Дело № 2-6029/3-2013
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 августа 2013 года г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Маловой Н.Б.,
при секретаре Павловой Е.Б.,
с участие прокурора Силкиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Чаженгина А. В. к Главе Республики Карелия, Администрации Главы Республики Карелия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула,
у с т а н о в и л:
Чаженгин А.В. обратился в суд с иском к Главе Республики Карелия, Администрации Главы Республики Карелия по тем основаниям, что Указом Главы Республики Карелия №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ он был назначен первым заместителем Главы Республики Карелия по региональной политике. В этот же день с ним был заключен трудовой договор №<данные изъяты>. Данный договор был заключен между истцом и Субъектом Российской Федерации - Республика Карелия в лице Главы Республики Карелия Худилайнена А. П., действующего на основании Конституции Республики Карелия, именуемого «Работодатель». Согласно п.9 данного трудового договора, срок действия трудового договора определен сроком полномочий Главы Республики Карелия А.П. Худилайнена, с учетом положений действующего федерального и республиканского законодательства, в том числе ст.58-59 Трудового Кодекса Российской Федерации. В соответствии с п. 17 договора, этот договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде. Указом Главы Республики Карелия, срок полномочий которого не истек, №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ истец, Член правительства Республики Карелия, освобожден ДД.ММ.ГГГГ от должности первого заместителя Главы Республики Карелия по региональной политике на основании: п.13 ч.1 ст.81, п.2 ст.278, ч.1 ст.281 Трудового Кодекса Российской Федерации,п. 10 ст.51, ч.1 абзаца 1 ч.2 ст.54 Конституции Республики Карелия, с.4, ч.3 ст.10, ч.7 ст.11 Закона Республики Карелия от 05.02.2013 года
№1679-3РК «О Правительстве Республики Карелия». С этим Указом, а, следовательно, с увольнением, истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его подпись, и выразил несогласие с основаниями увольнения. Фактически освобождение истца от должности, то есть увольнение, состоялось в связи с изданием Главой Республики Карелия А.П. Худилайненом Указа №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О составе Правительства Республики Карелия», которым сформирован новый состав Правительства Республики Карелия, и в котором должность первого заместителя Главы республики Карелия по региональной политике отсутствовала. Другими словами, занимаемая истцом должность была сокращена.При этом была введена новая должность - Заместителя Главы Республики Карелия по региональной политике. Данная должность на момент увольнения истца была вакантна. Истец полагает, что освобождение его от занимаемой должности произведено с нарушением законодательства Российской Федерации о труде: во-первых, в Указе об увольнении незаконноприменены два основанияувольнения п.13 ч.1 ст.81 и п.2 ст.278Трудового Кодекса Российской Федерации, поскольку ст.278 Кодекса предусматривает «дополнительные основаниядля прекращения трудового договора с руководителем организации» и не может применяться в совокупности с общими основаниями увольнения по инициативе работодателя. Во-вторых,основания увольнения, предусмотренные ст.278 Трудового Кодекса Российской Федерации, не распространяются на лиц, являющихся членами Правительства субъекта Российской Федерации, то есть органа государственной власти.В-третьих,ссылка на ст.281 Трудового Кодекса РФ несостоятельна, поскольку данная норма регулирует условия трудачленов коллегиального исполнительного органа организации, а не увольнение лиц, к категории которых истец относится. Считает, что его увольнение с учетом имевших место обстоятельств должно быть произведено в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 Трудового кодекса Российской Федерации, то есть в связи с сокращением штата работников. При этом «работодателем» должны быть выполнены требования ч.3 ст.81 Трудового Кодекса Российской Федерации, обязывающие до увольнения предложить «работнику» все имеющиеся вакантные должности (или работу), соответствующие его квалификации и состоянию здоровья, имеющиеся в данной местности. Кроме того, согласно ст. 180 Трудового Кодекса Российской Федерации, предупреждение об увольнении должно состояться не менее чем за 2 месяца до увольнения. Однако ни одно из этих требований закона не выполнено. С учетом изложенного, в соответствии со ст.81, 180 Трудового кодекса Российской Федерации, истец просил восстановить его на работе в должности первого заместителя Главы Республики Карелия по региональной политике, взыскать с ответчиков заработную плату за период вынужденного прогула - с ДД.ММ.ГГГГ по день восстановления на работе.
В судебное заседание истец не явился, извещен судом о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом. Представитель истца – адвокат Горушнева Н.А., действовавшая на основании доверенности, заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчиков - Главы Республики Карелия и Администрации Главы Республики Карелия, а также третьего лица – Правительства Республики Карелия Карпова Н.С., действовавшая на основании доверенности, возражала против удовлетворения требований, настаивая на законности увольнения истца. Представитель Главы Республики Карелия и Правительства Республики Карелия Дорохов А.Н., действующий на основании доверенности, также возражал против удовлетворения требований, считая увольнение и его основания законными и обоснованными.
Прокурор в судебном заседании дал заключение о необходимости отказа в удовлетворении требований, при этом указав, что при увольнении истца работодателем необоснованно применены положения ст. 281 ТК РФ.
Суд, заслушав пояснения сторон, заключение прокурора, исследовав письменные материалы дела, считает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
В судебном заседании установлено, что Указом Главы Республики Карелия № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Чаженгин А.В. был назначен первым заместителем Главы Республики Карелия по региональной политике.
ДД.ММ.ГГГГ с ним был заключен трудовой договор №<данные изъяты>. Данный договор был заключен между истцом и Субъектом Российской Федерации - Республика Карелия в лице Главы Республики Карелия Худилайнена А. П., действующего на основании Конституции Республики Карелия.
Согласно п.9 трудового договора он заключен на срок полномочий Главы Республики Карелия А.П.Худилайнена, с учетом положений ст. 58 и 59 Трудового кодекса РФ, ст. 18 и 19 Федерального закона от 06.10.1999 года № 184-ФЗ и статей 61 и62 Конституции Республики Карелия.
В соответствии с п. 17 договора, этот договор может быть прекращен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации о труде.
Указом Главы Республики Карелия №46 от 19.06.2013 года член Правительства Республики Карелия, освобожден 20.06.2013 года от должности первого заместителя Главы Республики Карелия по региональной политике на основании: п.13 ч.1 ст.81, п.2 ст.278, ч.1 ст.281 Трудового Кодекса Российской Федерации,п. 10 ст.51, ч.1 абзаца 1 ч.2 ст.54 Конституции Республики Карелия, ст.4, ч.3 ст.10, ч.7 ст.11 Закона Республики Карелия от 05.02.2013 года №1679 -ЗРК «О Правительстве Республики Карелия».
С указом № <данные изъяты> истец был ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ, о чем имеется его подпись, и выразил несогласие с основаниями увольнения.
Тем не менее, с истцом был произведен полный расчет, перечислены денежные средства, что не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.
Считая увольнение незаконным, истец просил восстановить его на работе.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» система государственной службы включает в себя следующие виды государственной службы: государственная гражданская служба; военная служба; правоохранительная служба. Согласно ст. 1 указанного закона деятельность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации, настоящим Федеральным законом не регулируется. При таких обстоятельствах, на лиц, замещающих государственные должности также не распространяется Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
При этом государственные должности субъектов Российской Федерации – это должности, устанавливаемые конституциями, уставами, законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, регулируются трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения. Все работодатели (физические лица и юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности) в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.
Согласно ст. 51 Конституции Республики Карелия Глава Республики Карелия подписывает договоры и соглашения от имени Республики Карелия; определяет структуру органов исполнительной власти Республики Карелия; формирует Правительство Республики Карелия, руководит его деятельностью, принимает решение об отставке; назначает с согласия Законодательного Собрания Республики Карелия на срок своих полномочий первых заместителей Главы Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции финансового органа Республики Карелия, руководителя органа исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющего функции в сфере государственного прогнозирования социально-экономического развития; с учетом требований пункта 9.1 ст. 51 назначает первых заместителей Главы Республики Карелия, заместителей Главы Республики Карелия, руководителей органов исполнительной власти Республики Карелия, официальных представителей Республики Карелия за ее пределами и освобождает их от должности.
Согласно ст. 54 Конституции РК и Закону Республики Карелия от 05.02.2013 № 1679-ЗРК «О Правительстве Республики Карелия» Правительство Республики Карелия является постоянно действующим высшим исполнительным органом государственной власти Республики Карелия. В состав Правительства Республики Карелия входят Глава Республики Карелия, первые заместители Главы Республики Карелия, заместители Главы Республики Карелия, а также по решению Главы Республики Карелия руководители органов исполнительной власти Республики Карелия и официальные представители Республики Карелия за ее пределами. Члены Правительства Республики Карелия являются лицами, замещающими государственные должности Республики Карелия, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Таким образом, истец, назначенный Указом Главы Республики Карелия № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ первым заместителем Главы Республики Карелия по региональной политике являлся одновременно, в силу указанных положений Конституции и Закона РК, членом Правительства Республики Карелия, лицом, замещавшим государственную должность Республики Карелия.
Согласно Указу Главы РК от 03.08.2012 № 111 «О распределении компетенции между Главой Республики Карелия, первыми заместителями Главы Республики Карелия, заместителями Главы Республики Карелия, Руководителем Администрации Главы Республики Карелия и Министром юстиции Республики Карелия» (действовавшему до 17.06.2013 года) первый заместитель Главы Республики Карелия по региональной политике: 1) непосредственно координирует деятельность заместителя Главы Республики Карелия - Министра здравоохранения и социального развития Республики Карелия; 2) непосредственно координирует и контролирует деятельность Министерства Республики Карелия по вопросам национальной политики, связям с общественными, религиозными объединениями и средствами массовой информации, Министерства по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Республики Карелия, Министерства культуры Республики Карелия, Государственного комитета Республики Карелия по взаимодействию с органами местного самоуправления; 3) обеспечивает взаимодействие Правительства Республики Карелия с Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Центральной избирательной комиссией Российской Федерации и Центральной избирательной комиссией Республики Карелия, Уполномоченным по правам человека в Республике Карелия, Уполномоченным по правам ребенка в Республике Карелия, органами местного самоуправления, политическими партиями, Общественной палатой Республики Карелия, федеральными органами исполнительной власти и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам региональной политики; 4) исполняет обязанности Главы Республики Карелия в период его временного отсутствия (в связи с отпуском или болезнью).
Указом Главы Республики Карелия №<данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Член Правительства Республики Карелия – Чаженгин А.В. освобожден ДД.ММ.ГГГГ от должности первого заместителя Главы Республики Карелия по региональной политике. Представителем истца в судебном заседании не оспаривалось то обстоятельство, что освобождение истца от должности первого заместителя Главы Республики Карелия по региональной политике означает и его освобождение от должности члена Правительства Республики Карелия. Требований о восстановлении истца в Правительстве РК не заявлялось, данное обстоятельство никем не оспаривалось.
При таких обстоятельствах доводы представителей ответчиков и третьего лица о том, что Правительство Республики Карелия является коллегиальным органом, юридическим лицом, что позволяет освобождать от занимаемой должности члена Правительства РК на основании ст. 281 ТК РФ, п.13 ч.1 ст.81 ТК РФ как члена коллегиального органа, суд находит несостоятельными, основанными на неправильном понимании и применении норм материального права.
Так, согласно ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты Российской Федерации: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. К субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Таким образом, правами юридического лица органы власти наделяются только для участия в гражданских правоотношениях. Данные нормы не применимы к регулированию трудовых отношений.
Как указал в своем определении Конституционный Суд РФ от 10.01.2002 № 10-О «По запросу Центрального районного суда города Омска о проверке конституционности положения пункта 4 статьи 57 Устава (Основного Закона) Омской области и по жалобе гражданина Короткова Александра Петровича на нарушение этим положением его конституционных прав» отношения по формированию высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации по своей природе являются публично-правовыми. Нормативные положения, определяющие порядок назначения на должность, освобождения от должности заместителя Главы Республики Карелия, включая основания его отставки, относятся - по смыслу статей 66 (часть 2) и 77 (часть 1) Конституции Российской Федерации - к числу норм, регулирующих статус высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким образом, п. 10 ч. 1 ст. 51 Конституции Республики Карелия, закрепляющий право Главы Республики Карелия по собственной инициативе и без согласия своего заместителя принимать решение о его освобождении от должности до окончания срока полномочий, не может расцениваться как нарушающий требования статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, поскольку в данном случае речь идет не об ограничении конституционных прав и свобод гражданина, а об особых условиях пребывания в добровольно занимаемой государственной должности, связанных с особенностями формирования, организации и функционирования высшего исполнительного органа государственной власти в субъекте Российской Федерации, специальным статусом этого должностного лица. Установленный порядок освобождения заместителя Главы Республики Карелия от должности, обусловленный спецификой его деятельности по непосредственному исполнению полномочий высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также публично-правовым, политическим характером взаимоотношений с Главой Республики Карелия, не может рассматриваться и как нарушающий требования статьи 19 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей равенство всех перед законом судом и равенство прав и свобод человека и гражданина.
Как неоднократно указывалось в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, принцип равенства не препятствует установлению различий в правовом статусе лиц, принадлежащих к разным по условиям и роду деятельности категориям, в том числе введению особых правил, касающихся условий замещения отдельных должностей и оснований освобождения от должности, если эти различия являются объективно оправданными, обоснованными и соответствуют конституционно значимым целям.
Учитывая то обстоятельство, что Конституцией РК и Законами РК не урегулированы основания освобождения от должности лиц, замещающих государственные должности Республики Карелия, учитывая публично-правовой статус и полномочия первого заместителя Главы Республики Карелия по региональной политике, применение как основания для увольнения п. 2 ст. 278 ТК РФ суд находит правильным и обоснованным.
Довод истца о том, что его увольнение с учетом имевших место обстоятельств должно быть произведено в соответствии с п.2 ч.1 ст.81 ТК РФ суд находит необоснованным, так как в судебном заседании было установлено, что сокращения занимаемой должности не было, оснований для применения указанных положений Трудового кодекса РФ не имелось.
При этом, соглашаясь с доводом истца о необоснованности указания в качестве основания для освобождения его от должности ч. 1 ст.281 ТК РФ, п.13 ч.1 ст. 81 ТК РФ суд, принимая во внимание изложенное, учитывая, что увольнение произведено уполномоченным лицом, с соблюдением установленного порядка - не в период отпуска или временной нетрудоспособности, копия указа истцу вручена, гарантии, предусмотренные ст. 279 ТК РФ, в отношении истца соблюдены, выплачена компенсация в размере трехкратного месячного содержания, считает, что с учетом заявленных требований оснований для восстановления на работе истца не имеется.
При таких обстоятельствах, руководствуясь ст. ст. 12, 55, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Чаженгина А. В. к Главе Республики Карелия, Администрации Главы Республики Карелия о восстановлении на работе, взыскании заработной платы за период вынужденного прогула оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Б. Малова
Мотивированное решение изготовлено 27 августа 2013 года.