Судья Иванова В.В. дело № 33а –1438/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
18 апреля 2017года г. Смоленск
Судебная коллегия по административным делам Смоленского областного суда в составе:
председательствующего Штейнле А.Л.,
судей Туникене М.В., Холиковой Е.А.,
при секретаре Прозоровой Я.Б.
рассмотрела в открытом судебном заседании в апелляционном порядке дело по административному иску генерального директора ОАО «Смоленский завод радиодеталей» Шепелева А.В. к Прокуратуре Промышленного района г. Смоленска об оспаривании представления, с апелляционной жалобой генерального директора ОАО «Смоленский завод радиодеталей» Шепелева А.В. на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 31 января 2017 года.
Заслушав доклад судьи Штейнле А.Л., объяснения представителя Шепелева А.В. – Матвеева А.В., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения прокурора Поповой Е.В. против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия
установила:
Генеральный директор ОАО «Смоленский завод радиодеталей» Шепелев А.В. обратился в суд с административным иском к Прокуратуре Промышленного района г.Смоленска о признании незаконным и отмене представления административного ответчика об устранении нарушений законодательства о государственном оборонном заказе № 19-1776-16 от 15.08.2016 г. В обоснование указал, что оспариваемым представлением на него возложена обязанность принять меры к устранению и недопущению нарушений требований законодательства, выразившихся в том, что ОАО «Смоленский завод радиодеталей», являясь исполнителем по государственным оборонным заказам, в частности, по договору от 11.12.2015 г. № 2027, заключенному с ПАО «Машиностроительный завод» (исполнителем по заключенному с Министерством обороны РФ государственном контракту от 05.04.2013 г.), на протяжении более 6 месяцев уклоняется от исполнения обязанности по открытию и соблюдению режима использования отдельного счета, установленного Федеральным законом № 275-ФЗ от 29.12.2012 г. «О государственном оборонном заказе». Предписание считает незаконным, поскольку согласно подпункту з) пункта 2 части 1 статьи 8.3 указанного Федерального закона № 275-ФЗ при оплате иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц использование режима отдельного счета не обязательно, кроме того, контрагент выразил в письменной форме согласие на исполнение договоров поставки в рамках оборонных заказов без открытия специального счета.
В судебном заседании представитель административного истца Матвеев А.В. административный иск поддержал.
Представитель административного ответчика – помощник прокурора Промышленного района г. Смоленска Александрова Ю.С. заявленные требования не признала.
Решением Промышленного районного суда г.Смоленска от 31.01.2017 г. в удовлетворении административного иска отказано.
В апелляционной жалобе генеральный директор ОАО «Смоленский завод радиодеталей» Шепелев А.В., считая решение суда незаконным и необоснованным, просит его отменить и принять по делу новое решение – об удовлетворении заявленных требований.
Проверив материалы дела в полном объеме, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно п. 3, 4, 9, 10 ст. 3 Федерального закона № 275-ФЗ от 29.12.2012 г. «О государственном оборонном заказе»
головной исполнитель поставок продукции по государственному оборонному заказу (далее - головной исполнитель) - юридическое лицо, созданное в соответствии с законодательством Российской Федерации и заключившее с государственным заказчиком государственный контракт по государственному оборонному заказу;
исполнитель, участвующий в поставках продукции по государственному оборонному заказу (далее - исполнитель), - лицо, входящее в кооперацию головного исполнителя и заключившее контракт с головным исполнителем или исполнителем;
расчеты по государственному оборонному заказу - любые расчеты по государственному оборонному заказу в рамках сопровождаемых сделок между государственными заказчиками, головными исполнителями, исполнителями с участием уполномоченных банков;
отдельный счет - счет, открытый головному исполнителю, исполнителю в уполномоченном банке для осуществления расчетов по государственному оборонному заказу в соответствии с условиями государственного контракта, каждого контракта.
В соответствии с п. 5 ч. 1 и п. 5 ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 275-ФЗ головной исполнитель и исполнитель соблюдают режим использования отдельного счета, установленный указанным Федеральным законом.
В силу ст. 8.3 Федерального закона № 275-ФЗ режим использования отдельного счета предусматривает:
1) списание денежных средств только при указании в распоряжении идентификатора государственного контракта;
2) списание денежных средств только на отдельный счет, за исключением списания денежных средств с такого счета на иные банковские счета, в том числе, в целях оплаты иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц (пп. «з»);
3) запрет совершения операций, предусмотренных статьей 8.4 настоящего Федерального закона (в ст. 8.4 Федерального закона № 275-ФЗ указан перечень операций, совершение которых по отдельному счету не допускается).
Как следует из материалов дела, ПАО «Нижегородский машиностроительный завод» (ПАО «НМЗ») является исполнителем в рамках государственного контракта № ... от 05.04.2013 г., заключенного государственным заказчиком - Министерством обороны РФ.
В рамках указанного государственного контракта разработан проект договора поставки № 2027 от 11.12.2015 г. между ПАО «Нижегородский машиностроительный завод» (покупатель) и ОАО «Смоленский завод радиодеталей» (поставщик), по условиям которого поставщик обязуется, в том числе, изготовить и поставить продукцию согласно заявки покупателя, а покупатель - оплатить продукцию по согласованной цене в предусмотренные договором сроки, принять оплаченную продукцию.
В период с 11.12.2015 г. по 02.08.2016 г. между покупателем и поставщиком велась переписка с направлением протоколов разногласий относительно условия произведения расчетов, при этом ПАО «НМЗ» неоднократно предлагало производить расчеты с открытием отдельного счета, а ОАО «Смоленский завод радиодеталей» - продолжить взаиморасчеты без открытия отдельного счета в рамках пп. «з» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона «О государственном оборонном заказе».
Письмом от 11.08.2016 г. ПАО «НМЗ» сообщило поставщику о согласии в 2016 году работать и проводить расчеты за продукцию, поставляемую в рамках государственного оборонного заказа, на основании ст. 8.3 п. 1, пп. 2 «з» указанного Федерального закона. Также в письме содержится просьба считать действительными по договору № 2027 от 11.12.2015 г. четыре спецификации: по заявке на изготовление изделий от 02.10.2015 г. (счет оплачен, изделия получены), спецификацию от 18.02.2016 г. по заявке от 10.02.2016 г. на сумму 204 612 руб. (оплачена по счету, изделия не получены), спецификацию от 30.03.2016 г. по заявке от 23.03.2016 г. на сумму 15717,60 руб. (счет не выставлялся), спецификацию от 04.04.2016 г. по заявке от 10.02.2016 г. на сумму 1300,59 руб. (оплачена по счету, изделия не получены), а остальные заявки и спецификации – считать аннулированными.
15.08.2016 г. Прокуратурой Промышленного района г. Смоленска в адрес генерального директора ОАО «Смоленский завод радиодеталей» Шепелева А.В. вынесено представление об устранении нарушений законодательства о государственном оборонном заказе, в котором указано, что ОАО «Смоленский завод радиодеталей», являясь исполнителем по государственным оборонным заказам, в нарушение требований действующего законодательства на протяжении более 6 месяцев уклоняется от исполнения возложенной на него обязанности по открытию и соблюдению режима использования отдельных счетов. Указанным представлением предложено безотлагательно рассмотреть настоящее представление, принять конкретные меры к устранению и недопущению выявленных нарушений законодательства о государственном оборонном заказе, рассмотреть вопрос о привлечении виновных лиц к дисциплинарной ответственности, уведомить Прокуратуру Промышленного района г. Смоленска о месте и времени рассмотрения представления для участия представителя прокуратуры в его рассмотрении, о результатах рассмотрения представления и принятых мерах сообщить в Прокуратуру Промышленного района г. Смоленска в письменной форме в установленный законом месячный срок.
Отказывая в удовлетворении требования административного истца о признании незаконным и отмене указанного представления Прокуратуры Промышленного района г.Смоленска, суд первой инстанции исходил из того, что в силу прямого указания закона головной исполнитель и исполнитель обязаны иметь отдельные счета по государственным оборонным заказам и производить по ним расчеты, за исключением случаев разовых перечислений с отдельного счета на иные банковский счета в определенных законом целях, указав при этом, что довод административного истца о возможности расчетов без открытия отдельного счета по поставкам на сумму менее 3000000 рублей основан на неверном толковании норм материального права.
Судебная коллегия находит данный вывод суда незаконным и необоснованным по следующим основаниям.
Исходя из буквального толкования вышеприведенных правовых норм Федерального закона № 275-ФЗ в их совокупности, использование режима отдельного счета в рамках государственного контракта не обязательно при оплате иных расходов на сумму не более трех миллионов рублей в месяц. Из материалов дела усматривается, что в рамках договора № 2027 от 11.12.2015 г. головным исполнителем - ПАО «Нижегородский машиностроительный завод» сделаны заявки исполнителю - ОАО «Смоленский завод радиодеталей» на изготовление продукции на сумму, не превышающую 3000000 рублей, и произведенная по заявкам оплата в месяц не превышала указанной суммы. Следовательно, вывод административного ответчика – Прокуратуры Промышленного района г. Смоленска о несоблюдении ОАО «Смоленский завод радиодеталей» режима использования отдельных счетов нельзя признать правильным.
Также нельзя признать обоснованным и вывод административного ответчика об уклонении ОАО «Смоленский завод радиодеталей» от исполнения обязанности по открытию отдельных счетов.
В силу п. 7 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 275-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29.06.2015 N 159-ФЗ, подлежащей применению к спорным правоотношениям) головной исполнитель использует для расчетов по контрактам только отдельные счета, открытые исполнителям, с которыми у головного исполнителя заключены контракты, в уполномоченном банке, при наличии у таких исполнителей договора о банковском сопровождении, заключенного с уполномоченным банком.
Для этих целей головной исполнитель выбирает уполномоченный банк и заключает с ним договор о банковском сопровождении; уведомляет (до заключения контрактов) исполнителей, входящих в его кооперацию, о необходимости заключения с уполномоченным банком договора о банковском сопровождении, предусматривающего, в том числе обязательное условие об открытии для каждого контракта отдельного счета (п.2, 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона N 275-ФЗ).
Согласно п. 2 ч. 2 ст. 8 Федерального закона N 275-ФЗ исполнитель заключает с уполномоченным банком, выбранным головным исполнителем, договор о банковском сопровождении.
Таким образом, исполнение обязанности обществом (исполнителем) об открытии отдельного для расчетов счета обусловлено совершением предприятием (головным исполнителем) действий по выбору уполномоченного банка и направления исполнителю соответствующего уведомления.
Вместе с тем, доказательств совершения головным исполнителем указанных действий, являющихся необходимым условием для открытия исполнителем отдельного счета, в материалах дела не имеется, что также свидетельствует о незаконности оспариваемого административным истцом представления.
Кроме того, как следует из совместного письма Минобороны России, Минпромторга России и ФАС России в адрес Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 13.12.2016 г. № 211/1550дсп режим использования отдельного счета предусматривает возможность осуществления операций, при которых списание денежных средств с отдельных счетов производится на иные (не отдельные) банковские счета (п.п. «а»-«з» п. 2 ч. 1 ст. 8.3 Федерального закона); таким образом, отсутствуют основания для квалификации расчетов участников ГОЗ с поставщиками без использования отдельных счетов в случаях, предусмотренных указанными положениями, как несоответствующих и (или) нарушающих действующее законодательство.
При таких обстоятельствах выводы суда о законности представления Прокуратуры Промышленного района г. Смоленска нельзя признать правильными, в связи с чем судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда на основании п. 4 ч. 2 ст. 310 КАС РФ и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска – признании представления прокуратуры Промышленного района г. Смоленска незаконным.
Руководствуясь п.4 ч.2 ст.310 КАС РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
Решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 31 января 2017 года отменить.
Принять по делу новое решение, которым административный иск генерального директора ОАО «Смоленский завод радиодеталей» Шепелева А.В. удовлетворить: признать незаконным представление Прокуратуры Промышленного района г. Смоленска об устранении нарушений законодательства о государственном оборонном заказе № 19-1776-16 от 15 августа 2016 года, вынесенное в адрес генерального директора ОАО «Смоленский завод радиодеталей» Шепелева А.В..
Председательствующий:
Судьи: