Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5051/2019 ~ М-5215/2019 от 05.11.2019

Дело № 2а-5051/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

05 декабря 2019 года г. Ульяновск

Ленинский районный суд г. Ульяновска, в составе

судьи Богомолова С.В.,

при секретаре Холназаровой Р.Б.,

с участием административного истца Кочнева О.Г., его представителя Максимова О.А., представителя административного ответчика Шамсутдиновой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Кочнева О.Г. к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области о признании решения незаконным,

установил:

административный истец Кочнев О.Г. обратился в суд с вышеназванным административным иском к Министерству строительства и архитектуры Ульяновской области (далее также Министерство) указав, что 16.09.2019 он обратился в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области либо земель или земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута на срок 10 лет на участок с кадастровым номером . Цель использования земельного участка - размещение и эксплуатация объектов: -    элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории (п. 4 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300); - защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 9 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300); - проезды, в том числе вдольтрассовые и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство (п. 12 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300); - спортивные и детские площадки (п. 26 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300).

При этом была приложена схема границ предлагаемых к использованию земельного участка на неразграниченных землях.

В ответ на обращение было получено письмо от 11.10.2019 № 2357 о рассмотрении заявления, в котором указано, что в соответствии с подпунктом 3 пункта 13 Постановления Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 № 682-П «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов» Министерство отказывает в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления и установления сервитута.

Отказ обоснован тем, что (п.п. 3 п. 13 указанного Постановления) размещение объектов приведёт к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешённым использованием.

Полагает, что данный отказ является незаконным, так как использование данного участка для размещения элементов благоустройства, спортивных и детских площадок является его использованием в соответствии с основными видами разрешенного использования согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», а также Проекту планировки территории центральной части муниципального образования «город Ульяновск».

Предоставление земельного участка запрашивается для размещения объектов в соответствии с его разрешенным использованием и никак не приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием.

Основания, указанные Министерством в обоснование своего решения, не имеют никакого отношения к вышеупомянутому отказу, вытекают исключительно из произвольного усмотрения Министерства, ничем не подтверждены либо прямо противоречат существующему положению дел.

Запрашиваемые земли примыкают к земельному участку, находящемуся в собственности административного истца, с видом разрешенного использования «Под индивидуальное жилищное строительство» и земельному участку с видом разрешенного использования «под муниципальным учреждением культуры «Владимирский сад». П. 3.2. раздела «ОПЛ» Приложения N 2. Режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск» к постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 года N 256-П, гласит, что минимальные отступы от границ соседних участков настоящим подразделом градостроительных регламентов не устанавливаются. Таким образом, примыкание к запрашиваемому участку иных земель не препятствует их использованию в соответствии с разрешенным использованием.

Министерством установлено, что на испрашиваемых землях произрастает кустарниковая растительность, частично деревья. На смежном участке, принадлежащем ему, ведутся строительные работы, вырублены деревья, располагается по рельефу террасами незавершенный строительством капитальный объект, выполняется вертикальная планировка территорий с устройством асфальтовой площадки. Конфигурация строящегося объекта представляет многоквартирный жилой дом. Выявлены признаки нецелевого использования земельного участка.

Использование участка для размещения на нем запрашиваемых объектов не предполагает вырубки растительности. Отсутствие нецелевого использования земельного участка установлено определением об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении от 04 декабря 2018 года. Отсутствие нарушения градостроительных норм и правил установлено решением Ленинского районного суда г. Ульяновска от 04.06.2019 по делу № 12-489/2019. Использование смежных участков никак не связано с возможностью использования испрашиваемого участка в связи с его разрешенным использованием и возможностью использования.

Земли, предполагаемые для благоустройства, расположены в зоне охраняемого природного ландшафта - ОПЛ, в оползневой зоне за границей допустимой застройки, частично на территории общего пользования, за границами красных линий. Размещение на нем спортивных и детских площадок Министерство считает нецелесообразным и представляющим непосредственную угрозу жизни населению.

Указанные основания не свидетельствуют о том, что его предоставление приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешённым использованием (как земли ОПЛ). Кроме того целесообразность не является предметом оценки со стороны Министерства при рассмотрении направленного заявления. Нахождение участка в зоне ОПЛ предполагает (как указано ранее) размещение на нем запрашиваемых объектов.

Нахождение участка в оползневой зоне за границей допустимой застройки не препятствует использованию его в соответствии с запрашиваемыми целями.

Согласно федеральному закону от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» здание или сооружение на территории, на которой возможно проявление оползней, должно быть спроектировано и построено таким образом, чтобы в процессе эксплуатации здания или сооружения оползни не вызывали последствий, создающих угрозу причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, окружающей среде. Именно в связи с этим, среди целей использования земельного участка испрашиваются «Защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство».

Использование участка с запрашиваемыми целями не предполагает невозможность использования его неограниченным кругом лиц, что не приведет к изменению красных линий.

