Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-54/2012 ~ М-37/2012 от 01.02.2012

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 февраля 2012 года с.Шигоны

Шигонский районный суд Самарской области в составе:

председательствующего судьи Полянского А.Ю.,

с участием пом. прокурора Шигонского района Садовой Е.А.,

при секретаре Мироновой Т.К.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-54 по исковому заявлению прокурора Шигонского района Самарской области в интересах Салугиной Е.А. к Администрации муниципального района Шигонский Самарской области об обязании предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения,

Установил:

Прокурор Шигонского района обратился в суд в интересах Салугиной Е.А. с исковым заявлением к Администрации муниципального района <адрес> об обязании обеспечить ее жилым помещением (предоставить социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения).

Исковые требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что постановлением главы Администрации муниципального района Шигонский от 28.01.2011 года № 46 Салугина Е.А. с 31.12.2010 года поставлена на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для предоставления ей жилого помещения по договору социального найма (социальной выплаты). Истица должна быть обеспечена ответчиком за счет предоставления субвенций из областного бюджета вне очереди жилым помещением по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», а при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования муниципального образования ей должна быть предоставлена социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. По настоящее время ответчиком истице жилое помещение по договору социального найма предоставлено не было, социальная выплата на приобретение жилья также не выделялась. 16.01.2012 года Салугина Е.А. обратилась в прокуратуру с просьбой об обращении в суд за защитой ее нарушенных жилищных прав.

В предварительном судебном заседании прокурор с согласия истицы от исковых требований об обязании обеспечить Салугину Е.А. жилым помещением в натуре отказался. Производство по делу в указанной части прекращено определением суда от 21.02.2012 года.

В судебном заседании представитель истца пом.прокурора Садова Е.А. и истица Салугина Е.А. уточненные исковые требования поддержали по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Представитель ответчика Администрации муниципального района Шигонский по доверенности Логинова Н.В. в судебном заседании иск не признала, пояснив, что администрация района не оспаривает наличие у Салугиной Е.А. права на обеспечение жилым помещением или предоставление социальной выплаты, поскольку она относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждается в улучшении жилищных условий, не обеспечена жилым помещением. Финансирование обеспечения жильем указанной категории и граждан осуществляется только из областного бюджета. Эти функции выполняет Минэкономразвития Самарской области. В районный бюджет до сих пор не перечислены средства на предоставление указанной категории граждан, в том числе истице, социальной выплаты на обеспечение жильем, хотя на 2012 год запланированы средства на эти цели в сумме <данные изъяты>. руб., что явно недостаточно для обеспечения жильем всех этих граждан. Свободного жилого помещения из муниципального жилищного фонда социального использования не имеется. Поскольку администрация района исполняет государственные полномочия по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только за счет средств областного бюджета, иск считает необоснованным. Кроме того, до Салугиной Е.А. были ранее поставлены на учет другие граждане из той же категории, поэтому она будет обеспечиваться жильем или выплатой после них. В связи с этим предоставить Салугиной Е.А. жилое помещение или социальную выплату на его приобретение не имеется возможности.

Представитель третьего лица Министерства экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, не сообщив о причинах неявки, возражений на иск не представил.

Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

По мнению суда, прокурор представил суду достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.

Право прокурора обратиться в суд с рассматриваемым заявлением в интересах гражданина прямо предусмотрено ч. 1 ст. 45 ГПК РФ.

Судом из материалов дела установлено, что истица относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку ее отец ФИО1 умер ДД.ММ.ГГГГ (л.д.24), ее мать ФИО2 умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25). В 2011 году она окончила обучение в образовательном учреждении (л.д.6). Кроме того истица является матерью одиночкой (л.д.29).

Жилого помещения в собственности истица не имеет. В жилом доме в <адрес>, общей площадью 25 кв.м., в котором истица зарегистрирована со своей дочерью, кроме них зарегистрировано еще 6 человек, что подтверждено справкой администрации сельского поселения Береговой № 103 от 21.02.2012 года (л.д.48). Таким образом, истица нуждается в улучшении жилищных условий.

Данные обстоятельства участвующими в деле лицами не оспариваются.

Как следует из материалов дела, по заявлению истицы от 16.01.2012 года (л.д.5) постановлением главы Администрации муниципального района Шигонский №46 от 28.01.2011 года (л.д.10-13) она была признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилого фонда, предоставляемых по договорам социального найма (социальной выплате) с 31.12.2010 года. До настоящего времени истица жилым помещением не обеспечена, социальная выплата ей не предоставлена, что никем по делу не оспаривается.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Согласно ч. 1 ст. 8 Федерального закона Российской Федерации от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов.

В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года №87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 настоящего Закона (33 кв.м. общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем). При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области указанным гражданам соответствии с их письменным заявлением может предоставляться социальная выплата. Порядок предоставления жилых помещений и социальных выплат гражданам определяется Правительством Самарской области.

Согласно ст. 5 Закона Самарской области от 05.07.2005 года №152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии со ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются на неограниченный срок отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1-4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

В соответствии со ст. 2 данного Закона органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны:

осуществлять государственные полномочия в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов;

использовать финансовые средства и материальные ресурсы, выделенные для осуществления государственных полномочий, по целевому назначению.

Статьей 3 указанного Закона установлено, что органы государственной власти Самарской области в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны:

обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления государственных полномочий;

предусматривать при формировании областного бюджета на очередной финансовый год субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления государственных полномочий.

Статья 4 данного Закона предусматривает, что финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Объем субвенций и их распределение устанавливаются законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.

Как указано в его же ст. 10, положения настоящего Закона, предусматривающие наделение органов местного самоуправления государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно законом Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период при условии предоставления данным законом соответствующих субвенций местным бюджетам.

Аналогичные нормы предусмотрены Законом Самарской области от 05.03.2005 года №77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения».

Согласно пунктам 1.2, 3.1, 3.3, 5.3, 5.4, 5.5 Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года №421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области». При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, может предоставляться социальная выплата на строительство или приобретение жилого помещения. Формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет. Органы местного самоуправления не позднее 15 февраля представляют в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области списки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования отдельного муниципального образования Самарской области обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. На основании решения уполномоченного органа средства областного бюджета направляются на предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, социальных выплат на приобретение жилого помещения площадью не ниже учетной нормы площади жилого помещения, установленной соответствующим муниципальным образованием, а также на строительство жилья, в том числе уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилого помещения или строительство индивидуального жилого помещения. В случае приобретения жилого помещения или участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома средства, поступившие на счет уполномоченного органа на предоставление социальной выплаты, перечисляются продавцу или застройщику по договору купли-продажи или договору участия в долевом строительстве жилья в пределах величины размера социальной выплаты, но не выше размера стоимости жилого помещения. Средства перечисляются в безналичном порядке на расчетный счет продавца жилого помещения или застройщика после регистрации соответствующего договора в органе, уполномоченном осуществлять регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение семи рабочих дней. Приобретаемое жилое помещение должно отвечать установленным санитарным и техническим требованиям, быть благоустроенным и пригодным для постоянного проживания граждан.

Законом Самарской области от 05.12.2011 года № 127-ГД «Об областном бюджете на 2012 год и плановый период 2013 и 2014 годов» в областной бюджет на 2012 года заложены средства в сумме <данные изъяты> руб. на исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями сирот, в том числе в сумме <данные изъяты> руб. для муниципального района Шигонский.

Согласно ст. 36 обозреваемого в судебном заседании Устава муниципального района Шигонский в компетенцию районной администрации входит, в частности, осуществление исполнительно-распорядительных полномочий, отнесенных к компетенции органов местного самоуправления района.

Доводы представителя ответчика о том, что администрация района исполняет государственные полномочия по обеспечению детей-сирот жильем только за счет средств областного бюджета, которые в части обеспечения жилым помещением истицы в бюджет района не поступали, не имеют значения по делу. Судом установлено, что истица имеет право на внеочередное обеспечение жилым помещением либо получение социальной выплаты, которое не ставится в зависимости от наличия в бюджете средств. При этом осуществление соответствующих государственных полномочий по обеспечению его жилым помещением возложено законодательством именно на Администрацию муниципального района Шигонский. Суд также учитывает, что участником межбюджетных отношений субъекта Российской Федерации (Самарской области) и муниципального района Шигонский истица не является.

Доводы ответчика о том, что обеспечение истицы жилым помещением либо социальной выплатой до обеспечения других граждан из той же льготной категории, вставших на учет раньше ее, будет ущемлять их права, являются необоснованными, основанными на неправильном толковании закона. В действиях Салугиной А.А. отсутствует злоупотребление правом. Реализация ею права на улучшение жилищных условий, в которых она объективно нуждается в настоящее время, не зависит от времени реализации своих прав другими гражданами, в том числе вставшими на соответствующий учет ранее ее.

Поскольку судом установлено, что свободных жилых помещений ответчик не имеет, предоставление жилого помещения истице в натуре невозможно. Истица выразила согласие на улучшение жилищных условий путем предоставления ей социальной выплаты. Поэтому в целях обеспечения жилищных прав истицы необходимо обязать ответчика предоставить ей указанную выше социальную выплату. Ответчик в соответствии с законодательством должен обеспечить выполнение указанной обязанности за счет финансовых средств, выделенных для осуществления данных государственных полномочий из областного бюджета.

Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление прокурора Шигонского района Самарской области удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области предоставить Салугиной Е.А. социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения за счет финансовых средств, выделенных для осуществления данных государственных полномочий из областного бюджета.

Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.

Председательствующий А.Ю.Полянский

2-54/2012 ~ М-37/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Шигонского района в интересах Салугиной Е. А.
Салугина Е.А.
Ответчики
Администрация м.р. Шигонский Самарской области
Другие
Правительство Самарской области
Суд
Шигонский районный суд Самарской области
Судья
Полянский А.Ю.
Дело на странице суда
shigonsky--sam.sudrf.ru
01.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
01.02.2012Передача материалов судье
03.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2012Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
21.02.2012Предварительное судебное заседание
21.02.2012Судебное заседание
24.02.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее