Именем Российской Федерации 16 августа 2012 года
Енисейский районный суд Красноярского края
в составе председательствующего Борисовой Л.А.
при секретаре Уфимцевой О.Я.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения г.Енисейска» к Блинкову Андрею Васильевичу о взыскании денежной суммы
установил:
Обратившись в суд с названным иском, КГКУ «Центр занятости населения г. Енисейска» (далее по тексту КГЦУ «ЦЗН г.Енисейска») просит взыскать с Блинкова А.В. 24 210 руб. 53 коп. за пользование предоставленными ему по договору от 12 апреля 2011 года денежными средствами в виде субсидий из краевого бюджета на организацию самозанятости и стимулирование создания им, как безработным гражданином открывшим собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан. Свои требования мотивировал тем, что условия договора ответчик не исполнил, деньги возвратил лишь 3 февраля 2012 года после обращения КГЦУ «ЦЗН г.Енисейска» в суд с соответствующим иском. Расчет суммы иска осуществлен истцом исходя из размера ставки рефинансирования в 8.25% годовых.
В судебном заседании представитель Центра занятости населения г.Енисейска Хапугина Ж.В. заявленные требования поддержала, пояснив, что получатель субсидии был обязан осуществлять предпринимательскую деятельность, на осуществление которой ему предоставлена субсидия, не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации его в качестве предпринимателя и предоставления субсидии, однако фактически этого не сделал, но деньгами пользовался, в связи с чем должен заплатить проценты за период времени с момента получения субсидии в сумме 311640 руб. 12 апреля 2011 года до 3 февраля 2012 года.
Ответчик в судебное заседание не явился, от получения копии искового заявления и судебного извещения уклонился, что подтверждено уведомлением почтового отделения.
При таких обстоятельствах, в соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы представителя истца, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 5 Закона Российской Федерации от 19 апреля 1991 года N 1032-1 "О занятости населения в Российской Федерации" государство проводит политику содействия реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость, которая, в частности, направлена на поддержку трудовой и предпринимательской инициативы граждан, осуществляемой в рамках законности, содействие развитию их способностей к производительному, творческому труду.
Согласно положениям п.1 ст. 7.1 названного Закона оказание в соответствии с законодательством о занятости населения государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан относится к числу полномочий Российской Федерации в области содействия занятости населения, переданных для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляемых за счет средств, предусмотренных в виде субвенций из федерального бюджета.
Правила предоставления в 2010 и 2011 годах субсидий из федерального бюджета на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, были утверждены постановлением Правительства РФ от 14 декабря 2009 года № 1011, согласно которым субсидии из федерального бюджета на реализацию указанных мероприятий предоставляются при наличии региональных программ.
В соответствии с указанными Правилами постановлением Правительства Красноярского края от 20 января 2009 года № 30-п утверждена долгосрочная целевая программа «Снижение напряженности на рынке труда Красноярского края".
Подразделом 2.3.указанной целевой программы установлено, что уполномоченным органом по вопросам реализации Программы, главным распорядителем средств краевого и федерального бюджета, выделяемых на реализацию этой Программы, является Агентство труда и занятости населения Красноярского края, разработку и утверждение форм документов, необходимых для реализации Программы, осуществляет Министерство экономики и регионального развития Красноярского края, а получателями бюджетных средств являются Центры занятости населения либо Администрации муниципальных образований. Перечисление средств осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью.
Подразделом 2.3.7 указанной целевой Программы установлено, что источником финансирования мероприятия по содействию самозанятости безработных граждан также являются средства краевого бюджета, включая предоставленные краевому бюджету субсидии из федерального бюджета.
Мероприятие по содействию самозанятости безработных граждан и стимулированию создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан осуществляется в том числе путем предоставления субсидии на организацию самозанятости, которая предоставляется за счет средств краевого бюджета, предоставленных в виде субсидии из федерального бюджета в размере 12-кратной максимальной величины пособия по безработице.
Получатель субсидии на самозанятость обязан осуществлять предпринимательскую деятельность не менее 12 месяцев с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя и в соответствии с условиями договора на предоставление субсидии на самозанятость получатель такой субсидии в течение трех месяцев с момента перечисления субсидии на лицевой или расчетный счет представляет в центр занятости населения копии документов, подтверждающих целевое расходование субсидии на организацию самозанятости (кассовый чек и копия кассового чека, договор, счет-фактура, платежное поручение, товарный чек, товарная (товарно-транспортная) накладная, акт приема-передачи выполненных работ (оказанных услуг), квитанция к приходному кассовому ордеру, квитанция-бланк строгой отчетности). Кроме того, получатель такой субсидии в течение тридцати дней после истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации его в качестве индивидуального предпринимателя представляет в центр занятости населения выписку из ЕГРИП или выписку из ЕГРЮЛ соответственно (выданную не ранее истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации получателя субсидии в качестве индивидуального предпринимателя) для подписания акта о выполнении условий договора о предоставлении субсидии на самозанятость.
Субсидия на самозанятость подлежит возврату в краевой бюджет в следующих случаях и размерах:
а) представление недостоверных сведений, содержащихся в документах, представленных на получение субсидии, - в размере суммы, на которую получатель субсидии представил недостоверные сведения;
б) невыполнение обязанности по представлению документов, подтверждающих целевое использование субсидии, - в размере суммы, на которую получатель субсидии не представил подтверждающие документы;
в) невыполнение обязанности по представлению документа, подтверждающего осуществление предпринимательской деятельности:
для получателя субсидии на самозанятость - выписки из ЕГРИП или выписки из ЕГРЮЛ соответственно, выданной не ранее истечения 12 месяцев с момента государственной регистрации получателя субсидии на самозанятость в качестве индивидуального предпринимателя, - в полном объеме;
г) несоответствие фактически осуществляемой предпринимательской деятельности виду деятельности, указанному в договоре на предоставление субсидии, - в полном объеме;
д) прекращение получателем субсидии деятельности в качестве индивидуального предпринимателя:
для получателя субсидии на самозанятость - ранее истечения 12 месяцев с момента регистрации предпринимательской деятельности - в полном объеме;
е) фактическое неосуществление предпринимательской деятельности без прекращения получателем субсидии деятельности в качестве индивидуального предпринимателя - в полном объеме.
Приказом Министерства экономики и регионального развития Красноярского края от 16 марта 2011 года № 36-п утверждены формы документов, необходимых для участия граждан в мероприятиях вышеуказанной целевой программы, в том числе и форма договора о предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработному гражданину (приложение 9), из содержания которого следует, что договор о предоставлении субсидии на организацию самозанятости безработному гражданину заключают Центры занятости населения, как получатели бюджетных средств для предоставления вышеуказанной субсидии.
Как установлено в судебном заседании, Блинков А.В. предоставлял бизнес-план об организации деятельности по оказанию населению услуг по ремонту шин и мелкосрочному ремонту автомобилей, заключал с КГБУ «Центр занятости населения г. Енисейска» договор о предоставлении субсидии на организацию самозанятости по этому виду деятельности 12 апреля 2011 года №59, в соответствии с которым обязался зарегистрироваться в качестве предпринимателя по указанному в бизнес-плане виду деятельности и осуществлять ее не менее 12 месяцев с момента регистрации, а также обязался в течение трех месяцев с момента получения субсидии предоставить в центр занятости населения документы о целевом использовании субсидии.
При этом условиями данного договора было предусмотрено, что в случае невыполнения этих обязательств Блинков А.В. обязан возвратить полученную субсидию в полном объеме.
В связи с неисполнением ответчиком своих обязанностей КГЦУ «ЦЗН г.Енисейска» обращался в Енисейский районный суд с иском о взыскании с Блинкова А.В. 311 640 руб. В ходе рассмотрения спора 3 февраля 2012 года ответчик возвратил КГЦУ «ЦЗН г.Енисейска» указанную сумму путем ее перечисления на расчетный счет центра.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Пользование чужими денежными средствами по обычаям делового оборота предполагает возмездность и уплату процентов. Поскольку договором размер процентов оговорен не был, суд считает возможным согласиться с доводами истца и исходить из размера процентной ставки рефинансирования, установленной Центральным Банком РФ (учетной ставки). Величина ставки рефинансирования определяется моментом исполнения обязательства. Применительно к данному случаю это 3 февраля 2012 года. В соответствии с Указанием Банка России №2758-у от 23 декабря 2011 года размер учетной ставки с 26 декабря 2011 года установлен в 8%.
Период пользования Блинковым А.В. денежными средствами продолжался 282 дня. Исходя из этого сумма, подлежащая взысканию составляет 19529 руб. 44 коп. исходя из расчета: 311 640 руб. х 8% : 360 : х 282 дня.
Кроме того, в соответствии с требованиями ст. 103 ГПК РФ с ответчика в доход местного бюджета муниципального образования г. Енисейск подлежит взысканию государственная пошлина пропорционально сумме удовлетворенного иска в размере 781 руб. 18 коп.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Блинкова Андрея Васильевича в пользу Краевого государственного бюджетного учреждения «Центр занятости населения г.Енисейска» для возврата в краевой бюджет Красноярского края 19 529 рублей 44 копейки.
Взыскать с Блинкова Андрея Васильевича в доход местного бюджета муниципального образования г. Енисейск государственную пошлину в сумме 781 рубль 18 копеек.
Решение может быть обжаловано в месячный срок с момента его изготовления в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей апелляционной жалобы через Енисейский райсуд
Председательствующий Л.А.Борисова
Мотивированное решение изготовлено 24 августа 2012 года.