Решение по делу № 2-1752/2015 ~ М-916/2015 от 24.02.2015

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

29 мая 2015 года г. Улан-Удэ

Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия в составе судьи Брянской О.Е., при секретаре Жойкиной А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело № 2-1752/15 по исковому заявлению Черникова <данные изъяты> к Правительству Республики Бурятия, Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Обращаясь в суд, истец просит обязать Администрацию Октябрьского района г. Улан-Удэ РБ предоставить ему, Черникову Я.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма по месту жительства общей площадью не менее нормы предоставления. Исковые требования мотивированы тем, что истец является инвалидом <данные изъяты> группы по общему заболеванию, согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ он был принят на учет нуждающихся в жилых помещениях по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно», с составом семьи 1 человек. Квартира, в которой он вынужден проживать вместе с отцом, матерью и сестрой, принадлежит ему на праве собственности по 1\4 доли, другого жилья у него нет. Жить в квартире всем вместе невозможно, так как он страдает хроническим психическим заболеванием, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Определениями Октябрьского районного суда от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Министерство социальной защиты населения Республики Бурятия, Правительство Республике Бурятия, Администрация г. Улан-Удэ.

Истец Черников Я.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежаще. Согласно справки ГБУЗ «РПНД», Черников Я.А. в настоящее время проходит курс принудительного лечения, согласно Постановления Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ «О применении принудительных мер медицинского характера в виде принудительного лечения в психиатрическом стационаре общего типа».

Представитель истца Черников А.Е., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание также не явился, ранее в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, суду пояснил, что Черников Я.А. приходится ему сыном, в данное время находится на принудительном лечении в РПНД. Жить с сыном в одной квартире невозможно, так как он страдает хроническим психическим заболеванием.

Представитель Министерства социальной защиты населения РБ Туктарова Е.П., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Ранее в судебном заседании исковые требования не признала, представила суду письменный отзыв, согласно которому в полномочия Министерства социальной защиты населения РБ не входит обеспечение жильем по договорам социального найма, в том числе граждан, страдающих тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма вне очереди гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, относится к компетенции органов местного самоуправления.

Представитель Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ Гармаева Л.В., действующая на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. Согласно письменным отзывам на иск, требования не признала, поскольку обеспечение жилыми помещениями лиц указанной категории не относится к полномочиям органов местного самоуправления. По категории «малоимущие» истец на соответствующем учете не состоит. В отсутствие решения уполномоченного органа администрация района не вправе предоставлять жиле помещения по договору социального найма в соответствии с Положением об Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ.

Согласно действующему законодательству, правовым позициям Конституционного Суда РФ, предоставление жилого помещения указанной категории граждан по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями (часть 4 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации). Предоставление жилого помещения во внеочередном порядке лицам, страдающими хроническими заболеваниями (инвалидам), отнесено к расходным обязательствам РФ, осуществляется субъектом РФ путем осуществления заявок на соответствующее финансирование и определения форм и порядка осуществления государственных полномочий.

Представитель Правительства Республики Бурятия Ульихин В.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, исковые требования не признал, представил письменный отзыв представителя Акчуриной А.В. Суду пояснил, что в отношении инвалидов, нуждающихся в жилых помещениях, вставших на учет после ДД.ММ.ГГГГ года, вопрос о предоставлении субсидий для обеспечения жилыми помещениями не урегулирован. Поскольку льгота предоставлена федеральным законодательством, расходы по ее финансированию должны осуществляться за счет средств Российской Федерации. Действующее законодательство не содержит норм, определяющих соответствующие полномочия органа государственной власти субъекта Российской Федерации, в связи с чем необходимо исходить из норм ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, согласно которой гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Также Правительство Республики Бурятия не может являться ответчиком, поскольку не является распорядителем бюджетных средств.

Суд, выслушав стороны, исследовав представленные документы, приходит к следующему.

Согласно части 3 статьи 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Как следует из ст. 2 Жилищного кодекса РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 указанной статьи случаев.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно, и указанных в перечне, утверждаемом уполномоченным Правительством РФ органом.

Из материалов дела следует, что Черников Я.А. проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью 39,40 кв.м., в которой также проживают его мать Черникова Л.И. и отец Черников А.Е.

Черников Я.А., а также <данные изъяты> являются сособственниками указанной квартиры по 1\4 доли каждый на основании договора о приватизации от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно свидетельству о регистрации права собственности.

Согласно справки Черников Я.А. страдает хроническим психическим заболеванием (А 20,0), при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

Из справки МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Черников Я.А. является инвалидом группы по общему заболеванию.

Согласно распоряжению Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ от ДД.ММ.ГГГГ Черников Я.А. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, с составом семьи 1 человек, по категории «граждане, страдающие тяжелой формой хронических заболеваний, при которой совместное проживание с ними в одной квартире невозможно», за номером .

Согласно списку граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, состоящих на учете нуждающихся в жилых помещениях в Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Черников Я.А. значится под номером .

Таким образом, Черников Я.А. страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ним невозможно, в связи с чем в установленном порядке признан нуждающимся в жилом помещении, имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. Вместе с тем, истец жилым помещением до настоящего времени не обеспечен.

Согласно части 2 ст. 49 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда.

В части 2 с. 49 Жилищного кодекса РФ закреплено, что жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке малоимущим гражданам, признанным нуждающимися в жилых помещениях..

В силу ч. 3 ст. 49 Жилищного кодекса РФ иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанных по установленным ЖК РФ основаниям нуждающимися в жилых помещениях, жилые помещения по договору социального найма предоставляются из жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

При этом, как следует из ч. 4 ст. 49 Жилищного кодекса РФ, категориям граждан, указанным в части 3 настоящей статьи, могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями.

Распределение расходных обязательств субъектов Российской Федерации и Российской Федерации по финансированию социальной поддержки инвалидов путем предоставления им жилой площади регулируется статьей 17 и статьей 28.2 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 181-ФЗ).

Так, в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ, инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно статье 28.2 Федерального закона № 181-ФЗ Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.

Из положений пункта 1 и подпункта 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» следует, что социальная поддержка инвалидов, включающая в себя согласно нормам Федерального закона № 181-ФЗ также мероприятия по обеспечению жилыми помещениями, относится к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации и осуществляется данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета).

Из данных нормативных актов следует, что обеспечение жильем инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005, подлежит финансированию за счет субъектов Российской Федерации, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта Российской Федерации.

Согласно Закону Республики Бурятия от 21.06.1995 № 140-I «О Правительстве Республики Бурятия» Правительство Республики Бурятия является высшим исполнительным органом государственной власти Республики Бурятия и обеспечивает проведение в Республике Бурятия государственной политики в области социального обеспечения, управляет и распоряжается собственностью Республики Бурятия, принимает меры к социальной и правовой защищенности граждан в соответствии с федеральными законами и законами Республики Бурятия.

Учитывая изложенное, принимая во внимание, что Черников Я.А. не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях как малоимущий, нормативно-правовые акты о наделении органов местного самоуправления в Республике Бурятия в установленном законодательством порядке государственными полномочиями на обеспечение граждан, страдающих тяжелой формой хронического заболевания, при котором совместное проживание с ними невозможно, жилыми помещениями не принимались, суд приходит к выводу о необходимости обязания Правительства Республики Бурятия предоставить Черникову Я.А. жилое помещение по договору социального найма по месту его жительства общей площадью не менее нормы предоставления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Черникова <данные изъяты> к Правительству Республики Бурятия удовлетворить.

Обязать Правительство Республики Бурятия предоставить Черникову <данные изъяты>, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, жилое помещение по договору социального найма по месту его жительства общей площадью не менее нормы предоставления.

В удовлетворении требований к Администрации г. Улан-Удэ, Администрации Октябрьского района г. Улан-Удэ, Министерству социальной защиты населения Республики Бурятия - отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Бурятия в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья О.Е. Брянская

2-1752/2015 ~ М-916/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Черников Яков Александрович
Ответчики
Администрация Октябрьского района
Администрация г. Улан-Удэ
Суд
Октябрьский районный суд г. Улан-Удэ Республики Бурятия
Судья
Брянская О.Е.
Дело на странице суда
oktiabrsky--bur.sudrf.ru
24.02.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.02.2015Передача материалов судье
27.02.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.02.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2015Подготовка дела (собеседование)
17.03.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.04.2015Судебное заседание
15.04.2015Судебное заседание
24.04.2015Судебное заседание
06.05.2015Судебное заседание
18.05.2015Судебное заседание
22.05.2015Судебное заседание
29.05.2015Судебное заседание
01.06.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.06.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2015Дело оформлено
13.10.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее