Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 октября 2011 года г. Минусинск
Минусинский городской суд Красноярского края в составе:
Председательствующего: Коршуновой С.Т.
При секретаре: Зданович Е.Л.,
С участием прокурора: Куповасовой А.Е.,
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Пургиной Т.П. и Зиминой Е.В. об оспаривании нормативного правового акта в части
У С Т А Н О В И Л:
Пургина Т.П. и Зимина Е.В. обратились с заявлением об оспаривании нормативного правового акта в части, мотивируя требования следующим: решением заинтересованного лица1 от 26.12.2005 № 13-115р «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги» установлены нормативы потребления населением коммунальных услуг, в том числе норматив потребления коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,0214 Гкал/м2./1чел. Данное решение было опубликовано в газете «Власть труда» № 303 от 27.12.2005г.
Считают, что вышеуказанное решение в части утверждения норматива потребления коммунальной услуги на центральное отопление противоречит федеральному законодательству, в том числе ч.1 ст. 157 ЖК РФ, Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306 «Об утверждении правил установления определения нормативов потребления коммунальных услуг», нарушает права заявителей, предусмотренные Конституцией РФ, Жилищным кодексом РФ, в части оплаты коммунальных услуг по отоплению по следующим основаниям: при расчете норматива потребления в 2005 году необходимо было руководствоваться приказом Министерства экономики РФ и 06 мая 1999г. №240 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального комплекса.» При этом во внимание должны приниматься следующие показатели: количество дней отапливаемого периода, который по <адрес> составляет 225 дней или 7,4 месяца; общая площадь жилья; расход тепловой энергии на жилые здания. Однако для расчёта норматива потребления на отопление, в пояснительной записке представленной заинтересованным лицом2, на утверждение в заинтересованному лицу 1 применялось среднее значение тепловой нагрузки между договорными нагрузками тепловой энергии на отопление, рассчитанные по Правилам ПР-34-70-010-1985 и балансовому методу, утратившими силу в 1995 году и фактическим потреблением тепловой энергии за 2003 год, которое также рассчитано, по Правилам ПР-34-70-010-1985 с применением объемов по наружному обмеру (строительным объемам с подвалами и лестничными клетками). Также при расчетах применялась отапливаемая площадь в размере 838 тыс. кв. м., согласно справки КУМИ <адрес>, тогда как при расчете предыдущего норматива была применена площадь 929,6 кв.м., то есть на 91 тыс. кв.м. больше. При этом в пояснительной записке администрации, представленной в заинтересованному лицу 1, не указано каким именно домамсоответствует данная площадь и на какие дома рассчитана тепловая нагрузка. Фактическое потребление за 2003 год тепловой энергии на принимаемую для расчета отапливаемую площадь домов, соответствующих площади 838 кв.м., не подтверждено счетами-фактурами, предъявленными на оплату ресурсоснабжающей организацией - <данные изъяты> ТЭЦ. Поэтому, норматив потребления на 1кв. м. из-за завышения тепловой нагрузки, рассчитанной по строительным объемам и уменьшения площадей, на период 12 месяцев календарного года, утвержден с завышением. К тому же, значение тепловой нагрузки посчитано с учётом потерь тепловой энергии в отпаечных сетях, что также привело к её увеличению.
Кроме того, 08 июня 2006 года вступило в действие Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 г. № 306«Об утверждении «Правил установления определения нормативов потребления коммунальных услуг», которые определяют порядок установления нормативов потребления. Согласно пп. "Д" п. 5 Правил при определении нормативов потребления коммунальных услуг в отношении отопления учитываются следующие конструктивные и технические параметры многоквартирного дома или жилого дома: материал стен, крыши, объем жилых повешений, площадь ограждающих конструкций окон, износ внутридомовых инженерных коммуникаций и оборудования.
П.10 Правил предусмотрено, что нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Не смотря на то, что в <адрес> существуют жилые дома различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, с различной степенью благоустройства, оспариваемым решением фактически установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов.
Кроме того, в соответствии с пунктом 14 Правил для установления нормативов потребления необходимо их определить, либо рассчитать по формулам согласно приложению. При этом п. 20 Правил при установлении нормативов применяется три метода: 1) аналогов; 2) экспертный 3) расчетный. При этом, решение о применении того или иного метода, либо об их сочетании принимаетсяуполномоченными органами. Нормативы потребления определенные расчетным методом определяются по формулам, предусмотренным разделом 2 приложения к Правилам. Из оспариваемого решения и пояснительной записки к нему следует, что при определении нормативов был применен расчетный метод, не предусмотренный Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 г. №306.
Таким образом, при расчете, содержащемся в пояснительной записке заинтересованного лица2, на основании которой был утвержден норматив потребления коммунальной услуги на отопление допущены нарушения в виде завышения тепловой нагрузки за счёт применения при расчёте строительной площади зданий; занижения общей площади жилых помещений и применения жилой площади помещений; увеличения тепловой нагрузки за счёт тепловых потерь в отпаечных сетях.
С момента вступления в силу 08 июня 2006 года Постановления ПравительстваРФ от 23.05.2006 г. №306 «Об утверждении правил установления, определения нормативов потребления коммунальных услуг» норматив потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление, утвержденный Решением заинтересованного лица1 от 26.12.2005 №13-115р применяться не может, так как противоречит порядку установления нормативов потребления коммунальных услуг.
В силу части 4 статьи 7 Федерального закона от 06.10.2003 года№131-ФЗ «Об общих принципахорганизации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые актыне должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, атак же конституциям (уставам), законам, и иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что оспариваемое Решение заинтересованного лица1 в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление нарушает материальные права граждан, так как утвержденный норматив в размере 0,0214Гкал/m2/1 чел. в месяц является завышенным, что ведет к значительной переплате стоимости за отопление, а подача настоящего заявления направлена на защиту интересов граждан, просят признать недействующим Решение заинтересованного лица1 от 26.12.2005 № 13-115р «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги» в части утверждения норматива потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,0214 Гкал/м2/1чел. в месяц с 26 декабря 2005 года.
В судебном заседании Пургина Т.П., Зимина Е.В., их представитель Кислицына Л.П., допущенная к участию в рассмотрении дела по устному ходатайству заявителей заявление о признании недействующим нормативного правового акта в части, полностью поддержали, пояснив аналогично изложенному в описательной части решения, дополнив, что норматив потребления на отопление устанавливается на 1 кв.м., а не одного человека, к тому же, не указано на какой именно период рассчитан данный норматив: на месяц в отопительном периоде (7,4 мес.) или на календарный год. Ресурсоснабажающая организация - <данные изъяты> обращается с исками в арбитражные суды к различным ТСЖ <адрес> о взыскании долга за поставленную тепловую энергию с 2008 г. исходя из расчета за 12 месяцев, мотивируя тем, что Постановлением Правительства от 23.05.2006 г. № 306 при расчете коммунальной услуги в формуле № 6 указано, что тепловая нагрузка за отопительный период 7,4 месяца должна быть равномерна распределена на 12 месяцев. При этом представитель ресурсоснабжающей организации в судах заявляет о том, что население города платит по утвержденному заинтересованным лицом1 нормативу 12 месяцев, следовательно и ресурсоснабжающей организации должны платить по этому же нормативу за тот же период, то есть за год. Арбитражные суды, исходя из того, что в Решении заинтересованного лица1 не указан период, на который рассчитан норматив потребления и принимая во внимание, что в решении указано о произведенном расчете на месяц, учитывают значение данного норматива в течение всего календарного года, не взирая на то, что в летний период тепловая энергия на отопление потребителям не поставляется.
Так, 20.04.2011 г. ресурсоснабжающая организация обратилось с иском в Арбитражный суд Красноярского края к ТСЖ «<данные изъяты>» о взыскании долга за тепловую энергию за период с 01.06.2008 года по 31.12.2008 г. в сумме 246000 рублей по дому № по <адрес>, обслуживаемый вышеуказанным ТСЖ, где проживает Пургина Т.П. 13.07.2011г. иск удовлетворен частично и с ТСЖ взыскано <данные изъяты> копеек. Взысканная сумма впоследствии будет предъявлена ТСЖ к уплате жильцами данного дома.
Ранее решением Арбитражного суда аналогичные требования были разрешены к ТСЖ «<данные изъяты>», которое обслуживает дом по <адрес> где проживает Зимина Е.В. При этом суммы, обращенные к взысканию были рассчитаны ресурсоснабжающей организацией исходя из оспариваемого норматива потребления на 12 месяцев.
С августа 2010 г. они настаивали на том, чтобы органы местного самоуправления вышли с предложением в Правительство Красноярского края о пересмотре и утверждении норматива потребления для <адрес>. Созданной общественной рабочей группой был произведен расчет норматива и предоставлен органам муниципальной власти, однако никакой реакции до настоящего времени не последовало. Из-за отказа органов власти пересматривать норматив потребления на тепловую энергию населению города предъявляются корректировки по отоплению на сумму от 10000 рублей до 80000 рублей, что является недопустимым.
Кроме того, как следует из протокола тринадцатой сессии заинтересованного лица1 от 26.12.2005 г. вопрос № 6 об утверждении нормативов потребления на отопление фактически не рассматривался.
Кроме того, в течение нескольких лет для расчета норматива потребления к стоимости 1 Гкал. специалистом ценообразования дополнительно увеличивалась стоимость 1 Гкал на 18 % с учетом НДС, что является недопустимым.
Использование оспариваемого норматива приводит к нарушению прав заявителей в виде излишних начислений за отопление в летний период, как тем жителям, у которых отсутствуют общедомовые приборы учета, так и тем, у кого они имеются.
Полученные в ходе рассмотрения настоящего гражданского дела разъяснения Министерства регионального развития РФ указывают на то, что применение норматива потребления коммунальных услуг, установленного способами расчета, отличными от содержащихся в Правилах является неправомерным и нарушающим нормы Жилищного законодательства
Кроме того, при расчете оспариваемого норматива потребления применены площади муниципального жилищного фонда, а в <адрес> кроме муниципального жилищного фонда, имеются также жилые помещения, принадлежащие жителям на праве собственности.
Представитель заинтересованного лица1 Демшина Ю.Ю., действующая на основании доверенности (т.1 л.д. 45) пояснила, что требования заявителей удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: согласно п.1 ст. 157 Жилищного кодекса РФ (в редакции действующей на декабрь 2005г.)нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются органами местного самоуправления. Таким образом, вопрос, урегулированный, оспариваемым решением относится к вопросам местного значения, и органы местного самоуправления были вправе осуществлять его правовое регулирование.
Согласно ст.43 Устава <адрес> (в редакции действующей на декабрь 2005 г.) заинтересованное лицо2 представляет на утверждение заинтересованного лица1 подлежащие регулированию нормативы.
Согласно ст.29 Устава города заинтересованное лицо1 принимает решения в коллегиальном порядке, организационно-правовой формой работы <данные изъяты> являются сессии. Оспариваемое решение было принято на 13 очередной сессии заинтересованного лица1, на заседании присутствовало 24 из 25 депутатов, избранных в <данные изъяты>.
Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят с соблюдением процедуры принятия муниципального правового акта представительным органом местного самоуправления.
Согласно п.6 ст.36 Устава <адрес> решения заинтересованного лица1 вступают силу с момента опубликования в местных средствах массовой информации, если в решении не указанно иное. Согласно п.6 оспариваемого решения, оно вступает в силу со дня опубликования в средствах массовой информации, но не ранее 1 января 2006 года. Оспариваемое решение было опубликовано в газете «Власть труда».
Доводы заявителей о том, что при установлении нормативов в 2005 году необходимо было руководствоваться Постановление Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и Приказом Минэкономики РФ от 06.05.1999 № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства» являются необоснованными, так как вышеуказанное Постановление Правительства РФ издано после принятия оспариваемого решения и не имеет обратной силы. Следовательно, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 Правила применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Также указанным Постановлением Правительства РФ не предусмотрена необходимость пересмотра нормативов, установленных до введения в действие постановления.
Согласно п. 10 Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров. В соответствии с письмом Минюста РФ от 12 марта 2002 г. N 07/2303-ЮД приказу Минэкономики РФ от 06.05.1999 № 240 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства» отказано в государственной регистрации.
На основании вышеизложенного просят отказать в удовлетворении заявления Пургиной Т.П и Зиминой Е.В.
Определением суда от 12.09.2011 года к участию в рассмотрении дела привлечена заинтересованное лицо2 (л.д.110).
Представители заинтересованного лица2 Малей И.Ф., Семенов П.Г., Богданова О.А. действующие на основании доверенностей (т.1 л.д.254,л.д.255,л.д.281) пояснили, что требования Пургиной Т.П. и Зиминой Е.В. удовлетворению не подлежат по следующим основаниям: в заявлении об оспаривании нормативного правового акта или его части должно быть указано, какие права и свободы заявителя нарушаются этим актом или его частью, в чем заключается нарушение или угроза нарушения прав и свобод заявителя, каким средством массовой информации и когда данный акт опубликован или обнародован в установленном порядке, а также какому нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не соответствует оспариваемый акт или его часть.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Согласно положениям ст. 157 Жилищного Кодекса РФ от 29.12.2004 года «размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации».
С учетом изложенного, заинтересованное лицо1 полномочен на принятие нормативов потребления коммунальных услуг. Решение от 26.12.2005 года № 13-115р «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги» было опубликовано в газете "Власть труда" 27 декабря 2005 года и вступило в силу с 01 января 2006 года.
На момент принятия заинтересованным лицом1 решения № 13-115 от 26.12.2005 года действовало постановление Правительства РФ от 26 сентября 1994 г. N 1099"Об утверждении Правил предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов", в котором указано, что размер оплаты услуг устанавливается органами местного самоуправления, если законодательством РФ не определен иной порядок его установления (п. 2.4).
При принятии вышеуказанного решения в основу расчетов норматива потребления на отопление было положено фактическое потребление тепловой энергии на нужды отопления за предшествующие годы и договорные нагрузки тепловой энергии по жилым домам в расчете на календарный год.
Тепловые нагрузки были определены на основании СНиП 2-04-07-86 и «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» МДС-41-4.2000, утвержденных приказом Госстроя России от 06.05.2000 г. № 105. В соответствии с п.28 МДС-41-4.2000 общее количество тепловой энергии, приходящейся в тепловом балансе системы теплоснабжения на теплопотребление абонентов без приборов учета, складывается из тепловой энергии, использованной этими абонентами на отопление и приточную вентиляцию, горячее водоснабжение, а также тепловой энергии, потерянной на участках тепловой сети, находящейся на их балансе, т.е. тепловых потерь через изоляцию трубопроводов и с утраченным теплоносителем, что связано со всеми видами его утечки и слива. Таким образом, объем тепловой энергии включает в себя как основное потребление, так и потери тепловой энергии, на участке тепловой сети, находящейся на балансе абонентов без приборов учета.
Тепловая энергия, Гкал (ГДж), использованная за расчетный период на отопление и приточную вентиляцию абонентом без приборов учета, определяется пропорционально его расчетной часовой тепловой отопительно-вентиляционной нагрузке по формуле № 14, где применяются значения суммарного теплопотребления всех абонентов без приборов учета на отопление и приточную вентиляцию за расчетный период, Гкал (ГДж); часовая тепловая нагрузка рассматриваемого абонента на отопление и приточную вентиляцию, внесенная в договор теплоснабжения, Гкал/ч (ГДж/ч); расчетная часовая тепловая нагрузка на отопление и приточную вентиляцию всех абонентов без приборов учета, Гкал/ч (ГДж/ч).
Методические рекомендации по определению расчетных часовых тепловых нагрузок отопления, приточной вентиляции и горячего водоснабжения приведены в Приложении 1 к МДС-41-4.2000.
Согласно п.1.2. Приложения 1 МДС-41-4.2000 при отсутствии проектной информации расчетную часовую тепловую нагрузку отопления отдельного здания можно определить по укрупненным показателям с учетом поправочного коэффициента, учитывающего отличие расчетной температуры наружного воздуха для проектирования отопления в местности, где расположено рассматриваемое здание, от t= - 30 градусов, при которой определено соответствующее значение удельной отопительной характеристики здания при указанной температуре в ккал/м3. ч°С ; принимается V - объем здания по наружному обмеру в м3, а также расчетный коэффициент инфильтрации, обусловленной тепловым и ветровым напором, т.е. соотношение тепловых потерь зданием с инфильтрацией и теплопередачей через наружные ограждения при температуре наружного воздуха, расчетной для проектирования отопления.
Таким образом, в основе Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения лежит применение балансового метода расчета объемов тепловой энергии (п.26«Суммарное теплопотребление всех абонентов без приборов учета Qр системах теплопотребления, включая все виды тепловых потерь на участках тепловой сети, находящихся на балансе этих абонентов, определяется из уравнения теплового баланса системы теплоснабжения»). Причем расчетная часовая тепловая нагрузка на отопление отдельного здания определяется с применением объем здания по наружному обмеру.
Довод о том, что Правила ПР-34-70-010-1985, предусматривающие расчеты по балансовому методу утратили силу с 1995 года не соответствует действительности в связи со следующим: на необходимость применения расчетного (балансового) метода при временном отсутствии приборов учета указано в «Правилах учета тепловой энергии и теплоносителя» от 31.09.1995 г. зарегистрированных в Минюсте РФ 25.09.95 г., которыми установлено, что «взаиморасчеты энергоснабжающей организации с потребителями, у которых временно отсутствуют узлы учета, осуществляются на основании нормативных документов Главгосэнергонадзора». В разъяснениях Главгосэнергонадзора России № 42-4-2/18 от 20.12.95 г. указано, что до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разделом 5 Правил учета отпуска тепловой энергии ПР 34-70-010-85.
Применение балансового метода расчетов при отсутствии приборов учета было поддержано и сложившейся на момент заключения договора практикой судов. Иного порядка определения нормативов потребления коммунальных услуг до принятия постановления Правительства Российской Федерации от 23 мая 2006 г. N 306 "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" (постановление официально опубликовано в изданиях Собрание законодательства Российской Федерации, 29 мая 2006 г., N 22, ст. 2338, "Российская газета", 31 мая 2006 г.) не существовало.
Приказ Министерства экономики РФ от 06.05.1999 г. № 240 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию нормативов потребления услуг жилищно-коммунального хозяйства», на который ссылается заявитель, не зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ. Так, письмом Минюста от 12.03.02 г. № 07/2303 -ЮД отказано в регистрации данного приказа.
Следовательно, на момент утверждения нормативы потребления коммунальных услуг были рассчитаны с учетом действовавшего законодательства.
Кроме этого заявителями не представлено доказательств того, что оспариваемое решение затрагивает их права и законные интересы, а именно: ими оспаривается решение заинтересованного лица1 которое не регулирует отношения с участием заявителя и адресовано аппарату заинтересованного лица2, исполнителям коммунальных услуг, ресурсоснабжающим организациям.
В домах многоэтажного сектора по <адрес>, где проживают Зимина и Пургина установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии на границе балансовой принадлежности. Соответственно, они производят оплату за такую коммунальную услугу, как теплоснабжение в соответствии с показаниями общедомового прибора учета и нормативы потребления их интересы не затрагивают.
Поскольку заявителями оспаривается акт, не затрагивающий их права и интересы, какой-либо юридический интерес у них отсутствует, то производство по делу должно быть прекращено.
Доказательств достоверно свидетельствующих о том, что нормативы, рассчитанные на основании постановления № 306 будут меньше, а соответственно, оспариваемые нормативы завышены не представлено.
Довод о том, что отапливаемая площадь жилого фонда завышена, не подтвержден доказательствами и опровергается приложенными расчетами.
Пунктом 8 Правил № 307 предусмотрено, что установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций. С инициативой об изменении нормативов в связи с принятием Правил № 306 никто не обращался, следовательно, бездействия органа местного самоуправления и нарушения прав и интересов заявителей в данном случае не усматривается.
Согласно абз. 3, 4 п. 28 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части", если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Решение от 26.12.2005 года № 13-115р применяется на территории муниципального образования Минусинск по сегодняшний день. В соответствии с данным решениям начисляется плата за коммунальные услуги жителям города, у которых отсутствуют приборы учета, рассчитываются выпадающие доходы управляющих компаний и ТСЖ, предоставляются субсидии гражданам.
Нормативный правовой акт признается недействующим и не влекущим правовых последствий со дня его издания в том случае, если он был издан органом или должностным лицом при отсутствии соответствующих полномочий или не был опубликован для всеобщего сведения, либо не был зарегистрирован, когда опубликование или государственная регистрация являлись обязательными
Таким образом, требование о признании недействующим решения заинтересованного лица1 от 26.12.2005 г. № 13-115р с момента принятия данного нормативно-правового акта 26.12.2005 года не основаны на законе.
Суд, выслушав заявителей, заинтересованных лиц, заключение прокурора, полагавшего, что Решение заинтересованного лица1 от 26.12.2005 года № 13-115р «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги» в части утверждения тарифа на коммунальную услугу на центральное отопление должно быть признано недействующим с момента вступления решения суда в законную силу, считает, что требования Пургиной Т.П. и Зиминой Е. В. подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям:
В соответствии с п.1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
Согласно п. 17 вышеуказанного Постановления Пленума Верховного Суда РФ при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять порядок принятия нормативного правового акта, в частности: полномочия органа (должностного лица) на издание нормативных правовых актов и их пределы; форму (вид), в которой орган (должностное лицо) вправе принимать нормативные правовые акты; предусмотренные правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе правила их опубликования.
П. 24 Постановления Пленума Верховного суда РФ установлено: если судом будет установлено, что оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа или должностного лица с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие, суду следует проверить, соответствует ли содержание акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
В соответствии со ст. 72 Конституции РФ в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится жилищное законодательство.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 –ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом.
Из положений ст. 157 Жилищного кодекса РФ следует, что размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами местного самоуправления в порядке установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления коммунальных услуг гражданам устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что Пургина Т.П. и Зимина Е.В. являются собственниками квартир, расположенных по адресу <адрес> (т.1л.д.267), <адрес> (т.2 л.д. 1)
Пп.1 п.1 решения заинтересованного лица1 от 26 декабря 2005 года "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги" № 13-115р решено утвердить нормативы потребления коммунальных услуг (приложение).
Решение вступает в законную силу со дня опубликования в средствах массовой информации, но не ранее 1 января 2006 г.(т.1л.д.9)
Согласно приложению к вышеуказанному решению норматив потребления коммунальной услуги - центральное отопление составляет 0,0214 Гкал/м2 на одного человека в месяц. (т.1 л.д.10)
Оспариваемое решение было опубликовано в газете "Власть труда" от 27 декабря 2005 года (т.1 л.д.135)
Согласно ст. 33 п.2 пп.2.1 Устава <адрес>, утвержденного решением заинтересованного лица1 от 11.09.2000 г. № 240-4р, с изменениями от 27 мая 2005 г. № 9-82р к полномочиям заинтересованного лица1 относятся принятие нормативно-правовых актов по вопросам местного значения, предусмотренных настоящим Уставом.(т.1 л.д.62 )
Согласно ст.43 п.1 пп.1.12 Устава администрация <адрес> представляет на утверждение заинтересованного лица1 подлежащие регулированию нормативы и тарифы на услуги, оказываемые муниципальными предприятиями и учреждениями, а также уровень оплаты населения.(т.1 л.д.67)
Согласно ст.36 п.1 Устава по вопросам, отнесенным к её полномочиям заинтересованное лицо1 принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, а также решения по вопросам организации деятельности органов местного самоуправления. (т.1л.д.64)
Председателю заинтересованного лица1 заинтересованным лицом2 15.12.2005г. для рассмотрения был направлен проект решения "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги".
Согласно пояснительной записки к проекту решения «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги» в основу расчета норматива потребления на отопление было положено фактическое потребление тепловой энергии на нужды отопления за 2003 год и договорные нагрузки тепловой энергии (договор на теплоснабжение от 1.02.2002г. №814. приложение 1.,2,3). Договорные нагрузки тепловой энергии на нужды отопления определены на основании СНиП 2-04-07-86 и «Методики определения количества тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения» МДС-41-4.2000, утвержденной приказом Госстроя России от 6.05.2000г. № 105. Расчет: 1.договорные нагрузки тепловой энергии на отопление- (приложение 1) – 214559,2 Гкал /год; 2.Фактическое потребление за 2003 год – 216458,9 Гкал/год; 3.Среднее значение 216458,9+214559,2/2= 215509,05 Гкал/год; 4.; Отапливаемая площадь- 838,0 тыс.м 2; 5.Норматив потребления на 1 м2 общей жилой площади в месяц 215509,05 Гкал/год / 838,0 тыс.м 2 / 12 мес. = 0,0214 Гкал /м2.
Действующий норматив потребления в размере 0,019 Гкал/год был рассчитан исходя из общей площади жилищного фонда (929,6 т.м2). При расчете тепловых нагрузок по договору 1999 года не учитывались потери тепловой энергии в отпаечных тепловых сетях (не были предусмотрены условиями договоров). Рост норматива потребления к действующему составляет 112,6 %. Увеличение произошло по причине изменения методики расчета с 1.06.2000г тепловых нагрузок с введением коэффициента инфильтрации (к=1,08) для жилых иобщественных зданий, учитывающих потери тепловой энергии через наружные ограждения, а также включения в данный норматив потерь в отпаечных тепловых сетях. (т.1 л.д. 179-181)
Из протокола тринадцатой сессии заинтересованного лица1 3 -го созыва от 26 декабря 2005 г. следует, что по № 6 вопросу слушали докладчика с проектом решения "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги"
Решено утвердить проект решения "Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги" (т.1л.д. 173)
Из сообщений главы и заместителя главы администрации города, адресованных руководителю ООО "<данные изъяты>", председателю ТСЖ "<данные изъяты>", председателю ТСЖ "<данные изъяты>" следует, что норматив потребления тепловой энергии на нужды центрального отопления в размерах 0,214 Гкак в месяц/м2 установлен для многоквартирных жилых домов, который определялся исходя из продолжительности отопительного периода 225 календарных дней. Указанный норматив не может применяться для расчета потребления тепловой энергии на отопление с ресурсоснабжающей организацией из расчета 12 месяцев.
Расчет норматива потребления производился следующим образом: 215509,05 Гкак/1357800м2/7,4 мес. = 0,0214 Гкак в месяц /м 2, где 7,4 мес. -продолжительность отопительного периода, 215509,05 Гкак - среднегодовой объем тепловой энергии, используемый на нужды отопления многоквартирных домов по <адрес> за период 2003-2004 годы, 1357800м2 - площадь жилищного фонда.(т.1 л.д. 119,120,121,122,123,124)
Согласно письму Министерства жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края на имя Пургиной Т.П. расчет норматива потребления тепловой энергии на нужды отопления многоквартирных домов в <адрес> произведен исходя из объема тепловой энергии, используемой для нужд отопления многоквартирных домов за отопительный период 225 календарных дней и общей площади жилых помещений. Норматив потребления тепловой энергии на нужды отопления многоквартирных жилых домов в размере 0,0214 Гкак на кв.м. был утвержден решением заинтересованного лица1 от 26.12.2005 № 13-115-р Пунктом 16 Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 306, определен срок действия нормативов потребления коммунальных услуг, составляющий не менее трех лет. (т.1 л.д.126)
На запрос суда заинтересованного лица2 сообщила, что норматив потребления на центральное отопление утвержден решением ФИО1 от 26.12.2005 № 13-115р «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги». Расчет норматива потребления на тепловую энергию производился по формуле: Q тэ /S /12 мес. = 0,0214 Гкал в месяц /м2; Где: Q тэ - среднегодовой объем тепловой энергии, используемой на нужды отопления многоквартирных домов по <адрес> за период 2003-2004 годы; S - Отапливаемая площадь.
В основу расчета норматива потребления на отопление было положено фактическое потребление тепловой энергии на нужды отопления за 2003 год (сведения МУ «<данные изъяты>») и договорные нагрузки тепловой энергии (договор на теплоснабжение). Расчет: Договорные нагрузки тепловой энергии на отопление - 214559,2 Гкал/год; Фактическое потребление за 2003 год - 216458,9 Гкал/год; Среднее значение (216458,9 + 214559,2)/2 =215509,05 Г кал/год; Отапливаемая площадь - 838,0 тыс. м2.
Норматив потребления на 1 м2 общей площади жилья в месяц
215509,05Гкал/год/838,0тыс.м2/12мес.=0,0214Гкал/м2.
В связи с отсутствием в 2005 году Порядка утверждения нормативов
потребления тепловой энергии, норматив был рассчитан в соответствии с
приказом Госстроя России от 06.05.2000 № 105. Перечень многоквартирных домов, для которых расчет потребленной тепловой энергии осуществляется исходя из общей площади расположенных в них жилых помещений в размере 838,0 тыс. м2 прилагается. (т.1 л.д. 212-213)
Согласно приложению всего потреблено тепловой энергии в 2003 году 216458,99 рублей (т.1л.д.214)Общая отапливаемая площадь муниципального жилого фонда составляет 838,00 м2. (т.1л.д.215)
Согласно данным МУ «<данные изъяты>» об обслуживании общей площади жилого фонда по состоянию на 01.01.2004 г., которые были согласованы с И.о. председателя КУМИ <адрес> общая площадь жилищного фонда, применяемая для начисления коммунальных услуг по отоплению составляет 989,3 кв.м., из которой площадь муниципального жилищного фонда составляет 838,0 кв.м. (т.1л.д. 286)
Согласно списку на 20.09.2011 г. ТСЖ, ЖСК, УК <адрес> приборы учета тепловой энергии имеются в ТСЖ «<данные изъяты>» и ТСЖ «<данные изъяты>» (т.1 л.д. 253)
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.07.2011 г., не вступившего в законную силу ОАО «<данные изъяты>)» обратилось в Арбитражный суд с иском к ТСЖ «<данные изъяты>» о взыскании долга за тепловую энергию в период с 01.06.2008 г. по 31.12.2008 года. Исковые требования удовлетворены частично в пользу истца с ответчика взыскано 137222 рубля 90 копеек. (т.2л.д. 51-56)
Постановлением третьего Арбитражного суда от 17 февраля 2011 г. решение и определение Арбитражного суда Красноярского края от 13 ноября 2010 г. в части удовлетворения первоначального иска изменено. С ООО «<данные изъяты>» в пользу ОАО «<данные изъяты>)» взыскано 841100 рублей долга за поставленное тепло и горячую воду за период 2008-2009 года. (т.2л.д. 57-70)
На запрос суда Министерство регионального развития Российской Федерации в пределах своей компетенции дала следующие разъяснения положений Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства российской Федерации от 23 мая 2006 г. № 306: в соответствии с пунктом 2 Правил норматив потребления коммунальных услуг (далее - норматив) есть месячный (среднемесячный) объем (количество, норма) потребления коммунальных ресурсов (холодной и горячей воды, сетевого газа, электрической и тепловой энергии) потребителем многоквартирном доме или жилом доме при отсутствии приборов учета.
Нормативы потребления коммунальных услуг утверждаются уполномоченными органами. В настоящий момент полномочия по установлению нормативов отнесены к компетенции органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Нормативы в соответствии с пунктом 10 Правил устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Срок действия нормативов потребления коммунальных услуг составляет не менее 3 лет, и в течение этого периода нормативы потребления коммунальных" услуг пересмотру не подлежат, за исключением случаев, предусмотренных Правилами.
Правилами предусмотрены и являются единственно легитимными при установлении нормативов потребления коммунальных услуг три метода установления указанных нормативов:1) метод аналогов;2) экспертный метод; 3) расчетный метод.
Из обращения Минусинского городского суда, предположительно следует, что при установлении нормативов потребления коммунальных услуг, при обстоятельствах, изложенных в обращении, был применен расчетный метод.
В соответствии с нормами пункта 44 Правил, нормативы потребления коммунальных услуг с применением расчетного метода определяются по формулам, предусмотренным разделом II приложения к Правилам.
На основании вышеизложенного сообщают, что применение норматива потребления коммунальных услуг установленного способами расчета отличными от содержащихся в Правилах, при расчетах за коммунальные услуги с гражданами является не правомерным, и прямым нарушением норм Федерального жилищного законодательства. (.1л.д.276-277)
Анализируя все исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности суд приходит к следующим выводам:
заинтересованное лицо1 была полномочна на принятие норматива потребления коммунальных услуг.
По данному вопросу 26 декабря 2005 года было принято решение «Об утверждении нормативов потребления и тарифов на коммунальные услуги" № 13-115р. Вступающее в законную силу со дня опубликования в средствах массовой информации, но не ранее 1 января 2006 г. Данным решением в том числе утвержден норматив потребления коммунальной услуги - центральное отопление - 0,0214 Гкал/м2 на одного человека в месяц. Вышеуказанное решение было опубликовано в средствах массовой информации 27 декабря 2005 г. и вступило в силу с 01 января 2006 года.
Таким образом, судом установлено, что оспариваемое Решение заинтересованного лица1 обладает существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, а именно оно издано управомоченным органом местного самоуправления, правовые нормы, содержащиеся в нем, обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение, направлены на урегулирование общественных отношений.
Данное решение принято в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.
Вместе с тем, содержание оспариваемого Решения в части установления нормативов потребления коммунальных услуг на отопление не соответствует нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Так, на момент принятии оспариваемого Решения действовали Правила предоставления коммунальных услуг и Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 26.09.1994 N 1099 (ред. от 13.10.1997).
Как следует, из пояснений представителей заинтересованного лица2, подготовившей и представившей в заинтересованному лицу 1 проект оспариваемого решения при его принятии в основу расчетов норматива потребления на отопление было положено фактическое потребление тепловой энергии на нужды отопления за предшествующие годы и договорные нагрузки тепловой энергии по жилым домам в расчете на календарный год. При этом тепловые нагрузки были определены в соответствии с Методикой определения количеств тепловой энергии и теплоносителя в водяных системах коммунального теплоснабжения МДС 41-4.2000 (практическое пособие к Рекомендациям по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы), которая была разработана в развитие утвержденных Госстроем России (Приказ от 11.10.99 N 73) "Рекомендаций по организации учета тепловой энергии и теплоносителей на предприятиях, в учреждениях и организациях жилищно-коммунального хозяйства и бюджетной сферы".
Согласно пояснениям представителей заинтересованного лица2 в основе данной Методики лежит применение балансового метода расчетов тепловой энергии, предусмотренного Правилами ПР-34-70-010-1985, в которых указано, что до выхода соответствующих нормативных документов определение расхода тепловой энергии у потребителей при временном отсутствии приборов учета рекомендуется осуществлять в соответствии с разделом 5 данного документа. Однако, на сегодняшний день такой нормативный документ имеется – это Постановление Правительства № 306, предусматривающие определение количества тепловой энергии, отпущенной для нужд потребителей, когда в жилом доме отсутствует прибор учета.
Кроме того, как следует из пояснений представителя заинтересованного лица1 при принятии решения об утверждении норматива потребления коммунальной услуги на отопление, депутаты руководствовались пояснительной запиской к проекту решения, составленной зав. отделом цен администрации О.А. Богдановой, из которой следует, что расчет произведен исходя из отапливаемой площади в размере 838,0 тыс. м 2. Однако, как следует из представленных данных, согласованных с КУМИ города на 2004 год общая площадь жилого фонда по <адрес>, применяемая при расчете коммунальной услуги в виде отопления составляет 989,3 тыс. м2. Таким образом, при определении оспариваемого норматива вышеуказанная площадь была необоснованно занижена.
Кроме того, с 9 июня 2006 года действуют Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 306.
Таким образом, органы местного самоуправления были обязаны установить нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, отоплению и водоотведению в соответствии с вышеуказанным постановлением Правительства РФ.
В соответствии с п.п. 8,9,10 данных Правил установление нормативов потребления коммунальных услуг производится по инициативе уполномоченных органов или ресурсоснабжающих организаций.
Нормативы потребления устанавливаются по каждому виду и составу предоставляемых коммунальных услуг, которые определяются степенью благоустройства многоквартирного дома или жилого дома.
Нормативы потребления коммунальных услуг устанавливаются едиными для многоквартирных домов и жилых домов, имеющих аналогичные конструктивные и технические параметры, а также степень благоустройства. При различиях в конструктивных и технических параметрах, а также степени благоустройства нормативы потребления коммунальных услуг дифференцируются.
Суд считает, что общеизвестным фактом является то, что в <адрес> существуют жилые дома различной этажности, выстроенные из различных строительных материалов, имеющие различную степень благоустройства.
Как усматривается из оспариваемого решения, им фактически установлен единый норматив потребления коммунальных услуг по отоплению для всех многоквартирных и жилых домов, без каких либо признаков дифференциации.
Согласно п. 14 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг необходимо их определить либо рассчитать по формулам согласно приложению.
В соответствии с п. 20 Правил для установления нормативов потребления коммунальных услуг применяются следующие методы: 1) метод аналогов; 2) экспертный метод;3) расчетный метод.
Согласно п. 24 Правил решение о применении одного их методов либо их сочетания принимается уполномоченными органами.
Как усматривается из оспариваемого решения и пояснений участников по делу при определении норматива был применен метод расчета не содержащийся в вышеуказанных Правилах.
Таким образом, проверяя законность оспариваемого нормативного правого акта, суд приходит к выводу о том, что пп. 1.1. п.1 Решения заинтересованного лица1 <адрес> от 26 декабря 2005 года № 13-115р в части утверждения нормативов потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,0214 Гкал/м2/1 чел. в месяц противоречит действующему законодательству, а именно Постановлению Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг".
Доводы представителей заинтересованного лица1 и заинтересованного лица2 о том, что оспариваемое Решение на момент его принятия соответствовало действующему законодательству, регулирующему установление нормативов потребления коммунальных услуг, в связи с чем, в настоящее время не может быть признано недействующим, судом расцениваются как несостоятельные, поскольку согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, суд в соответствии с частью 2 статьи 253 ГПК РФ признает этот нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Кроме того, в пояснительной записке к проекту оспариваемого решения, исходя из которой, и были утверждены нормативы потребления коммунальной услуги на центральное отопление применены показатели отапливаемой площади не соответствующие фактическим показателям.
Также из вышеуказанной пояснительной записки следует, что рост норматива потребления к действующему составляет 1122,6 %. Увеличение произошло по причине изменения методики расчета с 01.06.2000 г. тепловых нагрузок с введением коэффициента инфильтрации (к=1,08) для жилых и общественных зданий, учитывающих потери тепловой энергии через наружные ограждения, а также включения в данный норматив потерь в отпаченых тепловых сетях (т.1 л.д. 179) Увеличение тепловой нагрузки на величину потерь в отпаечных сетях противоречит п. 8 Постановления Правительства РФ от13 августа 2006 г. № 491, утвердившему «Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме» определяющего границу эксплуатационной ответственности – внешняя стена многоквартирного дома.
Таким образом, представителем заинтересованного лица1 и заинтересованного лица2 не представлено доказательств, подтверждающих законность расчетов норматива потребления коммунальной услуги на центральное отопление, утвержденного оспариваемым Решением. Более того, в вышеприведенных письмах первого заместителя Главы заинтересованного лица2, адресованных председателям ТСЖ «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>» приведен иной расчет норматива, где продолжительность отопительного сезона указана 7,4 мес., а площадь жилищного фонда 1357800 м2. При этом, данные письма и пояснительная записка к проекту оспариваемого Решения были составлены одним и тем же лицом - Богдановой О.А., - зав. Отделом цен заинтересованного лица2.
В соответствии с п.16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" в соответствии с частью 1 статьи 249 ГПК РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия нормативного правового акта, и его законности возлагается на орган или должностное лицо, принявшие оспариваемый акт.
Таким образом, при отсутствии в муниципальном образовании установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. №306 нормативов потребления коммунальных услуг по отоплению исполнители по вине органов местного самоуправления теряли легитимное право начислять плату за коммунальные услуги в виде отопления.
Приходя к выводу о том, что часть оспариваемого нормативно правового акта противоречит нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд также руководствуется п.3 Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 N 306 (ред. от 06.05.2011) "Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг" согласно которому разъяснения по применению Правил, утвержденных настоящим Постановлением, дает Министерство регионального развития Российской Федерации.
Из ответа Министерства регионального развития РФ на судебный запрос следует, что если до вступления в силу указанных Правил на территории муниципального образования был утвержден норматив потребления коммунальных услуг, на основании ранее действовавших нормативных правовых актов, такой норматив должен быть пересмотрен и изменен в соответствии с требованиями Федерального жилищного законодательства. (т.1 л.д. 277)
Довод представителей заинтересованного лица1 и заинтересованного лица2 о том, что оспариваемый нормативный правовой акт не затрагивает права, свободы и законные интересы заявителей, так как дома, где расположены квартиры Пургиной Т.П. и Зиминой Е.В. оборудованы общедомовыми приборами учета тепловой энергии, судом расценивается как несостоятельный, поскольку при рассмотрении дела установлено, что ресурсоснабжающая организация ОАО «<данные изъяты> обратилась в Арбитражный суд Красноярского края к ТСЖ «<данные изъяты>», которым обслуживается многоквартирный дом, где расположена квартира Пургиной Т.П. и ТСЖ «<данные изъяты>», которым обслуживается многоквартирный дом, где расположена квартира, принадлежащая Зиминой Е.В. с исками о взыскании задолженности за тепловую энергию за те периоды, когда приборов учета не имелось. Как пояснили заявитель Пургина Т.П. прибор учета на доме по адресу <адрес>, был установлен 10.03.2009 г., зарегистрирован 01.04.2009 г., данный факт заинтересованными лицами оспорен не был.
При этом, ОАО «<данные изъяты> произвело расчет тепловой энергии исходя из оспариваемого норматива потребления. Таким образом, взысканные с ТСЖ денежные суммы будут предъявлены к собственникам жилых помещений вышеуказанных многоквартирных домов.
Кроме того, на основании оспариваемого нормативного правового акта производится расчет платы за коммунальные услуги населению <адрес>, что нарушает права и законные интересы потребителей коммунальных услуг.
Таким образом, действующие нормативы потребления коммунальных услуг по центральному отоплению, утвержденные Решением заинтересованного лица1 от 26 декабря 2005 года № 13-115р, установлены с нарушением федерального законодательства.
В силу положений ч.2 ст. 253 ГПК РФ установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.
Согласно п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 (ред. от 10.06.2010) "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части" если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.
Принимая во внимание, что оспариваемый нормативный правовой акт в части установления норматива потребления коммунальной услуги по центральному отоплению действует до настоящего времени на его основании производится расчет платы за коммунальные услуги, а также начисляются субсидии, суд считает необходимым признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим пп. 1.1. п.1 Решения заинтересованного лица1 от 26 декабря 2005 года № 13-115р в части утверждения нормативов потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,0214 Гкал/м2/1 чел. в месяц, со дня вступления решения суда в законную силу
В соответствии с ч.3 ст. 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
С учетом изложенного сообщение о принятом решении суда по вступлении в законную силу подлежит опубликованию в газете «Власть труда».
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 258 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Пургиной Т.П. и Зиминой Е.В. удовлетворить частично.
Признать противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пп. 1.1. п.1 Решения заинтересованного лица1 от 26 декабря 2005 года № 13-115р в части утверждения нормативов потребления населением коммунальной услуги на центральное отопление в размере 0,0214 Гкал/м2/1 чел. в месяц.
В удовлетворении остальной части требований отказать.
По вступлении решения в законную силу сообщение о принятом решении подлежит опубликованию в газете «Власть труда».
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение 10 дней с момента принятия в окончательной форме.
Председательствующий:
Мотивированное решение составлено 24 октября 2011 года.