Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
с. Ирбейское 28 декабря 2016 года
Ирбейский районный суд Красноярского края в с. Ирбейском в составе:
председательствующего судьи – Сабаевой В.И.,
с участием пом. прокурора Ирбейского района – Кутихиной Е.И.,
представителя ответчика ООО «Ирбейский Коммунальный Комплекс» главного инженера - Герасимова ФИО6
при секретаре – Алексеевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ирбейского района в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ирбейский Коммунальный Комплекс» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с использованием стационарных источников загрязнения, за период времени начиная с 3 квартала 2013 года по 4 квартал 2015 года включительно и произвести оплату, согласно произведенных расчетов, а также произвести оплату авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период времени начиная с 1 квартала 2016 года по 3 квартал 2016 года включительно, суд
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Ирбейского района обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Ирбейский Коммунальный Комплекс» об обязании произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с использованием стационарных источников загрязнения, за период времени начиная с 3 квартала 2013 года по 4 квартал 2015 года включительно и произвести оплату, согласно произведенных расчетов, а также произвести оплату авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период времени начиная с 1 квартала 2016 года по 3 квартал 2016 года включительно. Требования мотивируя тем, что в ходе проверки в деятельности ООО «Ирбейский Коммунальный Комплекс» (далее – ООО «ИКК») по соблюдению требований законодательства об охране окружающей природной среды были выявлены нарушения законодательства. ООО «ИКК» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на территории Ирбейского района Красноярского края с 26.06.2012 года. Основным видом деятельности ООО «ИКК» согласно выписки из ЕГРЮЛ является производство пара и горячей воды (тепловой энергии). Также установлено, что с 17.07.2013 года ООО «ИКК» на основании договоров аренды по сегодняшний день использует стационарные источники загрязнения, а именно: в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>, а также промплощадки к указанным котельным. Таким образом, ООО «ИКК» обязано было производить расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду и осуществлять оплату за негативное воздействие на окружающую среду от стационарных источников загрязнения за 1 квартал 2014, 2015 года до 20 апреля 2014, 2015 года соответственно, за 2 квартал 2014, 2015 года до 20 июля 2014, 2015 года соответственно, за 3 квартал 2013, 2014, 2015 года до 20 октября 2013, 2014, 2015 года соответственно, за 4 квартал 2013, 2014, 2015 года до 20 января 2014, 2015 и 2016 года соответственно, кроме того, должно было произвести оплату авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за 1, 2, 3 квартала 2016 года в срок до 20 апреля, июля, октября2016 года, что на момент проверки ответчиком ООО «ИКК» не сделано в полном объеме. С момента использования указанных выше стационарных объектов загрязнения ответчиком ООО «ИКК» не произведено ни одного расчета и оплаты за негативное воздействие на окружающую среду. В соответствии с экспертным заключением № от 25.11.2014 года ответчик ООО «ИКК» использует указанные выше котельные и промплощадки указанных котельных, которые используются для получения тепла и горячей воды. Таким образом, видами негативно воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности ответчиком ООО «ИКК» являются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных объектов. В указанных котельных установлены водогрейные котлы. В качестве топлива используется уголь и при использовании данных котельных осуществляется выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. В нарушение норм законодательства об охране окружающей среды ответчик ООО «ИКК» в период с 17.07.2013 года по настоящее время не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с использованием стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха и соответствующую оплату, а также не производит оплату авансовых платежей. В связи с чем, ответчик ООО «ИКК» нарушает требования, предусмотренные законодательством об охране окружающей природной среды, несоблюдение которых ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду. Просит суд обязать ответчика ООО «ИКК» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду с использованием стационарных источников загрязнения, за период времени начиная с 3 квартала 2013 года по 4 квартал 2015 года включительно и произвести оплату, согласно произведенных расчетов, а также произвести оплату авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую среду за период времени начиная с 1 квартала 2016 года по 3 квартал 2016 года включительно, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
В настоящем судебном заседании пом. прокурора района Кутихина Е.И. исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в исковом заявлении.
Представитель ответчика ООО «ИКК» Герасимов В.П. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что ООО «ИКК» осуществляет свою деятельность с июля 2013 года. С момента образования и начала использования объектов загрязнения ООО «ИКК» расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду не производило, оплату не осуществляло и до настоящего времени не осуществляет.
Представитель третьего лица администрации Ирбейского района Красноярского края, будучи надлежащим образом уведомленным о дате и времени рассмотрения дела, в настоящее судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, исковые требования полагает подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю Борисова Л.М., будучи надлежащим образом уведомленной о дате и времени рассмотрения дела, в настоящее судебное заседание не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие, также подтвердила факт того, что ответчик ООО «ИКК» по состоянию на 20.12.2016 года не состоит на учете в Управлении в числе плательщиков платы за негативное воздействие на окружающую среду. Исковые требования полагает подлежащими удовлетворению.
С учетом мнения истца и представителя ответчика, суд находит возможным дело рассмотреть в отсутствие представителей третьих лиц администрации Ирбейского района Красноярского каря и Управления Росприроднадзора по Красноярскому краю.
Исследовав все материалы дела, выслушав пояснения участников процесса, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного законодательства, соблюдением установленных нормативов качества окружающей природной среды.
В соответствии со ст. 150 ГПК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.
Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» одним из основных принципов охраны окружающей природной среды, которым должны руководствоваться юридические лица, оказывающие воздействие на окружающую среду, является соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека.
Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей природной среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха.
Кроме того, ч. 1 ст. 25 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что производственный контроль за охраной атмосферного воздуха осуществляют юридические лица, которые имеют источники вредных химических, биологических и физических воздействий на атмосферный воздух и которые назначают лиц, ответственных за проведение производственного контроля за охраной атмосферного воздуха.
Согласно ч. 1 ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды» производственный контроль в области охраны окружающей среды (производственный экологический контроль) осуществляется в целях обеспечения выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий по охране окружающей среды, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, а также в целях соблюдения требований в области охраны окружающей среды.
В соответствии с ч. 1 ст. 30 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» юридические лица, имеющие стационарные источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, планировать и осуществлять мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов, соблюдать правила эксплуатации сооружений, оборудования, предназначенных для очистки и контроля выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Статья 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» предусматривает, что предельно допустимые выбросы устанавливаются территориальными органами специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области охраны атмосферного воздуха для конкретного стационарного или передвижного источника выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и их совокупности (организации в целом).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанных с обращением с отходами, обязаны разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов.
Согласно ч. 3 ст. 18 указанного Федерального закона «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Так как размещение отходов производства и потребления в соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является негативным воздействием на окружающую среду, то законодатель устанавливает обязанности по ее оплате, порядок исчисления и взимания которой устанавливается законодательством РФ.
На сегодняшний день порядок исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду регламентируется Постановлением Правительства РФ от 28.08.1992 № 632 «Об утверждении порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия»; «Инструктивно-методическими указаниями по взиманию платы за загрязнение окружающей природной среды», утвержденными Минприроды РФ26.01.1993 года.
Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 г. № 557 «Об установлении сроков уплаты платы за негативное воздействие на окружающую среду», зарегистрированным в Минюсте РФ 17.07.2006 года за № 8077, установлен срок внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду – не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом. Отчетным периодом признается календарный квартал.
В соответствии с ч. 3 ст. 16.4 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» с 01.01.2016 года плата, исчисленная по итогам отчетного периода в порядке, установленном ст. 16.3 настоящего Федерального закона, с учетом корректировки ее размера вносится не позднее 1-го марта года, следующего за отчетным.
Лица, обязанные вносить плату, вносят квартальные авансовые платежи (кроме четвертого квартала) не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем соответствующего квартала текущего отчетного периода, в размере одной четвертой части от суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду, уплаченной за предыдущий год.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды», хозяйственная и иная деятельность юридических и физических лиц, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов платности природопользования; научно обоснованного сочетания экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития благоприятной окружающей среды; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований в области охраны окружающей среды; ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей природной среды.
В силу ст. 51 БК РФ плата за негативное воздействие на окружающую среду относится к неналоговым доходам федерального бюджета.
В соответствии со ст. ст. 51, 57,62 БК РФ указанные сборы зачисляются в доходную часть Федерального бюджета - 20 %, в бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты по 40 %.
В силу ст.45 ГПК РФ, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Ирбейского района была проведена в декабре 2016 года проверка деятельности ответчика ООО «ИКК» по соблюдению требований законодательства об охране окружающей природной среды.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.12.2016 года ответчик ООО «ИКК» зарегистрировано и осуществляет свою деятельность на территории Ирбейского района Красноярского края с 26.06.2012 года. Основным видом деятельности ответчика является производство пара и горячей воды (тепловой энергии).
В судебном заседании также установлено, что с 17.07.2013 года по настоящее время ответчик ООО «ИКК» на основании договоров аренды использует стационарные источники загрязнения, а именно: в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес> <адрес>; в соответствии с договором аренды № – котельную №, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, а также промплощадки к указанным котельным.
В качестве топлива используется уголь и при использовании данных котельных осуществляется выброс в атмосферный воздух загрязняющих веществ. В нарушение норм законодательства об охране окружающей среды ответчик ООО «ИКК» в период с 17.07.2013 года по настоящее время не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с использованием стационарного источника загрязнения атмосферного воздуха и соответствующую оплату, а также не производит оплату авансовых платежей.
В соответствии с экспертным заключением № от 25.11.2014 года ответчик ООО «ИКК» использует указанные выше котельные и промплощадки указанных котельных, которые используются для получения тепла и горячей воды.
Таким образом, видами негативно воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной деятельности ответчиком ООО «ИКК» являются выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных объектов.
ООО «ИКК» использует стационарные источники загрязнения без утвержденного в установленном порядке проекта нормативов предельно допустимых выбросов, без разрешения на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в результате чего нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц.
Хозяйственную деятельность ответчик ООО «ИКК» осуществляет с 17.07.2013 года в отсутствие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от стационарных источников, проекта нормативов ПДВ для общества. ООО «ИКК» в период с 17.07.2013 года по настоящее время не производит расчет платы за негативное воздействие на окружающую природную среду с использованием стационарных источников загрязнения атмосферного воздуха, и не производит соответствующую оплату.
Выводы суда о нарушениях ООО «ИКК» в области негативного воздействия на окружающую среду подтверждены: сведениями Росприроднадзора от 20.12.2016 года об отсутствии расчетов и платы за используемые обществом стационарные источники загрязнения, проекта нормативов ПДВ в атмосферу загрязняющих веществ, разрешения на такие выбросы.
В связи с тем, что ответчик нарушает требования, предусмотренные ст.ст. 12, 14, 25, 30 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», несоблюдение которых ведет к нарушению законных интересов и прав граждан на благоприятную окружающую среду, суд находит необходимым иск прокурора Ирбейского района – удовлетворить.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Ирбейского района - удовлетворить.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ирбейский Коммунальный Комплекс» произвести расчет платы за негативное воздействие на окружающую среду за период времени начиная с 3 квартала 2013 года по 4 квартал 2015 года, включительно, и произвести оплату согласно произведенных расчетов, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Ирбейский Коммунальный Комплекс» произвести оплату авансовых платежей за негативное воздействие на окружающую природную среду за период времени начиная с 1 квартала 2016 года по 3 квартал 2016 года включительно, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Ирбейский районный суд в месячный срок.
Председательствующий В.И. Сабаева