Министерство полагает, что принадлежащий административному истцу участок имеет доступ к землям общего пользования, его площадь позволяет разместить элементы благоустройства территории, отсутствует необходимость в проезде и подъездной дороге.

Указанное основание не свидетельствуют о том, что предоставление участка приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешённым использованием.

Согласно Положения об особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «им. Я.М.Свердлова», утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.02.2019 №11, требований к примыкаемым территориям не устанавливается, что говорит о том, что использование запрашиваемого участка в связи с заявленными целями никоим образом не воспрепятствует возможности использования земель в соответствии с их разрешенным использованием.

Просил признать решение Министерства строительства и архитектуры Ульяновской области об отказе в выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области либо земель или земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута на срок 10 лет на участок с кадастровым номером <данные изъяты>, содержащееся в письме о рассмотрении заявления № 1147 от 08.04.2019    незаконным и обязать Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца принять решение о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области либо земель или земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута на срок 10 лет на участок с кадастровым номером с целью его использования для размещения и эксплуатации объектов: элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории; защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; проезды, в том числе вдольтрассовые, и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; спортивные и детские площадки.

В судебном заседании административный истец и его представитель требования административного искового заявления и доводы, изложенные в нем, поддержали. Также указали, что в просительной части имеется опечатка в указании номера и даты оспариваемого решения, отказ был выражен в письме от 11.10.2019 № 2357.

Представитель административного ответчика в судебное заседание 05.12.2019 не явилась, допрошенная ранее до перерыва в судебном заседании требования административного искового заявления не признала, приведя доводы в целом аналогичные изложенные в отказе от 11.10.2019 № 2357.

Выслушав явившихся участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно ч. 2 ст. 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.

В соответствии со статьей 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

В силу с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.Согласно ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:

1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;

2) соблюдены ли сроки обращения в суд;

3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:

а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);

б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;

в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

В ходе судебного разбирательства установлено, что 16.09.2019 Кочнев О.Г. обратился в Министерство с заявлением о выдаче разрешения на использование земель, находящихся в государственной собственности Ульяновской области либо земель или земельных участков, государственная собственность которых не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитута на срок 10 лет на участок с кадастровым номером . В качестве цели использования земельного участка им было указано размещение и эксплуатация объектов: элементы благоустройства территории, в том числе малые архитектурные формы, за исключением некапитальных нестационарных строений и сооружений, рекламных конструкций, применяемых как составные части благоустройства территории; защитные сооружения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; проезды, в том числе вдольтрассовые и подъездные дороги, для размещения которых не требуется разрешения на строительство; спортивные и детские площадки. К заявлению также была приложена схема границ предлагаемых к использованию земельного участка на неразграниченных землях.

Решением Министерства от 11.10.2019 № 2357 Кочневу О.Г. отказано в выдаче разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления и установления сервитута со ссылкой на подпункт 3 пункта 13 Постановление Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов».

В обоснование отказа указано, что земли, предполагаемые для благоустройства, непосредственно примыкают к земельному участку, находящемуся в собственности административного истца с видом разрешенного использования «Под индивидуальное жилищное строительство» и земельному участку с видом разрешенного использования: «под муниципальным учреждением культуры «Владимирский сад». Также к земельному участку административного истца есть непосредственный доступ с земель общего пользования, в связи с чем отсутствует необходимость в проезде и подъездной дороге. Министерством также установлено, что на испрашиваемых землях произрастает кустарниковая растительность, частично деревья. Также выявлено, что на смежном земельном участке ведутся строительные работы, вырублены деревья, располагается по рельефу террасами незавершенный строительством капитальный объект, выполняется вертикальная планировка территорий с устройством асфальтовой площадки. Конфигурация строящегося объекта представляет многоквартирный жилой дом. Вид разрешенного использования указанного земельного участка - «Под индивидуальное жилищное строительство». Выявлены признаки нецелевого использования административным истцом земельного участка. Согласно сведениям, представленным в порядке межведомственного взаимодействия Управлением архитектуры и градостроительства г. Ульяновска, земли, предполагаемые для благоустройства расположены в зоне охраняемого природного ландшафта – ОПЛ, в оползневой зоне за границей допустимой застройки, частично на территории общего пользования, за границами красных линий. Министерство полагает, что находящийся в собственности административного истца земельный участок с кадастровым номером , с видом разрешенного использования «Под индивидуальное жилищное строительство» площадью 2359 кв.м имеет доступ к землям общего пользования, его площадь позволяет разместить элементы благоустройства территории. С учетом того, что земли, предполагаемые для благоустройства расположены в оползневой зоне за границей допустимой застройки, за границами красных линий Министерство считает нецелесообразным и представляющим непосредственную угрозу жизни населению размещение спортивных и детских площадок. Кроме того, земли, предполагаемые для благоустройства расположены в непосредственной близости к земельному участку с кадастровым номером , который является особо охраняемой природной территорией местного значения «ПКО «им. Я.М.Свердлова». По мнению Министерства цели использования, указанные в заявлении, могут нарушить задачи, цели, особенности правового положения, режим охраны и использования особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «им. Я.М.Свердлова», изложенные в «Положении об особо охраняемой природной территории местного значения «ПКО «им. Я.М.Свердлова», утвержденном решением Ульяновской Городской Думы 27.02.2019 № 11 и, соответственно, права жителей города Ульяновска.

С данными основаниями отказа нельзя согласиться ввиду следующего.

В силу п. 3 ст. 39.36 ЗК РФ, виды объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута (за исключением объектов, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи), устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок и условия размещения указанных объектов устанавливаются нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 03.12.2014 года N 1300, утвержден перечень видов объектов, размещение которых может осуществляться на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов, публичного сервитута, к которым относятся линейные сооружения канализации (в том числе ливневой) и водоотведения, для размещения которых не требуется разрешения на строительство.

Указанные в заявлении Кочнева О.Г. виды объектов предусмотрены данным Перечнем.

Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П (ред. от 11.07.2019) утверждены Порядок и условия размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной собственности Ульяновской области, муниципальной собственности, а также на земельных участках, государственная собственность на которые не разграничена, без предоставления земельных участков и установления сервитутов (далее Порядок и условия).

Согласно п. 13 Порядка и условий решение об отказе в использовании земель или земельных участков принимается в случаях, если: 1) в заявлении указана цель использования земель или земельных участков, не соответствующая размещению и эксплуатации Объектов; 2) заявление подано с нарушением требований, установленных пунктами 3 - 5 настоящих Порядка и условий; 3) размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием; 4) испрашиваемый земельный участок предоставлен физическому или юридическому лицу, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации.

Таким образом, указанным перечнем предусмотрен исчерпывающий перечень оснований для отказа в использовании земель или земельных участков.

При этом, согласно п. 14 Порядка и условий в решении об отказе в использовании земель или земельных участков должно быть указано основание отказа, предусмотренное пунктом 13 настоящих Порядка и условий.

В данном случае, в своем отказе Министерство сослалось на пп. 3 п. 13 Порядка и условий, то есть размещение Объектов приведет к невозможности использования земель или земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием.

Вместе с тем, в обоснование такого вывода Министерство не привело каких-либо конкретных доводов, ограничившись лишь ссылкой на их мнение.

В частности в отказе не указано каким образом перечисленные в отказе установленные Министерством обстоятельства (соседство с двумя другими участками, ведение строительных работ на соседнем участке, произрастающая на участке растительность, нахождение участка в оползневой зоне за границами красных линий и пр.) может привести к невозможности использования испрашиваемого земельного участка.

Кроме того, Министерством не представлено доказательств того, что размещение объектов, указанных в заявлении, представляет угрозу жизни населению. Данный довод также носит голословный характер.

Отсутствует в решение об отказе и мотивировка вывода о том, что соседство участка с особо охраняемой природной территорией (ОПТ) «ПКО «им. Я.М. Свердлова» может нарушить задачи, цели, особенности правового положения, режим охраны и использования данной ОПТ. Не приведено таких доводов и не представлено соответствующих доказательств и в ходе судебного разбирательства.

Анализ оспариваемого решения и представленных сторонами доказательств позволяет сделать вывод о том, что решение Министерства носит формальный характер, не содержит конкретных оснований отказа, предусмотренных Постановлением Правительства Ульяновской области от 18.12.2015 N 682-П, следовательно, подлежит признанию незаконным.

При этом, учитывая конституционный принцип разделения властей и то, что заявление Кочнева О.Г. уполномоченным органом исполнительной власти Ульяновской области фактически по существу рассмотрено не было, оснований для возложения на Министерство обязанности принять конкретное решение суд не усматривает. На Министерство следует возложить обязанность рассмотреть заявление Кочнева О.Г. о выдаче разрешения на использование земель или земельного участка от 16.09.2019 без учета оснований отказа, указанных в решении от 11.10.2019 № 2357.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 11.10.2019 № 2357 ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 16.09.2019 ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ 11.10.2019 № 2357.

░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░.

2а-5051/2019 ~ М-5215/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Кочнев О.Г.
Ответчики
Министерство строительства и архитектуры Ульяновской области
Суд
Ленинский районный суд г. Ульяновска
Судья
Богомолов С. В.
Дело на сайте суда
leninskiy--uln.sudrf.ru
05.11.2019Регистрация административного искового заявления
05.11.2019Передача материалов судье
07.11.2019Решение вопроса о принятии к производству
07.11.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.11.2019Подготовка дела (собеседование)
19.11.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
02.12.2019Судебное заседание
05.12.2019Судебное заседание
13.12.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.12.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.02.2021Дело оформлено
26.02.2021Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее