Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
<адрес> 18 марта 2015 года
Акушинский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего ФИО4, с участием:
-заместителя прокурора <адрес> РД ФИО3,
-представителя ответчика по доверенности (№ от ДД.ММ.ГГГГг.) - начальника отдела ЖКХ, дорожной деятельности, земельных и имущественных отношений администрации МО «<адрес>» ФИО1,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление (в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ)) заместителя прокурора <адрес> РД ФИО3 в интересах неопределенного круга лиц к ответчику администрации МО «<адрес>» РД о признании незаконным бездействия МО «<адрес>» РД, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории МО СП «сельсовет Цугнинский» под автомобильными дорогами и не включении их в реестр муниципального имущества,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора <адрес> РД обратился в суд с иском о признании незаконным бездействия МО «<адрес>» РД, указывая, что прокуратурой <адрес> РД была проведена проверка исполнения законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящимися в государственной и муниципальной собственности.
В ходе проверки были выявлены нарушения законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися под автомобильными дорогами местного значения, расположенными на территории МО СП «сельсовет Цугнинский» <адрес>.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №-Ф3 определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения, вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ определено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п. 6 указанной статьи дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.5 ст.51 Федерального закона №Г31-Ф3).
Из ст. 8 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера; идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселений присваиваются - органами местного самоуправления поселений; идентификационный номер автомобильной дороги местного значения поселения должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и другие полномочия.
Статьи 15, 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог; порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
В ходе проверки установлено, что в нарушение указанных законоположений автомобильные дороги, расположенные на территории МО СП «сельсовет Цугнинский» юридически не оформлены, на них отсутствуют технические паспорта, идентификационные номера, автомобильным дорогам местного значения органами местного самоуправления не присвоены, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены, перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования не составлены. Соответственно, данные дороги не поставлены на баланс администрации муниципального района, в связи, с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени.
При таких обстоятельствах не исполнение ответчиком обязанностей по надлежащему оформлению автомобильных дорог местного значения может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
В связи с изложенным просит суд признать незаконным бездействие МО «<адрес>» РД, выразившегося в непринятии мер по исполнению требований законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящихся в муниципальной собственности, расположенных на территории МО СП «сельсовет Цугнинский» под автомобильными дорогами и не включении их в реестр муниципального имущества.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> ФИО3 исковые требования поддержал и просил удовлетворить их в полном объеме.
Представитель ответчика МО «<адрес>» - начальник отдела ЖКХ, дорожной деятельности, земельных и имущественных отношений администрации МО «<адрес>» ФИО1 исковые требования истца не признал и просил отказать в их удовлетворении, указывая, что указываемые в исковом заявлении полномочия по вопросам дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в указываемом объёме, муниципальным районам были, переданы с ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с Федеральным законом от 27.05.2014г. № 136-ФЗ.
Исполнить полномочия в требуемом варианте искового заявления в 2015 году администрация МО «<адрес>» не имеет возможность, из-за значительного сокращения финансирования в бюджет муниципального образования «<адрес>».
По мере появления возможности в бюджете МО «<адрес>», указываемые требования будут выполнены.
Со стороны прокуратуры <адрес> в адрес администрации МС «<адрес>» не было предъявлено требование или представление об устранении, указываемых нарушений, и в случае не выполнения их можно было поставить вопрос о бездействии администрации МО «<адрес>».
В силу изложенных обстоятельств, иск прокурора <адрес> не признают и просят отказать в удовлетворении.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Помимо этих норм закона право на судебную защиту муниципального образования и органов местного самоуправления гарантировано ст.133 Конституции Российской Федерации.
Задачами гражданского судопроизводства в соответствии со ст.2 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации являются правильное и своевременное рассмотрение и разрешение гражданских дел в целях защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
На защиту интересов неопределенного круга лиц и муниципального образования сельского поселения МО СП «сельсовет Цугнинский» подано соответствующее исковое заявление.
Интересы заключаются в соблюдении установленных федеральным и региональным законодательством требований.
Несоблюдение этих требований ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст. 130,132 Конституции РФ, федеральным и республиканским законодательством о местном самоуправлении, остается без выполнения поставленных задача, которая законом определена одной из задач органов местного самоуправления.
Согласно постановлению Пленума Верховного Суда РФ № от ДД.ММ.ГГГГ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к бездействию относится неисполнение органом государственной власти, органом местного самоуправления, должностным лицом, государственным или муниципальным служащим обязанности, возложенной на них нормативными правовыми и иными актами, определяющими полномочия этих лиц.
Однако, как установлено судом Администрацией МО «<адрес> РД допустил нарушения законодательства в сфере владения, пользования и распоряжения земельными участками, находящимися под автомобильными дорогами местного значения, расположенными на территории МО «сельсовет Цугнинский» <адрес>.
Пунктом 5 ч. 1 ст. 15 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ №Э1-ФЗ определено, что к вопросам местного значения муниципального района относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ определено, что автомобильная дорога - это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающие в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно п.6 указанной статьи дорожная деятельность - это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (ч.5 ст.51 Федерального закона № 131 -ФЗ).
Из ст. 8 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что автомобильные дороги должны иметь наименования, идентификационные номера; идентификационные номера автомобильным дорогам местного значения поселений присваиваются - органами местного самоуправления поселений; идентификационный номер автомобильной дороги местного значения поселения должен указываться в перечне автомобильных дорог местного значения, утверждаемом органом местного самоуправления.
К полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности ст. 13 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» относит: осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; разработка основных направлений инвестиционной политики в области развития автомобильных дорог местного значения; утверждение перечня автомобильных дорог общего пользования местного значения, перечня автомобильных дорог не общего пользования местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения; определение размера вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении по автомобильным дорогам общего пользования местного значения; информационное обеспечение пользователей автомобильными дорогами общего пользования местного значения; утверждение нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт, содержание автомобильных дорог местного значения и правил расчета размера ассигнований местного бюджета на указанные цели и другие полномочия.
Статьи 15, 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» устанавливают, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления, содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог; порядок содержания автомобильных дорог устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Такт же установлено, что в нарушение указанных законоположений автомобильные дороги, расположенные на территории МО СП «сельсовет Цугнинский» юридически не оформлены, на них отсутствуют технические паспорта, идентификационные номера, автомобильным дорогам местного значения органами местного самоуправления не присвоены, автомобильные дороги в реестр муниципального имущества не включены, перечни автомобильных дорог общего пользования местного значения и автомобильных дорог не общего пользования не составлены.
Соответственно, данные дороги не поставлены на баланс администрации муниципального района, в связи, с чем денежные средства на их ремонт и обслуживание не могут быть выделены в необходимом объеме, поэтому уличные дорожные сети не обслуживаются в нужной степени.
При таких обстоятельствах не исполнение ответчиком обязанностей по надлежащему оформлению автомобильных дорог местного значения может привести к нарушению права неопределенного круга лиц на безопасность дорожного движения.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 22 ГПК РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления, о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Довод ответчика о невозможности исполнить полномочия в требуемом варианте искового заявления в 2015 году администрацией МО «<адрес>», из-за значительного сокращения финансирования в бюджет муниципального образования «<адрес>» отклоняется судом как несостоятельный.
Доводы ответчика не соответствуют обстоятельствам дела, поскольку до ДД.ММ.ГГГГ органы местного самоуправления муниципальных районов и сельских поселений должны были осуществлять решение вопросов местного значения муниципальных районов и поселений в соответствии с положениями части 1 статьи 14 и части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (часть 5 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 136-ФЗ).
При таких обстоятельствах, суд считает, что бездействие администрации МО «<адрес>» следует признать незаконным, поскольку посей день, ими не устранены указанные нарушения и не приняты ни какие меры.
Руководствуясь ст. 198, 199 и 258 ГПК РФ,
р е ш и л:
Исковое заявление заместителя прокурора удовлетворить полностью, т.е.:
- признать действия (бездействия) администрации МО «<адрес>», выразившееся в непринятии мер по исполнению требований законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящихся в муниципальной собственности, расположенные на территории МО СП «сельсовет Цугнинский» под автомобильными дорогами и не включение их в реестр муниципального имущества - незаконными.,
- обязать администрацию МО «<адрес>» принять меры по исполнению требований законодательства, регламентирующего безопасность дорожного движения, земельного и градостроительного законодательства при распоряжении земельными участками, находящихся в муниципальной собственности, расположенные на территории МО СП «сельсовет Цугнинский» под автомобильными дорогами и включить их в реестр муниципального имущества.
Разъяснить сторонам, что в соответствии со ст.320 ГПК РФ решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут быть обжалованы в апелляционном порядке Верховный суд РД в соответствии с правилами, предусмотренными главой 39 ГПК РФ, через суд, принявший решение.
Апелляционные жалоба, представление могут быть поданы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, если иные сроки не установлены ГПК РФ.
Председательствующий ФИО4