2-465(2012)
РЕШЕНИЕИменем Российской Федерации
09 февраля 2012 года Ачинский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Лучиной Н.Б.,
с участием процессуального истца помощника Ачинского межрайонного прокурора Селянской Т.В.,
при секретаре Шевченко Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ачинского межрайонного прокурора в интересах инвалида Мамонтовой А.М. к Государственному учреждению – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ, Филиалу № 8 Государственного учреждения – Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ о признании действий по не обеспечению техническими средствами реабилитации незаконными и нарушающими права, возложении обязанности по обеспечению техническими средствами реабилитации, суд
УСТАНОВИЛ:
Ачинскиймежрайонный прокурор обратился в суд в интересах Мамонтовой А.М. с исковым заявлением к Государственному учреждению Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ в лице Ачинского филиала № 8 (далее – ГУ КРО ФСС РФ) о признании бездействия по не обеспечению инвалида средствами технической реабилитации незаконными, нарушающими права Мамонтовой А.М. и возложении обязанности по обеспечению средствами технической реабилитации –костылями, мотивируя требования тем, что Мамонтова А.М. является инвалидом 2 группы и согласно индивидуальной программе реабилитации ей необходимы технические средства реабилитации. 07 сентября 2011 года Мамонтова А.М. обратилась с заявлением о выдаче ей необходимых средств реабилитации Однако на момент проверки установлено, что до настоящего времени Мамонтова А.М. необходимыми средствами технической реабилитации не обеспечена, что не позволяет пройти необходимую комплексную реабилитацию (л.д. 2-4).
В судебном заседании процессуальный истец – помощник Ачинского межрайонного прокурора исковые требования поддержал по аналогичным основаниям, указанным в иске.
Истец Мамонтова А.М. в судебное заседание не явилась, о слушании дела была извещена (л.д. 24), в письменном заявлении просит рассмотреть дело в ее отсутствие (л.д. 5).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о слушании дела были извещены (л.д. 21-23). В письменном отзыве представитель ответчика ГУ – КРО ФСС РФ главный специалист филиала № 8 (Ачинский) Комаренко А.В., действующей на основании доверенности от 19.12.2011 г. № 147 сроком по 31.12.2012г. (л.д. 16) по заявленным требованиям возражал, указав, что средства технической реабилитации поставляются гражданам по мере поступления денежных средств из федерального бюджета. ГУ КРО ФСС РФ заключен контракт с ООО «Веклайн» г. Москва, на котором и лежит обязанность по обеспечению инвалида Мамонтовой А.М. средствами реабилитации. ГУ КРОО ФСС РФ выдает только направления для получения необходимых изделий, которое выдано Мамонтовой А.М. 21.12.2011г. со сроком действия до 01.03.2012 г. (л.д. 17-18).
Выслушав представителя процессуального истца Ачинского межрайонного прокурора, исследовав материалы дела, суд считает исковые требования Ачинского межрайонного прокурора, заявленные в интересах инвалида Мамонтовой А.М. подлежащими удовлетворению частично по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе и по инвалидности.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов», социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки. Согласно ст. ст. 10, 11.1 указанного закона, государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального Бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации. Финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
Согласно ст. 11 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации инвалида - разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005г. № 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалидам, в числе которых имеются костыли.
Согласно ч. 8 ст. 11.1 названного закона финансирование расходных обязательств по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, в том числе изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, осуществляется за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 2 - 5 и 16 Порядка обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденного постановлением Правительства РФ от 7.04.2008 г. № 240 обеспечение инвалидов техническими средствами осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).
Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается инвалидом (ветераном) либо лицом, представляющим его интересы, в исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации по месту жительства (далее - уполномоченный орган) с представлением паспорта инвалида (ветерана) и программы реабилитации (заключения).
Уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организаций, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).
Финансирование предусмотренных настоящими Правилами расходов осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, полученные из федерального бюджета на предоставление инвалидам технических средств и услуг.
Из материалов дела следует, что Мамантова А.М., на основании справки МСЭ-2009 № 2026376 от 15 февраля 2011 года является инвалидом второй группы по общему заболеванию, инвалидность установлена на срок до 01.03.2012 (л.д. 12).
Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида Мамонтова А.М. нуждается в технических средствах реабилитации, в том числе в костылях и получила право на обеспечение ее техническими средствами реабилитации (л.д. 10-11).
С этой целью Мамонтова А.М. 07 сентября 2011 года обратилась в Филиал № 8 Ачинский ГУ Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования в Российской Федерации с заявлением об обеспечении ее техническими средствами реабилитации (л.д.6).
Согласно уведомлению от 07 сентября 2011 года Мамонтова А.М. поставлена на учет по обеспечению техническими средствами реабилитации (л.д. 9). 21 декабря 2011г. Мамонтовой А.М. выдано направление на получение костылей в ООО «Веклайн» (л.д. 19).
Однако до настоящего времени указанное техническое средство реабилитации Мамонтовой А.М. не выдано, что не позволяет истцу пройти необходимую комплексную реабилитацию, в результате чего нарушаются нормативы ее обслуживания, и создается угроза ее здоровью.
В соответствии с ч. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств формирует перечень подведомственных ему распорядителей и получателей бюджетных средств; ведет реестр расходных обязательств, подлежащих исполнению в пределах утвержденных ему лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований; составляет, утверждает и ведет бюджетную роспись, распределяет бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполняет соответствующую часть бюджета; формирует государственные (муниципальные) задания.
Главным распорядителем бюджетных средств по отношению к Красноярскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации является Фонд социального страхования Российской Федерации.
В связи с чем, учитывая, что организация предоставления технических средств реабилитации в силу закона возложена на фонд социального страхования, который осуществляет и оплату стоимости ТСР в пределах средств, установленных федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год, что подтверждается требованиями ст.5 Федерального закона "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов", предусматривающей, а также факт того, что с сентября 2011 года по настоящее время Мамонтовой А.М. без уважительным причин не обеспечена средствами реабилитации, поставщик средств реабилитации определен только в декабре 2011 года, суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Мамонтовой А.М. техническим средством реабилитации в виде костылей следует признать незаконными, которые необходимо устранить путем обеспечения ее средством реабилитации – костылями.
При этом, судом не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что прокурором заявлены незаконные требования о возложении на них обязанности по обеспечению Мамонтовой А.М. техническими средствами, поскольку данная обязанность определена за ответчиком действующим законодательством, в силу которого на ответчика возложена обязанность по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и установлен порядок данного обеспечения, который не требует дополнительного установления его судом. При этом, необходимо отметить, что технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством РФ, Фондом социального страхования, а также иными заинтересованными организациями. В настоящее время, в соответствии с указанным положением действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 07 апреля 2008 года Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации. Именно названные Правила определяют порядок обеспечения лиц, признанных инвалидами, техническими средствами реабилитации, которые не требует комментариев судебными органами и не возлагают на ответчика только выдачу направления инвалидам на получение технических средств, о чем указывает представитель ответчика.
Суд также критически относится к возражениям представителя ответчика о необходимости возложения обязанности по обеспечению инвалида средствами реабилитации на поставщика в рамках заявленного иска, в данном случае на ООО «Веклайн», определенному по заключенному между ними государственному контракту в связи с выдачей им направления на поставку изделий Мамонтовой А.М., поскольку истица в данном случае не является участником возникших гражданско-правовых отношений по исполнению государственного контракта, заключенного между ответчиком и поставщиком. В данном случае, обязанность по обеспечению средствами реабилитации по месту жительства инвалида, возложена в силу закона именно на фонд социального страхования, куда истица и обратилась за предоставлением ей необходимых средств реабилитации. Порядок обеспечения инвалидов определенными средствами реабилитации, также законодательно определен, в рамках которого и заключаются государственные контракты между фондом социального страхования и поставщиками, которым соответственно выдаются направления с целью исполнения условий заключенного контракта и в последующем производится при выполнении заказа оплата. При этом, фонд в данном случае обязан как заказчик проследить надлежащее и своевременное исполнение условий соблюдения поставщиком заключенного контракта по обеспечению инвалида средствами реабилитации, а не ссылаться на его окончательное исполнение с их стороны в виде выдачи направлений на поставку изделий.
Ссылка представителя ответчика на недостаточное финансирование, также не может быть принята судом как уважительность причин невозможности исполнения ими законов по не обеспечению средствами реабилитации инвалидов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что действия Государственного учреждения Красноярского регионального отделения Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Мамонтовой А.М. средствами реабилитации в виде костылей следует признать незаконными, устранить допущенное нарушение прав истца путем возложения обязанности на ответчика обеспечить Мамонтову А.М. не предоставленным средством реабилитации в виде костылей.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать действия Государственного учреждения Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ по не обеспечению инвалида Мамонтовой А.М. техническими средствами реабилитации незаконными.
Обязать Государственное учреждение Красноярское региональное отделение Фонда социального страхования РФ обеспечить Мамонтову А.М. техническим средством реабилитации – костылями, в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в Красноярский краевой суд с подачей жалобы через Ачинский городской суд.
Судья Н.Б.Лучина