наймодателя по такому договору определены в ст. 65 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусмотренное в ч. 1 данной статьи право наймодателя требовать своевременного внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги целесообразно рассматривать как его основное правомочие в качестве стороны договора социального найма жилого помещения.
Согласно ст. 67 Жилищного кодекса Российской Федерации наниматель вправе требовать от наймодателя своевременного проведения капитального ремонта жилого помещения, надлежащего участия в содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также предоставления коммунальных услуг. При этом наниматель обязан использовать жилое помещение по назначению и в пределах, которые установлены настоящим Кодексом, обеспечивать сохранность жилого помещения, поддерживать надлежащее состояние жилого помещения, проводить текущий ремонт жилого помещения, своевременно вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.
Как установлено судом, истец Евдокимов А.А. несет расходы по оплате жилищных и коммунальных услуг по спорному жилому помещению.
Таким образом, установленные в судебном заседании обстоятельства в совокупности свидетельствуют о том, что между ответчиком администрацией Березовского городского округа Свердловской области, как наймодателем, и истцом, как нанимателем, фактически сложились отношения по договору социального найма жилого помещения.
Ответчиком администрацией Березовского городского округа Свердловской области не представлены какие-либо доказательства, опровергающие доводы истца.
С учетом изложенного, суд приходит к выводу о приобретении истцом Евдокимовым А.А. права пользования на условиях социального найма жилым помещением, расположенным по адресу: //////, и считает необходимым в отсутствие заключенного договора социального найма возложить на ответчика соответствующую обязанность.
В соответствии с ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным исковым требованиям. Иных исковых требований в рамках настоящего гражданского дела сторонами не заявлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Евдокимова А.А. к Администрации Березовского городского округа Свердловской области о признании права пользования жилым помещением на условиях социального найма, возложении обязанности по заключению договора социального найма, удовлетворить.
Признать за Евдокимовым А.А. право пользования на условиях социального найма жилым помещением общей площадью 29.50 кв.м, расположенным по адресу: //////.
Возложить на Администрацию Березовского городского округа Свердловской области обязанность заключить с Евдокимовым А.А. договор социального найма жилого помещения общей площадью 29,50 кв.м, расположенного по адресу: //////.
Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда, в Свердловский областной суд.
Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий М.П. Плотникова