Д № 2-3319/2017
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
10 июля 2017 года город Уфа
Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан в составе председательствующего судьи Бикчуриной О.В., при секретаре судебного заседания Рашитовой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Галимовой Г. Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок в порядке приватизации, о признании отказа в предоставлении земельного участка незаконным,
У С Т А Н О В И Л:
Галимова Г.Ф. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности в порядке приватизации на земельный участок № № с кадастровым номером №, площадью 1 498 +/-10 кв.м., расположенный в Садоводческом некоммерческом товариществе «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация», о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, выраженного в письме № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
В обоснование иска указала, что является членом СНТ, в котором расположен испрашиваемый в собственность земельный участок, пользуется им по назначению. Обратилась к ответчику с целью приватизации земельного участка, но получила отказ, в связи с чем, считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.
В судебном заседании истец Галимова Г.Ф., представитель истца по доверенности Чернова Е.В., действующая также как представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета иска, СНТ «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация» Чернова Е.В. (председатель), исковые требования поддержали, просили удовлетворить.
Представители ответчиков Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, Управление Росреестра по РБ, МУП «Уфаводоканал», извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не представили.
На основании ст. 167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии указанных лиц.
Исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности исковых требований, которые подлежат удовлетворению.
Как установлено в судебном заседании, истец является членом СНТ «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация», истцу предоставлен в пользование для ведения садоводства земельный участок №, № кадастровый номер №. Указанные обстоятельства подтверждаются членской книжкой садовода, выписками из протоколов общих собраний членов СНТ.
Как усматривается из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: <адрес>, коллективный сад «Содружество, участок №, указанный земельный участок площадью 1 498 +/-14 кв.м. относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешением использования: для ведения садоводства и дачного хозяйства.
На основании ст. 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган).
Согласно п. 2. ст. 11 Земельного кодекса Российской Федерации, органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.
Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» предусматривает следующее.
Согласно п. 2.7. ст. 3 указанного выше Федерального закона, до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно п. 2.8. ст. 3 указанного Федерального закона в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
В случае, если ранее ни один из членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан не обращался с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, указанные в абзаце первом настоящего пункта органы самостоятельно запрашивают:
сведения о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения, в федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, если такие сведения содержатся в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в иных случаях такие сведения запрашиваются у заявителя);
сведения об этом объединении, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц, в федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем государственную регистрацию юридических лиц.
На основании п. 2.10 ст. 3 данного Федерального закона исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, в течение четырнадцати дней с даты получения указанных в пункте 2.8 или 2.9 настоящей статьи заявления и документов обязан принять решение о предоставлении в собственность указанного в пункте 2.7 настоящей статьи земельного участка либо об отказе в его предоставлении.
Основанием для отказа в предоставлении в собственность земельного участка является установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Как усматривается из материалов дела, истец обращалась в Администрацию ГО г.Уфа РБ с заявлением о предоставлении в собственность испрашиваемого садового земельного участка.
На данное обращение письмом УЗИО Администрации ГО г.Уфа РБ № № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанным институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан № 801-р от 24.07.1995 года, испрашиваемый земельный участок находится во втором поясе санитарной охраны водных объектов, в соответствии с пп. 14 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации ограничен в обороте. В связи с чем, согласно п. 6 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, не может быть предоставлен в собственность.
Не согласившись с отказом, считая свое право нарушенным, истец обращается в суд с настоящим иском.
В судебном заседании установлено следующее.
Решением Исполнительного комитета Уфимского городского Совета народных депутатов Башкирской АССР № от ДД.ММ.ГГГГ СУ-479 треста «Трансгидромеханизация» для организации садоводческого товарищества был предоставлен земельный участок площадью 15 га в квартале 24 Зауфимского лесничества. На основании указанного решения СУ № треста «Трансгидромеханизация» выдан государственный акт на право пользования землей, зарегистрированный в Книге записей государственных актов на право пользования землей за № от ДД.ММ.ГГГГ, о закреплении в бессрочное и бесплатное пользование земельного участка площадью 13,75 га под коллективный сад «Содружество».
Согласно сведениям о юридическом лице из ЕГРЮЛ Садоводческом некоммерческом товариществе «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация» является действующим юридическим лицом, созданным ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, на основании действующего законодательства юридически значимыми по делу обстоятельствами являются следующие: испрашиваемый садовый земельный участок входит в территорию садоводческого объединения, образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» для ведения садоводства указанному объединению либо организации, при которой было создано или организовано указанное объединение; заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, является членом такого объединения, которому в установленном законом порядке предоставлен спорный земельный участок; отсутствует установленный федеральным законом запрет на предоставление земельного участка в частную собственность.
Указанные юридически значимые обстоятельства нашли свое подтверждение представленными суду истцом доказательствами.
Как установлено в судебном заседании, истец является членом СНТ «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация», спорный земельный участок с кадастровым номером № предоставлен истцу на законных основаниях и используется истцом в соответствии с его целевым назначением для ведения садоводства, расположен на территории СНТ, созданном при предприятии, которому земельный участок в установленном законом порядке предоставлялся для ведения садоводства до введения в действие Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации».
Согласно п. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным Земельным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами.
Согласно п. 4. ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
На основании ст. 27 ЗК РФ оборот земельных участков осуществляется в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом. Земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами. Ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Согласно п. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
Согласно ст. 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов, не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека.
В соответствии с п.2 СанПиН 2.1.4.1110-02, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации № 10 от 14 марта 2002 г., СанПиН определяют санитарно - эпидемиологические требования к организации и эксплуатации зон санитарной охраны (ЗСО) источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения.
Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения организуются в составе трех поясов: первый пояс (строгого режима) включает территорию расположения водозаборов, площадок всех водопроводных сооружений и водопроводящего канала. Его назначение - защита места водозабора и водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения и повреждения. Второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения (п.1.5 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Организации зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются:
а) определение границ зоны и составляющих ее поясов;
б) план мероприятий по улучшению санитарного состояния территории
ЗСО и предупреждению загрязнения источника;
в) правила и режим хозяйственного использования территорий трех
поясов ЗСО (п.1.6 СанПиН 2.1.4.1110-02).
Пунктом 4 статьи 18 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при наличии санитарно - эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
Как усматривается из письма ответчика, истцу отказано в предоставлении земельного участка в собственность ввиду нахождения его во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Однако, в материалы дела не представлены документы, на основании которых возможно определить отнесение спорного земельного участка к ограниченным в обороте; органом исполнительной власти зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, границы первого, второго пояса и третьего пояса ЗСО не установлены.
Утверждение о нахождении спорного земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны со ссылкой на Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года, которым утвержден проект «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанный институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, суд полагает несостоятельным. Названным Распоряжением № 801-р утверждены зоны санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы, что не равнозначно понятию второй пояс зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения. Названным Распоряжением № 801-р территория и ее границы второго пояса зоны санитарной охраны не определены. Данное Распоряжение № 801-р не позволяет сделать вывод о том, что испрашиваемый истцом земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и, тем самым, ограничен в обороте.
Указанное Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года, затрагивающее права, свободы истца, не соответствует требованиям, предъявляемым частью 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации к нормативно-правовым актам органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ввиду отсутствия официального опубликования документа для всеобщего сведения.
При таких обстоятельствах оснований полагать, что границы и режим зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, установлены в соответствии с требованиями законодательства, не имеется.
Кроме того, как усматривается из ответа МУП «Уфаводоканал» на запрос суда, испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером № в соответствии с проектом «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», утвержденным Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года, находится на территории третьего пояса санитарной охраны источников водоснабжения г.Уфы.
Следовательно, довод ответчика о том, что спорный земельный участок находится в границах второго пояса ЗСО и, соответственно, ограничен в обороте, безоснователен.
Каких-либо доказательств изъятия из оборота, ограничения в обороте, резервирования для государственных или муниципальных нужд в отношении спорного земельного участка, наличия установленного законом запрета на предоставление земельного участка в собственность, ответчиком суду не представлено, а судом не добыто.
При таких обстоятельствах, отказ ответчика УЗИО Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан № № от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении спорного земельного участка в собственность не основан на законе, следовательно, требование иска о признании за истцом права собственности на испрашиваемый земельный участок, обосновано и подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Галимовой Г. Ф. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан, Управлению земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан о признании права собственности на садовый земельный участок в порядке приватизации, о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка удовлетворить.
Признать за Галимовой Г. Ф. право собственности на земельный участок №, № с кадастровым номером №, площадью 1 498 +/-10 кв.м., расположенный в Садоводческом некоммерческом товариществе «Содружество» при ведущей организации СУ-479 треста «Трансгидромеханизация».
Признать отказ Управления земельных и имущественных отношений Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан в предоставлении земельного участка в собственность, выраженный в письме № № от ДД.ММ.ГГГГ, незаконным.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Калининский районный суд города Уфы Республики Башкортостан путем подачи апелляционной жалобы.
Судья Бикчурина О.В.